Напоминание

Безопасная комфортная образовательная среда в условиях реализации ФГОС


Автор: Казак Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №67
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Безопасная комфортная образовательная среда в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад





Безопасная комфортная образовательная среда в условиях реализации ФГОС
В настоящее время, время перемен, новых технологий, инноваций меняется имидж школы. Родители, основные заказчики, выбирают школу, ориентированную на качественное образование и воспитание, на создание благоприятного психологического климата, здоровьесберегающей образовательной, воспитывающей среды, на создание возможностей для раскрытия индивидуальных способностей каждого ребёнка. Рассмотрим образовательную среду, состоящую из нескольких компонентов: обучающего, воспитывающего и развивающего. Развивающая среда предполагает разработку базовых, углубленных заданий и задач, обучающих и контролирующих методов и приёмов, внедрение деятельностного и дифференцированного подхода в обучении. Творческий уровень обучающихся и учителя – неотъемлемая часть развивающей и обучающей среды. В качестве механизма предлагаю создание разносторонней школьной среды, дающей возможность обучающимся заимствовать все лучшее у своего учителя, прежде всего это культура, эрудиция учителя, особая атмосфера труда и отдыха; личностные качества учителя: доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого. Умение гибко выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения. Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинги, лично-значимые для каждого ученика «тематические поля», решение субъектно-значимых для него задач). Отличительными особенностями воспитывающей среды в начальных классах являются: наличие насыщенных благоприятных условий для личностных проявлений в процессе личностного роста; многообразие субъектных ролей; ориентация на успех и лидерскую направленность; насыщенное взаимодействие субъектов среды; комплексная реализация личностных потребностей в школьном пространстве; педагогическая поддержка как фактор успешного освоения ролей и личностного становления в в о с п и т ы в а ю щ е й с р е д е ш к о л ы . Неоценимую роль играет деятельностный подход в воспитании и обучении. Дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. В каждом из этих направлений обучающийся пробует свои силы и в каком–то обязательно добьется успеха. В нашей образовательной среде понятие образование – это не столько результат взаимодействия ученика с учителем, сколько естественный процесс развития детей. Это результат накопления практического опыта, самостоятельных открытий, материал для которых ученик берет, в том числе, и в окружающей среде. Невозможно научить детей ничему такому, в чем они не видят действительного и непосредственного интереса для себя – удовольствия или пользы. Иначе, какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес – это двигатель, который ведёт и верно, и далеко. Нелепо требовать от учеников прилежания, если их уверяют, что они извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется непонятной и мнимой. Дело учителя – зародить в детях желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения любознательности. Отметим, что творческий характер обучающей среде придаёт учебный материал, который освобождает ученика от доминанты авторитета. Он не требует заучивания и даёт возможность самому открывать свойства, доказывать правильность вывода и рассуждать. Воспитательная, образовательная, развивающая среда построена на здоровой любознательности и даже любопытстве детей. На их стремлении к самоутверждению,
приобретению опыта и активности. Младший школьник учится с интересом потому, что это даёт ему опыт преодоления трудностей, и он чувствует силы справляться с трудностями. Он получает доказанное на практике ощущение своего роста, взросления подходя к новому знанию «ситуация затруднения» после того, как побывает в «ситуации успеха». Такая среда учит не мыслям, а мыслить, самостоятельно извлекая познания из повседневных наблюдений и опытов. В нашем понимании безопасная комфортная среда непосредственно связана с образовательными технологиями, которые применяет учитель. Работая несколько лет в инновационном режиме осознанно определилась в выборе здрорвьесберегающей технологии. Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, пришла к выводу, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности. Цель школы создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творче ской самостоятельности, активности. Была разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности. В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. «Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности, учета функциональной ассиметрии полушарий мозга (левое полушарие – преимущественно логическое мышление и правое полушарие – преимущественно творческое). Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенно сти здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения. Занимаясь разработкой здоровьесберегающих технологий, опираюсь на антропоцентрическую философию Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, основу которой составляют: человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, активно-деятельностный способ обучения, что, безусловно, влияет на сохранение здоровья ребенка. Кроме этого, не расходится мнение с литературой о представлении здоровьесберегающих технологий как наличие условий: психологического комфорта, санитарно–гигиенических, эмоционального эффекта, двигательной активности и других критериев. Под этим подразумевается целый комплекс, который влияет на успешность в обучении. Учитель слышит ученика, а ученик учителя. Дети знают, почему педагог поступает так, а не иначе, ведь они договорились. В науке говорят, что это психологический настрой плюс настрой учителя, здоровье и положительный фон обучения. К «сохраняющей среде» учитель относит санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки – это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. Педагоги-гуманисты всегда чувствуют, когда дети устали, пропадает интерес, внимание становится
рассеянным, и предпринимают все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и физминутки. Главный упор, который делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к не восприятию материала и др. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Большое внимание уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения. Разработана система оценивания, которая также относится к «сохраняющей здоровье среде»: - это самооценка; - оценка товарища, друга по парте; - коррекционная оценка; - совместная оценка учителя и ученика; - окончательная оценка. Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании их результатов, учитываются различные психофизиологические особенности детей. Результаты такой опытно-экспериментальной деятельности позволяют сделать вывод о том, что проблема переутомления снимается. Дети, в принципе, не устают, они активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. В заключение отмечу, что главной задачей своей работы считаю умение учителя создавать благоприятные условия для всестороннего развития учащихся и формирования творческих способностей младших школьников, а это в моём понимании и есть безопасная комфортная образовательная среда.


В раздел образования