Автор: Винницкая Тамара Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№5 Населённый пункт: город Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: Познавательная активность ребенка Раздел: начальное образование
важная задача учителя.
Винницкая Тамара Григорьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ№5,
Ноябрьск, ЯНАО
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги
прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос:
«Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?». Каждая эпоха в силу
своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения. В русле
современных решений этой проблемы выделяется уровневый подход к обучению.
Познавательную активность как педагогическое явление я рассматриваю как
двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и
самореализации учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации
познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилия педагога
заключается в формировании и становлении собственной активности (учебной,
познавательной, творческой, социальной и т.д.) учащегося.
Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в
активном познании. Однако учителю нужно работать с тем школьником, который
пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время
от времени в зависимости от учебной ситуации, и тем, для кого активная позиция в
учебном процессе стала привычкой.
Опытный учитель с первых же уроков в новом классе может мысленно разделить
учащихся по степени познавательной активности. Но существуют и объективные
показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность,
прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных
учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.
Все это даёт возможность выделить следующие уровни проявления активности: 1)
нулевой, 2) относительно-активный, 3) исполнительно-активный, 4) творческий.
Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический,
изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся
перейти с нулевого уровня на относительно- активный и далее – на исполнительно-
активный. И во многом от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня
или предпочтет отсидеться на «Камчатке».
I. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня
познавательной активности направлена на создание особой эмоциональной атмосферы
уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается
цепочка: состояние комфортности, открытости – отсутствие страха – чувство уверенности
– ожидание встречи с данным педагогом – ожидание уроков, которые ведёт этот учитель.
Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень.
II. Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной активности
характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с
интересной темой (содержанием) урока или необычными приёмами преподавания. Таким
образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но и не
подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
Необходимо отметить, что этим учащимся зачастую присуща торопливость. Поэтому они
нуждаются в умении использовать план ответа, рисунки-подсказки (шпаргалки), таблицы,
опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия и
пр. Причем учащиеся охотнее пользуются теми схемами, которые они делали сами (или
совместно с педагогом).
III. Учащиеся с исполнительно-активным отношением к познавательной деятельности, как
правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние
задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог.
Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в
учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают
преимущественно самостоятельно. Главные достоинства этих учащихся – в стабильности
и постоянстве.
Однако у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют «зубрилками» за усидчивость
и за прилежание. Многим кажется, что детям с активным познавательным уровнем учеба
дается легко. Также кажущаяся лёгкость – результат более ранних усилий ученика: умение
сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания,
активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при
необходимости повторять всю эту цепочку. В эту группу входят и те, кто мыслит
«инсайтами», озарениями.
Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если
учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя
рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот
почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно
актуальна.
IV. Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности,
отличается от всего вышесказанного.
Общеизвестно, что особые способности или одаренность, зависят от врожденных
задатков. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить этих способных учащихся
(кстати, психологи утверждают, что на этот случай так и не создано универсальной
методики), но и в том, чтобы помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о
которых они ранее и не подозревали. Поэтому педагогическая работа с этими учащимися
ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность
учащихся в целом.
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические
приемы. Важным приемом (и одновременно условием) творческой деятельности является
создание чувства удивления, новизны, а также готовности принять нестандартный вопрос,
нестандартное решение.
Чтобы заинтересовать учащихся, я использую на уроках русского языка занимательный
материал из книг В. Волиной «Веселая грамматика», Т.Ю. Угроватовой «Подсказки на
каждый день», С.М. Бондаренко «Секреты орфографии», из журналов «Русский язык в
школе». Задания носят игровой, творческий характер. Грамматические сказки, веселые
стихи, загадки, головоломки помогают научить детей любить и чувствовать родной язык.
Я заметила, что грамматические сказки, например, интересно слушать как ученикам
первых, так и четвёртых классов. Рассказывала такие сказки, как «Глагол – часть страны
Речь», «Как причастия появились», «Как причастия с прилагательными подружились»,
«Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях» и многие другие.
Прослушав эти сказки, ребята захотели написать свои.
Очень любят ученики составлять кроссворды и по русскому языку, и литературному
чтению, и окружающему миру, с удовольствием участвуют в КВН, увлекаются
инсценированием рассказов, басен, сказок на уроках литературного чтения.
В этих мероприятиях принимают участие все ученики без исключения, всем находится
дело.
Те, у кого знания слабее, учатся у товарищей, а сильные ученики, окрыленные успехом, с
еще большим удовольствием роются в словарях, читают дополнительную литературу,
создают презентации, активно пользуются интернетом, пополняя свои знания.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным.
Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого
ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.