Автор: Бухсаева Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в литературную страну"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока
по предмету
литературное чтение
Тема: «Путешествие в литературную страну».
Подготовила:
Бухсаева Татьяна Петровна,
учитель начальных классов
Тема. Путешествие в литературную страну.
Цели урока: обобщить знания детей по разделу « Поэтическая
тетрадь 1»; учить выразительно читать стихотворения, видеть и
понимать настроение лирического героя; прививать любовь к
природе, к слову.
Ход урока
I . Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в
Литературную страну. Но она очень большая. (1 слайд)
- Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами
отправимся? ( Предположения детей).
- Да мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной
страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и
сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
(2 слайд)
II. Остановка « Узнай поэта».
- Надо правильно назвать полные имена поэтов.
Тютчев
Афанасий Афанасьевич
Никитин
Иван Захарович
Суриков
Фёдор Иванович
Фет
Иван Савич
(3 слайд0
( Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван
Савич Никитин, Иван Захарович Суриков).
(4 слайд)
III. Остановка « Вспомни стихи».
(5 слайд)
1. Обсуждение названия остановки.
- А сейчас вы узнаете, куда мы попали. А помогут нам в этом
пословицы. Догадайтесь,о чём идёт речь.
1) Больше его - больше снега
Больше снега – больше хлеба.
2) Он от ветра защищает, урожаю помогает.
3) Много его – не губи,
Мало его – береги,
Нет его – посади.
4) Волков боятся – в него не ходить.
5)Чем дальше в него, тем больше дров. ( Лес).
Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых
говорится о лесе. (6 слайд)
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
( «Зима», И. З. Суриков)
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из - под черных кудрей.
Словно рад он чему,-
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
( «Встреча зимы», И. С. Никитин)
Неколючий, светло-синий
По ветвям развешен иней-
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
( А. А. Фет)
2.Работа по карточкам со стихами.
- Определите автора стихотворений, которые вы получите.
(Карточки можно дать на 3 ряда. Дети собираются в группы, читают
и называют автора.)
Вот зима. Трещат морозы.
На солнце искрится снежок.
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперёк.
Ползёт, скрипит дубовый полоз,
Река ли, степь ли – нет нужды:
Везде проложатся следы!
На мужичке белеет волос,
Но весел он, идёт- кряхтит,
Казну на холоде копит.
( И. С. Никитин)
Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она!
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
( А. А. Фет)
Под дыханьем непогоды,
Вздувшись, потемнели воды
И подернули свинцом –
И сквозь глянец их суровый
Вечер пасмурно – багровый
Светит радужным лугом,
Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые
И – уносит их поток…
( Ф. И. Тютчев) ( 7 слайд)
IV. Остановка «Глухая деревушка» (8 слайд)
1. Беседа о причине остановки.
- Ребята, идем мы дальше, а на пути встречается глухая
деревушка в Ярославской губернии. Почему мы сюда попали, вы
должны догадаться. Я вам дам подсказку с помощью пословиц и
поговорок.
Оно дороже богатства.
Его сгубишь – новое не купишь.
Чистота – залог его. (Здоровье.)
Они не в тягость, а в радость.
Их наказывай стыдом, а не кнутом.
Малые они – малая печаль,
Большие они – большая печаль. (Дети.)
-Итак, вы получили две подсказки: здоровье и дети. Как они могут
быть связаны с глухой деревушкой в Ярославской губернии?
( Это Иван Захарович Суриков. Жизнь его была очень тяжелой.
Умер он в 39 лет от чахотки. Но детство его было счастливым.)
2. Чтение детьми наизусть понравившихся отрывков из
стихотворений И. З. Сурикова.
V. Остановка « Художественная ».
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Фотоаппарат мы с
вами не взяли, но можно на память нарисовать картины.
- Я прочитаю строчки знакомого вам стихотворения, а вы, работая
группами рисуете. В результате у нас получится вернисаж картин о
нашем путешествии.
Учитель читает:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей… (9 слайд)
VI. Итог путешествия.
- Подведем итог. Понравилось вам путешествие? Кто лучше всех
знал материал и помог нам двигаться дальше в пути?
Спасибо за урок. (10 слайд)