Напоминание

"Правописание глаголов с суффиксами ся, сь"


Автор: Краснова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: г. Мегион
Наименование материала: Разработка урока русского языка, 4 класс
Тема: "Правописание глаголов с суффиксами ся, сь"
Раздел: начальное образование





Назад




Класс; 4

Предмет: русский язык

Тема: Правописание глаголов с суффиксами ся, сь.

Цель урока: ознакомление с правописанием возвратных глаголов с ся и сь.

Задачи:

Сформировать знания учащихся о возвратных глаголах в русском языке, о значении возвратных глаголов,

правописании постфиксов ся и сь, разборе слов по составу;

Развитие речи, памяти, внимания, логического мышления.

Воспитывать интерес к урокам русского языка, аккуратности при выполнении работы в тетради, умение слушать

высказывания друг друга.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник «Русского языка», карточки, презентация, смайлики.

Технологическая карта урока русского языка

Ход урока

Этап урока

Содержание материала, деятельность

учителя

Вид работы,

деятельность

учащихся

Формирование УУД

Актуализация

Побудительная

мотивация

На урок я вас зову

Научить я вас хочу.

Как грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Чтобы это нам понять

Тему надо отгадать.

На доске записаны слова:

катили

научится

Приветствуют

учителя.

Выполняют

первоначальную

Личностные УУД:

самоопределение, смыслообразование

(положительное отношение к процессу

познания, желание узнать новое).

Регулятивные УУД:

целеполагание

(нацеливание

на

успешную

деятельность),

саморегуляция (способность начинать

и заканчивать учебное действие)

закатились

потрудиться

сбежать

перепрыгнуть

учит

- Мне понадобятся слова, которые

соответствуют схемам:

корень + окончание

корень+ суффикс+суффикс+окончание.

учит -

катили -

- К какой части речи относятся эти слова?

- Подберите однокоренные слова.

- А какое слово из данных на доске

является тоже однокоренным, почему?

- Ко второму слову подберите

однокоренные слова.

-А какое слово из данных является

однокоренным?

учит – учится

катили – катились

- Чем различаются слова в 1 и 2

столбиках?

- Что обозначают глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы с ся

и сь?

Вывод: Сформулируйте тему урока.

Правописание глаголов

с ся и сь.

эмоциональную

рефлексию.

Демонстрируют

эмоциональное

состояние

разными

способами.

Настраиваются

на работу.

Фронтальная

работа.

Формирование

темы урока.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Формирование

темы урока и

- Поставьте цели нашего урока:

Что?

Постановка

целей урока по

Планируемые результаты ( личностные

и метапредметные)

целей:

Познавательная

мотивация

Как?

Зачем?

Где?

Что такое ся и сь в глаголах?

Как найти постфиксы ся и сь в глаголах?

Зачем нужна эта тема?

Где глаголы с ся и сь применяются?

На сегодняшнем уроке

Я хочу вам рассказать

То, что должен каждый знать:

Что и как в словах найти

Как нам правильно писать

Как их надо выделять.

- Что мы развиваем на уроках русского

языка?

(На

уроках

русского

языка

мы

развиваем

речь,

внимание,

память,

орфографическую

зоркость

и

грамотность)

Так же мы будем воспитывать интерес к

урокам русского языка, аккуратность при

выполнении

письменной

работы

в

тетради.

вопросам.

Личностные УУД:

учиться

совместно

давать

эмоциональную

оценку

деятельности

класса на уроке.

проговаривать

последовательность

действий

на

уроке.

Учиться

высказывать свое предположение

Познавательные УУД:

готовность

к

принятию

и

решению

учебных и познавательных задач.

умение

осознанно

и

произвольно

строить

речевое

высказывание

в

устной и письменной форме

Коммуникативные УУД:

учет

разных

мнений

и

умение

обосновать собственное.

слушать других, пытаться принимать

другую

точку

зрения,

быть

готовым

изменить свою точку зрения.

понимание

относительности

оценок

или подходов к выбору.

Регулятивные УУД:

рефлексия своих действий как

достаточно полное отображение

предметного содержания и условий

осуществляемых действий.

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности.

Новая тема:

Как

называются

маленькие

части

в

словах?

ся сь

МОРФЕМЫ

- Чтобы найти эти морфемы в слове, что

надо со словом сделать? (Разобрать слово

по составу)

-

Давайте

вспомним

порядок

разбора

глаголов по составу:

Минутка

чистописания

Фронтальная

работа.

1.

Окончание

Как

найти

окончание?

(изменить по лицам)

2. Основа

3.

Корень

(подобрать

однокоренные

слова)

4. Приставка и суффикс

5. Та часть слова, которая стоит после

окончания

мы

её

будет

называть

постфикс.

Получается схема:

-

Как

же

быть

с

основой?

(Дети

приходят к выводу, что оно разорванная)

М.итог:

- Как найти постфикс в глаголе?

- Как найти окончание? – по лицам.

Алгоритм

разбора слов по

составу.

умение действовать по плану и

планировать свою деятельность

Закрепление

1этап

- Сколько лиц есть в русском языке?

- Какая часть речи нам поможет

определить лицо? (Местоимение)

Я

мы

ты

вы

он

Они

- У каких глаголов мы не можем

определить лицо? (У глаголов н.ф.)

- Как эти глаголы называются в русском

языке?

ИНФИНИТИВ

- На какой вопрос отвечают?

Прощаться - прощаюсь

Фронтальная

работа.

Ученики

вспоминают

личные

местоимения.

Правило о

глаголах н.ф.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности;

смыслообразование (положительное

отношение к процессу познания,

проявление желания узнать новое)

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

умение

с

достаточной

полнотой

и

точностью выражать свои мысли ;

Регулятивные УУД:

выполнение пробного учебного

действия.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике;

прощаемся

прощаешься

прощаемся

прощается

прощаются

Разобрать по составу:

1 в. – охотиться

2 в. - удивляться

Работа по

вариантам

ориентироваться

в

своей

системе

знаний

(определять

границы

знания/незнания); овладевать умением

поиска

и

выделения

необходимой

информации;

уметь сравнивать, объясняя выбор

критерия для сравнения;

М.итог

- Чтобы правильно выделить постфикс,

что нужно сделать?

Учащиеся дают

ответы, делают

выводы и

формируют

правило.

Закрепление

2 этап

- А вот, чтобы не было ошибок в

образовании глаголов с ся и сь, сейчас мы

научимся их образовывать.

Отгадать глагол и образовать глагол с ся

и сь –

-

Совершать

действие

с

водой

по

очищению от грязи – мыть – мыться

- Совершать действие, когда настроение у

окружающих поднимается

– веселить –

веселиться

-

Совершать

действие,

когда

нужно

быстро сделать порученное – торопить –

торопиться

-

Совершать

действие,

когда

нужно

достать руками кончики пальцев на ногах

– наклонять – наклоняться.

- Совершать действие на уроке

Постановка

проблемы.

Работа у доски с

комментировани

ем.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности;

смыслообразование (положительное

отношение к процессу познания,

проявление желания узнать новое)

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

умение

с

достаточной

полнотой

и

точностью выражать свои мысли ;

Регулятивные УУД:

выполнение пробного учебного

действия.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться

в

своей

системе

литературы с книгой, когда тебя

внимательно слушает весь класс

читать – читаться

- Сделайте вывод:

-Не от всех глаголов можно образовать

глаголы с ся и сь.

Запишите 1 глагол н.ф. от которого

можно образовать возвратный глагол с ся

и сь и 1 глагол – от которого нельзя

образовать глагол с ся и сь.

Учащиеся

делают выводы,

объясняют

правописание

глаголов.

знаний

(определять

границы

знания/незнания); овладевать умением

поиска

и

выделения

необходимой

информации;

уметь сравнивать, объясняя выбор

критерия для сравнения;

Физминутка

Будьте внимательны и делайте со мной:

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Заниматься спортом нужно!

Личностные УУД:

ценностное

отношение

к

своему

здоровью.

Коммуникативные УУД:

слушать

и

понимать

речь

других;

умение

с

достаточной

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли;планировать свою деятельность

по

решению

учебной

задачи

во

внешней

речи;сотрудничать

с

товарищами;

обращаться за помощью.

Регулятивные УУД:

отличать верно выполненное задание

от

неверного;

осуществлять

самоконтроль;

Познавательные

УУД

:

осуществлять

анализ

учебного

материала;

Закрепление

- Выпишите возвратные глаголы, которые

встретились в физминутке.

Спустились, наклонились, умылись,

освежились, заниматься.

- Выделите лишний глагол. Почему?

- Глаголы прошедшего времени разобрать

по составу.

Разбор глаголов с комментарием.

По памяти

Работа в тетради

с

комментировани

ем.

Личностные УУД:

адекватное понимание причин успеха /

неуспеха в учебной деятельности

;

- Где глаголы возвратные с ся и сь нам

пригодятся?

На листочке записаны устойчивые

сочетания слов, в них пропущены

глаголы, вставьте и объясните значение

фразеологизмов.

Язык не поворачивается.

Родиться под счастливой звездой.

Остаться с носом.

Путаться под ногами.

Сбиться с ног.

Вместеработа

Личностные УУД:

самооценка на основе критерия

успешности;

адекватное понимание причин

успеха/неуспеха в учебной

деятельности

Регулятивные УУД:

оценка,

осознание качества и уровня освоения

и владения теми или иными учебными

действиями.

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание,

обобщать полученные знания;

рефлексия способов и условий

действий.

Коммуникативные

УУД

:

выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции

в коммуникации.

- Не даром говорится, дело мастера

боится.

Где ещё встречаются глаголы с ся и сь? –

в пословицах.

На картинках нарисованы пословицы.

Попробуйте сформулировать их.

За двумя зайцами погонишься, ни одного

не поймаешь.

В тихом омуте черти водятся.

- Назовите глаголы возвратного значения

с постфиксами ся или сь?

- Какое значение имеют пословицы.

М.итог:

- Где применяются глаголы с

постфиксами ся и сь?

Самостоятельная

работа

Контроль:

Аналитическая

Предлагаю вам самим выбрать задание, с

которым справитесь, а я проверю, как вы

Дифференцирова

нная работа.

Личностные УУД:

в диалоге с учителем учиться

мотивация

усвоили тему урока:

* Выпишите только те глаголы, от

которых можно образовать возвратные

глаголы с ся и сь

Радуешь, пляшешь, ответишь, сидишь,

шалишь, смотришь, стучишь.

** Подберите к глаголам синонимы с

постфиксом ся и сь

Хохочет –

работать –

воевать –

хлопотать –

*** Запиши предложения с возвратными

глаголами.

Я остановил мальчика. Мальчик … .

Собака испугала прохожего. …

Дети потеряли мяч. …

Проверка.

Разноуровневые

задания.

Учащиеся

выбирают

задание по

силам.

вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности

выполнения своей работы и работы

всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

построение

логической

цепи

рассуждений.

самостоятельное

создание

способов

решения

проблем

творческого

и

поискового характера.

построение

логической

цепи

рассуждений.

выбор

наиболее

эффективных

способов

решения

проблемы

в

зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

способность сохранять

доброжелательное отношение друг к

другу в ситуации конфликта

интересов.

слушать и понимать речь других.

умение аргументировать свое

предложение, убеждать и уступать.

эмоционально позитивное отношение к

процессу сотрудничества.

Регулятивные УУД:

умение взаимодействовать со

взрослыми и со сверстниками в

Итог урока:

Оценка уч-ся на

уроке.

- Наш урок к концу подходит

Каждый свой итог подводит...

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли мы ее?

- Что такое ся и сь в глаголах?

-Как найти постфикс в глаголах?

-Где встречаются возвратные глаголы?

-Зачем нужно знать эту тему? Где тема о

постфиксах пригодиться?

-Возьмите в руки смайлики и оцените

работу на уроке.

- Спасибо за урок! Мне было приятно с

Учащиеся

подводят итог,

отвечают на

вопросы,

поставленные в

начале урока.

Оценивают

работу на уроке

при помощи

смайликов.

вами работать!

-Давайте поблагодарим друг друга за

хорошую работу.

учебной деятельности.

умение учиться и способность к

организации своей деятельности.

способность к мобилизации сил и

энергии, способность к волевому

усилию, к преодолению препятствий.



В раздел образования