Напоминание

Формирование педагогической компетентности в условиях дополнительного образовательного процесса. Ключевые понятия, требования, формы, критерии.


Автор: Сервуля Татьяна Владимировна
Должность: методист / педагог
Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: доклад на педагогическом совете
Тема: Формирование педагогической компетентности в условиях дополнительного образовательного процесса. Ключевые понятия, требования, формы, критерии.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на педагогическом совете подготовила: Сервуля Татьяна Владимировна, методист МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
Формирование педагогической компетентности

в условиях дополнительного образовательного процесса.

Ключевые понятия, требования, формы, критерии
«Спасателем на водах не может быть тот, кто, знает, как плавать, но не умеет этого делать» Леонтьев А.Н. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Для успешного внедрения в практику различных инноваций, и их реализации в новых условиях, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. П о н я т и е
профессиональная

компетентность
педагогического работника можно определить как: «владение им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова Г. М.). В п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с ко й литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Специалисты: педагоги, психологи выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. По определению С. И. Ожегова «
Компетенция
– круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен». «
Компетентность –
это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга задач (проблем)». «
Компетентный
– знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области». По мнению к.п.н., академика А.В. Хуторского:
Компетенция
– это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность
– это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Названные составляющие тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую, в свою очередь, «идеальную модель» специалиста, определяя его личностно- деятельную характеристику, поскольку компетентность может быть оценена только в ходе деятельности и только в рамках конкретной профессии. Иными словами, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на 1
рынке труда,
компетентного
, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентность педагога – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности. Для того чтобы быть успешными в дальнейшей жизни дети дошкольного и школьного возраста должны получить не только знания, умения и навыки, но и научиться применять их в будущем. Педагог, который может научить этому должен сам обладать следующими
требованиями, т.е. компетентностями:
- иметь активную жизненную позицию; - уметь анализировать своё поведение и свою деятельность; - управлять собой и своими эмоциями; - применять творческий подход в педагогической деятельности; - постоянно повышать свой профессиональный уровень; - использовать современные, в том числе информационные, технологии; - быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым; - заботиться о своём физическом и психологическом здоровье. В течение ряда лет, несмотря на многочисленные реформы и преобразования, главная проблема общего образования остается неизменной – его неэффективность. И это ощущается всеми участниками образовательного процесса:  педагоги говорят, что дети изменились и учить стало сложно;  обучающиеся не испытывают интереса к обучению;  родители готовы платить за дополнительное образование детей;  управленцы пытаются реформировать систему образования. Лишь компетентностный подход, является единственным способом достижения преобразований и нового качества общего и дополнительного образования. Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль. Для успешного выполнения профессиональной деятельности человек вынужден прибегать к мобилизации своих внутренних ресурсов и резервов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого индивидуального внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходимой основой его успешной профессиональной деятельности. Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не 2
ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда: это в основном, особое мировоззрение человека. Необходимой составляющей профессионализма является профе ссиональная компетентность. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма человека. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством. Следует различать психологический смысл понятий «компетентность» и «квалификация». Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать на практике, добиваясь необходимого результата. По выражению А.Н. Леонтьева, «спасателем на водах не может быть тот, кто, знает, как плавать, но не умеет этого делать». Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими), то есть, при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности. Достижение человеком успехов в профессиональной деятельности опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия. К внутренним предпосылкам может быть отнесено наличие у человека высокоразвитых общих способностей и определенных специальных способностей, т.е. – обученности, профессионально-важных качеств, развитых эмоционально-волевых свойств личности. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности. Доктор психологических наук, профессор Шадриков В.Д., определил ряд педагогических компетенций, выделим из них ключевые. В нормативных документах, отмечается: «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Ключевые

компетентности,
это наиболее общие (универсальные) и выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Приобретаются данные компетентности в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения и непосредственно в конкретной деятельности педагога.
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ, ВЛАДЕЮЩИЙ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ, ДОЛЖЕН:
• Доброжелательно и заинтересованно относиться к обучающимся. • Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир, уметь поделиться им с обучающимися. • Иметь развитую способность к критике и рефлексии. • Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности. • Быть открытым для любых мнений обучающихся по обсуждаемому вопросу. • Уметь делиться с детьми своими мыслями и чувствами. • Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу. 3
• Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями и профессиональной терминологией. Так же, при проведении образовательной деятельности педагог имеет определенные
поведенческие характеристики:
- умеет создать на занятии благоприятный эмоциональный психологический настрой; - справедлив и внимателен по отношению к обучающимся; - рационально организует собственное время и деятельность; - не допускает грубости в адрес детей; - проявляет в работе творческую активность; - заражает детей интересом к какому либо делу; - может аргументировать и доказательно убеждать детей в необходимости какого либо дела, поступка; - является для большинства обучающихся референтным (значимым) человеком.
ПЕРЕЧИСЛИМ БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА:

1. Личностные качества и самосовершенствование:
вера в силы и возможности обучающихся, интерес к внутреннему миру детей, открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога), общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности:
умение перевести тему занятия в педагогическую задачу, Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
3. Мотивация учебной деятельности:
умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, умение превращать учебную задачу в личностно значимую.
4. Информационная компетентность:
в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности (знание детей и учебных коллективов), умение вести самостоятельный поиск информации.
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений:
умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, умение принимать решение в различных педагогических ситуациях.
6. Компетенции в организации учебной деятельности:
в установлении субъект-субъектных отношений, обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности, в педагогическом оценивании, в организации информационной основы деятельности обучающегося, компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно- воспитательного процесса, в способах умственной деятельности.
КРИТЕРИИ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, ПРИ КОТОРЫХ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖЕН:
• уметь учиться вместе с обучающимися, самостоятельно латать свои «образовательные дыры»; • уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать ребенку определять цели и образовательные результаты); • уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетентности; 4
• уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных обучающихся в различные виды деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы; • уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых обучающимся компетентностей в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев; • уметь подмечать склонности обучающегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность; • владеть проектным мышлением и уметь руководить групповой проектной деятельностью учащихся; • владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею; • использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их; • уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения, уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий; • уметь организовать понятийную работу учащихся; • уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся могут высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, понимая, что своя собственная точка зрения может быть подвержена сомнению и критике; • владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ:

традиционном подходе
в обучении:  Вертикальная иерархически организованная система административного руководства.  Репродуктивное обучение, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации).  Оценочная система знаний.  Принудительные формы организации учебных занятий.
компетентностном подходе
в обучения:  Делегирование полномочий, привлечение родителей и обучающихся к управлению образовательным учреждением и оценке его деятельности.  Образование для жизни, для успешной социализации в обществе, личностного роста.  Обеспечение возможности обучающимся самостоятельно планировать образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.  Разнообразие форм организации самостоятельной деятельности обучающихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. По глубокому убеждению педагога – новатора А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора». Главная цель, для чего и почему мы, педагоги дополнительного образования совершенствуемся, стараемся не отставать от современных веяний в образовании – это тот отстроченный ожидаемый результат, который «прорастет» не сегодня и не завтра, а в прекрасном будущем, а будущее мы строим уже вчера. 5

Ожидаемый

результат
применения компетентностного подхода в дополнительном образовании – это сопровождение индивида (ребенка) и развитие его: способностей, мотивации, личностных качеств, эстетических представлений, нравственных ориентиров, практических умений, образованности (знаний), мыслительной сферы, креативности (творчества).
Итог

компетентностного

подхода
– личностный рост ребенка:
от
диалектического мировоззрения, владения понятийным методом познания, технологии самомотивации, проектной деятельности, социального позиционирования (отношения к сотрудничеству),
д о
осознания формирования жизненных приоритетов и ценностей.
Источники:
1. Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация. Компетентность (критерии качества) 2. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования [Текст]: Монография – СПб.: СПбГУ, 2002. 3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая о снова компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/.–М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. 4. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста//Вестник УРАО.‒2002.‒№ 1,с.3–21. 6


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники