Напоминание

"Обучение чтению младших школьников"


Автор: Куксина Ольга Леонидовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Маломаяченская СОШ"
Населённый пункт: село Малые Маячки, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение чтению младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение чтению младших школьников

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с

восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной

графическими знаками.

Во втором классе начальной школы, на первом году изучения иностранного

языка, закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

В течение первого года обучения учащиеся должны овладеть буквами

алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь

читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие

связные тексты, построенные на программном языковом материале. При

обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно

читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть

понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят

от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы

понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и

соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что

ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения

позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и

качественного извлечения информации.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формировании

учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких

способностей как:

-быстрое установление звукобуквенных соответствий;

-правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со

значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

-чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

-чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом

материале;

-выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией

Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и

средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю

форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить

произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.

Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на

иностранном языке в начальной школе:

1. Практическая направленность процесса обучения:

-формулирование конкретных коммуникативно-мотивированных заданий,

которые позволяют не только освоить новые знания и навыки, но и понять

содержание и смысл читаемого;

-обязательное выделение громкоречевого (термин Эльконина Д.Б.) этапа

чтения, способствующего закреплению навыков артикуляции и

интонирования, фонетически правильной речи и “внутреннего слуха”.

2. Дифференцированный подход в обучении:

-учет возрастных психологических особенностей учащихся;

-использование аналитических и синтетических упражнений

3. Интегрированный и функциональный подход в обучении:

-построение обучения чтению на основе устного опережения.

Учет особенностей родного языка:

-использование положительного переноса навыков чтения, формируемых

или уже сформированных на родном языке учащихся;

-максимальное снижение интерферирующего влияния навыков чтения

родного языка, связанного с особенностями русского языка (фонематическое

письмо и слоговое чтение), путем объяснения, сопоставления, демонстрации

способов действия и обильной тренировки в чтении.

4. Доступность, посильность и сознательность обучения. Комплексный

подход к формированию мотивации:

-отведение на уроке большого времени выполнению игровых заданий,

действию в проблемных ситуациях коммуникативного характера;

-использование различных видов наглядности, стимулирующих

осмысление нового материала, создание ассоциативных связей, опор,

способствующих лучшему усвоению правил чтения, графических образов

слов, интонационных моделей фраз.

Трудности при обучении чтению на английском языке:

Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся

большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими

особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний

гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости

от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила

чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим

правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с

психологическими особенностями детей данного возраста, развитием памяти,

внимания, мышления.

Этапы обучения чтению:

Различие звука и буквы. Знакомство с транскрипцией.

Знакомство с буквами. Звукобуквенные соответствия. Алфавит.

Чтение слов, организованных по правилам чтения.

Чтение текста.

Различие звука и буквы. Знакомство с транскрипцией

Прежде чем начать ознакомление детей с английскими знаками

транскрипции, учитель на примерах из родного языка показывает им

разницу между звуком и буквой, а также понятий долгого и краткого звука.

Для детей в языке приоритетной является его звуковая форма и когда

учитель спрашивает их «Ребята, а из чего сделаны слова? Из шоколада? Из

дерева? Из бумаги?», они отвечают, что «слова сделаны из звуков».

«Правильно» - говорит учитель. Звуки «живут» в специальных домиках и,

называя звуки, дает на доске (или показывает карточку) их транскрипцию.

Типы заданий:

Прочитать знаки транскрипции

Прочитать слова, записанные в транскрипции, и сказать, что они

значат. Выполнение этого задания можно сделать интересным, если

пользоваться раздаточным материалом: раздать детям картинки,

соответствующие написанным словам

Самостоятельное чтение слов в транскрипции и соотнесении их с

картинкой («Соотнеси картинки со словами»).

Самостоятельное чтение слов-просьб в транскрипции и их выполнение

Обведи намеченные точками транскрипционные знаки

Сделай подписи к рисункам

Соотнеси рисунки со словами в транскрипции

Прочитай слова в транскрипции и нарисуй то, что они обозначают

Знакомство с буквами. Звукобуквенные соответствия. Алфавит.

В целях оживления процесса изучения алфавита, повышения эффективности

этого процесса, а также интереса детей к предмету, можно представить

изучаемые буквы в виде забавных человечков. Именно тогда, когда буквы

будут образами, они смогут быть «говорящими», то есть ассоциироваться со

звуками, которые они обозначают. Главная цель игр – сформировать образы

букв и сделать зацепки в памяти ребенка, которые потом будут ему помогать

узнавать их при чтении и припоминать их начертания при письме. При

знакомстве с новой буквой учитель показывает картинку с человечком,

объявляет «имя» этого человечка, то есть название буквы, и какой звук он

обозначает. В тетрадь учащимся наклеиваются такие же маленькие картинки с

изображением буквы в виде человечка и пустыми транскрипционными

скобками. Детям предлагается раскрасить человечка и вписать в скобки звук,

который обозначает данная буква. В процессе раскрашивания человечка-буквы

учащиеся непроизвольно запоминают ее графическую форму. При этом

учитель спрашивает у нескольких учеников как называется эта буква, и какой

звук они написали в скобках, то есть происходит многократное

проговаривание звукобуквенного соответствия. На следующем уроке учитель

показывает эту же картинку, еще раз проговаривает вместе с детьми название

этой буквы и звук, который она обозначает. После этого картинка убирается,

учащимся раздаются чистые листки бумаги, и предлагается написать эту букву

и звук. Таким образом, осуществляется контроль над усвоением материала на

данном этапе.

После изучения согласных букв так же происходит изучение гласных. После

этого дети вместе с учителем упорядочивают изученные буквы в алфавитном

порядке и заучивают алфавит наизусть. В этом может помочь песенка «ABC»,

работа с разрезной азбукой, различные игровые приемы.

Твердое знание последовательности букв алфавита будет необходимо в

дальнейшем для умения пользоваться бумажными словарями, записывать

слово, диктуемое по буквам, а также станет важным подспорьем в обучении

чтению: ребенок сможет самостоятельно находить, «высчитывать», ту или

иную букву, имея перед собой азбуку.

Ребенку будет легче, если буквы будут записаны строчками по той же

логике, по которой они поются. Обычно алфавит делится в песенке на

следующие части:

A B C D E F G

H I J K L M N O P

Q R S T U V W

X Y Z

Следить за тем, название какой буквы поется, гораздо удобнее, если

зрительно алфавит разбит так же, как на слух.

Картонная или пластиковая азбука нравится детям и значительно расширяет

возможности в придумывании различных упражнений и игр.

Упражнения:

1. Дети смотрят на написанный алфавит и, самостоятельно отыскивая нужные

буквы, выкладывают их в алфавитном порядке или в порядке, обратном

алфавитному. Важно, чтобы при этом они называли буквы вслух.

2. Учитель выкладывает алфавит с небольшими ошибками, а учащиеся,

называя буквы вслух, сравнивая тот порядок, который получился, с

правильным, находят ошибки.

3. Учитель называет строчку из песенки-алфавита, а учащиеся выкладывают

эту строчку буквами картонной азбуки.

4. Учитель пишет букву, учащиеся находят ее среди картонных букв.

5. Учитель называет букву, учащиеся вычисляют ее по написанному

алфавиту и находят соответствующую картонную букву.

6. Учитель показывает букву, учащиеся вычисляют ее название по

написанному алфавиту, называют и рисуют.

7. Учитель просит назвать только согласные буквы.

8. Учитель просит назвать только гласные буквы, их можно заучить как

считалочку: AEI OUY

На этапе повторения можно также использовать следующие

упражнения:

- подбор пары: к заглавной букве подобрать строчную и наоборот;

- вписать в алфавит недостающие буквы;

- соотнести звук с буквой, которая его обозначает:

F [ k ] P [ z ]

T [ f ] V [ l ]

D [ n ] H [ p ]

K [ t] Z [ v]

N [ d] L [ h]

Чтение слов, организованных по правилам чтения.

При восприятии материала младшие школьники склонны обращать

внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску.

Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для учащихся

младшей школы скучным и утомительным, можно использовать цветные

картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под

ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными

крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило. Такие же

цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.

Odd one out! (Убери лишнее слово):

a) Pet, red, pen, Pete, hen.

b) And, take, Ann, bad, fat.

2. Put these words in 2 columns! (Распредели эти слова в две колонки):

Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave

В зарубежной методике детей обучают чтению целых слов, используя

приём "Look and say" ("Посмотри и скажи") Автоматизация

распознания новых слов и их написание происходит в различных

игровых заданиях, которые можно использовать при фронтальной,

групповой и парной работе. Рассмотрим некоторые из них.

Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на

печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них

словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе,

затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети

угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить

соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

Для проведения следующих игр понадобиться индивидуальные

комплекты карточек.

Memory. = "Pairs". (Игра на развитие памяти. = "Пары").

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект

картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с

картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание

"Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт

большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо

выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и

слово".

Three in a row! ("Три подряд!").

Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее,

приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов.

Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у

учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого

получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: "Three in a

row". Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои

карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём

игровом поле.

Можно использовать подвижные игры, которые также развивают технику

чтения.

Whispers. (= "Испорченный телефон").

Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в

стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе.

Учащийся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю

картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего

ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на

доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди

стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та

команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно

использовать картинки и карточки из разных разделов.

Pass the ball. ("Передай мяч").

Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч

по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с

мячом в руках. Выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не

показывая другим детям, остальные показывают карточку

Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями).

Дети выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Учащиеся

выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например,

"Еда". Учитель называет слова из приготовленного списка. Дети, если

слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой,

сядут, кричат: "Bingo".

Чтение текста.

После предтекстового этапа перед учащимися ставится задача прочитать

текст, проверить свои первоначальные предположения и провести диалог с

автором.

Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально,

без помощи учителя и других учеников, самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить

свои предположения, сделанные до чтения текста.

При повторном чтении текста учащиеся решают

различные коммуникативные задачи:

-выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему

что-то сделал);

-делят текст на смысловые куски;

-определяют основную мысль каждой части текста;

-выделяют ключевые слова в каждой части текста;

-отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение

отдельных слов;

-устанавливают связи между частями текста.

Далее следует беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение

вслух.

В качестве заданий на контроль понимания прочитанного учащимся

предлагаются задания, вовлекающие их в активную творческую

деятельность, причем не только речевую, но и неречевую:

-нарисуйте, начертите…

-перескажите, расскажите, спишите, докажите…

-напишите, продолжите, закончите, дополните…

Рекомендации:

обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном

учащимися лексическом материале;

тексты для младших школьников должны отвечать их возрастным и

эмоциональным особенностям;

при работе с иноязычными текстами следует вовлекать учащихся в

активную творческую деятельность, не обязательно речевую;

при отборе текстов для чтения необходимо учитывать их методическую

и воспитательную ценность, доступность содержания и формы;

использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в

процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и

психологические особенности учащихся.

развивать познавательный интерес учащихся к предмету, вовлекая их в

различные игровые ситуации.

способствовать становлению ситуации общения на иностранном языке

на уроке.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные

собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся

полезными. Это мертвый груз, так как пассивное восприятие и усвоение не

могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, если учеба не

захватывает их. Яркая, увлекательная форма подачи материала может помочь

ученикам преодолеть трудности первых месяцев обучения, снизить

психические нагрузки и позволит превратить заучивание необходимых

правил в игру.



В раздел образования