Календарно-тематическое планирование по окружающему миру -3класс.
Автор: Ребрина Любовь Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Новобелянская СОШ Населённый пункт: Воронежская область Кантемировский район с Новобелая Наименование материала: Учебная программа Тема: Календарно-тематическое планирование по окружающему миру -3класс. Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
—
формирование
целостной
картины
мира
и
осознание
места
в
нём
человека
на
основе
единства
рационально-научного
познания
и
эмоционально-ценностного
осмысления
ребёнком
личного
опыта
общения с людьми и природой;
«ОКРУ
ЖАЮЩ
ИЙ
УМК
«ОКРУ
ЖАЮЩ
ИЙ
МИР»
3класс.
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают
дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный
характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт
обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и
системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт
ученику
ключ
(метод)
к
осмыслению
личного
опыта,
позволяя
сделать
явления
окружающего
мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать
направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обе-
спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир»
представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого
мира.
В
основной
школе
этот
материал
будет
изучаться
дифференцированно
на
уроках
различных
предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и
других
дисциплин.
В
рамках
же
данного
предмета
благодаря
интеграции
естественно-научных
и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен-
ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования
системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося
на
этнокультурное
многообразие
и
общекультурное
единство
российского
общества
как
важнейшее
национальное
достояние
России.
Таким
образом,
курс
создаёт
прочный
фундамент
для
изучения
значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-
ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные
связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс
обладает
широкими
возможностями
для
формирования
у
младших
школьников
фундамента
экологической
и
культурологической
грамотности
и
соответствующих
компетентностей
—
умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,
правила
здорового
образа
жизни.
Это
позволит
учащимся
освоить
основы
адекватного
природо-
и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность
курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных
связей
всех
дисциплин
начальной
школы.
Предмет
«Окружающий
мир»
использует
и
тем
самым
подкрепляет
умения,
полученные
на
уроках
чтения,
русского
языка
и
математики,
музыки
и
изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра-
ционально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
2. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере.
На
основе
интеграции
естественно-научных,
географических,
исторических
сведений
в
курсе
выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов
человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников
с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без
которого
невозможно
существование
человека,
удовлетворение
его
материальных
и
духовных
потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация
осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой
природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного
компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти
компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности
самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области
экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В
основе
методики
преподавания
курса
«Окружающий
мир»
лежит
проблемно-поисковый
подход,
обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания
окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы
средств,
составляющих
единую
информационно-образовательную
среду.
Учащиеся
ведут
наблюдения
явлений
природы
и
общественной
жизни,
выполняют
практические
работы
и
опыты,
в
том
числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры,
учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач
курса
важны
экскурсии
и
учебные
прогулки,
встречи
с
людьми
различных
профессий,
организация
посильной
практической
деятельности
по
охране
среды
и
другие
формы
работы,
обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых
результатов
имеет
организация
проектной
деятельности
учащихся,
которая
предусмотрена
в
каждом
разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые
для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание
природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2)
моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-
этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём,
оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с
помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.
Образно
говоря,
это
то,
что
«всегда
с
тобой»,
поскольку
познание
детьми
окружающего
мира
не
ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс
является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с
детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной
деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном
общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это
могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от
взрослых.
3. Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю.
Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас сы — по 68ч (34 учебные
недели).
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в 3 классе – 68 часов (34 учебные недели).
4. Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов
начального образования, а именно:
1)
формирование
основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства
гордости
за
свою
Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение
курса
«Окружающий
мир»
играет
значительную
роль
в
достижении метапредметных
результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4)
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и
способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
представления
информации
для
создания
моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)
использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках
и
открытом
учебном
информационном
пространстве
сети
Интернет),
сбора,
обработки,
анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9)
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12)
овладение
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе
с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных
правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт,
сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
5. Содержание курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные
человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество
—
это
то,
из
чего
состоят
все
природные
объекты
и
предметы.
Разнообразие
веществ
в
окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Земля
—
планета,
общее
представление
о
форме
и
размерах
Земли.
Глобус
как
модель
Земли.
Географическая
карта
и
план.
Материки
и
океаны,
их
названия,
расположение
на
глобусе
и
карте.
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности
(на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён
года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего
края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение
равнин
и
гор
на
карте).
Особенности
поверхности
родного
края
(краткая
характеристика
на
основе
наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные
богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения,
их
разнообразие.
Части
растения
(корень,
стебель,
лист,
цветок,
плод,
семя).
Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора
грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
Насекомые,
рыбы,
птицы,
звери,
их
отличия.
Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и
домашние
животные.
Роль
животных
в
природе
и
жизни
людей,
бережное
отношение
человека
к
животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Общее
представление
о
строении
тела
человека.
Системы
органов
(опорно-двигательная,
пищеварительная,
дыхательная,
кровеносная,
нервная,
органы
чувств),
их
роль
в
жизнедеятельности
организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ-
ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание,
забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество
—
совокупность
людей,
которые
объединены
общей
культурой
и
связаны
друг
с
другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа
жизнеспособности общества.
Человек
—
член
общества,
носитель
и
создатель
культуры.
Понимание
того,
как
складывается
и
развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества
традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,
взаимопомощи,
умения
прислушиваться
к
чужому
мнению.
Внутренний
мир
человека:
общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья
—
самое
близкое
окружение
человека.
Семейные
традиции.
Взаимоотношения
в
семье
и
взаимопомощь
членов
семьи.
Оказание
посильной
помощи
взрослым.
Забота
о
детях,
престарелых,
больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной
культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный
коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья,
взаимоотношения
между
ними;
ценность
дружбы,
согласия,
взаимной
помощи.
Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных
местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен-
тации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля.
Товары
и
услуги.
Роль
денег
в
экономике.
Государственный
и
семейный
бюджет.
Экологические
последствия
хозяйственной
деятельности
людей.
Простейшие
экологические
прогнозы.
Построение
безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества.
Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей.
Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила
пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании
средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина,
Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный
флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция
— Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное
и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-
нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества,
8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства,
День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва
—
столица
России.
Святыни
Москвы
—
святыни
России.
Достопримечательности
Москвы:
Кремль,
Красная
площадь,
Большой
театр
и
др.
Характеристика
отдельных
исторических
событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение
Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный
всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов
России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности
быта
(по
выбору).
Основные
религии
народов
России:
православие,
ислам,
иудаизм,
буддизм.
Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив-
ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название,
основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей
родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи,
характерные
особенности
быта.
Важные
сведения
из
истории
родного
края.
Святыни
родного
края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны
и
народы
мира.
Общее
представление
о
многообразии
стран,
народов,
религий
на
Земле.
Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Бережное
отношение
к
культурному
наследию
человечества
—
долг
всего
общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного
здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время
года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством,
водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка,
пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и
животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и
положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного
поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила
противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и
промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией
(с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы,
фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять
посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших
повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их
столиц.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные.
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /
А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 3 класса «Мир вокруг
нас» - М.: Просвещение, 2011.
А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков,
А.А. Румянцев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.:
Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией
Г.С.Ковалевой, О.Б.
Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. /
под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия.
Таблицы «Окружающий мир» для 1 класса:
Таблицы «Символы России»
в) Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
Глобус.
Модели дорожных знаков.
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
г) Игры и игрушки.
Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
д) Натуральные объекты.
Коллекция полезных ископаемых.
е) Технические средства обучения.
Проектор
Мультимедийная доска
ж) Оборудование класса
Шкафы –
Столы ученические – 15 штук.
Стулья ученические – 30 штук.
Стол учителя – 1 штука.
Стул мягкий – 1 штука.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Тип
урока
Кол-во
часов
Планируемые результаты
(предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Как устроен мир. 7 часов.
1.
Природа.
Ценность природы
для людей
Урок -
игра
1 час
Учащиеся познакомятся с
разнообразием природы;
научатся классифицировать
объекты природы,
устанавливать связи между
живой и неживой природой
сознают ценность природы
для людей; научатся
договариваться и приходить
к общему решению.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Развитие
готовности к
сотрудничеству
и дружбе.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевые
высказывания.
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Волевая
саморегуляция как
с п о с о б н о с т ь
к
волевому усилию.
Различать
д о п у с т и м ы е
и
недопустимые
формы поведения.
2.
Человек.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся отличать
человека от других живых
существ, различать
внешность человека и его
внутренний мир; узнают о
ступенях познания; научатся
аргументировано отвечать,
доказывать своё мнение.
Развитие
готовности к
сотрудничеству.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Понимание
возможности
разных
оснований
для
о ц е н к и
одного и того
же предмета.
Умение
корректировать,
в н о с и т ь
с в о и
и з м е н е н и я
в
способ действия,
в
с л у ч а е
р а схож д е н и я
с
эталоном.
3.
Наши проекты:
«Богатства,
отданные
людям».
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся находить
пути решения поднимаемой
проблемы, работать в
группе, сравнивать,
обобщать, делать выводы на
основе полученной
информации, пользоваться
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Умение
рассматривать
, сравнивать,
классифициро
вать,
структурирова
ть.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
высказывать
своё
предположение на
основе
работы
с
иллюстрацией.
результатами собственной
деятельности.
4.
Общество.
Урок –
обобще-
ние
1 час
Учащиеся научатся
определять место человека в
окружающем мире; узнают,
что такое общество, из каких
частей оно состоит; научатся
аргументировано отвечать,
доказывать своё мнение.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Убеждать
и
уступать.
Целеполагание
как
по ст ановка
учебной задачи на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно
и
у с в о е н о
учащимися и того,
ч т о
е щ ё
н е
известно.
5.
Что такое
экология.
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся
обнаруживать взаимосвязи в
природе, между природой и
человеком и изображать их с
помощью моделей; узнают,
чем занимается наука
экология, что называют
окружающей средой;
научатся анализировать,
делать выводы, сравнивать.
Развитие
готовности к
сотрудничеству.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Умение
корректировать,
в н о с и т ь
с в о и
и з м е н е н и я
в
способ действия,
в
с л у ч а е
р а схож д е н и я
с
эталоном.
6.
Природа в
опасности! Охрана
природы.
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся
осознавать необходимость
ответственного отношения к
природе; узнают о Красной
книге; познакомятся с
влиянием человека на
природу; научатся
аргументировано отвечать,
делать выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Развитие
готовности
к
сотрудничест
ву.
Прогнозирование
результатов.
7.
Обобщение знаний
по теме «Как
Урок
введения
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
Формирование
адекватной и
Поиск и
выделение
Понимание
возможности
Планирование
и
контроль в форме
устроен мир».
Проверочная
работа.
новых
знаний
1час
работать в группах,
использовать знания по
новой теме в новых
условиях, аргументировано
отвечать, делать выводы,
оценивать свои знания.
позитивной
самооценки.
нужной
информации.
Формировани
е
универсальног
о логического
действия -
синтеза
различных
п о з и ц и й
и
точек
зрения
на какой-либо
п р е д м е т
и
вопрос.
Умение
договариватьс
я,
наход ит ь
общее
решение.
сличения
способа
действия
и
его
р е з у л ь т а т а
с
заданным
эталоном с целью
обнаружения
о т к л о н е н и й
и
отличий.
Эта удивительная природа. 19 часов.
8.
Тела, вещества,
частицы.
Урок -
экскурси
я
1 час
Учащиеся научатся
различать тела, вещества,
частицы, описывать
изученные вещества,
доказывать предположения,
делать выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Ориентация в
своей системе
знаний: в
учебнике на
развороте, в
оглавлении, в
словаре.
Понимание
возможности
различных
п о з и ц и й
и
точек
зрения
на какой-либо
вопро с
и л и
предмет.
Умение
находить
общее
решение.
Умение
корректировать,
т . е .
в н о с и т ь
и з м е н е н и я
в
способ действия, в
случае
р а схож д е н и я
с
эталоном.
Прогнозирование
результата.
9.
Разнообразие
веществ
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся
различать вещества, их
свойства, описывать
изученные вещества,
проводить наблюдения и
ставить опыты,
анализировать, доказывать
предположения, делать
выводы.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Умение
рассматривать
, сравнивать,
классифициро
вать,
структурирова
ть.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
высказывать
своё
предположение на
основе
работы
с
иллюстрацией.
10.
Воздух и его
охрана.
Урок
введения
новых
Учащиеся научатся с
помощью опытов
исследовать свойства
Формирование
мотива,
реализующего
Определение
и
формулирован
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
знаний
1час
воздуха, анализировать,
доказывать предположения,
делать выводы, использовать
тексты и иллюстрации
учебника для поиска ответов
на вопросы.
потребность
в
социально-
з н а ч и м о й
и
социально-
оцениваемой
деятельности;
потребности
в
учении.
ие цели
деятельности
на уроке с
помощью
учителя.
диалог.
Развитие
готовности
к
сотрудничест
ву.
уровня
усвоения
материала.
11.
Вода.
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся с
помощью опытов
исследовать свойства воды,
анализировать, доказывать
предположения, делать
выводы, использовать тексты
и иллюстрации учебника для
поиска ответов на вопросы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Убеждать
и
уступать.
Целеполагание
как
по ст ановка
учебной задачи на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно
и
у с в о е н о
учащимися и того,
ч т о
е щ ё
н е
известно.
12.
Превращения и
круговорот воды.
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся
увязывать круговорот воды с
её свойствами, моделировать
круговорот воды,
использовать тексты и
иллюстрации учебника для
поисков ответа на вопросы,
доказывать предположения,
делать выводы, готовить
устные сообщения.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
рассматривать
, сравнивать,
классифициро
вать,
структурирова
ть.
Понимание
возможности
разных
оснований
для
о ц е н к и
одного и того
же предмета.
Понимание
возможности
различных
точек
зрения
на какой либо
вопро с
и л и
предмет.
Постановка
учебной
задачи.
Волевая
саморегуляция.
Го т о в н о с т ь
к
преодолению
трудностей.
13.
Берегите воду!
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся
обнаруживать взаимосвязи
между живой и неживой
природой, моделировать их и
использовать для объяснения
необходимости бережного
отношения к природе.
14.
Что такое почва.
Урок
введения
новых
знаний
1час
Учащиеся научатся с
помощью опытов
исследовать основные
свойства почвы, выдвигать
гипотезы и доказывать их,
исследовать почву с
помощью опытов,
моделировать связи почвы и
растений.
Формирование
адекватной и
объективной
самооценки.
Анализ
объектов.
Умение
классифициро
вать,
структурирова
ть знания.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Целеполагание
как
по ст ановка
учебной задачи на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно
и
у с в о е н о
учащимися и того,
ч т о
е щ ё
н е
известно.
15.
Разнообразие
растений.
Урок
рефлекси
я
1час
Учащиеся научатся
классифицировать растения,
определять их с помощью
атласа-определителя,
аргументировано отвечать,
доказывать своё мнение.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Классификаци
я объектов.
Умение
осознанно и
произвольно
строить своё
предложение.
Умелое
оформление
своих мыслей
в
устной
и
письменной
речи.
Умение
работать
по
предложенному
учителем плану.
16.
Солнце, растения
и мы с вами.
Урок
введения
новых
знаний,
1час
Учащиеся научатся
обнаруживать взаимосвязи
между неживой природой,
растениями и человеком,
моделировать их и
использовать для объяснения
необходимости бережного
отношения к растениям.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Формирование
ценности
«любовь» к
природе.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Постановка
учебной
задачи.
Волевая
саморегуляция.
17.
Размножение и
развитие растений.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
объяснять, что такое
опыление, как
распространяются плоды и
семена, обнаруживать
взаимосвязи в живой
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Формирование
адекватной и
Умение
рассматривать
, сравнивать,
классифициро
вать,
структурирова
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Планирование
и
контроль в форме
сличения
способа
действия
и
его
р е з у л ь т а т а
с
заданным
природе, моделировать их и
использовать для объяснения
необходимости бережного
отношения к природе.
позитивной
самооценки.
ть знания.
эталоном с целью
обнаружения
о т к л о н е н и й
и
отличий.
18.
Охрана растений.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
объяснять, почему многие
растения стали редкими и
как нужно охранять
растения, оценивать
поступки людей по
отношению к природе,
формулировать правила
друзей природы,
анализировать, делать
выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Классификаци
я объектов.
Знаково-
символическо
е
моделировани
е.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
19.
Разнообразие
животных.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
классифицировать животных
по их групповым признакам,
определять их с помощью
атласа-определителя,
аргументировать, делать
выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности;
потребности в
учении.
Определение
и
формулирован
ие цели
деятельности
на уроке с
помощью
учителя.
Умение
слушать и
вступать в
диалог.
Развитие
готовности к
сотрудничест
ву.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
20.
Кто что ест.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
классифицировать животных
по типу питания,
моделировать цепи питания,
обнаруживать признаки
приспособляемости
животных к добыванию
пищи и защите от врагов.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
21.
Наши проекты:
«Разнообразие
природы родного
Урок
введения
новых
Учащиеся научатся
обнаруживать взаимосвязи
между живой и неживой
края».
знаний,
1 час
природой, пользоваться
атласом-определителем для
распознавания природных
объектов, использовать
учебник, другие источники
информации для получения
ответов на вопросы,
объяснений, подготовке
собственных сообщений.
22.
Размножение и
развитие
животных.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
изображать процесс
развития животных с
помощью моделей,
обнаруживать взаимосвязи в
живой природе; узнают, как
развиваются и
размножаются животные.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Формирование
ценности
«любовь» к
природе.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Постановка
учебной
задачи.
Волевая
саморегуляция.
23.
Охрана животных.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся
объяснять, почему многие
животные стали редкими,
как нужно охранять
животных, оценивать
поступки людей по
отношению к природе,
формулировать правила
друзей природы,
анализировать, делать
выводы.
Осознание
ответственности
человека за
благосостояние
общества,
развитие
доброжелательно
сти, доверия и
внимательности
к людям,
готовности к
сотрудничеству
и дружбе,
оказанию
помощи тем, кто
в ней нуждается
Поиск и
выделение
нужной
информации.
Понимание
возможности
разных
оснований
для
о ц е н к и
одного и того
же предмета.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
24.
В царстве грибов.
Урок –
обобще-
Учащиеся научатся
объяснять строение грибов,
Формирование
мотива,
Поиск и
выделение
Оформление
своей
мысли
Постановка
учебной задачи.
ние,
1 час
их значение в природе и в
жизни людей, различать
съедобные и несъедобные
грибы, правильно собирать
грибы.
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.
в
устной
и
письменной
речи.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня усвоения
материала.
25.
Великий
круговорот жизни.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
объяснять участие каждого
живого существа в едином
круговороте веществ,
моделировать круговорот
веществ и использовать
модель для объяснения
необходимости бережного
отношения к природе.
Осознание
ответственности
человека за
благосостояние
общества,
развитие
доброжелательно
сти, доверия и
внимательности
к людям,
готовности к
сотрудничеству
и дружбе,
оказанию
помощи тем, кто
в ней нуждается
Поиск и
выделение
нужной
информации.
Установление
связи между
целью
учебной
деятельности
и её мотивом.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Целеполагание
как
по ст ановка
учебной задачи на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно
и
у с в о е н о
учащимися и того,
ч т о
е щ ё
н е
известно.
26.
Обобщение знаний
по теме: «Эта
удивительная
природа».
Проверочная
работа.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группах,
использовать знания по теме
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Использовани
е знаково-
символически
х средств, в
том числе
схем и
моделей.
Ориентация
на
разнообразие
способов
решения
поставленных
Формировани
е
собственного
м н е н и я
и
позиции.
Умение
договариватьс
я и приходить
к
о б щ е м у
решению.
П р и н я т и е
и
сохранение
учебной
задачи.
Планирование
своих
действий
с
учетом
данных
задач. Проявление
познавательной
и н и ц и а т и в ы
в
учебном
сотрудничестве.
задач.
Мы и наше здоровье. 10 часов.
27.
Организм
человека.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
объяснять, что такое органы
и системы органов человека,
устанавливать связь между
их строением и работой.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить свое
предложение.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Умение
договариватьс
я,
наход ит ь
общее
решение.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
28.
Органы чувств.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать об органах
чувств по плану,
использовать тексты и
иллюстрации учебника,
другие источники
информации для поиска
ответов на вопросы,
подготовки собственных
сообщений, применять
знания о строении и
жизнедеятельности
организма человека для
сохранения и укрепления
здоровья.
Формирование
устойчивой
учебно-
познавательной
мотивации
учения.
Умение
осознанно и
произвольно
строить своё
предложение.
Умение
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
практических
задач.
Умение
контролирова
ть
действия
партнёра.
Учёт
разных
м н е н и й
и
стремление
к
координации
различных
п о з и ц и й
в
сотрудничест
ве.
П р и н я т и е
и
сохранение
учебной
задачи.
Проявление
познавательной
и н и ц и а т и в ы
в
учебном
сотрудничестве.
29.
Надёжная защита
организма.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
объяснять что такое кожи
работа кожи, оказывать
первую помощь при
небольших повреждениях
кожи, анализировать, делать
выводы, обобщать.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Понимание
различных
точек
зрения
на один и тот
Формирование
адекватной
оценки
правильности
выполнения
действий и
внесение
необходимых
деятельности.
речевое
высказывание.
ж е
в о п р о с
или предмет.
корректив.
30.
Опора тела и
движение.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся
объяснять строение и
принципы работы опорно-
двигательной системы
человека, держать
правильную осанку,
анализировать, делать
выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Подведение
под понятие
на основе
распознавания
объектов,
выделения
существенных
признаков и
их синтеза.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Волевая
саморегуляция.
Прогнозирование
результата.
31.
Наше питание.
Урок -
экскурси
я
1 час
Учащиеся научатся
объяснять строение и
принципы работы
пищеварительной системы,
выполнять правила
рационального питания,
понимать необходимость
здорового образа жизни и
соблюдать соответствующие
правила, анализировать,
делать выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Классификаци
я объектов.
Знаково-
символическо
е
моделировани
е.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Целеполагание
как
по ст ановка
учебной задачи на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно
и
у с в о е н о
учащимися и того,
ч т о
е щ ё
н е
известно.
32.
Наши проекты:
«Школа
кулинаров».
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
выполнять правила
рационального питания,
использовать учебник,
другие источники
информации для поисков
ответов на вопросы,
объяснений, подготовки
собственных сообщений.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Постановка
учебной
задачи.
Волевая
саморегуляция.
33.
Дыхание и
кровообращение.
Урок –
обобще-
ние
1 час
Учащиеся научатся
объяснять строение и
принципы работы
дыхательной и кровеносной
систем, узнают о роли крови
в организме, научатся
измерять пульс.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
ать своё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
34.
Умей
предупреждать
болезни.
Урок –
презента
ция
1 час
Учащиеся научатся
закаливать организм,
предупреждать болезни.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
35.
Здоровый образ
жизни.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся сформируют
правила здорового образа
жизни, научатся их
выполнять.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
36
Обобщение знаний
по теме «Мы и
наше здоровье».
Проверочная
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группе,
использовать знания по теме
Формирование
установки на
здоровый и
безопасный
образ жизни.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
Оформление
своей
мысли
в
устной
и
письменной
речи.
Постановка
учебной
задачи.
Волевая
саморегуляция.
работа.
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
ответов на
вопросы,
используя
учебник.
Наша безопасность.8 часов.
37.
Огонь, вода и газ.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
правильно действовать при
пожаре, аварии
водопроводов, утечке газа,
использовать текст и
иллюстрации учебника для
поиска ответов на вопросы,
подготовки собственных
сообщений.
Формирование
установки на
здоровый и
безопасный
образ жизни.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.
Оформление
своей
мысли
в
устной
и
письменной
речи.
Постановка
учебной
задачи.
Волевая
саморегуляция.
38
Чтобы путь был
счастливым.
Урок –
игра
1 час
Учащиеся научатся
соблюдать правила
безопасного поведения
пешехода, велосипедиста,
пассажира, работать в
группах, высказывать своё
мнение.
Формирование
установки на
здоровый и
безопасный
образ жизни.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.
Планировани
е учебного
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками
.
Постановка
учебной
задачи.
Волевая
саморегуляция.
39.
Дорожные знаки.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
различать дорожные знаки
разных групп, следовать из
указаниям, анализировать,
сравнивать, обобщать.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Нравственно-
этическая
ориентация.
Самостоятель
ное выделение
и
формулирован
ие
познавательно
й цели.
Структуриров
Планировани
е
у ч е б н о г о
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками
.
Выделение и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено и
что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня
ание знаний.
усвоения.
40.
Наши проекты:
«Кто нас
защищает».
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся брать
интервью, узнают о
родственниках, воевавших
на фронтах Великой
Отечественной войны, и
служащих в органах,
защищающих и спасающих
людей, работать с разными
источниками информации,
делать сообщения в устной и
письменной форме,
анализировать, делать
выводы.
Формирование
установки на
здоровый и
безопасный
образ жизни.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Нахождение
ответов на
вопросы,
используя
учебник.
Оформление
своей
мысли
в
устной
и
письменной
речи.
Постановка
учебной
задачи.
Волевая
саморегуляция.
41.
Опасные места.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
правильно вести себя в
квартире, доме и ближайших
окрестностях, использовать
текст и иллюстрации
учебника для поиска ответов
на вопросы, подготовки
собственных сообщений.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Нравственно-
этическая
ориентация.
Самостоятель
ное выделение
и
формулирован
ие
познавательно
й цели.
Структуриров
ание знаний.
Планировани
е
у ч е б н о г о
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками
Выделение и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено и
что ещё нужно
усвоить,
осознание
качества и уровня
усвоения.
42.
Природа и наша
безопасность.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
правильно вести себя во
время грозы, распознавать
ядовитые растения и грибы,
избегать опасности при
встречах и общении с
животными,
аргументировано отвечать,
доказывать своё мнение.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально
значимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Целеполагание
как
по ст ановка
учебной задачи на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно
и
у с в о е н о
учащимися и того,
ч т о
е щ ё
н е
известно.
43.
Экологическая
безопасность.
Урок
обобще-
ние
Учащиеся научатся
соблюдать правила
экологической безопасности
Формирование
адекватной и
позитивной
Поиск и
выделение
необходимой
Умение
аргументиров
ать своё
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
1 час
в повседневной жизни,
обнаруживать взаимосвязи
между живой и неживой
природой, моделировать их и
использовать для объяснения
необходимости бережного
отношения к природе,
высказывать своё мнение,
доказывать его.
самооценки.
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
предложение.
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
44.
Обобщение знаний
по теме «Наша
безопасность».
Проверочная
работа.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группах,
использовать знания по теме
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
слушать и
вступать в
диалог.
Понимание
возможности
разных точек
зрения на
один и тот же
вопрос или
предмет.
Прогнозирование
результата.
Чему учит экономика. 12 часов.
45.
Для чего нужна
экономика.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся
раскрывать роль экономики в
нашей жизни, объяснять, что
такое потребности человека,
товары и услуги,
анализировать, обобщать,
делать выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально
значимой и
социально
оцениваемой
деятельности.
Ориентация в
своей системе
знаний:
отличие
нового от уже
известного с
помощью
учителя.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
46.
Природные
богатства и труд
людей – основа
экономики.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
раскрывать роль природных
богатств и труда людей в
экономике, осознавать
значение природных
богатств в хозяйственной
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ориентация в
своей системе
знаний:
отличие
нового от уже
известного с
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
деятельности человека,
необходимость бережного
отношения к природным
богатствам, использовать
тексты из разных источников
информации для подготовки
сообщений.
помощью
учителя.
предложение,
убеждать
и
уступать.
47.
Полезные
ископаемые
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
различать важные полезные
ископаемые, объяснять их
значение в экономике,
осознавать значение
природных богатств в
хозяйственной деятельности
человека, необходимость
бережного отношения к
природным богатствам,
анализировать, делать
выводы.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Нравственно-
этическая
ориентация.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Понимание
возможности
разных
точек
з р е н и я
н а
один и тот же
вопро с
и л и
предмет.
Принятие и
сохранение
учебной задачи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.
48.
Растениеводство.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
сравнивать культурные
растения и описывать их по
плану, объяснять, что такое
растениеводство и для чего
люди им занимаются,
работать в парах,
анализировать, делать
выводы, обобщать
полученные знания.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
49.
Животноводство.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
классифицировать домашних
животных, объяснять, что
такое животноводство и для
чего люди им занимаются,
работать в парах,
анализировать, делать
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ориентация в
своей системе
знаний:
отличие
нового от уже
известного с
помощью
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
выводы, обобщать
полученные знания.
учителя.
убеждать
и
уступать.
50.
Какая бывает
промышленность.
Урок-
обобщен
ие
1 час
Учащиеся научатся
различать отрасли
промышленности,
обнаруживать взаимосвязи
между ними, различать
продукцию каждой отрасли
промышленности,
сравнивать, обобщать,
делать выводы.
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
аргументиров
ать своё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
51.
Наши проекты:
«Экономика
родного края».
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
раскрывать роль экономики в
жизни родного края,
осознавать значение
природных богатств в
хозяйственной деятельности
человека,
необходимость бережного
отношения к природным
богатствам, работать в
группах, делать сообщения в
устной и письменной форме.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Понимание
возможности
разных
точек
з р е н и я
н а
один и тот же
вопро с
и л и
предмет.
Принятие и
сохранение
учебной задачи.
Планирование
своих действий с
учетом данных
задач. Проявление
познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве.
52.
Что такое деньги.
Уроки
введения
новых
знаний
2 часа
Учащиеся научатся
понимать роль денег в
экономике, объяснять, что
такое деньги, различать
денежные единицы
некоторых стран,
анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
53.
Государственный
бюджет.
Урок
введения
новых
знаний
Учащиеся научатся
объяснять, что такое
государственный бюджет, из
чего он складывается,
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
П р и н я т и е
и
сохранение
учебной
задачи.
Планирование
1 час
осознавать необходимость
уплаты налогов гражданами
страны, анализировать,
сравнивать, обобщать,
делать выводы.
её мотивом.
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать
и
уступать.
своих
действий
с
учетом
данных
задач. Проявление
познавательной
и н и ц и а т и в ы
в
учебном
сотрудничестве.
54.
Семейный бюджет.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
объяснять, что такое
семейный бюджет, из чего он
складывается, как ведётся
хозяйство семьи,
анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Формирование
ценности
«любовь» к
природе.
Умение
объяснять с
позиций
общечеловеческ
их нравственных
ценностей,
почему
конкретные
поступки можно
оценить как
хорошие и
плохие.
Поиск и
выделение
нужной
информации.
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Понимание
возможности
разных
точек
з р е н и я
н а
один и тот же
вопро с
и л и
предмет.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
55.
Экономика и
экология.
Урок -
экскурси
я
1 час
Учащиеся научатся
обнаруживать связи между
экономикой и экологией,
строить простейшие
экологические прогнозы,
осознавать значение
природных богатств в
хозяйственной деятельности
человека, необходимость
бережного отношения к
природным богатствам,
анализировать, сравнивать,
сравнивать, обобщать,
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
Умение
рассматривать
,
сравнивать,
классифициро
вать,
структуриров
ать знания.
Постановка
учебной
задачи.
Преодоление
трудностей.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
делать выводы.
56.
Обобщение знаний
по теме «Чему
учит экономика».
Проверочная
работа.
Урок –
рефлекси
я
1 час
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группах,
использовать знания по теме
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Ориентация в
своей системе
знаний:
отличие
нового от уже
известного с
помощью
учителя.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
Путешествие по городам и странам. 12 часов.
57-
59.
Золотое кольцо
России.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся находить
на карте города Золотого
кольца России, приводить
примеры
достопримечательностей
этих городов, осознавать
необходимость бережного
отношения к памятникам
истории и культуры,
анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Формирование
моральной
самооценки,
ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Подведение
под понятие –
распознавание
объектов,
выделение
существенных
признаков и
их синтез.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
60.
Наши проекты:
«Музей
путешествий»
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся находить
и показывать на карте
города, приводить примеры
достопримечательностей
этих городов, осознавать
необходимость бережного
отношения к памятникам
истории и культуры,
работать с разными
источниками информации,
делать сообщения в устной и
письменной форме.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание.
Умение
с л у ш а т ь
и
в с т у п а т ь
в
диалог.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
61.
Наши ближайшие
соседи.
Урок
введения
новых
Учащиеся научатся находить
и показывать на карте
страны и их столицы,
Формирование
мотива,
реализующего
Поиск и
выделение
необходимой
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Прогнозирование
результата.
знаний,
1 час
приводить примеры
достопримечательностей
разных стран, ценить
уважительные,
добрососедские отношения
между странами и народами,
использовать справочные
издания, детскую литературу
для поиска информации о
человеке и обществе.
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать
и
уступать.
62.
На севере Европы.
Урок
введения
новых
знаний,
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать о стране по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Знаково-
символическо
е
моделировани
е. Поиск и
выделение
нужной
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
П р и н я т и е
и
сохранение
учебной
задачи.
Планирование
своих
действий
с
учетом
данных
задач. Проявление
познавательной
и н и ц и а т и в ы
в
учебном
сотрудничестве.
63.
Что такое
Бенилюкс.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать о странах по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение.
Сотрудничать
в
п о и с к е
информации.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
64.
В центре Европы.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать о стране по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
Знаково-
символическо
е
моделировани
е. Поиск и
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
выделение
необходимой
информации.
65.
По Франции и
Великобритании.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать о стране по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Умение
рассматривать
, сравнивать,
классифициро
вать,
структурирова
ть знания.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
корректировать,
т.е. вносить
изменения в
способ действия в
случае
расхождения с
эталоном.
Прогнозирование
результата.
66.
На юге Европы.
Проектна
я
деятельн
ость
1 час
Учащиеся научатся
рассказывать о стране по
физической и политической
картам, дополнять эти
сведения информацией из
других источников, работать
в группах, анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Установление
связи между
целью учебной
деятельности и
её мотивом.
Выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач. Умение
структурирова
ть знания.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Волевая
саморегуляция.
Оценка качества и
уровня
усвоения
материала.
67.
По знаменитым
местам мира.
Урок
введения
новых
знаний
1 час
Учащиеся научатся ценить
памятники истории и
культуры, осознавать
необходимость бережного
отношения к ним,
анализировать, сравнивать,
делать выводы.
Формирование
мотива,
реализующего
потребность в
социально-
значимой и
социально-
оцениваемой
деятельности.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Сотрудничест
во
в
поиске
информации.
Умение
аргументиров
а т ь
с в о ё
предложение,
убеждать
и
уступать.
Прогнозирование
результата.
68.
Обобщение знаний
по теме
«Путешествие по
городам и
Урок-
обобщен
ие
1 час
Учащиеся научатся делать
сообщения в устной форме,
работать в группах,
использовать знания по теме
Формирование
адекватной и
позитивной
самооценки.
Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Умение
аргументиров
ать своё
предложение.
Целеполагание
как постановка
учебной задачи на
основе
странам».
Проверочная
работа.
в новых условиях,
аргументировано отвечать,
делать выводы, оценивать
свои знания.
Ценностно-
смысловая
ориентация
учащихся.
Умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
предложение.
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимися и того,
что ещё не
известно.
ИТОГО – 68 Ч