Напоминание

Основные методы развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в ДМШ и ДШИ


Автор: Осадчая Анна Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ТДМШ"
Населённый пункт: село Туим
Наименование материала: методический доклад
Тема: Основные методы развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Туимская детская музыкальная школа»

Методический доклад на тему:

«Основные методы развития музыкального восприятия на уроках

слушания музыки в ДМШ и ДШИ »

Осадчая А.А.

преподаватель

теоретических дисциплин

первой квалификационной категории

с.Туим, 2017 год

Оглавление:

1.

Введение

2.

Сходства и различия категорий «восприятие» и «музыкальное восприятие». Свойства

музыкального восприятия

3.

Слушание музыки – вид музыкальной деятельности. Основные методы развития

музыкального восприятия на уроках слушания музыки

4.

Сущность и особенности авторской программы А.С.Малкуш по предмету «Слушание

музыки»

4.1.Содержание программы по слушанию музыки

4.2.Сравнительная характеристика программы и её актуальность

4.3.Эффективность творческих приёмов, используемых в личной педагогической практике

5.

Заключение

6.

Список литературы

7.

Приложение

1.

Введение

«Влияние музыки на детей благодатно,

и чем раньше они начнут испытывать

его на себе, тем лучше для них».

В.Г.Белинский

Предмет

«Слушание

музыки»

по

своей

сути

является

введением

в

лексику

европейской

классико-романтической

музыки,

курсом

воспитания

интонационного

слуха.

Для

того,

чтобы

материал

стал

доступным

и

максимально

усваивался,

при

разработке

программы

предмета

«Слушание музыки» необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов и

закономерности процесса музыкального восприятия обучающихся.

Исследованию

особенностей

музыкального

мышления

и

восприятия

музыки

посвящены

научные

работы

ведущих

отечественных

музыковедов

Е.В.Незайкинского

(книга

«Логика

музыкальной композиции») и В.В. Медушевского («Интонационная форма музыки»).

В самой природе человека лежит интерес к музыке. Еще находясь в утробе матери, ребенок

слышит звуки окружающего мира. Влияние музыки на развитие личности огромно, поскольку она

обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека.

В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни

человек постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его

слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в неё, воспринимать её как фон.

Для того, чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него

значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить его воспринимать и понимать её образную

и нравственную сущность.

Восприятие музыки – процесс трудоемкий. Для развития способности к восприятию музыки

нужны как внешние (звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия.

Кроме того, требуется период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее

эффективно происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности – во время пения,

игры на инструменте, слушания музыки. И

чем

раньше

начать

учить

детей

слушать

и

понимать

музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок раскроется эмоционально.

В связи с этим большое значение в музыкальном образовании приобретает курс «Слушание

музыки», который ориентирован на музыкальное и интеллектуальное развитие детей.

Проблема моей аналитической работы заключается в поиске гипотетической актуальности

современных

программ

по

предмету

«Слушание

музыки»

как

средства

развития

музыкальной

деятельности учащихся.

Решение этой проблемы определило цель данной работы.

Цель: применение на практике, в процессе изучения материала курса «Слушание музыки» в

ДМШ,

методологической

базы

ведущих

музыковедов

и

теоретиков

в

области

воспитания

музыкального восприятия у младших школьников;

анализ содержания авторской программы по предмету «Слушание музыки» А.С.Малкуш и

выявление актуальности данной программы в процессе современного музыкального образования

детей младшего школьного возраста в ДМШ и ДШИ.

Объектом исследования является педагогический процесс формирования восприятия музыки на

уроках «Слушание музыки» в 1-3 классах ДМШ и ДШИ.

Анализ психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблем

музыкального воспитания позволили выдвинуть гипотезу данной аналитической работы: если будут

созданы современные программы по предмету «Слушание музыки», способствующие наилучшему

восприятию и пониманию музыки, то музыкальное и интеллектуальное развитие детей посредством

слушания музыки возможно.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, в своей аналитический работе я сосредоточила

внимание на решение следующих задач:

1. Раскрыть научную сущность процесса музыкального восприятия на уроках слушания

музыки.

2. Найти и обозначить особенности представленной программы.

3. Определить

основы

содержания

авторской

программы

А.С.Малкуш

по

«Слушанию

музыки».

4. Определить актуальность представленной программы по «Слушанию музыки».

Для

решения

поставленных

в

моей

работе

задач

я

использовала

комплекс

методов

исследования,

взаимодополняющих

друг

друга:

изучение

педагогической,

психологической,

методической

литературы,

наблюдение

за

деятельностью

своих

учащихся,

анализ

авторской

программы.

2. Сходства и различия категорий «восприятие» и «музыкальное

восприятие». Свойства музыкального восприятия.

Восприятие

(перцепция,

от

лат.

perceptio)

—познавательный

процесс,

формирующий

субъективную

картину

мира.

В

психологии

понятие

«восприятие»

определяется

как

отражение

предметов и явлений действительности в совокупности отдельных свойств (форма, величина, цвет),

действующих на органы чувств. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими

процессами (мышлением, воображением, памятью), включающий в себя предшествующий опыт,

узнавание предметов. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек

слышит, видит, чувствует.

Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные

ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с

происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции

на них. Таким образом, восприятие музыки - это способность слышать и эмоционально переживать

музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Формальными

схемами в процессе музыкального восприятия могут являться темп, лад, ритм, и другие средства

музыкальной выразительности. Их неповторимое сочетание позволяет отличить одно музыкальное

сочинение от другого, т.е. совершить акт категоризации. Следовательно, в основе музыкального

восприятия

лежит

процесс

вычленения

в

произведениях

отдельных

свойств

и

качеств,

пробуждающих эстетические чувства. Это индивидуальный процесс, связанный с особенностями

нервной системы индивида и всегда остается рефлекторно-целостным живым созерцанием.

По мнению Л.А. Безбородовой, сам термин «музыкальное восприятие» имеет два значения:

1) усвоение различных видов музыкальной деятельности на уроках музыки;

2) знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей.

До тех пор, пока педагог его трактует исключительно как вид деятельности на уроке музыки, оно

будет

оставаться

музыкально-пассивным

процессом

и

лишаться

мотива,

лежащего

в

самом

содержании воспринимаемого.

Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию

заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер

и

форму

произведения

(вступление,

части,

фразы),

средства

музыкальной

выразительности

(динамические

и

темповые

оттенки,

регистровые

изменения,

метроритмические

особенности),

ученики осваивают материал, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».

Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит,

чувствует.

Воспринять

какой-либо

объект

или

предмет

-

это

значит

отнести

его

к

какому-то

определенному

классу,

как

правило,

более

общему,

чем

данный

единичный

предмет.

Поэтому

восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Это дало американскому

психологу Дж. Брунеру определить восприятие, как процесс категоризации, в ходе которого организм

осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории.

Когда мы воспринимаем музыкальное произведение и с первых же тактов говорим, что это - Шопен,

а это Бетховен, то мы тем самым совершаем акт категоризации, относя услышанное к определенной

эпохе,

определенному

стилевому

направлению,

определенному

композитору.

Мы

можем

также

определить жанр произведения – симфонический или камерный, характер художественного образа

данного произведения – лирический или героический, средства, с помощью которых передается

содержание данного образа. «В конечном итоге, – как указывает Дж. Брунер, – дело сводится к

усвоению определенных формальных схем, которые можно использовать или приспособить с целью

организации доходящей до субъекта информации».

На

основе

формальных

признаков

темпа

и

лада

музыкального

произведения

можно

выявлять

конкретное настроение, передаваемое данным произведением. Однако процесс художественного

произведения и его познания не есть чисто логический акт, а скорее эмоциональное чувствование его

содержания, и поэтому законы логического восприятия при всей их важности имеют подчиненное

значение непосредственному движению души.

То, как человек воспринимает мир, зависит от свойств наблюдаемого объекта, от психологических

особенностей

самого

наблюдателя,

его

жизненного

опыта,

темперамента,

состояния

в

данный

момент. В экспериментах Дж.Брунера детям из богатых и бедных семей был показан на экране

размер десятицентовой монетки, выяснилось, что дети бедняков гораздо чаще преувеличивают

размер

той

монетки,

которую

просили

показать

экспериментатору.

Этот

феномен

Дж.Брунер

объяснил постоянной озабоченностью о деньгах, которая существует в бедных семьях. Восприятие

человеком

различных

объектов

во

многом

определяется

его

ожиданиями,

задаваемыми

соответствующей

установкой.

Под

этим

психологическим

образованием

понимается

особая

готовность и предрасположенность человека предвосхищать событие и проявлять свою реакцию в

соответствии с ожидаемым. Американский психолог П. Фарнсуорт предлагал в разных группах

испытуемых

прослушать

одно

и

то

же

произведение

Букстехуде,

современника

Баха.

Музыка

Букстехуде по стилю очень близка музыке Баха и неспециалисту трудно отличить его произведения

от сочинений Баха. Но в одном случае Фарнсуорт приписывал авторство произведения Баху, а в

другом – Букстехуде. Когда авторство приписывалось Баху, испытуемые давали произведению более

высокую оценку.

То, что видит человек в том или ином объекте, часто оказывается проекцией на этот объект

собственных личностных характеристик воспринимающего. Механизмы проекции были описаны в

классических работах Фрейда. Используя механизмы проекции, американский психолог Мюррей

разработал тематический апперцепционный тест – серию картинок, содержание которых достаточно

неопределенно для однозначного толкования. Когда испытуемого просят рассказать о содержании

картинки, он, сам того не желая, часто говорит о своих собственных жизненных ценностях и

ориентирах. Так, из описания содержания картинки, на которой изображен мальчик со скрипкой,

можно

узнать

отношение

человека

к

музыке

положительное

или

отрицательное,

характер

мотивации – внешний или внутренний, стремление к достижению цели или защите от неудач.

Музыкальное произведение также представляет собой своеобразный экран. То, с какими образами

связываются

у

человека

те

или

иные

переживания,

может

охарактеризовать

его

как

личность,

несущую в себе определенные жизненные ценности.

Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать

настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого

эстетическое

удовольствие.

Считается,

что

грамотный

слушатель

должен

уметь

понимать

особенности

строения

различных

музыкальных

произведений

и

выразительные

средства

музыкального языка.

Основной путь развития музыкального восприятия - это повышение тонкости звуковысотного слуха

и его производных, а также расширение круга знаний о музыкальных стилях, жанрах.

Свойства музыкального восприятия:

Эмоциональность,

при

которой

слушатель

изначально

обращен

в

сферу

музыкальных

эмоций,

обогащающихся

по

мере

развертывания

восприятия

«жизненными

подробностями»

и

наконец,

предстающих перед слушателем, проходя своеобразную ретроспективу музыкального развития, в

определенном

образном

качестве.

Эмоциональность

в

наибольшей

степени

отвечает

специфике

музыки. В ней представлено качество, общее для любых форм восприятия искусства, смысл которого

можно передать в словах: восприятие как общение.

Ассоциативность

событийность,

при

которой

слушатель

находит,

прежде

всего,

конкретную

наглядность, жизненной ситуации только вслед за этим обращается к эмоционально экспрессивной

стороне музыки.

Художественно – образное представление – образы, опирающиеся на конкретные представления.

Проявление личностно – смыслового общения – процесс постижения музыкального произведения

личностью, связано с развитием мотивов самовыражения.

Целостность мышления – это либо просто слушание звуковых форм, либо более изощренный,

интеллектуально усложненный вариант формального слышания музыки. Целостное впечатление

несет

в

себе

непосредственное,

живое,

единое

ощущение

звука,

характеризующееся,

правда,

изменчивостью, потенциальным разнообразием смысла, способностью постоянно встраиваться в

новые связи и тем самым значительно изменять свой собственный эффект.

Вывод: любое восприятие представляет собой процесс категоризации - отнесение данного

предмета к тому или иному классу однотипных предметов. Однако в художественном восприятии к

этому процессу подключаются механизмы эмоционального сопереживания. Человек почти никогда

не воспринимает объект в объективно-нейтральном плане. Почти всегда он прибавляет к увиденному

и услышанному нечто из своего прошлого опыта, который проецируется на то, что воспринимают,

что видят и слышат.

3. Слушание музыки - вид музыкальной деятельности. Основные методы

развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки.

В российском музыкальном образовании предмет «Слушание музыки» появился сразу после

революции 1917 года. Этим урокам уделялось в 20-е годы особое внимание, как в большей части

музыкальных школ, так и на занятиях музыкой в Единой Трудовой школе. Задача их заключалась не

только

в

ознакомлении

с

определенным

кругом

произведений,

но

и

в

развитии

способности

воспринимать музыку.

В начале ХХ века многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, И. Кюм и др.)

уделяли этому вопросу большое внимание.

В.Н. Шацкая – известный педагог-музыкант – начала работы по развитию навыков слушания

музыки еще в дореволюционное время и продолжила её в 1919 году в научно-методическом центре

воспитания детей.

Вопросами

отбора

музыкального

материала

для

слушания

и

методикой

обучения

также

занимались: Н.А. Мейлов, Т.С. Бабаджан, Е.А. Димогло, Е.И. Дубянская и многие другие. В своих

работах они наглядно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение

имеет

сочетание

собственно

музыкального

ряда

с

поэтическими

словами

песни,

программой

инструментальной пьесы, с действием в игре или танцем.

Массовое детское музыкальное образование потребовало создания программы. Одна из первых

программ по «Слушанию музыки» была напечатана в 1924 году (автор М.С. Пекеми). Она содержала

ряд

ценных

указаний

по

методике

преподавания

и

явилась

образцом

для

всех

последующих

программ.

Целью

курса

являлось

формирование

целостного

восприятия

музыкального

произведения, а задачей – развитие музыкального мышления и восприятия выразительного значения

музыкальных форм и их элементов.

К сожалению, «Слушание музыки» как самостоятельный предмет в 40-х годах ХХ века исчез из

планов

музыкальной

школы,

сохранившись

лишь

в

общеобразовательном

процессе

средне-

специальных музыкальных школ, взамен же был введен предмет «Музыкальная грамота». Данный

процесс нарушил баланс предметов, определив приоритет теоретического подхода в преподавании.

Такие условия развития слушания – восприятия музыки не соответствовали полному развитию

творческой личности. Поэтому данными вопросами занялись музыкальные психологи Б.М. Теплов,

К.В. Тарасов; научные работники – педагоги М.А. Ветлугина, И.П. Дзержинская, О.П. Родионова;

педагоги-практики С.М. Бекина, Н. Френкель, Е. Дубинская и многие другие.

Спустя

полвека,

в

середине

90-х

годов,

предмет

«Слушание

музыки»

вновь

появляется,

постепенно входя в учебные планы многих ДМШ и ДШИ.

И это не случайно. Ведь основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит

ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и

анализ.

Слушание музыки – это одна из лучших форм работы для развития способностей активно

воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные её особенности. К тому же, слушание

музыки позволяет познакомить детей с более сложной музыкой по сравнению с той, которую они

исполняют сами. Дети получают возможность услышать крупные вокальные, инструментальные,

оркестровые произведения известных композиторов в хорошем исполнении.

В наше время слушание музыки становится доступной формой общения с искусством для

широких

слоев

населения

благодаря

широко

развитой

концертной

деятельности,

развитию

многообразных

видов

технических

средств,

способных

воспроизводить

музыку

(радио,

кино,

телевидение)…

Поток

музыкальной

информации

практически

безграничен.

А

это

обостряет

проблему

организации

целенаправленного

слушания

музыки,

помогающей

формировать

избирательность

потребления

музыкальных

впечатлений

в

соответствии

с

уровнем

развития

художественного вкуса.

Проработав в ДМШ без малого четверть века, могу сказать, что научить детей активно слушать

музыку с каждым годом становится сложнее.

Задача преподавателя заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным и

творческим.

По моему мнению, введение в программу обучения в ДМШ и ДШИ предмета «Слушание

музыки»

с

1

по

3

классы

является

необходимым

и

своевременным.

По

учебному

плану

курс

«Музыкальной

литературы»

начинается

лишь

с

4

класса,

оставляя

вне

сферы

активного

педагогического воздействия самый благоприятный для развития навыков музыкального воспитания

возраст – 7-10 лет. Урок «Слушание музыки» позволяет восполнить этот пробел.

Остановимся на основных методах, использующихся в современном музыкальном образовании

и способствующих развитию музыкального восприятия на уроках слушания музыки.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) занимают ведущее место среди методов

обучения. На уроках слушания музыки также особое место отводится живому слову преподавателя.

В.

В.

Медушевский

отмечал,

что

слово

в

музыкальной

беседе

должно

быть

откровением,

вызывающим яркое эмоциональное отношение воспитуемых. Слово, если оно найдено удачно, во

многом активизирует восприятие ребенка, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает

ценностно-ориентировочную деятельность учащихся.

Условно

выделяют

следующие

этапы

в

организации

процесса

восприятия

музыкального

произведения:

- вступительное слово учителя;

- слушание произведения;

- беседа о прослушанном произведении;

- анализ произведения;

- повторное слушание.

Полезно предварять слушание музыки вступительным словом преподавателя - лаконичным, емким

по содержанию, способным заинтересовать детскую аудиторию. Увлечь, заинтересовать ребенка,

сфокусировать

его

внимание

на

"объекте"

-

первоочередное

условие

успешности

музыкально-

воспитательной работы, в частности развития способности восприятия. Результаты исследований

отечественных

ученых

показали

повышение

активности,

увеличение

потенциала

деятельности

ребенка после предварительного эмоционального настроя.

Перед тем как познакомить детей с новым музыкальным произведением, можно коротко рассказать

им о композиторе, о каких-то интересных эпизодах его биографии, об обстоятельствах, связанных с

созданием

данного

произведения

(тем

более

если

они

содержат

в

себе

нечто

примечательное,

способное

вызвать

внимание

и

интерес).

Полезно

дать

детям

"творческое"

задание

(например,

определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы,

найти

разницу

между

ними

и

т.д.).

Если

учащиеся

в

ходе

обсуждения

прослушанной

музыки

вступают

в диалог,

у

преподавателя

есть

основания

рассматривать

это

как

свой

успех,

как

достижение в работе.

Для

большей

полноты

и

адекватности

восприятия

важна

роль теоретического

компонента в

обучении, который постепенно расширяется и пополняется.

Анализируя с детьми особенности музыкального произведения, уместно задать им ряд вопросов и

заданий. Например, какие ассоциации возникли у детей в процессе слушания; какими средствами

музыкальной выразительности был создан образ? и т.д.

Различные задания перед прослушиванием музыки значительно активизируют внимание и интерес

учащихся младших классов.

В организации восприятия музыки детьми выделяют ряд методических приемов, способствующих

активизации процесса слушания. К таковым относятся:

- ритмопластика. Так, с целью осознания жанровых особенностей музыки учащимся предлагаются

задания промаршировать или движением корпуса и кистей пластически выразить сущность звучащей

музыки;

- сравнение или контрастное сопоставление музыки;

- графическое изображение мелодии;

- составление музыкальных коллекций, подбор музыкальных произведений учащимися класса на

какую-то доступную, увлекательную для них тему;

- использование содружества различных видов искусств.

Д.Б. Кабалевским был предложен ряд методов, активизирующих развитие осознанности восприятия

музыки детьми.

Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение

учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает выбор проблемы преподавателем

и предъявление ее для самостоятельного решения учащимся. Важно, чтобы решение новых вопросов

приобретало форму кратких собеседований педагога с детьми. В каждом таком собеседовании

должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная

преподавателем задача; второй - постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий -

окончательный вывод, сделать который должны сами учащиеся. Столкновение мнений, по мысли

автора, вызывает "творческий конфликт", который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию

давно уже известных, но ранее не осознававшихся истин.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному позволяет устанавливать преемственные связи

между темами программы, формируя целостное представление о музыке у учащихся. При этом

предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами

четвертей, между музыкальными произведениями. Преимущества этого метода заключаются в том,

что

освоение

новой

темы

на

уже

знакомом

материале

становится

более

легким;

пройденный

материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности и

большей содержательности; устанавливаются связи между различными музыкальными явлениями.

При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образцами "взрослой" музыки,

Ю.Б.

Алиев

рекомендует

использовать прием "парного восприятия" . Он состоит в том, что к

каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по

настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда

они "войдут" в настроение пьесы, им предлагается послушать уже "серьезное" произведение. Этот

прием облегчает восприятие более сложного материала.

В силу звуковой природы музыкального искусства широко используется на уроках слушания музыки

наглядно-слуховой метод, предполагающий демонстрацию музыкальных произведений, как в живом

звучании, так и с использованием аудио- и видеозаписей, что позволяет детям познакомиться с

тембрами различных инструментов, исполнителями. Так, например, использование фрагментов из

кинофильмов

помогает

ощутить

конкретную

эпоху

создания

того

или

иного

произведения,

а

демонстрация

видеофильмов

опер

и

балетов

способствует

восприятию

этих

жанров

как

синтетических видов искусства. Однако в целях активизации музыкального восприятия учащихся все

же предпочтительнее непосредственное, "живое" исполнение музыки учителем. Первоочередное

условие при этом - хорошее, профессиональное исполнение преподавателя.

Чтобы

учащиеся

лучше

запомнили

музыкальное

произведение,

оно

должно

быть

повторено.

Преподаватель не должен бояться лишний раз повторить музыкальное произведение: детям нравится

по нескольку раз слушать понравившуюся им музыку. При этом у них углубляется восприятие,

возникают новые структурно-смысловые связи в явлениях музыкального искусства. Повторение

можно проводить в игровой форме - викторины, концерта.

В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-изобразительный метод.

Так, многие преподаватели с успехом используют в качестве своего рода аналогов к музыкальным

произведениям репродукции картин известных живописцев, главным образом тех полотен, которые

совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки.

Такие

иллюстрации,

если

они

подобраны

удачно,

разумеется,

оказывают

влияние

на

процесс

музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Схожие функции выполняют и рисунки детей о

музыке и под музыку. Подобный метод работы содержит в себе "азы", зачатки так называемых

межпредметных связей, весьма актуальных и действенных именно в "педагогике искусства".

Метод создания художественного контекста, направленный на развитие музыкальной культуры

учащихся

через

"выходы"

за

пределы

музыки

в

смежные

виды

искусства,

историю,

природу,

жизненные ситуации и образы, создание богатой художественно-педагогической среды предлагает

Л.В.Горюнова. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных

связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.

Методом, активизирующим восприятие является такая форма деятельности как игра на простейших

музыкальных

инструментах

- детских

ксилофонах,

металлофонах,

звоночках,

треугольниках,

ударных инструментах (типа бубна и барабана), гармониках и др. К числу музыкантов-энтузиастов, в

свое

время

убежденно

пропагандировавших

этот

вид

учебно-воспитательной

деятельности,

по

справедливости относят К. Орфа, успешно разрабатывавшего подобный метод приобщения детей к

музыкальной культуре.

Вывод:

Таким

образом,

предмет

«Слушание

музыки»,

являясь

своего

рода

«нулевым,

подготовительным циклом» курса «Музыкальной литературы», гармонично вводит учащихся в тайны

творчества

и

направлен

на

развитие

навыков

художественного

мышления,

позволяющих

в

дальнейшем

самостоятельно

анализировать

услышанную

музыку,

позволяет

развить

эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от

музыки словами, тем самым способствуя воспитанию личности, культуры слушания музыкальных

произведений, духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

4. Сущность и особенности авторской программы А.С.Малкуш по предмету

«Слушание музыки»

4.1 Содержание программы по «Слушанию музыки»

«Всякая перемена, даже перемена к

лучшему, всегда сопряжена с

неудобствами».

Ричард Хукер, 16в

Как известно, всегда проще идти знакомой, накатанной дорогой. Новации, хотя и оцениваются

нами как нужные и необходимые, зачастую далеко не полностью и далеко не сразу воплощаются на

практике. Но жизнь вносит свои коррективы и мы, желая того или нет, меняемся вместе с ней.

Педагогам приходится модифицировать существующие программы учебного процесса в ДМШ и

ДШИ.

На сегодняшний день типовых программ по предмету «Слушание музыки» не существует. В

последние годы появился ряд очень интересных авторских программ Н.В. Царевой, А.А. Томашевой,

В.В. Радя, Г.А. Ушпиковой, О.А. Владимировой, А.С.Малкуш.

Анализируя

особенности,

выбранной

мною

программы

по

предмету

«Слушание

музыки»

кратко изложу её содержание и характеристики.

Предлагаемая программа является авторской разработкой доцента кафедры теории музыки

Красноярской академии искусств Анны Сергеевны Малкуш и с 2000 года проходила апробацию в

ДМШ и ДШИ г.Красноярска самим автором.

Предпосылки автора к созданию данной программы, следующие:

1) отсутствие у большинства современных детей навыка слушания классической музыки;

2) временной объем урока музыкальной литературы, не позволяющий уделять достаточно

времени развитию навыка эстетического восприятия и слушания музыки;

3) недостаточный слуховой опыт и объем детских музыкальных впечатлений.

Курс «Слушания музыки» по программе А.С.Малкуш можно вести в городских, сельских

школах, а также в школах искусств. Продолжительность обучения - три года. Рассчитана программа

на 33 часа в год, что соответствует образовательным стандартам. Форма контроля – проведение

итоговых, открытых уроков.

Учебно- тематический план программы «Слушание музыки»

Первый год обучения. Выразительные средства музыки.

Первая четверть

Язык музыки. Выразительные средства музыки (8-9 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Музыка.Язык музыки. Мелодия. Кантилена и инструментальная мелодия.

1

2.

Мелодия и гармония. Аккомпанемент. Консонанс и диссонанс.

1

3.

Лад. Мажор и минор. Динамика.

1

4.

Метр. Размер. Такт. Ритм. Акцент. Синкопа.

1

5.

Темп.

1

6.

Регистр. Регистры и соответствующие им музыкальные ключи. Диапазон.

Тембры певческих голосов: сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.

1

7.

Штрих. Выразительные возможности штрихов.

1

8.

Подготовка к контрольному уроку.

1

9.

Контрольный урок.

1

Вторая четверть

Выразительные средства музыки (практика). К.Сен-Санс. Карнавал животных (6-7

уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Знакомство с зоологической фантазией К.Сен-Санса с целью закрепления

знаний о выразительных средствах музыки и их непосредственной проекции

на

музыкальный

облик

запечатленного

животного.

Выявление

ведущего

выразительного

средства

в

музыкальной

характеристике

каждого

образа,

отражающего его величину, повадки, пластику движения.

6

2.

Контрольный урок.

1

Третья четверть

Тембры классических музыкальных инструментов (10 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Арфа. Клавесин. Орган.Фортепиано.Рояль.

1

2.

Челеста. Гитара (акустическая). Электрогитара. Саксофон.

1

3.

Инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа: скрипка,

альт, виолончель, контрабас.

1

4.

Группа деревянно-духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот.

1

5.

Группа медных духовых инструментов: труба, валторна, тромбон, туба.

1

6.

Группа ударных инструментов: литавры, ксилофон, вибрафон, треугольник,

колокольчики, колокола, большой барабан, малый барабан, тамтам, тарелки.

1

7.

С.С.Прокофьев «Петя и волк» (симфоническая сказка для детей).

2

8.

Музыкальный

кроссворд

«Тембры

классических

музыка льных

инструментов».

1

9.

Контрольный урок.

1

Четвертая четверть

Тембры инструментов народного оркестра (7-8 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Пневматические народные инструменты: баян, аккордеон.

1

2.

Струнно-щипковые народные инструменты: балалайка, домра, гусли.

1

3.

Духовые народные инструменты: жалейка, свирель, кугиклы.

1

4.

Ударные

народные

инструменты:

бубен,

ложки,

трещотки,

маракасы,

кастаньеты. Игра на пиле.

1

5.

Музыкальный кроссворд «Тембры народных инструментов».

1

6.

Повторение пройденного материала.

1

7.

Контрольный урок.

2

Итого:

33 часа

Второй год обучения. Музыка изобразительная и музыка настроений.

Первая четверть

Картины природы в музыке (8-9 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Музыка

изобразительная

(имитация,

подражание

звукам

природы).

Пастораль. Картины природы в музыке.

1

2.

Музыка

изобразительная

(имитация,

подражание

звукам

природы).

Пастораль. Гроза.

1

3.

Музыка изобразительная. Утро. Рассвет.

1

4.

Музыка изобразительная. Водная стихия в музыке.

1

5.

Музыка изобразительная. Эхо. Пение птиц.

1

6.

Музыка изобразительная. Шаги. Ветер. Лунный свет.

1

7.

Музыка изобразительная. Сигналы в музыке: сигнал зова и золотой ход

валторн (тембры и особенности интонации)

1

8.

Урок-соревнование.

1

9.

Контрольный урок: викторина.

1

Вторая четверть

Сигналы в музыке (6-7 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Сигналы в музыке(тембры и особенности интонации). Сигнал фанфара.

2

2.

Картины баталий в музыке.

3

3.

Музыкальный кроссворд «Сигналы в музыке. Картины баталий в музыке.»

1

2.

Контрольный урок.

1

Третья четверть

Настроения в музыке (10 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Настроения в музыке: радость, веселье, восторг.

1

2.

Настроения в музыке: торжественность, величие, отвага.

1

3.

Настроения в музыке: бодрость, энергичность.

1

4.

Настроения в музыке: мечтательность, поэтичность

1

5.

Настроения в музыке: сказочность, таинственность.

1

6.

Настроения в музыке: грусть, меланхолия, траур, плач.

1

7.

Настроения в музыке: размышление, сосредоточенность, молитва.

1

8.

Настроения в музыке: дремота, сон, умиротворение, страх, паника, угроза.

9.

Подготовка к контрольному уроку.

1

10

.

Контрольный урок.

1

Четвертая четверть

Музыкальные портреты (7-8 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Музыкальные портреты. Сказочные персонажи.

2

2.

Музыкальные портреты.

1

3.

Музыка и живопись. Эскизы В Гартмана. М.П.Мусоргский. «Картинки с

выставки».

2

4.

Урок-соревнование.

1

5.

Повторение пройденного материала.

1

6.

Контрольный урок.

1

Итого:

33 часа

Третий год обучения. Музыкальные жанры.

Первая четверть

Танец (8-9 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Старинные танцы (XII-XII вв.)

3

2.

Европейские бальные танцы XIX века.

2

3.

Европейские национальные танцы.

1

4.

Восточные танцы. Испанские танцы.

1

5.

Русские танцы.

1

6.

Контрольный урок: викторина.

1

Вторая четверть

Марш (6-7 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Торжественный марш: военный, свадебный.

2

2.

Траурный марш.

1

3.

Детский, игрушечный марш.

1

4.

Сказочный марш.

1

5.

Повторение пройденного материала.

1

6.

Контрольный урок: викторина.

1

Третья четверть

Романс, песня (11 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Русская народная песня: свадебная.

1

2.

Русская народная песня: лирическая-протяжная.

1

3.

Русская народная песня: хоровод, плясовая, частушки.

1

4.

Романс, серенада.

1

5.

Романсы и песни русских композиторов XIX века.

1

6.

Революционная песня.

1

7.

Песни Великой Отечественной войны.

1

8.

Гимн. Гимны России. Хорал, псалом.

1

9.

Подготовка к контрольному уроку.

1

10

.

Авторская песня XX века.

11.

Контрольный урок: викторина.

1

Четвертая четверть

Скерцо, токката, этюд. Баркарола, ноктюрн. Прелюдия, фантазия, рапсодия (7 уроков).

№ Тема

Кол-во

часов

1.

Жанры моторики: движения: скерцо.

1

2.

Жанры моторики: токката.

1

3.

Жанры моторики: этюд, этюд-картина.

1

4.

Инструментальные жанры песенного характера: баркарола, ноктюрн.

1

5.

Жанры импровизационного характера: прелюдия, фантазия, рапсодия.

1

6.

Повторение пройденного материала.

1

7.

Контрольный урок.

1

Итого:

33 часа

В программе курса также даны и методические рекомендации автора, а также представлен

музыкальный

материал,

используемый

автором

в

процессе

изучения

всего

курса

«Слушания

музыки». К программе также прилагаются созданные автором рабочие тетради для 1 и 2 класса.

Задачи программы:

-

дать возможность ребенку осознать мир музыкальных звуков как особую реальность,

войти в которую можно только через восприятие характера музыки;

-

увлечь

ребенка

музыкой,

сделав

процесс

слушания

ярким

эмоциональным

переживанием;

-

дать возможность учащимся приобрести первоначальный навык слухового наблюдения

музыки;

-

познакомить

детей

с

общими

закономерностями

музыкального

языка,

основными

музыкальными терминами, создать прочную «базу» музыкальных впечатлений будущего

потенциального слушателя – ценителя классической музыки.

Занятия проводятся, в основном, в форме беседы, диалога-беседы с включением разнообразных

творческих заданий, игровых видов деятельности.

Домашняя

подготовка

в

1

классе

может

ограничиваться

повторением

и

закреплением

пройденного материала на уроке. Не исключаются и творческие задания: рисунки к прослушанным

произведениям, подбор стихотворений, подбор эпитетов к названию произведений.

Во 2-м, 3-м классах задания на дом могут выглядеть как самостоятельная аналитическая работа:

подготовить информационный материал о композиторе, написать сочинение-отзыв о прослушанном

произведении,

о

посещении

концерта,

сочинить

сказку

с

«прослушанными»

сказочными

персонажами, сочинить музыкальный пример по пройденной теме и др.

Формой контроля знаний учащихся можно считать заполнение тематических таблиц, которые

доступны для заполнения младшим школьникам, которые ещё в малой степени владеют навыками

письма, а также музыкальные викторины и кроссворды.

В первый год обучения внимание сконцентрировано на знакомстве с наиболее доступным

«фоническим»

слоем

музыки.

Иначе

он

назван

Е.В.Незайкинским

«предметно-звуковым»

или

«фактурным».

Но

это

не

означает,

что

следует

осваивать

различные

виды

фактур:

монодии,

гомофонно-гармонический, аккордовый и т.д. Задача данного этапа обучения – изучение элементов

музыкальной ткани. Поскольку первый уровень характеризуется как «чувственный, сенсорный», то

элементы

музыкального

языка

рассматриваются

в

их

чувственно-сонористической

трактовке:

мелодия- последовательность звуков, линия; гармония – тоны, звучащие одновременно, созвучия;

консонанс и диссонанс – «краски» созвучий; тембр – колорит, окраска звука; динамика – сила звука;

темп – скорость движения музыки и т.д. Изучение каждого из выразительных средств включает

несколько этапов: термин и его расшифровка; музыкальные обозначения, графическое изображение;

возможные

градации;

выразительные

возможности,

семантическая

нагрузка

(смысл,

значение,

ассоциативный ряд).

В качестве примера приведу учебный материал урока №1 для 1 класса из рабочей тетради по

программе А.С.Малкуш (Приложение 1):

Тема урока: МЕЛОДИЯ. ЯЗЫК МУЗЫКИ. КАНТИЛЕНА И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ.

Мелодия – это звуки, которые следуют по порядку, звучат ладно и связаны по смыслу.

Мелодии бывают двух видов:

Кантилена

Инструментальная мелодия

Певучие мелодии, удобные для пения

Неудобные для пения мелодии, но их могут

сыграть музыкальные инструменты

Звуки мелодии могут двигаться вверх и вниз, образуя рисунок «волны». В одних мелодиях много

скачков и широких ходов. В других мелодиях, наоборот, звуки движутся плавно, перетекая друг в

друга.

Задание: послушай и определи, в каких музыкальных произведениях широкие, свободно льющиеся

мелодии, т.е.удобные для пения мелодии, отметь их буквой «К» (кантилена) в таблице.

1

2

3

4

5

Музыкальный материал:

1.

С. Рахманинов. Вокализ

2.

Ж. Массне. Элегия

3.

Д. Шостакович. Симфония № 5 (часть, поб. п.)

4.

Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.

5.

И.С.Бах. Ария.

Второй год является этапом воспитания интонационного слуха. Перед учащимися

раскрывается

богатство

и

разнообразие

интонационного

музыкального

мира.

Звукоизобразительная и сигнальная интонации осваиваются на примере картин природы и

баталий в музыке. «Интонация персонажа, отражающая его внешние приметы – возраст, пол,

темперамент,

жизненный

тонус,

характер,

неповторимую

манеру

говорить,

двигаться»

(В.В.Медушевский),

предстает

в

сочинениях-портретах.

Особое

место

на

данном

этапе

обучения

занимает

тема

«Музыка

настроений»,

т.к.

«интонационный»

уровень

музыки

согласно

теории

Е.В.Незайкинского,

максимально

раскрывается

в

«эмоционально»

окрашенных произведениях. Более того, музыкальное искусство тем и отличается от других

видов

искусств,

что

оно

по

самой

своей

природе

интонационно

и

«восприятие

музыки

оказывается интонационно-сопереживательным процессом».

Третий год обучения – следующая ступень постижения «интонационного» уровня

музыкальных

сочинений.

Знакомство

с

жанрами

музыкального

искусства

начинается

с

«первичных», так как именно в их сфере изначально формируется музыкальная семантика.

Необходимо рассматривать каждый из жанров не только как исторически сложившийся вид

музыкального сочинения с комплексом устойчивых признаков, но и как своеобразный «знак»

времени,

эпохи,

физического

и

духовного

состояния,

как

«содержательно-ассоциативную

модель». Такой подход в дальнейшем будет способствовать пониманию внутреннего мира

произведений профессионального музыкального творчества (сонаты, концерта, симфонии и

др.),

в

которых

«первичные»

жанры

представлены

опосредованно

(лишь

чертами

«маршевости», «вальсовости», «токкатности» и т.п.)

Вывод:

достоинством

данной

программы

является

её

адаптированность

к

возрастным

особенностям

учащихся

начальных

классов

и

логика

построения

трехлетнего

курса,

обоснованная общими законами музыкального восприятия.

4.2.

Сравнительная характеристика программы и её актуальность

Проанализировав представленную программу «Слушание музыки» А.С.Малкуш, её содержание

и особенности, можно сделать следующие выводы:

1.

При

создании

программы

автором

были

учтены

социокультурные

особенности

той

местности, для которой создавалась программа (малые города, поселки, большие города),

возрастные особенности обучающихся, степень подготовленности к обучению, а также

психофизиологические особенности каждого возрастного периода.

2.

В программе прослеживается общая тенденция:

-

стремление вызвать эмоциональный отклик учащихся;

-

стремление отойти от увеличения потока и объема информации.

3.

Ценностный

контекст

программы

является

фактором

преодоления

в

процессе

музыкального

образования

конфликтов

духовно-нравственного

и

художественно-

эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по

отношению

к

его

психике

современной

культурно-информационной

среде.

Данный

контекст представленной программы призван способствовать вытеснению из сознания

ребенка

антигуманных,

безнравственных

и

антихудожественных

образов

и

идеалов,

которые

не

свойствены

культурно-исторической

психологии

российского

сознания

и

замещению их лучшими образцами и идеалами отечественной культуры.

4.

Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах

природы,

сказочных

персонажей,

человека,

народа,

Родины.

Художественно-образное

содержание

музыкальных

произведений,

рекомендуемое

автором

для

прослушивания,

отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к

прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также

традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества

реальных

сказочных

героев,

как

доброта,

красота,

смелость,

находчивость,

сообразительность, способность к состраданию, любовь, трудолюбие, справедливость.

5.

Психологический

контекст

программы

позволяет

осуществить

психологическую

диагностику

личности

ребенка

в

условиях

музыкально-образовательного

процесса,

выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-

педагогическую эффективность уроков «Слушания музыки».

6.

Информационно-логический контекст программы предполагает формирование у детей

первоначальных

представлений

о

роли

и

месте

музыки

в

современном

мировом

информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других

электронных средств в трансляции музыкальной информации.

При создании данных программ были учтены результаты исследований ученых в областях

теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л.А. Безбородова, Н.А.

Ветлугина,

А.

Рапацкая,

О.П.

Радынова,

Е.

Кругликова,

В.

Ражникова,

Е.

Теплухина

и

др.);

музыкальной психологии (М. Лазарев, В. Петрушин, Б.М. Теплов и др.)

Таким образом, представленная авторская программа по предмету «Слушание музыки»:

1.

Соответствует

Государственному

стандарту,

предполагающему

знакомство

детей

с

музыкальным фольклором народов России и классической музыкой.

2.

Позволяют достигнуть главной цели преподавания «Слушания музыки» - формирования и

развития музыкальной культуры учащихся – как одной из составных частей воспитания

общей культуры личности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: представленная авторская программа отвечает

современным требованиям и являются актуальной.

4.3.

Эффективность

творческих

приемов,

используемых

в

личной

педагогической практике

В своей педагогической практике я использую программу «Слушание музыки» А.С.Малкуш.

Данная программа уникальна не только своей полнотой содержания и профессиональным

подбором материала, но и претворением идеи синтетического восприятия.

Еще один важный аспект этой программы заключается в возможности варьирования методов и

форм работы в контексте одной темы. Доминантой при этом остается интерес ученика к предмету,

где дети с удовольствием включаются в работу.

В то же врем осторожная и кропотливая работа с учениками – это залог подготовки чуткого и

внимательного слушателя, анализирующего к концу курса и мелодический рисунок, и разновидности

фактуры.

Как подтверждение возможности творческого подхода, я хочу привести несколько примеров из

своей педагогической практики.

В первом классе на уроке, кроме тетради, нам стали необходимы для работы альбомы и

фломастеры, потому что, изучая многие темы, ученики рисуют к ним иллюстрации, при этом не

только к конкретным музыкальным произведениям, но и к самим темам.

Довольно часто на уроках «Слушание музыки» и в первом, и во втором классах мы используем

синтез музыки и поэзии. Конечно, в первую очередь, это тексты арий и других фрагментов из опер,

которые мы прочитываем перед или после прослушивания музыки.

Занимательно

для

учеников

было

задание

найти

стихотворения

разных

поэтов

по

теме

«Времена года». А затем, из представленных примеров, мы подбираем те варианты, которые были

ближе к музыке А. Вивальди и П. Чайковского (в циклах «Времена года»).

На втором и третьем году изучения предмета я часто использую такую форму работы как

музыкальные иллюстрации к изученным темам из произведений, исполняемых учащимися в классе

специальности. Ведь многим детям очень нравится выступать!

Особенно хорошо использовать детское исполнительство в темах:

-

«Музыка настроений» - 2 класс;

-

«Песенно-танцевальные формы» и т.д. – 3 класс.

Слушание музыки - процесс увлекательный, но вместе с тем и достаточно сложный, т.к. в

группе собираются дети совершенно разные по психическому, умственному и культурному развитию.

Поэтому одной из первоочередных задач педагога, как я считаю, это формирование коллектива, где

каждый

ребенок

чувствовал

бы

себя

спокойно

и

уверенно.

В

группе,

где

создана

атмосфера

доброжелательности, дети работают с большой отдачей.

Умение слушать музыку и размышлять о ней я стараюсь воспитывать в своих учениках с самого

начала

занятий

слушанием

музыки.

Уже

на

первом

уроке

первого

года

обучения

я

знакомлю

учащихся со следующими правилами:

1.

Не разговаривать, не вертеться во время слушания музыки.

2.

Не мешать соседу слушать музыку.

3.

Сосредоточиться и слушать внимательно.

4.

Получать удовольствие от слушания музыки.

Знакомя ребят с этими правилами, я стараюсь донести до них, что выполнение этих правил

обязательно не только потому, что этого требует дисциплина, но и потому, что, когда звучит музыка,

почувствовать её, по-настоящему понять можно, только внимательно следя за её звучанием.

5.

Заключение

Слушание музыки один из важнейших элементов музыкального развития ребенка, часть общего

психофизического развития.

Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре, в творчестве и слушании

музыки. Именно слушание музыки активирует полезную деятельность детей. Ведь слушая музыку,

ребенку приходится все время производить различные логические операции: сравнивать, объединять,

обобщать.

Результат таких интенсивных, увлекательных, интересных занятий наступает очень скоро.

Соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит духовный мир ребенка, позволит

раскрыться его личности.

Необходимость и важность предмета «Слушание музыки» очевидны.

В

современных

условиях

развития

общества,

модернизации

музыкально-образовательного

процесса, любое образовательное учреждение самостоятельно в выборе рекомендованных программ.

На сегодняшний день мы имеем широкий выбор разнообразных программ, инновационных

технологий музыкального образования. К сожалению, для многих детей уроки «Слушания музыки»

являются

единственной

возможностью

приобщения

к

мировой

музыкальной

культуре.

Помимо

накопления слушательского багажа, данный предмет позволяет учащимся быстрее освоить теорию

музыки в помощь курсам «Сольфеджио» и «Специальность». Все вышеупомянутые обстоятельства

утверждают

необходимость

существования

предмета

«Слушание

музыки»

в

комплексном

воспитании учащегося музыкальной школы.

«Если в детстве донести до сердца красоту

музыкального произведения, если в звуках

ребенок почувствует многогранные оттенки

человеческих чувств, он поднимется на

такую ступень культуры, которая не может

быть достигнута никакими другими

средствами»

В. Сухомлинский

6.

Список литературы

1.

Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых

терминов и понятий. М., 1978

2.

Барсова И. книга об оркестре. М.: Музыка, 1969.

3.

Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991

4.

Бирюков Ю.Е. Рожденные революцией (рассказы о песнях). М.: Просвещение,

1987.

5.

Выгодский Л. Психология искусства. М., 1968

6.

Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения.

М., 1996

7.

Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006

8.

Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

9.

Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры.

Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М.,1986

10. Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988

11. Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975

12. Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано.

М., 1959

13. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979

14. А.С.Малкуш. Программа «Слушание музыки», Красноярск, 2003

15. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

16. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982

17. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1 - 2. Родная земля. М., 1997

18. Попова Т. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для

музыкальных училищ и институтов культуры. М.,1977

19. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951

20. Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г. Ушпикова.

М.,1996

21. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.,1958

22. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для

музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М., 2000

23. Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004

24. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973

25. Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008

26. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972

27. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007

28. Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1908

29. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972



В раздел образования