Напоминание

Ситуационный подход к уроку в Детской школе искусств


Автор: Пудовкина Ирина Олеговна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО НАО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: Ситуационный подход к уроку в Детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ситуационный подход к уроку в Детской школе искусств.

Автор Пудовкина И.О.

Преподаватель ГБУ ДО НАО «ДШИ»

Введение. Требование к современному преподавателю.

В

современном

обществе

происходят

преобразования,

которые

затрагивают всю систему российского образования. А значит, современный

педагог

находится

в

постоянном

процессе

творческого

поиска

и

профессионального самосовершенствования.

Ускорение

темпов

развития

общества

и

процессов

информатизации

влечет за собой изменение целей образования. Помимо прочных предметных

знаний

современному

школьнику

необходимы

умения

активной

познавательной деятельности, планирования, контроля, оценки собственной

деятельности, эффективной коммуникации. В школьной практике эти умения

называют общеучебными. На их формирование педагогов ориентирует ряд

документов: «Концепция модернизации Российского образования на период

до 2020 года», государственные образовательные стандарты, проект ФГОС

второго поколения. В связи с этим сегодня требуют изменения существующие

подходы к работе педагога. И может ли современный педагог остаться в

стороне?

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной

потребности.

Анализ

собственной

деятельности

как

процесс

осмысления

педагогического

опыта

это

важнейший

и

своеобразный

инструмент

преодоления существующих в работе трудностей, заставляющий педагога

самосовершенствоваться.

Развитие

способности

учителя

к

самоанализу

является основным условием для определения лучших аспектов своего труда

и затруднений.

Образование

сегодня

-

не

столько

приобретение

знаний,

умений,

навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных

ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств,

так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в

темпах

развития

нравственного

сознания

от

роста

знаний.

Еще

К.Д.Ушинский предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся

об

образовании

ума,

совершает

"большой

промах",

ибо

человек

"более

человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает". Выдающиеся

педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без

него невозможно полноценное развитие ребенка.

Следуя

традиционному

принципу

учреждений

дополнительного

образования

принципу

доступности,

массовости

обучения,

коллектив

преподавателей

школы

должен

развивать

творческие

способности

детей

разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей

нет.

Главная

задача

состоит

в

музыкально-педагогическом

приобщении

каждого из учащихся к богатым музыкальным традициям и к тем из новых

музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность.

1

Педагогу

приходится

постоянно

принимать

решения

и

отвечать

на

вопросы,

поставленные

практикой:

как

установить

дисциплину;

как

мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного

ученика; как обеспечить понимание и т.д.

Компетентный

учитель

обязательно

анализирует

у ч е б н о -

воспитательные

ситуации,

понимает

причины

поступков

обучающихся

(воспитанников),

предлагает

творческие

решения,

направленные

на

достижение

учебно-воспитательных

целей.

Он

одновременно

обладает

терпением, выдержкой и пониманием того, какое решение в какой ситуации

наиболее адекватно поставленным целям. Опытный педагог понимает, какие

решения

принимает

только

он

сам,

а

какие

надо

принимать

вместе

с

коллегами,

учениками

(воспитанниками)

и

их

родителями,

он

понимает,

насколько

велика

его

личная

ответственность

за

принятые

решения,

не

избегает ее, не ждет указаний сверху, а оперативно реагирует на возникшую

ситуацию. Педагог учитывает разные мнения при принятии решений, умеет

обосновать

свой

выбор,

готов

к

пересмотру

решений

под

воздействием

фактов или новой информации.

Все

выше

сказанное

требует

от

современного

педагога

владения

новыми

подходами

в

управлении

учебным

процессом

на

уровне

урока.

Одним из актуальных направлений в этой области - является ситуационный

подход, при котором изменениям подвергаются, прежде всего, психология

самого педагога, стиль его поведения на уроке, происходит переоценка своего

места и роли в системе управления уроком.

В Детские школы искусств приходят разные дети. Причем у них не

только разные способности, и возраст, но разные условия в которых они

воспитываются

дома

и

в

школе.

Поэтому

педагогу

важно

владеть

методологией ситуационного подхода к управлению своим уроком. Приведу

примеры некоторых ситуаций:

Ситуация успеха ученика

Педагог

должен

работает

в

направлении

создания

условий

для

успешности,

максимального

развития

личности

ребенка

с

учетом

ее

интересов,

способностей,

творческого

потенциала,

самореализации

в

социальной среде, труде, учебе, личной жизни. Главный смысл деятельности

педагога ДШИ состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это

способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки,

развитию

чувства

собственной

значимости.

Основным

механизмом

в

решении этой задачи становится ситуация успеха. С педагогической точки

зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание

условий,

при

которых

создается

возможность

достичь

значительных

результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в

целом.

Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить

состояние

ребенка,

изменить

ритм

и

стиль

его

жизнедеятельности,

взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом

уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан

2

окружающим,

мой

успех

это

результат

упорного

труда,

мой

успех

не

является

препятствием

для

других

учеников

и

т.д.).

Таким

образом,

состоявшийся

успех

предусматривает

оптимальное

соотношение

между

ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом

случае

ситуация

успеха

является

своеобразным

«пусковым

механизмом»

дальнейшего развития личности ребенка. Если ученик не имеет успеха в

различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении

социальных

конфликтов

или

в

преодолении

неудач,

то

у

него

могут

возникнуть

проблемы

при

вхождении

во

взрослую

жизнь.

Опыт,

среда

дополнительного

образования

могут

создать

условия

для

развития

и

формирования потребностей и способностей каждого ученика, что позволяет

сделать

более

успешной,

результативной

и

эффективной

деятельность,

которая является значимой для ребенка и педагога.

Ситуация страха ученика

Как показывают исследования, самый большой страх у учащихся - это

страх проверки знаний. Школьная тревожность, которую психологи часто

выявляют, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Ребенок

может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает

страх самовыражения, страх перед конкретным педагогом, с именем которого

связан негативный опыт. А ведь оценочная деятельность педагога должна

оказывать воздействие и на мотивацию достижения цели учащихся. Она

должна

подстегнуть

их

стремление,

не

останавливаясь

на

достигнутом,

настойчиво

идти

к

поставленной

цели.

Поэтому

перед

современным

учителем стоит вопрос, как найти более эффективные пути реализации своей

оценочной функции. Чем младше ученик, тем больше он нуждается в оценке

каждого своего учебного усилия. При этом приоритетным остается опора на

успех и выделение положительного. Поэтому так важно сделать оценку более

содержательной, объективной и дифференцированной. Конечно, мы пока не

можем совсем отказаться от отметки, не готовы отойти от такого простого и

удобного способа измерения и сопоставления детей. Но с того момента, как

мы

начинаем

говорить

о

гуманной

педагогике

и

о

личностно

ориентированном образовании, мы не можем не задумываться о том, чем

дополнить стандартную отметку.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен

оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться

дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих.

Ситуация уважения ученика

Важнейший

принцип

организации

учебного

процесса

-

уважение

к

личности

ребёнка

в

сочетании

с

разумной

требовательностью

к

нему.

Требовательность является своеобразной мерой уважения личности ребенка.

Разумная

требовательность

всегда

себя

оправдывает,

её

воспитательный

потенциал

существенно

возрастает,

если

она

объективна,

целесообразна,

продиктована

потребностями

учебного

процесса,

задачами

всестороннего

развития личности.

3

В своей работе преподаватель должен делать требовательность гибкой,

индивидуализированной. Опыт показывает, что нецелесообразно требовать

выполнение тех или иных задач в категоричной форме по отношению к

дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и

безответственному. Требовательность, какой бы справедливой она ни была,

не

принесёт

пользы,

если

она

не

рассчитана

на

определённый

уровень

развития личности ученика. Ребенку, как и взрослому, необходимо время от

времени «обеспечить успех», который будет стимулировать его к дальнейшей

деятельности.

Ситуация недопустимости давления на ученика

Одним из главных принципов современной методики преподавания

является

недопустимость

психологического

давления

на

ученика.

«В

педагогике

не

должно

быть

насилия»

(В.Б.Болдырев).

С

точки

зрения

преподавания - авторитарный подход неприемлем. Преподаватель должен

стараться

сохранить

у

детей

желание

учиться,

стараться

наладить

психологический контакт с педагогом.

Обучение

ребенка

не

должно

быть

принудительным,

иначе

оно

не

эффективно

и

мешает

гармоничному

развитию

личности,

поэтому

очень

важно добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого

ребенка.

Целью

каждого

урока

должно

быть

познание

музыки

через

исполнение на инструменте. Между педагогом и учеником не должно быть

дистанции (психологической), т.к. настоящая продуктивная работа возможна

лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг к другу.

В реферате приведены примеры лишь некоторых ситуаций, наиболее

часто встречающихся. Но для того, что бы владеть ситуацией предлагаю

перейти к следующему разделу.

Управление ситуацией.

Суть этого раздела заключается в умении управлять собой с целью

влияния на ситуацию на уроке. В связи с этим хочется вспомнить слова

известного психолога П.Кальдерона «Надо уметь владеть собой, чтобы уметь

владеть миром».

Варианты управления ситуацией:

1.Увидеть событие «другими глазами», с другой стороны (т.е. изменить

свое восприятие события)

2.Взять контроль над своими чувствами. Научиться управлять своими

чувствами и влиять на чужие.

3. Остановить действия или поменять их на противоположные.

И самое главное помните – убедить, значит победить!!!

В заключении.

В

последнее

время

часто

ведутся

дискуссии

на

тему

«личность

современного

учителя».

Меняется

время,

изменились

требования

к

профессиональной подготовке педагогов, а всё равно есть нечто такое, что

всегда и везде должно быть незыблемым. Что же это? Конечно, ответ на этот

4

вопрос должен дать сам педагог, а что скажут его ученики и их родители? И

они

отвечают:

это

открытость,

доброжелательность,

порядочность,

понимание, ум, умение хорошо объяснять материал. Значит, дети и взрослые,

прежде

всего,

ценят

в

учителе

его

человеческие

качества,

а

потом

уже

уровень

его

педагогической

подготовки.

В

педагогической

профессии

общечеловеческие характеристики имеют первостепенную значимость. То

есть,

прежде

всего,

нужно

быть

живым

человеком,

а

не

безличным

воплощением требований программы.

На мой взгляд, любовь к детям – это главное качество педагога XXI

века. Любовь к ребенку, к ученику включает в себя уважение к его личности.

Педагог связан с учеником в современных условиях целой системой связей,

за

характер

которых

он

несет

ответственность

перед

обществом,

перед

семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью.

И какой бы не был ситуационный подход к уроку, главное, чтоб он был

во благо ребенка!!!

Используемая литература.

Т.И. Смирнова «Воспитание искусством или искусство воспитания», Москва 2008г

О.Шульпяков

«Работа

над

художественным

произведением»,

Издательство

«Композитор-Санкт-Петербург», 2005г

М.С.

Осеннева

«Теория

и

методика

музыкального

воспитания»,

Издательский

центр «Академия», Москва 2012

Подуровский

В.М.,

Суслов

Н.В.

«Психологическая

коррекция

музыкально-

педагогической деятельности.» - Москва.: 2001г.

5



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники