Автор: Воронцова Светлана Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа № 110" Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Что главнее всего? Раздел: начальное образование
ЦЕЛИ УРОКА: создать педагогические условия, при которых учащиеся получат
возможность:
1. Сформировать представление о том, что обеспечивает человечеству жизнь на планете
Земля.
2. Развивать умения анализировать информацию, доказывать собственную точку зрения,
формулировать вывод.
3. Учиться вести цивилизованную дискуссию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ УУД:
Предметны
е
Личностные
Регулятивн
ые
Познавательны
е
Коммуникативн
ые
Использовать
в
практической
работе
полученные
ранее знания
по разделу
«Мир как
дом»
Формирование
интереса к
предметно-
исследовательс
кой
деятельности,
понимание
ценности
получения
знаний
Развитие
умения
принимать
установленны
е правила в
планировании
и контроле
способа
решения
учебной
задачи
Формирование
умения
воспринимать
смысл
познавательного
текста,
обрабатывать
полученную
информацию,
анализировать,
формулировать
вывод
Развитие умения
общаться в
процессе
деятельности,
договариваться,
приходить к
общему мнению,
выслушивать
одноклассников,
аргументированно
высказывать
собственное
мнение, вести
цивилизованную
дискуссию
ТЕХНОЛОГИЯ: развитие критического мышления через чтение и письмо
ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, индивидуальные листы для
голосования, конверты с информацией для групп, таблички: «Солнце», «Суша»,
«Вода», «Воздух».
ХОД УРОКА:
Парты в классе расставлены для работы в 4 группах. Учащиеся проходят в класс,
рассаживаются в группы по желанию (по 5 человек). У каждого ученика на груди
прикреплен бейдж с цифрой (по количеству учащихся в классе).
Этапы
урока
Содержание этапа
Задачи этапа
Формы
обучения
Электронная
презентация
7 мин Стадия вызова
2 мин
Учитель: Ребята, я знаю, что вы
очень любите отгадывать загадки.
Для нашего урока я подготовила
несколько загадок, и, если вы
правильно их отгадаете, то
сможете узнать, о чем пойдет речь
на уроке. Вы готовы проявить
смекалку?
Учащиеся: Да, готовы.
Учитель: Итак, загадка первая:
Без него плачемся,
а как появится – прячемся.
Учащиеся: Солнце!
(на слайде появляется картинка)
Учитель: Молодцы, вторая
загадка:
Много меня - пропал бы мир,
и мало меня - пропал бы мир.
Учащиеся: Вода!
(на слайде появляется картинка)
Учитель: Да, конечно, это вода.
Третья загадка:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Учащиеся: Это воздух!
(на слайде появляется картинка)
Учитель: Какие вы молодцы! Вам
осталось отгадать последнюю
загадку. Слушайте внимательно!
Дождь льёт, она пьёт,
всё зеленеет да растёт.
Учащиеся: Это суша, земля.
(на слайде появляется картинка)
Мотивация для
работы на уроке
Актуализация
знаний
Коллектив-
ная
1 мин
Учитель: Ну что же, ребята, вы
молодцы! Верно, отгадали все
загадки. Речь сегодня пойдет…
Учащиеся: Мы будем говорить о
Солнце, о воде, о воздухе и о суше.
(появляется следующий слайд)
Подведение к
формулированию
темы урока
Коллектив-
ная
2 мин
Учитель: А как вы думаете, что
главнее всего из этого? Выскажите
свои предположения.
Учащиеся: высказывают
предположения.
Учитель: Ребята, вы сейчас
высказали свои предположения, не
подтвержденные фактами. Так вот,
сегодня на уроке мы постараемся
ответить на вопрос «Что главнее
всего?», используя научные факты.
(на слайде открывается тема
урока).
Высказывание
предположений
Формулирование
учебной
проблемы в виде
темы урока
2 мин
Учитель: Скажите, пожалуйста, о
чем бы вам хотелось узнать
сегодня на уроке? Какие цели вы
перед собой ставите?
Учащиеся: отвечают на вопрос.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке
мы попробуем выяснить, без чего
человечеству не выжить на планете
Земля. Мы будем учиться
доказывать собственную точку
зрения, подтверждать ее научными
фактами, вести цивилизованный
разговор. Я надеюсь, что к концу
урока у вас появится желание
защищать и беречь нашу планету.
(на слайде открываются цели
урока)
Постановка и
уточнение целей
урока
Коллектив-
ная,
индивидуаль-
ная
25 мин Стадия осмысления
4 мин
Учитель: Я предлагаю вам
подумать, какой цвет может
соответствовать суше, воде,
воздуху и Солнцу?
Учащиеся: высказывают свои
предложения.
Учитель: Итак, подведем итог и
вывесим карточки на доску:
Солнце – желтый цвет
Вода – синий цвет
Воздух – белый цвет
Суша – зеленый цвет
Учитель: А теперь подойдите к
доске и проголосуйте за сушу,
Создание
эмоциональной,
цветовой
ассоциации по
теме урока
Коллектив-
ная,
индивидуаль-
ная
Солнце
воду, воздух или Солнце, то есть
прикрепите рядом с этими словами
листы соответствующего цвета.
Учащиеся: прикрепляют по
одному листу в соответствии со
своим выбором.
3 мин
Учитель: Ну что же, вы сделали
свой выбор. Но теперь вы должны
доказывать свое мнение с учетом
научной точки зрения. Для этого
мы распределимся на группы:
номера от 1 до 5 – защищают
Солнце,
номера от 6 до 10 – защищают
воду,
номера от 11 до 15 – защищают
воздух,
номера от 16 до 20 - защищают
сушу.
Учитель: Рассаживайтесь в
группы в соответствии со своими
номерами.
Учащиеся: рассаживаются за
парты, на которые выставляются
таблички: «Солнце», «Суша»,
«Вода», «Воздух».
Распределение
учащихся по
группам
Групповая
5 мин
Учитель: В конверте на столе у
каждой группы находятся научные
сведения о Солнце, воде, воздухе,
суше (Приложение). Вы должны
познакомиться с этой
информацией, обсудить ее в
группе и подготовиться для
выступления перед
одноклассниками. Возможно, что
каждый ученик расскажет
небольшую часть информации.
Договоритесь, как это будет
происходить. Ваша речь должна
быть четкой, понятной, краткой. У
вас есть несколько минут для
чтения и обсуждения.
Организация
работы в группах
по получению
информации
Распределение
ролей в группах
Групповая
13 мин
Учитель: Подошло время для
выступления групп. Слушайте
друг друга внимательно, задавайте
вопросы и помните, в конце урока
нам предстоит ответить на вопрос:
что же главнее и важнее для жизни
на планете Земля?
Учащиеся: выступают с
подготовленной информацией,
защищают Солнце, воду, воздух
или сушу.
(на слайдах появляется
информация)
Ознакомление с
информацией о
Солнце, воде,
воздухе, суше.
Организация
защитной речи
Коллектив-
ная,
групповая
8 мин Стадия рефлексии
5 мин
Учитель: Вы сейчас выслушали
выступления своих товарищей.
Скажите, изменилось ли ваше
мнение по поводу того, что же
главнее всего, без чего
человечеству не выжить на Земле?
Учащиеся: высказывают свое
мнение.
Учитель: Правы ли вы были в
начале урока, когда отдали свое
предпочтение только Солнцу, воде,
воздуху или суше? Как бы вы
проголосовали сейчас, в конце
урока?
Учащиеся: отвечают на вопрос
Учитель: Какой же вывод можно
сделать в конце урока?
Учащиеся: Наша планета Земля
хороша тем, что на ней есть жизнь.
А жизнь человечеству
обеспечивают и Солнце, и вода, и
воздух, и суша. Убери один из этих
компонентов, жизни на Земле не
будет.
Учитель: Верно, ребята, вы
молодцы! Наша планета прекрасна.
Так давайте будем бережно
относиться ко всему, что
обеспечивает человечеству жизнь
на Земле.
Анализ
выдвинутых
предположений.
Высказывание,
доказательство
собственного
мнения.
Формулирование
вывода по теме
урока
Коллектив-
ная,
индивидуаль-
ная
3 мин
Учитель: Ребята, давайте вернемся
к целям, которые мы ставили перед
собой в начале урока.
(на слайде открываются цели
урока)
Учитель: Удалось ли нам достичь
поставленных целей:
Рефлексия
Индивидуаль
-ная
1. Понять, что обеспечивает
человечеству жизнь на планете
Земля.
2. Развивать умения доказывать
собственную точку зрения.
3. Воспитывать желание беречь и
охранять нашу планету.
Учащиеся: Да, удалось.
Учитель: Я желаю вам быть
достойными жителями планеты
Земля и не просто владеть
знаниями, а применять их в вашей
жизни. Спасибо за урок.
Приложение
Солнце
*
Солнце - источник тепла и света. Без Солнца не было бы жизни на планете Земля. Не
будь Солнца, не было бы зеленых лугов, тенистых лесов, быстрых рек, цветущих
садов, хлебных полей. Без Солнца не могли бы существовать ни человек, ни
животные, ни растения.
*
Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадает лишь
малая часть этой энергии. Но именно благодаря ей, на Земле происходит круговорот
воды, дуют ветры, развивается жизнь.
*
Под действием солнечных лучей наша кожа вырабатывает витамин D, который
защищает сердце и сосуды и предотвращает появление некоторых заболеваний.
Вода
*
Из воды состоят все живые растительные и животные существа. В целом организм
человека состоит по весу на 50% -80% из воды .
*
На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он
использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для
отопления.
*
Без воды человек не проживет и неделю - смерть наступит через 5 дней.
Вода незаменима на планете Земля. Ни один из живых организмов нашей планеты не
может существовать без воды. Работоспособность всех клеток зависит от наличия
воды.
Воздух
*
Воздух необходим для жизни - без него нельзя прожить и пяти минут.
*
Человеку воздух нужен для питания различных клеток организма, также как и
животным.
*
Именно благодаря воздуху наша дыхательная система способна нормально
функционировать и питать каждую клеточку организма человека кислородом.
*
Без воздуха не было бы огня - чтобы поддерживать горение - необходим воздух. А без
огня не было бы древних людей.
*
Воздух является основной средой, в которой происходит тепловой обмен организма
человека с окружающей средой.
Суша
*
Если бы не было суши на нашей планете, человеку невозможно было бы жить.
*
Основная масса людей на земле живет в пределах таких климатических поясов,
которые идеально подходят для человека.
*
Около 71 % поверхности Земли занимает океан. Остальная часть состоит
из континентов и островов, причём бо́
льшая часть суши, населённой людьми,
находится в северном полушарии.
*
15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области с
экстремальными природными условиями.