Напоминание

Куклы наших бабушек


Автор: Волгина Лариса Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "ДЮЦ"Радуга" р.п.Каргаполье
Населённый пункт: поселок Каргаполье, Курганская область
Наименование материала: конспект
Тема: Куклы наших бабушек
Раздел: дополнительное образование





Назад





Тема урока
: "Кукла-пеленашка"
Цель:
Пробудить познавательный интерес к народным традициям и духовным ценностям народа нашей страны. Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к культуре народа в художественном творчестве.
Образовательные
- познакомить с техникой бесшовного способа изготовления «куклы- пеленашки» с применением технологической карты.
Развивающие
- познакомить учащихся с бытом русского народа, через знакомство с куклами наших бабушек. - напомнить (познакомить) геометрические фигур используемые в технологии.
Словарь:
оберёг, люлька
Возраст: подготовительная группа, 1-2 класс

Тип занятия: знакомство с новой технологией
(изготовление куколки без иголки)
Форма деятельности учащихся
: групповая, индивидуальная.
Оборудование:

для детей:
ткань разного цвета (ситец) в форме: прямоугольника, квадрата, треугольника ; нитки красного цвета размером 15 см – 4 шт., ножницы, карандаш, клей, лента красного или синего цвета, технологическая карта «Кукла-пеленашка».
для педагога
: образец кукол разного размера, материалы, инструменты, ножницы, памятка при работе с ножницами, литература. “Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица). План урока:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Вступительная часть
. Тема, цель.
Изучение нового материала
: а) из истории кукол, быта русского народа

Практическая часть:
а) проверка наличия знаний о геометрических фигурах, б) правила работы с ножницами, в) работа с технологической картой, г) распределение заданий индивидуально.
Самостоятельная работа
: индивидуальная и фронтальная работа с учащимися.
Итог урока
: а) анализ работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.
Самоанализ урока
: дать краткую характеристику проведенного урока. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Вступительная часть. 3. Изучение нового материала - Знакомство с традициями и обычаями. В словаре В. Даля: «Кукла – это сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям. Дети до пяти лет играли одними игрушками, учились пеленать, кормить, укачивать, подражая взрослым. Самую первую куклу дети умели делать уже в пять лет. Самая первая кукла, которую учились делать именно дети, кукла-пеленашка. Использовалась заготовка для куколки – кора березки. Береза считает символом России, она и лечит и кормит и греет. Из свернутой в трубочки берестяной коры изготавливали незатейливых куколок. Существовал в каждой семье и свои обычаи: в каждому празднику с любовью изготовляли свою особую куклу. Использовали материалы, которые были в каждой семье: ткань, солома, лен, полочки. В 12 лет каждая девочка уже могла похвалиться в умении вышивать, шить, плести именно в кукле сделанной своими руками. Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы. Стихи, пословицы о березке.
Практическая часть
Работать будем коллективно с педагогом и при использовании технологической карты, будем проверять поэтапность работы, У каждого из вас на столе заготовки для куколки и материалы для оформления.
- Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе. - Учащиеся смотрят на образец «куколки-пеленашки», выполняют поэтапную работу вместе с педагогом, используя для помощи технологическую карту (см. Технологическая карта «Кукла- пеленашка»)
Итог урока
Внимание! Внимание! Веселое гуляние! Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод! И чтоб было нам веселей, Не забудем таких мы корней! Заведем хоровод, как в старину, Пеню русскую споем, да не одну! Педагог совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы. В конце урока создаётся выставка изделий и оценивание куколка-пеленашка. 9.
Организация домашнего задания:
Подобрать колыбельные песни.
Литература:
1) В.С. Горичева “Куклы”, Ярославль, “Академия, Ко”, 1999 г. 2) “Русские обряды и традиции. Народная кукла” Санкт-Петербург, “Паритет”, 2003 г. 3) В.В. Финягин “Изделия из бересты”, АСТ “Астрель”, Москва, 2001 г. 4) О.В. Фликова, М.В. Макарова, Е.Н. Чайковская и др. “Конспекты уроков по народной культуре” Гуманитарный издат. Центр “Владос”, Москва, 2003 г.
Технологическая карта «кукла-пеленашка» № Содержание занятий Иллюстрация Оборудование, материалы 1.
Проверить готовность

деталей:
- прямоугольник из белой ткани (рис. № 1) - квадрат цветной, яркий (№ 2) - треугольник цветной (размер половина квадрата) рис. № 3 Рис. № 1 Рис. № 2 Рис. № 3 Ножницы Нитки красные 15 см. – 4 шт. 2. Взять прямоугольник из бумаги размером с квадрат из ткани. Свернуть из бумаги с помошью карандаша трубочку и подклеить, карандаш убрать. Карандаш, клей Прямоугольник из бумаги Прямоугольник из ткани 3. Обернуть трубочку белым квадратом из ткани (пеленка), обмотать ниткой красного цвета и завязать два узла. 4. Взять треугольник сверху закрыть отверстие серединой треугольника (косынка), обмотать завязать. 5. Квадрат расположить на столе в форме ромба. Куколку разместить по середине, завернем ножки потом слева и справа в одьялко. 6 Выбрать ленту красного или синего цвета в зависимости от желания. Завязать ленточкой.
Контрольный тест «Знакомство с народными куклами»
Прямоугольник из бумаги Прямоугольник из ткани

1. Сколько видов кукол вы знаете?
а) 1 б) 2 в) 3
2. Из каких материалов чаще изготавливали куклы
? а) из ткани б) соломы в) природных материалов
3. Во сколько лет начинали вертеть куклы?
а) 5 б) 10 в)15
4. В каком возрасте девочка показывала в кукле все своё умение?
а) 5 б) 8 в) 12
5. Сколько видов кукол насчитывается в наше время?
а) 20-40 б) 40-60 в) 60-90
Контрольный тест «Знакомство с народными куклами» (проверяем)

1. Сколько видов кукол вы знаете?
а) 1 б) 2 в) 3
2. Из каких материалов чаще изготавливали куклы
? а) из ткани б) соломы в) природных материалов
3. Во сколько лет начинали вертеть куклы ?
а) 5 б) 10 в)15
4
.
В каком возрасте девочка показывала в кукле все своё умение?
а) 5 б) 8 в) 12
5. Сколько видов кукол насчитывается в наше время?
а) 20-40 б) 40-60 в) 60-90







В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники