Напоминание

"Безопасность и долголетие голоса преподавателя"


Автор: Бандман Елена Георгиевна
Должность: логопед-фонопед
Учебное заведение: ГАУЗ НСО Городская клиническая поликлиника № 1
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Безопасность и долголетие голоса преподавателя"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Безопасность и долголетие голоса преподавателя

Е.Г. Бандман*

*

Новосибирский областной консультативно-диагностический фониатрический центр, логопед - фонопед

В нашей стране работают более 2 миллионов педагогов. И для каждого учителя

(от

воспитателя

ДОУ

до

преподавателя

ВУЗа)

основным

«инструментом»

в

процессе

передачи

знаний

является

голос.

Это

наше

«орудие

производства»,

обеспечивающее

профессиональную

деятельность.

Несмотря

на

постоянное

техническое

усовершенствование

учебного

процесса,

живое

слово

педагога

остаётся

самым

могущественным

и

убедительным

источником

информации,

прогресса

и

культуры.

Так

как

смысл

высказывания

определяется

не

только

лексикой,

но

и

интонацией,

составляющими

которой

являются

акустические

характеристики голоса. Именно поэтому голос педагога должен быть приятного

тембра,

достаточно

динамичным

по

высоте

и

силе.

Кроме

то го ,

профессиональный голос должен быть устойчивым к большим нагрузкам.

Профессиональная

деятельность

педагога,

прежде

всего,

является

коммуникативной деятельностью. В коммуникативной деятельности выделяют

вербальные средства, экстралингвистические средства коммуникации (темп, ритм

речи,

интонация,

окраска

или

тембр

голоса)

и

невербальные

средства

(поза

говорящего, жесты, мимика). Голос обеспечивает как вербальную составляющую

коммуникации, так и её экстралингвистические средства.

Голос является существенным фактором в реализации коммуникативных

потребностей человека, т.к. в случае нарушения фонации снижается

разборчивость и внятность речи и, следовательно, затрудняется ее восприятие

окружающими. Голосовая функция неразрывно связана с экспрессивной речью.

Способность говорить и выражать свои мысли не может осуществляться без

полноценного развития голоса. Речь, формирующаяся на основе голоса, несет (не

зависимо от семантики) весьма значительную и важную для слушателя

информацию.

Экстралингвистическая составляющая может значительно усилить

семантическое значение слова, но и существенно ослабить его, вплоть до полного

отрицания субъектом восприятия. Чем богаче интонации, мелодика голоса, тем

легче воспринимается вербальная информация. Фонетически это выражается в

изменении высоты тона, силы голоса.

В этой связи становится понятным, насколько важно для лиц речевых

профессий умение пользоваться коммуникативными экстралингвистическими

средствами.

Союзом европейских фониатров на одном из ежегодных конгрессов была

утверждена классификация профессий в соответствии с требованиями,

предъявляемыми к качеству голоса.

А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса:

-а) певцы-солисты;

-б) певцы-хористы;

-в) актеры;

г) дикторы радио и ТY.

Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса:

а) преподаватели;

б) профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.,

в) политические деятели;

г) воспитатели и учителя детских учреждений.

В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с

работой в шумной среде:

а) адвокаты, судьи;

б) врачи;

в) войсковые командиры.

Даже при отборе кандидатов для космических полетов учитываются свойства

голоса. У претендента может быть нормальный бытовой голос, но при

специальном обследовании обнаруживается, что его речь в условиях дальней

связи не будет воспринята на земле.

Повышенная голосовая нагрузка на основании соответствующих нормативных

актов Минздравсоцразвития является вредным производственным фактором,

который может приводить к профессиональной патологии. В России приказом

Министерства здравоохранения РФ №90 от 14.03.96 года к профессиональным

расстройствам голосового аппарата отнесены:

- хронический ларингит;

- узелки гол/складок;

- контактные язвы.

Перечисленные заболевания имеют общую природу – анатомические изменения

в гортани, приводящие к нарушению голоса. Хронический ларингит (воспаление

слизистой оболочки гортани) называют ещё профессиональным заболеванием

педагогов.

Функциональные расстройства не вошли в этот перечень, хотя у огромного

числа преподавателей, актеров и др. возникают стойкие гипо- и гипертонусные

нарушения, фонастения, все они возникают именно в результате их

профессиональной деятельности.

По данным обследований в 80-е годы ХХ века (Василенко Ю.С., 1974; Тринос

А.А., Тринос В.А., Зарицкий Л.А., 1984г.) голосовые нарушения отмечались у 40-

50% преподавателей. В последнее десятилетие функциональную недостаточность

голосового аппарата разной степени выраженности имеют 89,7% педагогов.

В отдельных случаях человек, профессионально пользующийся голосом, может

и не знать, что те изменения голоса, которые у него появились, являются

признаком функциональных нарушений голоса. Поэтому, если у вас возникает

- быстрая голосовая утомляемость (через 15-20 минут);

- снижение динамики (силы голоса);

- ощущение першения, щекотания, жжения;

- спазмы, боль в области гортани;

- чувство тяжести; сухости, то эти парестезии (нарушение чувствительности

при отсутствии каких-либо внешних причин),

в сочетании с изменениями тембра (осиплость, охриплость, придыхательная

атака гласных звуков, детонация – дрожание), свидетельствуют о возникновении

функционального расстройства голоса.

Перечисленные симптомы появляются как при фонастении (звуковая astheneia

– слабость, бессилие), так и при гипотонусной дисфонии (снижение мышечного

тонуса голосовых складок). Поставить точный диагноз может только врач фониатр

(оториноларинголог, прошедший специализацию по лечению голосовых

заболеваний). Но педагогам необходимо знать причины возникновения того или

иного функционального расстройства голоса.

Фонастения характеризуется нарушением координации между дыханием,

фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне особой

неврологической предрасположенности. Диагностируется у 32,6% педагогов,

чаще болеют женщины. Это объясняется лабильностью (подвижностью) их

нервной системы и меньшей, по сравнению с мужчинами, выносливостью

голосового аппарата. Факторами, предрасполагающими к развитию фонастении,

могут быть:

- острые воспалительные заболевания дыхательных путей и/или повышенная

голосовая нагрузка;

- перенапряжение голосового аппарата на фоне обострения соматических

заболеваний;

- изменение гормонального равновесия;

- психоэмоциональное переутомление.

Любой из перечисленных факторов в сочетании с профессиональной голосовой

нагрузкой способствует появлению доминантных очагов застойного торможения в

коре головного мозга, что приводит к нарушению координации мышц голосового

аппарата.

Функциональная гипотонусная дисфония обусловлена снижением мышечного

тонуса голосовых складок или других мышц, участвующих в голосообразовании.

Диагностируется у 50 – 80% от общего числа лиц, обратившихся с жалобами на

нарушение голоса. Чаще встречается у женщин. Основными причинами

нарушения фонации являются:

- постоянное перенапряжение мышц голосового аппарата вследствие

неправильного механизма голосообразования;

- голосовая нагрузка во время болезни или сразу после острой респираторно-

вирусной инфекции, ангины, трахеита, бронхита;

- авитаминоз, гипотония, вегетососудистые дистонии;

- дисфункция щитовидной железы;

- хронические заболевания различных органов и систем;

- стрессовые ситуации.

Однако, далеко не все причины (социальные, психологические, соматические и

т.п.), приводящие к нарушению голосовой функции, можно устранить. Но,

соблюдая определенные превентивные меры, мы можем сохранить свое голосовое

здоровье.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники