Автор: Мелузова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка занятий по внеурочной деятельности
Тема: "Необычные упражнения: тренируем наблюдательность", "Познание начинается с восприятия"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42»
города Ижевска Удмуртской Республики
Конкурс
разработок по внеурочной деятельности
на основе УМК «Перспективная начальная школа»
Номинация «Занятия»
Участник конкурса: Мелузова Ольга Дмитриевна,
учитель высшей категории,
классный руководитель 2 класса,
УМК «Перспективная начальная школа».
Конспекты занятий по программе внеурочной деятельности
«Путешествие в мир экологии» В.А.Самкова
2 класс. Открываем мир природы
Темы разделов:
Школа юных экологов.
Учимся видеть, слышать, наблюдать природу.
Разработка занятий: « Необычные упражнения: тренируем
наблюдательность», «Познание начинается с восприятия»
Занятие 3
Тема: Необычные упражнения: тренируем наблюдательность.
Цель: выполнять упражнения для развития наблюдательности.
Ожидаемый результат:
знакомство с упражнениями для развития наблюдательности;
выполнять упражнения для развития наблюдательности;
наблюдать, фиксировать, исследовать объекты окружающего мира;
ориентироваться в пространстве с завязанными глазами;
выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во
взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
оценивать степень личной ответственности за сохранение своего
здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.
Материально- техническое обеспечение:
интерактивная доска;
фотоаппарат;
полевой дневник;
плотная повязка на глаза (из расчёта одна повязка на двух детей);
карточки: тема, знаем, не знаем, интерес, затруднение.
Оформление доски:
Тема:
ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ
Ход занятия:
I.
Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Посмотрите
внимательно на своего соседа по парте, улыбнитесь ему и подарите какой
-нибудь комплимент, а теперь отвернитесь от него и скажите какого цвета его
глаза?
(Ответы детей.)
- Повернитесь друг к другу, и ещё раз внимательно посмотрев, на своего
соседа, назовите цвет его глаз.
(Ответы детей.)
- У всех ли совпали первоначальные ответы? Почему?
(Ответы детей.)
- А могли бы вы сейчас назвать цвет глаз ваших близких?
(Ответы детей.)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы ответить на, казалось
бы, совершенно простой и одновременно такой сложный вопрос?
(Ответы
детей.)
II.
Формулировка темы и целей занятия (учащимися)
- Ребята, а как вы считаете, на наших занятиях мы уже говорили об этих
качествах?
(Если дети не могут ответить на вопрос, обращаются к полевому дневнику.
Речь идёт о качествах необходимых юному исследователю.)
- Назовите тему прошлого занятия.
(Ответы детей. «Учимся наблюдать природу»)
Подводим итог на доске:
ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ
«Качества необходимы юному исследователю» Почему не у всех сработал
Наблюдение – основной метод работы в природе метод наблюдения, почему
не все смогли воспользоваться
качествами юного исследователя?
(- Ребята, как вы думайте, все ли школьники знают, как пишутся сочетания: жи-ши, ча-
ща, чу-щу?
- А все ли могут грамотно применить их на письме? Почему?
- Может спортсмен без тренировок, без ежедневных занятий пойти на олимпиаду и занять
первое место?) Наводящие вопросы, если дети не смогли назвать тему урока.
- Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на нашем занятии?
Вывод: Мы будем тренировать наблюдательность.
На доске появляется тема урока: Необычные упражнения: тренируем
наблюдательность.
III.
Актуализация знаний.
- Ребята, как вы думайте, а как можно тренировать наблюдательность?
(Ответы детей)
- А если человек не собирается быть в дальнейшем исследователем, нужна ли
в повседневной жизни наблюдательность, если нужна то для чего?
(Высказывания детей)
IV. Подготовка к выполнению тренировочных упражнений.
- Если вы помните, в начале занятия я говорила, что занятие у нас необычное.
Сейчас, мы с вами отправимся в школьный сад. Но для этого каждый из вас
возьмёт шефство над своей парой, мы будем тренировать свою
наблюдательность в различных ситуациях, сначала одни затем другие. Те
дети, которые проходят практикум, полностью полагаются на своего соседа,
доверяют ему свою безопасность. Он на время становится ушами и глазами
своего соседа, и предотвращает любой опасный момент, связанный с
занятием. После выполнения каждого упражнения меняетесь своими
ролями. Каждое новое упражнение происходит строго после команды
учителя.
Дети парами выходят за учителем в школьный сад.
Перед каждым выполнением упражнения на развитие наблюдательности, дети совместно с
педагогом предполагают, что нужно будет выполнить и для чего нужно это упражнение в
жизни. Во время выполнения упражнений самые интересные наблюдения фиксируются на
фотоаппарат (не более 4 снимков, по одному на каждое упражнение); делают пометки в
полевом дневнике.
V.
Упражнения для развития наблюдательности.
1.
«Смотрим под ноги»
- Начнём наши упражнения по развитию наблюдательности с упражнения
«смотрим под ноги». Предположите по названию упражнения, каким образом
мы будем наблюдать. Что можно наблюдать, таким образом, для чего это
нужно? Попробуйте найти под ногами своё маленькое чудо.
(Дети внимательно
разглядывают то, что находится под ногами.)
2.
«Ходим, подняв голову вверх»
- Следующее упражнение «ходим, подняв голову вверх». Для чего оно нам
нужно? Что можно наблюдать таким образом?
(После обсуждения дети делятся на ведомых и ведущих, затем меняются местами.
Ведомый ходит с высоко поднятой головой разглядывает вершины деревьев, наблюдает за
облаками и т.д. Ведущий наблюдает за ведомым, предостерегая его от возможных
опасных препятствиях на пути следования (ямки, кочки, камни, деревья и т.п.) По
возможности, если есть коврики и погода позволяет можно лечь на спину и некоторое
время наблюдать за тем, что происходит в вышине.)
3.
«Ходим задом - наперёд»
- Следующее упражнение «ходим задом - наперёд». Что можно сказать об
этом упражнении? Часто ли мы так ходим, нужно ли нам это?
(Ответы детей)
- Ребята, мы обычно не ходим таким образом и как правило никогда не видим
следы, которые оставляем после себя на лесной тропинке, ваша задача
наблюдать за тем, что остаётся на тропинке после ваших следов.
(Примятая
трава, сломанные веточки, потревоженные или даже вовсе погубленные обитатели
травянистых «джунглей».)
- Напоминаю, идти нужно осторожно, не нужно надеяться только на
ведущего, попробуйте и сами почувствовать, небольшие препятствия.
Ведущие не забывайте о безопасности ведомых, о том, что вы несёте
ответственность за их безопасность. (
Упражнение проходит по аналогии с
предыдущим упражнением – дети делятся на ведомых и ведущих)
4.
«Учимся ориентироваться с завязанными глазами»
Алгоритм проведения следующего упражнения проходит так же по аналогии с
предыдущими упражнениями. Отличительная особенность, ведомый ребёнок завязывает
глаза плотной повязкой. Ведущий несколько раз поворачивает на месте ведомого (как при
игре в «жмурки»), а затем ведет его к какому - нибудь дереву, несколько раз меняя
направление движения. После того, как дети подошли к дереву, ведомому даётся
возможность внимательно ощупать его, вдохнуть запах, может быть, даже потрогать
руками почву, которая его окружает. Затем дети возвращаются в исходную точку и
ведомому развязывают повязку, ему предлагается найти то дерево, к которому его
подводили.
VI.
Рефлексия занятия.
Дети возвращаются в класс.
- Ребята, подведём итог занятия, чем мы занимались в школьном саду?
- Что вызвало интерес, затруднение? На доске появляется запись:
ИНТЕРЕС ЗАТРУДНЕНИЕ
(На данном этапе дети используют записи полевого дневника, в зависимости от
количества снимков, возможна демонстрация снимков на интерактивной доске. Если
снимков много, возможно к следующему занятию их систематизировать
по 4 направлениям, и следующее занятие начать с них.)
- Кто помог вам преодолеть затруднение?
- Что бы вы хотели сказать друг другу после проведения занятия?
- Только ли мы сегодня тренировали свою наблюдательность? Обратите
внимание на первоначальную запись на доске. (
Дети, самостоятельно используя
записи на доске, приходят к выводу, что не только нужно тренировать наблюдательность,
но и вырабатывать в себе личные качества, необходимые для работы не только в природе,
но и в жизни – внимание, терпение, точность, сотрудничество. Высказывают свои
предположения, чтобы было, если бы не было одного из этих качеств.)
- В завершении нашего занятия процитирую слова Виталия Бианки:
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон
неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь. Потому что это самое
интересное, самое увлекательное занятие в мире!»
- Я желаю вам открыть как можно больше неизведанных тайн, видеть не
только впереди себя, но и вокруг себя. Не забудьте поделиться своими
открытиями с друзьями и близкими.
Занятие 4
Тема: познание начинается с восприятия.
Ожидаемый результат:
знакомство с упражнением для развития наблюдательности;
выполнять упражнение для развития наблюдательности;
наблюдать, фиксировать, исследовать объекты окружающего мира;
извлекать информацию, представленную в разных формах;
находить объекты по заданным признакам;
сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью
которых они узнаются;
выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во
взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих, своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья.
Материально- техническое обеспечение:
интерактивная доска;
ноутбук; дистанционная мышь;
фотоаппарат;
полевой дневник;
компьютерная игра «Уроки Кирилла и Мефодия» Окружающий мир. 2
класс. Автор проекта: Самкова Виктория Анатольевна, кандидат
педагогических наук, зав. лабораторией «Перспективная начальная
школа» Института содержания и методов обучения РАО.
Оформление доски:
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон
неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь. Потому что это самое
интересное, самое увлекательное занятие в мире!» В. Бианки
Тема:
ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ
Ход занятия:
I.
Организационный момент
- Ребята, посмотрите на доску и подумайте, чем мы сегодня будем
заниматься? (Ответы детей. Будем продолжать открывать новые
неизведанные тайны).
– Действительно мы продолжим открывать новые неизведанные тайны,
какие именно мы узнаем позже, а в раскрытии этих тайн нам сегодня
поможет Космик.
(Включается компьютерная игра «Уроки Кирилла и Мефодия.
Окружающий мир. 2 класс. Автор проекта: В.А.Самкова». Дети поочерёдно управляя
дистанционной мышью отвечают на вопросы Космика. Урок 1. Как человек познаёт мир?
Работа ведётся по 5 слайдам.)
II. Формулировка темы и целей занятия (учащимися)
- Вам понравились уроки Космика? (Ответы детей)
- В таком случае я думаю, что он придёт к нам ещё не раз, но чтобы
доказать, что он действительно нам помог , а не помешал. Нам нужно всё
же выяснить, а чем же мы займёмся на нашем занятии, итак, что мы
(запись можно произвести как на интерактивной доске, так и на обычной
)
ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ ПРЕДПОЛАГАЕМ
Нужно открыть тайну. Какую? Как? Урок Космика назывался
Орган зрения – глаза. Для чего? «Как человек познаёт мир?»
Орган осязания – кожа. Повторили всё об органах
Орган обоняния – нос. чувств. Выдвигаем тему
Орган вкуса – язык. занятия: человек познаёт мир
Орган слуха – уши. с помощью органов чувств.
- Ребята вы очень точно определили тему занятия.
На доске появляется тема занятия: познание начинается с восприятия.
Физ. пауза. Электронные физ.минутки для глаз «Метеорит»
(Дети встают и выполняют упражнения для глаз под музыку)
III. Актуализация знаний.
- Ребята, если вы были внимательны, то заметили, что во время физ. паузы
Космик улетел на свою планету и просил меня при отлёте переслать
доказательство того, как с помощью какого-то набора органов чувств можно
познать мир.
- Наше познание начинается с ощущений, т.е. с восприятия.
– Каким же образом мы станем это доказывать? Возможно, опыт прошлых
занятий вам подскажет ответ. (Ответы детей. На интерактивной доске
появляются наиболее яркие снимки прошлого занятия, отражая суть каждого
упражнения. Дети находят свои снимки, вспоминают, какие упражнения
проводили, что развивали?
Какие органы чувств помогали нам на каждом этапе? Что удивило, какие
тайны разгадали. Дети также могут пользоваться полевым дневником.)
1. «Смотрим под ноги»
2.«Ходим, подняв голову вверх»
3.«Ходим задом - наперёд»
4.«Учимся ориентироваться с завязанными глазами»
(Ответы детей)
IV.
Подготовка к выполнению тренировочных упражнений
-
Молодцы! Я думаю, что Космика убедили ваши доказательства. А вот и
подтверждение, пришло смс-соообщение от Космика. Оказывается Космик
уже облетел всю Вселенную и проверяя наши доказательства выяснил, что
мы забыли ещё об одном упражнении «В гармонии с природой».(
Сообщение
подготовленного
ребёнка
–
«помощника»
Космика
.
Основной
характеристикой
прекрасного является
гармония. Слово «гармония» – греческого происхождения. Оно
переводится
как
«связь»,
«стройность»,
«соразмерность».
В
живых
организмах
гармонично сочетаются различные особенности их строения, формы, окраски.
Прекрасное
в
природе
мы
воспринимаем,
прежде
всего,
зрением.
Дети
вспоминают
о
правилах
поведения при наблюдении, берут с собой полевой дневник и карандаш,
парами выходят
за
учителем
в
школьный
сад.
Перед
выполнением
упражнения
на
развитие
наблюдательности, дети совместно с педагогом предполагают, что нужно будет выполнить
и для чего нужно это упражнение в жизни. Во время выполнения упражнений самые
интересные
наблюдения
фиксируются
на
фотоаппарат;
делают
пометки
в
полевом
дневнике.
V.
Упражнения для развития наблюдательности.
1.
«В
гармонии
с
природой».
Учитель
знакомит
детей
с
ещё
одним
упражнением
по
развитию
наблюдательности.
Алгоритм
проведения
следующего упражнения проходит так же по аналогии с предыдущими упражнениями.
Отличительная особенность, дети работают самостоятельно; им предлагается наблюдать
за каким – либо существом.
- Вам осталось выбрать для наблюдения, какое – либо существо, глядя на
него, представьте, что вы постепенно уменьшаетесь, и превращаетесь в
выбранный
вами
живой
объект.
Начинается
чудесное
путешествие.
Не
забудьте зафиксировать своё путешествие.
VI.
Рефлексия занятия.
Дети возвращаются в класс.
- Ребята, подведём итог занятия, чем мы занимались в школьном саду?
- Что вызвало интерес, затруднение? На доске появляется запись:
ИНТЕРЕС ЗАТРУДНЕНИЕ
(На данном этапе дети используют записи полевого дневника, в зависимости от
количества снимков, возможна демонстрация снимков на интерактивной доске).
- Ребята, сегодня вы представляли себя в роли наблюдаемого существа.
Попробуйте подготовить к следующему занятию сообщение от имени этого
существа. Озвучив в своём выступлении, комфортно ли его существование в
нашем школьном саду, всё ли его устраивает, есть ли у него враги,
помощники и т.д. Какие приключения могут произойти с вашим объектом в
дальнейшем?
Космик возвращается со своей планеты и делает свой вывод по прошедшим занятиям:
(аудиозапись)
-Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в
головной мозг. Так вы воспринимаете окружающий мир, так происходит восприятие –
это первая ступень познания.
Сохранить полученную информацию вам помогает память. Память – это вторая ступень
познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят:
«вспомни», значит надо достать что-нибудь нужное из памяти.
Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает,
классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это
третья ступень познания – мышление.
Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или
фантазией. Это четвёртая ступень познания.
– Ребята, кто внимательно слушал Космика? Какие ещё тайны вы для себя
сегодня открыли? (
4 ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.)
–
Какие ступени познания пригодятся для выполнения домашнего задания?
(Ответы детей)
- Как вы считаете, а нужно ли тренировать восприятие, память, мышление, воображение?
(Ответы детей. Учитель сообщает детям, что это будет темой последующих занятий.)
- Прочитайте высказывания Виталия Бианки.
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон
неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь. Потому что это самое
интересное, самое увлекательное занятие в мире!»
- Как теперь вы понимаете это высказывание? На этот вопрос вы, ответите,
дома и следующее занятие мы начнём именно с него, а затем вы выступите со
своими сообщениями о своём маленьком чуде, открытом сегодня. Если у
кого-то возникнет желание, можно продолжить наблюдение, и приготовить
сообщение в виде презентации. Лучшие презентации, я уверена, Космик
заберёт с собой на свою планету.