Автор: Руденок Светлана Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ гимназия №7
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологическая карта урока по теме "Музыкальный портрет" в разделе "Музыка и изобразительное искусство". 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Класс: 5 Предмет:
Музыка
Составил:
Руденок Светлана Александровна,
учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия №7 Красноармейского района Волгограда»
Тема урока
Тип урока
«Музыкальный портрет»
3 урок в разделе «Музыка и изобразительное искусство».
Авторская программа «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2010. 90, [6] с.).
Комбинированный
Планируемый результат
Предметные
размышлять о взаимосвязи
музыки с жизнью и другими
видами искусства;
иметь целостное представле-
ние о жанре музыкального
портрета; выявлять главные
отличительные особенности
жанра «портрет» в музыке.
Метапредметные
использовать различные источники
информации для решения учебных и
жизненных задач;
уметь организовать и анализировать
собственную учебную деятельность,
вносить необходимые коррективы;
учитывать другое мнение и позицию;
уметь аргументировано отстаивать
свою точку зрения;
уметь сотрудничать с учителем и
сверстниками;
размышлять о воздействии искусства
на жизнь человека.
Личностные
знать культурные ценности своего
народа;
проявлять готовность к
самообразованию в области
искусства.
Основные термины и поня-
тия
Портрет в музыке и живописи. Отличительные особенности «музыкального портрета». Возможности
музыкального искусства в изображении человека. «Музыкальные портреты» в вокальных и инструмен-
тальных произведениях.
Проблема урока
Может ли музыка выразить характер человека?
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствует учащихся,
фиксирует отсутствующих;
организует внимание учащихся;
проявляет последовательность в
предъявлении требований
Самостоятельно организуют своё
рабочее пространство;
готовятся к продуктивной работе на
уроке; эмоционально
настраиваются на урок
Личностные: проявлять эмоцио-
нальную отзывчивость, доброже-
лательность Коммуникативные:
планировать учебное сотрудниче-
ство с учителем и одноклассника-
ми
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРО-
ВАНИЕ
Актуализирует знания, умения,
действия, жизненный опыт уча-
щихся, необходимые для реше-
ния учебной проблемы; задаёт
вопросы проблемного характера.
Предлагает прослушать произве-
дение Г.В. Гладкова «Песня о
картинах» и ответить на вопро-
сы:
о каких жанровых разновидно-
стях изобразительного искусства
идет речь в песне?
к какому из этих жанров отно-
сится картина И. Репина «Про-
тодьякон»?
что означает понятие «портрет» в
изобразительном искусстве?
По-
буждает учащихся к
формулировке цели и темы
Проявляют готовность к активной
учебно-познавательной
деятельности;
отвечают на вопросы, используя
свой жизненный опыт;
аргументируют свою
точку зрения;
решают поставленную проблему;
высказывают гипотезу о возмож-
ном существовании
понятия «портрет» в музыке;
формулируют цель урока вместе с
учителем
Познавательные:
анализировать произведения ис-
кусства;
делать выводы;
определять основные понятия,
ориентируясь в собственной си-
стеме знаний
Регулятивные:
излагать своё мнение в диалоге,
аргументируя его;
формулировать учебную пробле-
му;
определять цель учебной
деятельности;
выдвигать свои версии решения
проблемы
Коммуникативные:
уметь слушать и слышать мнение
других людей;
урока;
организует поиск решения
проблемы с помощью подводя-
щего диалога:
может ли портрет передать ха-
рактер человека?
существует ли этот жанр в музы-
кальном искусстве?
может ли музыка выразить ха-
рактер человека?
Подводит к определению темы
урока, записывает её на доске
корректировать своё мнение
Личностные:
определять границы собственно-
го «знания" и «незнания»
3.ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНА-
НИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Обеспечивает восприятие,
осмысление учащимися
изучаемого материала,
существенных признаков
понятий.
Организует работу в парах.
Предлагает осуществить
сравнительный анализ
музыкального произведения
(одному ученику) и
живописного (его напарнику) в
таблице.
Муз. произведение:
М. Мусоргский. Песня Варлаама.
Опера «Борис Годунов».
Картина: И. Репин «Протодья-
кон»
Предлагает оценить ответы
напарника.
Выявляет пробелы первичного
осмысления изученного
материала, неверные
Устанавливают рабочие
отношения в группе;
организуют учебное планирование
и сотрудничество;
включаются в самостоятельную
деятельность по созданию новых
знаний путём коллективно-
распределительной деятельности в
паре;
анализируют музыкальные и жи-
вописные произведения; формули-
руют собственные затруднения и
устанавливают их причины:
анализируют и оценивают свою де-
ятельность и одноклассников.
Познавательная:
сопоставлять произведения му-
зыки и живописи;
выявлять общее и различное в
этих произведениях;
анализировать, сравнивать;
понимать жизненное содержание
произведений искусства;
уметь добывать новые
знания
Регулятивная:
выдвигать версии решения
проблемы, выбирать средства до-
стижения цели в паре
Коммуникативная:
уметь работать в группах; от-
стаивать свою точку зрения, при-
водить аргументы
Личностные:
принять на себя роль слушателя;
проявлять интерес к теме; эмоци-
онально откликаться на произве-
представления учащихся.
Постоянно обращается к классу
с просьбой дополнить, уточнить
или исправить ответ ученика.
Оценивает результаты
выполненных заданий.
дения искусства; включать фанта-
зию и творческое воображение в
процессе восприятия и анализа
музыкальных образов.
4. ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ
ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО И
ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Организует деятельности
учащихся по отработке
изученных знаний и способов
действий посредством их
применения по образцу и
измененных ситуациях.
Предлагает прослушать пьесу
«Гном» М. Мусоргского и
ответить на вопросы:
О чём больше говорит музыка –
о внешнем облике персонажа или
о его внутреннем мире?
Может ли музыка выразить
характер героя?
Как музыка «рисует» портрет?
Каковы отличительные
особенности музыкального
портрета?
Организует самостоятельную
деятельность детей по поиску и
систематизации знаний из
литературных источников.
Дают предполагаемую
характеристику музыкальному
портрету, используя определения
средств музыкальной
выразительности (мелодия,
динамика, темп и т.д);
называют источники и методы
поиска информации, которые им
известны;
знакомятся с последовательностью
действий, предложенных
учителем;
осуществляют проверку своих
знаний, обращаясь к учебнику на
стр.135.
Познавательная:
находить информацию,
необходимую для решения
учебных задач в учебнике,
осознавать необходимость нового
знания.
Регулятивные:
действовать в соответствии с по-
ставленной задачей, отслеживать
понимание нового материала, осу-
ществлять контроль.
Коммуникативная:
осознанно использовать речевые
средства в соответствии с
ситуацией общения;
доносить свою
мысль до других.
Личностные:
эмоционально откликаться на
произведение музыкального ис-
кусства;
обогащать и усложнять словар-
ный запас новыми музыкальными
понятиями
5.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМО-
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСО-
БОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕФЛЕК-
СИИ
Выявляет качество и уровень
усвоения учащимися знаний.
Можно ли назвать произведения
Осуществляют самостоятельную
деятельность по самоконтролю
(проверке правильности действий),
Познавательные:
анализировать и обобщать свои
знания в области изучаемой темы
М. Мусоргского, звучавшие на
уроке, музыкальными
«портретами»?
Так значит, существует понятие
«музыкальный портрет»?
Организует самостоятельную
деятельность детей по
самооценке, взаимооценке
знаний.
Предлагается назвать моменты
урока, которые вызвали затруд-
нения или наибольший интерес в
процессе решения проблемы.
Анализирует
этапы урока, которые помогли
достичь цели.
Предлагает устно закончить
следующие предложения,
обозначенные на экране:
"На сегодняшнем уроке я понял,
что…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Сегодня мне удалось…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
Я научился…";
"Меня удивило…"
Предлагает художественно
оформить своё эмоциональное
состояние, нарисовать мини-
портрет (смайлик).
выявлению ошибок;
анализируют и оценивают свою де-
ятельность
выстраивать речевые
высказывания в устной и
письменной форме
Регулятивные:
выполнять действия по
самооценке правильности
выполнения учебной задачи и
определять степень достижения
цели;
фиксировать собственные
затруднения в деятельности,
выявлять их причины
Коммуникативная:
осознанно использовать речевые
средства
Личностные:
осуществлять самоидентифика-
цию,
собственной деятельности;
давать адекватную позитивную
самооценку;
определять границы
собственного «знания « и
«незнания».
6.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДО-
МАШНЕМ ЗАДАНИИ
Предлагает учащимся три
варианта домашнего задания:
1. рабочая тетрадь стр. 18-19
(какая музыка соответствует
характеру портретов,
представленных в рабочей
тетради)
2. Найти информацию о М. П.
Мусоргском, используя средства
ИКТ. Подумать: можно ли его
назвать великим музыкальным
«портретистом»?
3. Найти примеры музыкальных
«портретов» в творчестве М.
Мусоргского и других русских
композиторов.
Организует деятельность
учащихся по самостоятельному
определению содержания и
объема той работы, которую
каждому из школьников нужно
выполнить индивидуально дома.
Обеспечить понимание учащихся
цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания.
Определяют объем и содержание
своей домашней работы, относя-
щейся к следующему этапу обу-
чения;
разрабатывают, намечают в общих
чертах план индивидуальных дей-
ствий.
Познавательная:
самостоятельно создавать
алгоритм деятельности при
решении проблем творческого
характера;
находить (в различных источника,
в т. ч., используя ИКТ)
достоверную информацию для
решения учебных и жизненных
задач;
анализировать существующее
разнообразие музыкальной
картины мира
Регулятивные:
уметь определять проблему,
ставить учебные цели
Коммуникативная:
уметь выражать свои мысли,
обосновывать собственное
мнение
Личностные:
проявлять эмоционально-
ценностное, заинтересованное
отношении к музыке;
размышлять о роли искусства в
жизни человека