Напоминание

Духовно – нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей


Автор: Земскова Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №26"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно – нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ «Лицей № 26»
Духовно – нравственная культура педагога как основа

развития нравственности детей.

Выполнила:
Земскова Марина Анатольевна, учитель начальных классов 2015 – 2016 г. Содержание 1
1. Роль образования в духовно-нравственном сплочении общества. Современный национальный воспитательный идеал. 2. Процесс обучения как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников. 3. Проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий. 4. Духовно – нравственное развитие педагога как основа его профессиональной культуры. 5. Педагогическая культура родителей. Модель выпускника 1 ступени 4 класса начальной школы. 2
«Все человеческое в человеке должно быть воспитано» А.С.Макаренко Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно- нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: 1. Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству; 3
2. Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; 3. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; 4. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, 5. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; 6. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; 7. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; 8. Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; 9. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. 4
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». 5
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока. 6
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации: 1. Организация образовательного процесса. Здесь важны:  новизна, практическая значимость подаваемого материала;  четкое структурирование;  логичное, яркое, контрастное выступление;  ритмичное чередование видов деятельности;  опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности. 2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие. 3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии. 4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе. 5. Чувство юмора. 6. Ситуация успеха. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии. 7
Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Теперь воздействуем на эмоциональную сферу. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений. Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто. Выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение самих детей - это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения. Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках приема «шести ролей: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Отношение «автор – литературное произведение – читатель» – процесс практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли «читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не имеют «готового» образа; автор создает его по законам искусства, а читатель «воссоздает». Работа в роли «критика» – литературно-критическая и нравственная оценка. Чтобы творчество автора и читателя было успешным необходимы знания по теории литературы – работа в роли «теоретика». Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию. Роль «историка» позволяет взглянуть на объект 8
обсуждения с точки зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача работы с литературным произведением – поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации (В.В. Сериков) Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность,педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко) В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу: - социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура); - профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и способностей); - индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья . К этому «набору качеств» нужно добавить еще одно – 9
духовность как устремленность личности к определенным целям, как главную интенцию ее внутреннего мира, как свидетельство ее направленности на высшие ценности и другого человека (гуманизм). Профессия учителя требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Задача учителя в его призвании сходна во многом с задачей родителей - отца и матери. В своем лице педагог может сочетать их родительские качества. Никто не относится к детям с такой любовью как их мать, в не зависимости от их проступков и ошибок, никто не берет на себя ответственность за детей перед обществом так как их отец. Поэтому, учителя по образу матери и отца должны иметь родительские качества, сходные с родительским отношением к ребенку. Сердечная заинтересованность педагога, его забота, участие в жизни подростка приносят самый наилучший результат. А любой формализм в деле воспитания приводит к результату обратному, ставит невидимую стену между учителем и учеником, препятствует действовать активно и плодотворно. Несомненно, что внутренний облик учителя формируется на протяжении всей е го профессиональной и личной жизни, но динамика этого продвижения и вектор его направленности должны быть неизменны. Развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует дополнительное образование во внеурочной деятельности. «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Велика роль курса «Краеведение» в духовно-нравственном становлении младших школьников. Основные цели курса: 10
 дать учащимся основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических и экономических особенностях;  познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной край. Необходимость введения курса связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Программа предполагает изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;  развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;  воспитать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;  развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира; сформировать ч у в с т в о ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия.... Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Основные формы деятельности 1. Учебная деятельность по предметам 2. Система классных часов, нетрадиционных уроков. 3. Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов. 11
4. Работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии. 5. Концерты, классные праздники 6. Проведение традиционных русских народных праздников. 7. Система мероприятий библиотеки 8. Традиционные общешкольные и классные коллективно-творческие дела. 9. Участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках 10.Организация родительского всеобуча. 11. Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий. 12.Участие в акциях 13.Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми 14.Уроки этикета. 15.Спортивные соревнования. 16.Игры: ролевые, русские народные и другие. Игровая деятельность остается одним из главных видов деятельности. Игра служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 12
Модель выпускника 1 ступени 4 класса начальной школы:  имеет широкий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями;  способен к установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляет сочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;  наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;  умеет замечать и приумножать красивое в искусстве, природе;  следит за своей внешностью, занимается физическими упражнениями  осознаёт ценностные нормы человеческой жизни;  ориентирован на здоровый образ жизни. Начальная школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не тол ь к о интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни ученика. 13
ЛИТЕРАТУРА: 1. Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992. 2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: В 4-х томах. – М.: Генезис, 2003 . 3. Н.И.Дереклеева «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г. 4. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49. 5. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003. 14


В раздел образования