Автор: Шарапова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "ООШ пст. Вежъю"
Населённый пункт: п. Вежъю, Койгородский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проверочная работа по теме "Состав слова" 3 класс
Раздел: начальное образование
Шарапова Татьяна Юрьевна
МОУ «ООШ пст. Вежъю»
Итоговая работа
Тема: «Методическая разработка учебных заданий, направленных на
формирование
универсальных
учебных
действий
в
соответствии
с
требованиями ФГОС»
УМК «Школа 2100»
Русский язык 3 класс
Проверочная работа по разделу «Состав слова»
Методический
комментарий:
в
проверочную
письменную
работу
включены задания разного уровня сложности (базового и повышенного).
Форма
работы
индивидуальная.
1/3
времени
отводится
на
выполнение
заданий
повышенного
уровня
(4
задания),
где
ученику
не
задан
способ
решения. Он должен сам выбрать способ из известных ему (т.е. ученик
демонстрирует самостоятельность в использовании изученного материала).
Код
заданий
«3»
-
задания
требуют
выполнения
на
достаточно
высоком уровне.
Ребята, предлагаем вам выполнить задания по разделу «Состав слова» и
после
его
выполнения
заполнить
лист
самооценки.
На
выполнение
проверочной работы отводится 40 - 45 минут. Желаем вам удачи!
Умения: различать корень как главную часть слова и приставку, суффикс,
окончание
Задание 1
(базовый уровень)
Ниже приведены утверждения о составе слова. Отметь
˅
правильные
утверждения
1)
Слово может состоять из корня и окончания.
2)
Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.
3)
Слово может состоять из приставки и суффикса.
4)
Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания
Ответ: 1, 4.
Критерий достижения планируемого результата: выбрано одно либо два
правильных утверждения, неверные утверждения не выбраны.
Задание 2
(базовый уровень)
Закончи предложения.
1)
Окончание - это ___________________ часть слова.
2)
Корень – это ________________ часть слова. Чтобы найти в слове
корень, нужно подобрать _________________________________ слова.
3)
Приставка – это __________ слова, которая служит для______________
_____________________________________________________________
4)
Суффикс – это ____________ слова, который служит для____________
_____________________________________________________________
5)
Основа слова – это ____________________________________________
6)
Разобрать слово по составу – это значит
_____________________________________________________________
Критерий
достижения
планируемого
результата:
правильно
закончены
четыре и более предложения.
Задание 3
(повышенный уровень)
Ниже
приведены
утверждения
о
составе
слова.
Отметь
˅
правильные
утверждения. Если сможешь, запиши свои примеры.
1)
В слове может не быть суффикса. Например: _____________
2)
В слове может не быть приставки. Например: _____________
3)
В слове может не быть корня. Например: _________________
4)
В слове может не быть окончания. Например: _______________
Ответ:1,2,4
Критерий
достижения
планируемого
результата: выбраны
три
правильных ответа, хотя бы в одном случае записан свой пример.
Умения: различать однокоренные слова и формы слова
Задание 4 (
базовый уровень)
Запиши в первый столбик однокоренные слова к слову ЗВЕЗДА, а во второй
столбик это же слово с разными окончаниями.
ЗВЕЗДА
ЗВЕЗДА
Критерий достижения планируемого результата: записаны не менее двух
примеров в каждом столбике
Задание 5 (
базовый уровень)
Подчеркни однокоренные слова в каждой группе. Выдели в них корень.
Луг, слуга, лужа, лужок, луговой.
Другой, друг, подружка, дружок.
Коробочка, коробок, коробка, пробка
Ответ:
Луг, слуга, лужа, лужок, луговой (корень – луг, луж).
Другой, друг, подружка, дружок (корень – друг, друж).
Коробочка, коробок, коробка, пробка (корень – короб).
Критерий
достижения
планируемого
результата:
подчеркнуты
правильные
слова,
выделены
корни
слова;
неправильные
ответы
не
подчеркнуты.
Задание 6 (
повышенный уровень)
Даны два ряда слов. Запиши в таблицу название каждого ряда и назови
части слова, которыми различаются слова в ряду:
1.
Зима, зиму, зимой, зиме, зимы;
2.
Зима, зимний, зимник, зазимовал.
Название ряда
Части слова, которыми различаются
слова в ряду
1.
2.
Ответ:
Название ряда
Части слова, которыми различаются
слова в ряду
1.
Формы слова
окончанием
2.
Родственные слова
приставкой, суффиксами
Критерий
достижения
планируемого
результата:
правильно
даны
названия рядов и указаны части слова, которыми различаются слова в ряду.
Умение: определять наличие в слове заданной морфемы.
Задание 7 (
базовый уровень)
Обозначь
˅
только слова с приставками
надежда
настольный
наговорил
налепил
налим
нарисовал
наивный
напрасный
Ответ: настольный, наговорил, налепил, нарисовал.
Критерий достижения планируемого результата: выбраны правильно два
и более ответа, неверные ответы не выбраны.
Задание 8
(базовый уровень)
Найди слово, в котором есть приставка ПО- . Подчеркни правильный ответ.
1)
погода 2) повар 3) портфель 4) полянка 5) почтовая (марка)
Ответ: 2) повар
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ
Задание 9
(повышенный уровень)
Какие ещё части слова, кроме корня, есть в слове ПОДРУЖКА? Подчеркни
номер ответа.
1)
Суффикс и окончание;
2)
Приставка, суффикс и окончание;
3)
Приставка и окончание;
4)
Других частей слова нет.
Приведи
два
примера
слов
с
таким
же
составом
слова,
как
и
в
слове
ПОДРУЖКА :___________________________________________________
Ответ: 2) приставка, суффикс и окончание; записаны два слова, состоящие из
приставки, корня, суффикса и окончания.
Критерий достижения планируемого результата: выбрано правильное
утверждение, записан хотя бы один пример.
Умение: разбирать слово по составу
Задание 10
(базовый уровень)
Разбери по составу слова:
травинка
котёнок
меховой (платок)
придворный
южное
длинноносый
полюшко
паровозик
яркий
Критерий достижения планируемого результата: правильно разобраны
шесть и более слов по составу
Задание 11
(базовый уровень)
Найди и подчеркни слово, у которого есть приставка, корень, суффикс и
окончание:
Дружок, подбородок, быстроходный, перекличка.
Ответ: перекличка
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ
Задание 12
(повышенный уровень)
Отметь
˅
ряд, в котором слова расположены в такой последовательности:
Корень, окончание
Корень, суффикс,
окончание
Приставка, корень,
суффикс, окончание
1)
пальто, морозный, забота;
2)
Книга, зонтики, находка;
3)
Морозы, уроки, посадка;
4)
Руки, холодный, облачный
Если
сможешь,
напиши
свои
примеры,
которые
соответствуют
данной
последовательности: ______________________________________________
Ответ: 2) книга, зонтики, находка.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ,
приведен хотя бы один свой пример.
Лист самооценки
1)
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому,
что ______________________________________________________
2)
Наиболее трудными мне показались задания под номерами:
_____________________________________________________________
3)
Я думаю это потому, что_____________________________________
4)
Несложными мне показались задания: __________________________
5)
Если
бы
я
еще
раз
выполнил(а)
эту
работу,
то
я
бы
сделал
(а)
__________________________________________________________
6)
Если бы я еще раз выполнил(а) эту работу, то я бы по –другому сделал
(а) _______________________________________________________
7)
Я хотел(а) бы попросить своего учителя __________________________
Рекомендации по проверке и оценке
выполнения заданий проверочной работы.
Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№1, № 2,
№4, №5, №7, №8, №10, №11) оценивается по шкале:
1 балл – указан верный ответ;
0 баллов – указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности
(№3, № 6, №9, №12) оценивается по шкале:
2 балла – приведен полный верный ответ;
1 балл – приведен частично верный ответ;
0 баллов – приведен неверный ответ или ответ отсутствует.
Проверочная работа считается выполненной, если ученик набрал не
меньше 8 баллов.