Духовно – нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей
Автор: Земскова Марина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Лицей №26" Населённый пункт: город Саранск Наименование материала: статья Тема: Духовно – нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей Раздел: начальное образование
МОУ «Лицей № 26»
Духовно – нравственная культура педагога как основа
развития нравственности детей.
Выполнила:
Земскова Марина Анатольевна,
учитель начальных классов
2015 – 2016 г.
Содержание
1
1.
Роль образования в духовно-нравственном сплочении общества. Современный
национальный воспитательный идеал.
2.
Процесс
обучения
как
основа
духовно-нравственного
воспитания
младших
школьников.
3.
Проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более
продуктивных педагогических технологий.
4.
Духовно – нравственное развитие педагога как основа его профессиональной
культуры.
5.
Педагогическая культура родителей. Модель выпускника 1 ступени 4 класса
начальной школы.
2
«Все человеческое в человеке должно быть воспитано»
А.С.Макаренко
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной
задачей современной образовательной системы и представляют собой важный
компонент
социального
заказа
для
образования.
Ключевая
роль
в
духовно-
нравственном
сплочении
общества
отводится
образованию.
Школа
–
единственный
социальный
институт,
через
который
проходят
все
граждане
России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но
наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и
воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе
должна
быть
сосредоточена
не
только
интеллектуальная,
но
и
духовная,
культурная жизнь школьника.
Методологической
основой
разработки
и
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования
является
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция
определяет
цели
и
задачи
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности,
систему
базовых
национальных
ценностей,
принципы
духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
1.
Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России,
служение Отечеству;
3
2.
Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания,
правовое государство;
3.
Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,
милосердие, честь, достоинство;
4.
Человечество
–
мир
во
всем
мире,
многообразие
культур
и
народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество,
5.
Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
6.
Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям,
забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
7.
Труд
и
творчество
–
уважение
к
труду,
творчество
и
созидание,
целеустремленность и настойчивость;
8.
Традиционные российские религии – представление о вере, духовности,
религиозной
жизни
человека,
толерантности,
формируемые
на
основе
межконфессионального диалога;
9.
Искусство
и
литература
–
красота,
гармония,
духовный
мир
человека,
нравственный
выбор,
смысл
жизни,
эстетическое
развитие,
этическое
развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета
Земля, экологическое сознание.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять
урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Внеучебная
деятельность
школьников
–
понятие,
объединяющее
все
виды
деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно
решение
задач
их
воспитания
и
социализации
–
это
неотъемлемая
часть
образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований
федеральных
образовательных
стандартов
общего
образования.
Её
преимущества:
предоставление
учащимся
возможности
широкого
спектра
занятий, направленных на развитие школьника.
4
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных
нормах,
об
устройстве
общества,
о
социально
одобряемых
и
неодобряемых
формах
поведения
в
обществе
и
т.п.),
понимания
социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных
стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей
целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач
общества
и
государства
является
воспитание,
социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
5
Психологи
установили,
что
младший
школьный
возраст
характеризуется
повышенной
восприимчивостью
внешних
влияний,
верой
в
истинность
всего,
непосредственностью
в
поведении.
Эти
особенности
являются
залогом
обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте
возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в
воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении
ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и
безнравственному в поступках и во всем поведении.
Духовно-нравственное
воспитание
младшего
школьника
происходит
главным
образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место
разнообразных
коллективных
действий
и
переживаний,
накопления
опыта
нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной
работе,
для
успешного
осуществления
которой
необходимо
соотносить
свои
усилия
с
усилиями
других,
научиться
слушать
и
понимать
своих
товарищей,
сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и
принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство
радости
от
самого
процесса
получения
новых
знаний,
огорчения
от
неудач,
ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и
выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит
проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более
продуктивных
педагогических
технологий
(системно-деятельный
подход,
личностно-ориентированный),
способствующих
актуализации
собственной
деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических
проблем в духовно-нравственной практике.
Начнем
с
того,
что
нравственное
начало
пронизывает
всю
многогранную
практическую
деятельность
ребенка,
его
мотивационную,
эмоциональную
и
интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов
духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.
6
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к
себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только
тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы
для ее выполнения.
Мотивация
–
это
процессы,
определяющие
движение
к
поставленной
цели.
Существуют различные способы развития мотивации:
1.
Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
новизна, практическая значимость подаваемого материала;
четкое структурирование;
логичное, яркое, контрастное выступление;
ритмичное чередование видов деятельности;
опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
2.
Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии,
путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры,
выпуск газет, коллективных работ, другие.
3.
Проблемные
ситуации.
Противоречивость
материала
дает
эффект
удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным
стремлением личности к гармонии.
4.
Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие
деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5.
Чувство юмора.
6.
Ситуация успеха.
Ситуация
успеха
–
эффективный
стимул
познавательной
деятельности.
Для
стимулирования
нужна
более
высокая
оценка,
которая
приводит
детей
к
противоречию
–
«действительно
ли
я
такой».
Правильный
выход
из
данного
противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.
7
Мотивация
создает
благоприятные
условия
для
самореализации
личности
в
условиях современного образования.
Теперь воздействуем на эмоциональную сферу.
Принципиально
значимым
является
способ
воздействия
на
личность
ребенка
посредством художественных произведений.
Один
из
приемов
–
непосредственно
эмоциональное
вслушивание
–
требует
специального
внимания
учителя
и
специальной
организации
(использование
литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного
ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной
эмоционально-эстетической
атмосферы
средствами
разных
видов
искусства,
«погружение»
детей
в
эту
атмосферу,
глубокое
сопереживание,
созерцание.
Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих
детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому
случаться не слишком часто.
Выразительное
чтение
взрослого.
Чтение
взрослого
–
это
своего
рода
театр
одного
актера,
который
«своей
игрой»
(интонацией,
паузами,
расстановкой
акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и
оттенки.
Выразительное чтение самих детей - это своеобразный отчет себе самому о своем
понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Системно-деятельный
подход
предполагает
использование
на
уроках
приема
«шести ролей: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк».
Отношение
«автор
–
литературное
произведение
–
читатель»
–
процесс
практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора»,
то в роли «читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не имеют
«готового»
образа;
автор
создает
его
по
законам
искусства,
а
читатель
«воссоздает».
Работа
в
роли
«критика»
–
литературно-критическая
и
нравственная
оценка.
Чтобы
творчество
автора
и
читателя
было
успешным
необходимы знания по теории литературы – работа в роли «теоретика». Каждый
должен
побывать
в
роли
«художника»,
представляя
и
воображая
смоделированную
ситуацию.
Роль
«историка»
позволяет
взглянуть
на
объект
8
обсуждения с точки зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача
работы с литературным произведением – поставить учащихся в те роли, без
которых
невозможна
полноценная
читательская
деятельность,
помочь
детям
утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных
проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу
учащихся.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и
их
размышлениям
по
обсуждаемой
теме
через
моделирование
жизненных
ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в
ходе
реальных
отношений,
переживаний,
затрагивающих
его
личностные
ценности.
В
связи
с
этим
представляет
интерес
ситуационный
подход,
соответственно
которому
процесс
обучения
осуществляется
через
создание
личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации (В.В. Сериков)
Благодаря
созданию
личностно-развивающих
ситуаций
учащиеся
изучают
действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту,
что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных
произведениях.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого
учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность,педагогическая
любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся
непосредственно к педагогу:
-
социальные
и
общеличностные
(идейность,
гражданственность,
нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);
- профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность
по
специальности,
психолого-педагогическая
готовность
к
профессиональной
деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и
способностей);
- индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая
направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.);
эмоциональная
отзывчивость;
волевые
качества;
особенности
темперамента;
состояние здоровья . К этому «набору качеств» нужно добавить еще одно –
9
духовность как устремленность личности к определенным целям, как главную
интенцию ее внутреннего мира, как свидетельство ее направленности на высшие
ценности и другого человека (гуманизм).
Профессия учителя требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций,
любви. Задача учителя в его призвании сходна во многом с задачей родителей -
отца и матери. В своем лице педагог может сочетать их родительские качества.
Никто не относится к детям с такой любовью как их мать, в не зависимости от их
проступков и ошибок, никто не берет на себя ответственность за детей перед
обществом так как их отец. Поэтому, учителя по образу матери и отца должны
иметь родительские качества, сходные с родительским отношением к ребенку.
Сердечная заинтересованность педагога, его забота, участие в жизни подростка
приносят самый наилучший результат. А любой формализм в деле воспитания
приводит к результату обратному, ставит невидимую стену между учителем и
учеником, препятствует действовать активно и плодотворно. Несомненно, что
внутренний
облик
учителя
формируется
на
протяжении
всей
е го
профессиональной и личной жизни, но динамика этого продвижения и вектор его
направленности должны быть неизменны.
Развитию
личности,
раскрытию
его
способностей,
ранней
профориентации
и
духовно-нравственному воспитанию способствует дополнительное образование во
внеурочной деятельности.
«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, –
«основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти
ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к
самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице
нашей отечественной истории.
Велика роль курса «Краеведение» в духовно-нравственном становлении младших
школьников.
Основные цели курса:
10
дать учащимся основные знания об истории своего города, родного края, о
культурных, политических и экономических особенностях;
познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной
край.
Необходимость
введения
курса
связана
с
социальным
заказом
общества,
которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем
содержательнее
будут
занятия,
тем
более
действенными
окажется
они
для
воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего
народа.
Программа
предполагает
изучить
своеобразие
истории,
культуры,
природы
родного края;
развить
экологическое
мышление,
формировать
экологическую
грамотность;
воспитать
эмоционально
–
волевые,
нравственные
качества
личности
ребенка,
толерантное
отношение
к
людям
разных
национальностей,
вероисповеданий;
развить
креативность
младшего
школьника,
способность
к
позитивному
преобразованию
окружающего
мира;
сформировать
ч у в с т в о
ответственности
за
сохранение
и
приумножение
исторического
и
культурного наследия....
Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит
у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории
своей
страны
–
он,
как
правило,
равнодушен
к
своей
стране.
Вне
культуры
существование
человечества
на
планете
лишается
смысла».
Поэтому
надо
вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не
потребителем.
Основные формы деятельности
1.
Учебная деятельность по предметам
2.
Система классных часов, нетрадиционных уроков.
3.
Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.
11
4.
Работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии.
5.
Концерты, классные праздники
6.
Проведение традиционных русских народных праздников.
7.
Система мероприятий библиотеки
8.
Традиционные общешкольные и классные коллективно-творческие дела.
9.
Участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках
10.Организация родительского всеобуча.
11. Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий.
12.Участие в акциях
13.Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми
14.Уроки этикета.
15.Спортивные соревнования.
16.Игры: ролевые, русские народные и другие.
Игровая
деятельность
остается
одним
из
главных
видов
деятельности.
Игра
служит
средством
формирования
и
развития
у
ребёнка
многих
полезных
личностных
качеств.
Она
выступает
как
переходный
момент
к
включению
младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки
зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся —
один
из
самых
действенных
факторов
их
духовно-нравственного
развития
и
воспитания,
поскольку
уклад
семейной
жизни
представляет
собой
один
из
важнейших
компонентов,
формирующих
нравственный
уклад
жизни
обучающегося.
Повышение
педагогической
культуры
родителей
(законных
представителей)
рассматривается
как
одно
из
ключевых
направлений
реализации
программы
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального общего образования.
12
Модель выпускника 1 ступени 4 класса начальной школы:
имеет
широкий
познавательный
интерес,
любознателен,
владеет
мыслительными операциями;
способен
к
установлению
устойчивых
взаимоотношений
со
взрослыми,
сверстниками, проявляет сочувствие, может поделиться с другими, оказать
помощь;
наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и
большой Родине;
умеет замечать и приумножать красивое в искусстве, природе;
следит за своей внешностью, занимается физическими упражнениями
осознаёт ценностные нормы человеческой жизни;
ориентирован на здоровый образ жизни.
Начальная
школа
должна
стать
важнейшим,
структурообразующим
компонентом
общенационального
пространства
духовно-нравственного
развития
личности
гражданина
России,
средоточием
не
тол ь к о
интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни ученика.
13
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.
2.
Фопель
К.
Как
научить
детей
сотрудничать?
Психологические
игры
и
упражнения: В 4-х томах. – М.: Генезис, 2003 .
3.
Н.И.Дереклеева
«Азбука
классного
руководителя».
Начальная
школа.
Москва, 2008г.
4.
Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы,
технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и
студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.
5.
Чернилевский
Д.В.
Духовно-нравственные
ценности
образовательной
системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.
14