Автор: Рыболовская Анна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2070
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методические рекомендации по проведению урока
Тема: "Проводим линии " УМК "Планета знаний " 1 КЛАСС
Раздел: начальное образование
Рыболовская Анна Валерьевна
учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070 г. Москвы
Методические рекомендации по проведению урока «Проводим лини»
УМК «Планета знаний» 1 класс
Аннотация: статья описывает опыт проведения урока - практикума в 1
классе по математике. Занятие построено с учетом требований ФГОС
НОО.
Дети
самостоятельно
формулируют
тему
урока,
учатся
моделировать, проектировать, делать выводы.
Учащиеся работают парами
и группами, что помогает формировать универсальные учебные действия.
Задачи урока:
1.
Познакомить детей с начальными геометрическими понятиями «точка»,
«кривая и прямая линии». Учить распознавать и чертить их. Прививать
навык использования линейки.
2.
Развивать
математическую
речь,
пространственное
мышление,
умение
рассуждать, зрительно- моторную координацию, восприятие.
3.
Воспитывать
самостоятельность,
усидчивость,
аккуратно сть,
коммуникативные навыки.
Проблема урока: Как начертить прямую линию. Как отличить прямую линию
от кривой.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Прозвенел звонок -
Начинает урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Повторение изученного материала.
- Какой четвертый день недели?
1
- Сколько времен года?
- Какое сегодня число?
- Сколько шей у четырех журавлей?
Чистописание: Продолжи ряд 4 44 444 ….
Игра с мячом «Числовой ряд» ( последующее, предыдущее, соседи числа,
увеличь на 1, уменьши на 1 и т.д.)
3.Постановка темы и целей урока
Сегодня
мы
отправляемся
в
увлекательное
путешествие
по
стране
Геометрия.
Отгадав
загадку,
вы
узнаете,
кто
будет
нам
помогать
в
путешествии.
Я черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в середине,
Я с острым ножиком дружу
И что хочу- изображу… ( карандаш)
Вместе нами будет путешествовать Карандаш. Это не простой Карандаш,
а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с
жителями страны Геометрии.
2
-Наш волшебный карандаш ткнул «носом» в лист бумаги.
Что же получилось? (Точка)
Отметьте и вы в тетрадях несколько точек.
- Что они вам напоминают?(Крошки, звезды и т.д.)
-А теперь соедините две точки. Что у вас получилось? (Линия)
-Как вы думаете, можно ли нарисовать линию без точек? (Можно)
-Начертите линию и отметьте на ней, сколько хотите, точек. Сколько
получилось точек? ( Много) Какие линии получились? ( Кривые) Почему
они называются кривыми? ( Они неровные, проводятся от руки)
Ровную линию провести очень трудно. Чтобы получилось ровно, надо
использовать
инструмент.
А
как
он
называется,
вы
узнаете,
отгадав
загадку:
Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я? .. (Линейка)
-Кто знает, как чертить с помощью линейки? ( Надо прижать ее к листу и
проводить карандаш вдоль линейки)
-Начертите такую линию. Как бы вы назвали этот чертеж? (Прямая)
-Почему
вы
его
так
назвали?
Чем
эта
линия
отличается
от
кривой?
Поставьте на прямой точку.
-Как вы думаете: Что мы будем изучать на уроке? Какая цель нашей
работы? ( Учиться распознавать и чертить линии)
4. Практическая работа
У каждого ребенка на парте 2 листа бумаги. Учитель просит согнуть лист
бумаги, прогладить линию сгиба и развернуть.
-Какая линия получилась? (Прямая.) А как это доказать? (Приложить к
ней линейку, линия должна совпасть.)
3
-Поставьте на листе точку и согните лист так, чтобы линия проходила по
точке. Раскройте лист. Какая линия получилась? (Прямая)
-А можете ли вы по-другому сложить лист, чтобы эта точка также
получилась на линии? Дети выполняют.
-Докажите, какая линия получилась? Повторите 2 раза.
-Сколько раз можно так сгибать лист, через одну точку? ( Много)
Ученики берут другой листок бумаги.
-Обозначьте
на
листе
две
точки,
сложите
лист
так,
чтобы
обе
точки
оказались
на
линии
сгиба?
Разверните
лист.
У
всех
получилось?
Проверьте,
какая
это
линия?
(Прямая.)
Дети
проверяют,
прикладывая
линейку.
Фото1. Практическая работа
-А можно по-другому сложить лист, чтобы опять эти обе точки оказались
на линии сгиба? (Учащиеся убеждаются, что по - другому согнуть нельзя.)
-Давайте сделаем вывод. Какое важное открытие мы сделали при помощи
волшебного
Карандаша?
(
Через
одну
точку
можно
провести
много
прямых линий, а через две точки только одну прямую линию.)
-Давайте попробуем теперь провести кривые линии через одну точку.
(Дети выполняют.) Сколько кривых можно провести через одну точку?
(Много.) А теперь проведем кривые линии через две точки? Нужна ли нам
линейка? ( Не нужна, кривые можно провести без линейки.) Сколько
кривых линий можно провести через две точки? (Много.)
Физкультминутка. Игра «Точки и ластик»
4
Ученики
становятся
в
круг,
изображая
«точки».
В
центре
круга
–«ластик»,
у
которого
закрыты
глаза.
Дети
идут
по
кругу
со
словами:
1, 2, 3, 4, 5 вышли точки погулять.
Вдруг резинка выбегает и одну из них стирает.
«Резинка»
(ластик)
подходит
и
«стирает»
(дотрагивается
с
закрытыми глазами) до одной из «точек».
Что тут делать? Как тут быть?
Надо думать и чертить.
«Точка» становится «ластиком», а «ластик» встает на место «точки»
5.Закрепление
Репродукция картины В. Кандинского «Небольшая мечта в красном»
-Посмотрите на репродукцию картины Василия Кандинского «Небольшая
мечта в красном». Какие из них прямые, а какие кривые?
-Возьмите карточки.
5
Красным
карандашом
обведите
прямые
линии,
а
синим
карандашом
обведите
кривые
линии.
Поменяйтесь
работами
с
соседом.
Сколько
прямых
получило сь?
Сколько
кривых
линий
п о л у ч и л о с ь ?
(Взаимопроверка)
Фотография 2. Работа в парах. Взаимопроверка
6. Подведение итогов
-Что вы узнали на уроке? Достигли ли целей урока, сможете различить
прямые и кривые линии? С помощью какого чертежного инструмента
можно распознавать линии? У вех ли получалось чертить прямые линии?
-Приведите пример кривых линий вокруг нас. Приведите примеры прямых
линий вокруг.
6
-Ребята, вы хорошо поработали на уроке, и за это волшебный Карандаш
решил открыть тайну: «Конца и начала у линий нет».
7. Рефлексия
-Подумайте, все ли у вас получилось на уроке. И отметьте себя точкой, на
какой ступеньке лестницы вы находитесь:
_ _ _ _ _ _ _
я
м о г у
н а у ч и т ь
других…
_______ у меня получилось…
____________ мне было трудно…
7