Автор: Пудовкина Ирина Олеговна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО НАО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: Ситуационный подход к уроку в Детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование
Ситуационный подход к уроку в Детской школе искусств.
Автор Пудовкина И.О.
Преподаватель ГБУ ДО НАО «ДШИ»
Введение. Требование к современному преподавателю.
В
современном
обществе
происходят
преобразования,
которые
затрагивают всю систему российского образования. А значит, современный
педагог
находится
в
постоянном
процессе
творческого
поиска
и
профессионального самосовершенствования.
Ускорение
темпов
развития
общества
и
процессов
информатизации
влечет за собой изменение целей образования. Помимо прочных предметных
знаний
современному
школьнику
необходимы
умения
активной
познавательной деятельности, планирования, контроля, оценки собственной
деятельности, эффективной коммуникации. В школьной практике эти умения
называют общеучебными. На их формирование педагогов ориентирует ряд
документов: «Концепция модернизации Российского образования на период
до 2020 года», государственные образовательные стандарты, проект ФГОС
второго поколения. В связи с этим сегодня требуют изменения существующие
подходы к работе педагога. И может ли современный педагог остаться в
стороне?
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной
потребности.
Анализ
собственной
деятельности
как
процесс
осмысления
педагогического
опыта
–
это
важнейший
и
своеобразный
инструмент
преодоления существующих в работе трудностей, заставляющий педагога
самосовершенствоваться.
Развитие
способности
учителя
к
самоанализу
является основным условием для определения лучших аспектов своего труда
и затруднений.
Образование
сегодня
-
не
столько
приобретение
знаний,
умений,
навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных
ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств,
так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в
темпах
развития
нравственного
сознания
от
роста
знаний.
Еще
К.Д.Ушинский предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся
об
образовании
ума,
совершает
"большой
промах",
ибо
человек
"более
человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает". Выдающиеся
педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без
него невозможно полноценное развитие ребенка.
Следуя
традиционному
принципу
учреждений
дополнительного
образования
–
принципу
доступности,
массовости
обучения,
коллектив
преподавателей
школы
должен
развивать
творческие
способности
детей
разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей
нет.
Главная
задача
состоит
в
музыкально-педагогическом
приобщении
каждого из учащихся к богатым музыкальным традициям и к тем из новых
музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность.
1
Педагогу
приходится
постоянно
принимать
решения
и
отвечать
на
вопросы,
поставленные
практикой:
как
установить
дисциплину;
как
мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного
ученика; как обеспечить понимание и т.д.
Компетентный
учитель
обязательно
анализирует
у ч е б н о -
воспитательные
ситуации,
понимает
причины
поступков
обучающихся
(воспитанников),
предлагает
творческие
решения,
направленные
на
достижение
учебно-воспитательных
целей.
Он
одновременно
обладает
терпением, выдержкой и пониманием того, какое решение в какой ситуации
наиболее адекватно поставленным целям. Опытный педагог понимает, какие
решения
принимает
только
он
сам,
а
какие
надо
принимать
вместе
с
коллегами,
учениками
(воспитанниками)
и
их
родителями,
он
понимает,
насколько
велика
его
личная
ответственность
за
принятые
решения,
не
избегает ее, не ждет указаний сверху, а оперативно реагирует на возникшую
ситуацию. Педагог учитывает разные мнения при принятии решений, умеет
обосновать
свой
выбор,
готов
к
пересмотру
решений
под
воздействием
фактов или новой информации.
Все
выше
сказанное
требует
от
современного
педагога
владения
новыми
подходами
в
управлении
учебным
процессом
на
уровне
урока.
Одним из актуальных направлений в этой области - является ситуационный
подход, при котором изменениям подвергаются, прежде всего, психология
самого педагога, стиль его поведения на уроке, происходит переоценка своего
места и роли в системе управления уроком.
В Детские школы искусств приходят разные дети. Причем у них не
только разные способности, и возраст, но разные условия в которых они
воспитываются
дома
и
в
школе.
Поэтому
педагогу
важно
владеть
методологией ситуационного подхода к управлению своим уроком. Приведу
примеры некоторых ситуаций:
Ситуация успеха ученика
Педагог
должен
работает
в
направлении
создания
условий
для
успешности,
максимального
развития
личности
ребенка
с
учетом
ее
интересов,
способностей,
творческого
потенциала,
самореализации
в
социальной среде, труде, учебе, личной жизни. Главный смысл деятельности
педагога ДШИ состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это
способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки,
развитию
чувства
собственной
значимости.
Основным
механизмом
в
решении этой задачи становится ситуация успеха. С педагогической точки
зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание
условий,
при
которых
создается
возможность
достичь
значительных
результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в
целом.
Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить
состояние
ребенка,
изменить
ритм
и
стиль
его
жизнедеятельности,
взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом
уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан
2
окружающим,
мой
успех
–
это
результат
упорного
труда,
мой
успех
не
является
препятствием
для
других
учеников
и
т.д.).
Таким
образом,
состоявшийся
успех
предусматривает
оптимальное
соотношение
между
ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом
случае
ситуация
успеха
является
своеобразным
«пусковым
механизмом»
дальнейшего развития личности ребенка. Если ученик не имеет успеха в
различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении
социальных
конфликтов
или
в
преодолении
неудач,
то
у
него
могут
возникнуть
проблемы
при
вхождении
во
взрослую
жизнь.
Опыт,
среда
дополнительного
образования
могут
создать
условия
для
развития
и
формирования потребностей и способностей каждого ученика, что позволяет
сделать
более
успешной,
результативной
и
эффективной
деятельность,
которая является значимой для ребенка и педагога.
Ситуация страха ученика
Как показывают исследования, самый большой страх у учащихся - это
страх проверки знаний. Школьная тревожность, которую психологи часто
выявляют, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Ребенок
может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает
страх самовыражения, страх перед конкретным педагогом, с именем которого
связан негативный опыт. А ведь оценочная деятельность педагога должна
оказывать воздействие и на мотивацию достижения цели учащихся. Она
должна
подстегнуть
их
стремление,
не
останавливаясь
на
достигнутом,
настойчиво
идти
к
поставленной
цели.
Поэтому
перед
современным
учителем стоит вопрос, как найти более эффективные пути реализации своей
оценочной функции. Чем младше ученик, тем больше он нуждается в оценке
каждого своего учебного усилия. При этом приоритетным остается опора на
успех и выделение положительного. Поэтому так важно сделать оценку более
содержательной, объективной и дифференцированной. Конечно, мы пока не
можем совсем отказаться от отметки, не готовы отойти от такого простого и
удобного способа измерения и сопоставления детей. Но с того момента, как
мы
начинаем
говорить
о
гуманной
педагогике
и
о
личностно
–
ориентированном образовании, мы не можем не задумываться о том, чем
дополнить стандартную отметку.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен
оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться
дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих.
Ситуация уважения ученика
Важнейший
принцип
организации
учебного
процесса
-
уважение
к
личности
ребёнка
в
сочетании
с
разумной
требовательностью
к
нему.
Требовательность является своеобразной мерой уважения личности ребенка.
Разумная
требовательность
всегда
себя
оправдывает,
её
воспитательный
потенциал
существенно
возрастает,
если
она
объективна,
целесообразна,
продиктована
потребностями
учебного
процесса,
задачами
всестороннего
развития личности.
3
В своей работе преподаватель должен делать требовательность гибкой,
индивидуализированной. Опыт показывает, что нецелесообразно требовать
выполнение тех или иных задач в категоричной форме по отношению к
дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и
безответственному. Требовательность, какой бы справедливой она ни была,
не
принесёт
пользы,
если
она
не
рассчитана
на
определённый
уровень
развития личности ученика. Ребенку, как и взрослому, необходимо время от
времени «обеспечить успех», который будет стимулировать его к дальнейшей
деятельности.
Ситуация недопустимости давления на ученика
Одним из главных принципов современной методики преподавания
является
недопустимость
психологического
давления
на
ученика.
«В
педагогике
не
должно
быть
насилия»
(В.Б.Болдырев).
С
точки
зрения
преподавания - авторитарный подход неприемлем. Преподаватель должен
стараться
сохранить
у
детей
желание
учиться,
стараться
наладить
психологический контакт с педагогом.
Обучение
ребенка
не
должно
быть
принудительным,
иначе
оно
не
эффективно
и
мешает
гармоничному
развитию
личности,
поэтому
очень
важно добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого
ребенка.
Целью
каждого
урока
должно
быть
познание
музыки
через
исполнение на инструменте. Между педагогом и учеником не должно быть
дистанции (психологической), т.к. настоящая продуктивная работа возможна
лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг к другу.
В реферате приведены примеры лишь некоторых ситуаций, наиболее
часто встречающихся. Но для того, что бы владеть ситуацией предлагаю
перейти к следующему разделу.
Управление ситуацией.
Суть этого раздела заключается в умении управлять собой с целью
влияния на ситуацию на уроке. В связи с этим хочется вспомнить слова
известного психолога П.Кальдерона «Надо уметь владеть собой, чтобы уметь
владеть миром».
Варианты управления ситуацией:
1.Увидеть событие «другими глазами», с другой стороны (т.е. изменить
свое восприятие события)
2.Взять контроль над своими чувствами. Научиться управлять своими
чувствами и влиять на чужие.
3. Остановить действия или поменять их на противоположные.
И самое главное помните – убедить, значит победить!!!
В заключении.
В
последнее
время
часто
ведутся
дискуссии
на
тему
«личность
современного
учителя».
Меняется
время,
изменились
требования
к
профессиональной подготовке педагогов, а всё равно есть нечто такое, что
всегда и везде должно быть незыблемым. Что же это? Конечно, ответ на этот
4
вопрос должен дать сам педагог, а что скажут его ученики и их родители? И
они
отвечают:
это
открытость,
доброжелательность,
порядочность,
понимание, ум, умение хорошо объяснять материал. Значит, дети и взрослые,
прежде
всего,
ценят
в
учителе
его
человеческие
качества,
а
потом
уже
уровень
его
педагогической
подготовки.
В
педагогической
профессии
общечеловеческие характеристики имеют первостепенную значимость. То
есть,
прежде
всего,
нужно
быть
живым
человеком,
а
не
безличным
воплощением требований программы.
На мой взгляд, любовь к детям – это главное качество педагога XXI
века. Любовь к ребенку, к ученику включает в себя уважение к его личности.
Педагог связан с учеником в современных условиях целой системой связей,
за
характер
которых
он
несет
ответственность
перед
обществом,
перед
семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью.
И какой бы не был ситуационный подход к уроку, главное, чтоб он был
во благо ребенка!!!
Используемая литература.
Т.И. Смирнова «Воспитание искусством или искусство воспитания», Москва 2008г
О.Шульпяков
«Работа
над
художественным
произведением»,
Издательство
«Композитор-Санкт-Петербург», 2005г
М.С.
Осеннева
«Теория
и
методика
музыкального
воспитания»,
Издательский
центр «Академия», Москва 2012
Подуровский
В.М.,
Суслов
Н.В.
«Психологическая
коррекция
музыкально-
педагогической деятельности.» - Москва.: 2001г.
5