Автор: Резникова Наталья Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ " Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К. М." Населённый пункт: Бурятия, район Баргузинский, пгт. Усть-Баргузин Наименование материала: Конспект урока " Обучение грамоте" Тема: "Согласные звуки [л] [л"]. Буква Л л Раздел: начальное образование
Урок: обучение грамоте + письмо.
Класс: 1 «Б»
Тема: Согласные звуки л,л . Буквы Л, л.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: организовать работу по ознакомлению с буквой Л, л, звуками л , ль .
Задачи: научить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки л , ль в словах
«лук», «лиса», находить новую букву в предъявленных словах, узнавать графический
образ букв; способствовать формированию навыка чтения с новой буквой, воспитанию
интереса к чтению.
Формируемые УУД:
Познавательные: формирование необходимого уровня читательской компетентности,
овладения техникой чтения (выполнение звукового анализа слов; чтение слогов и слов с
новой буквой). Письма, приемами понимания прочитанного; формирование умения
извлекать информацию из схем, иллюстраций, представлять информацию в виде схемы.
Регулятивные: формирование умения формулировать тему и цель урока с помощью
учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом
учебника; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в
соответствии поставленной задачей; определять успешность выполнения задания в
диалоге с учителем.
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь своих товарищей,
вести диалог; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки,
понимания смысла учебной деятельности.
Оборудование: картинки с изображением лисы, лука, лука (орудия стрельбы), смайлики,
цветные карандаши.
Ход урока
1.
Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).
Позвенел звонок веселый
Все готовы? Все готово?
Ни минуты не теряем!
И работать начинаем!
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся и поздороваемся.
-А теперь, я попрошу всех тихонько сесть.
2.
Актуализация знаний.
-Ребята, сейчас я попрошу вас вспомнить и назвать все гласные звуки, которые вы уже
знаете. ( а , о , у , ы , и ).
-Почему мы их называем гласными?
-Ребята, а какой из гласных звуков обозначает мягкость предшествующего согласного? (и).
-А теперь, давайте назовем согласные звуки. (н , н ; с , с ; т , т ). Почему мы их называем
согласными? ( при произнесении этих звуков мы встречаем преграды).
-Ребята, а согласные звуки могут быть какими? (звонкими, глухими; твердыми и
мягкими).
3.
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
-Ребята, сегодня на урок к нам пришел «Незнайка». Он принес для вас много нового и
интересного. А также он хочет посмотреть чему вы уже научились и как вы работаете на
уроке.
- Давайте откроем конвертик и прочитаем что же нам принес «Незнайка».
На доске картинки: лук и лиса ? перевернуты
- Это загадки. (учитель читает загадки, дети отгадывают -картинки
переворачиваются).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это? (Лиса)
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…. (Лук)
-Ребята, а кто такая лиса? (животное).
-Какое животное? (дикое). Почему?
-А что такое лук? (овощ).
-Ребята, оказывается слово лук обозначает не только овощ, а имеет еще одно значение.
Какое,как вы думаете? (лук-это еще и орудие для стрельбы).
На доске появляется картинка с изображением лука-орудия стрельбы.
Вывод: слово одно, а значений может быть много.
-Ребята, а сейчас давайте начертим под каждой картинкой схему слова и сделаем звуко-
буквенный разбор.
-Начнем со слова лиса (дети чертят схему слова в тетрадках).
.Определяем количество звуков в слове (4)
.Выделим 1-й звук. Какой он?
.2-й звук
.3-й звук
.4-й звук
.Определяем количество слогов в слове (2) Какое правило мы знаем? (Сколько в
слове гласных, столько и слогов).
.Поставим ударение. На какой слог падает ударение? (На 2-й)
.Выделим слог слияния.
Под картинкой появляется схема:
Аналогичная работа проводится со словом лук. Далее под картинкой появляется
схема:
-Ребята, а теперь давайте сравним две схемы. Что вы заметили? ( в первом слове 1-й звук
звучит мягко, а во 2-м слове твердо).
-Давайте еще раз произнесем этот звук. Какой он? ( он может быть твердым и мягким;
на доске
- Да, действительно ребята, на письме этот звук принято обозначать буквой (эль).
На доске знак вопроса закрывается карточкой с буквами :
Л, л
-На что похожа буква эль? Чем печатная буква отличается от письменной?
-Ребята, а кто же мне поможет назвать тему сегодняшнего урока?
-Чему мы будем учиться на уроке?
4.
Физминутка.
5.
Применение нового знания.
1)
Работа по учебнику на с.59.
-Немного отдохнули, а теперь сели правильно. Откроем учебники на с.59 и попробуем
прочитать слоги с новым звуком.
-В каком из этих слогов звук л звучит мягко? А в каких мягко?
-А теперь каждый ряд приготовится читать слова с новым звуком. Первый ряд поставили
пальчик на первое слово, остальные внимательно слушают.
Вывод: оветы на вопросы в синих рамочках.
2)
Работа в прописях на с. 22.
- Ребята, мы с вами уже сказали, что звук л на письме принято обозначать большой
прописной буквой эль и маленькой строчной буквой эль.
-Сейчас мы потренируемся в написании маленькой строчной буквы эль.
-Для этого сядьте поудобнее, выпрямите спинку, пропись расположите правильно.
-Но прежде чем начать писать мы должны подготовить наши руки к письму. Проведем
пальчиковую гимнастику:
Тесто ручками помнем.
Сладкий тортик испечем.
Серединку смажем джемом
А верхушку смажем кремом
И кокосовой крошкой присыпем немножко
Потом заварим вкусный чай
В гости деток приглашай.
-Итак, из каких элементов состоит буква эль? ( Маленькая палочка с наклоном с
закруглением влево и маленькая палочка с наклоном с закруглением вправо).
Объяснение учителя: строчную букву эль начинаем писать немного выше нижней линии
рабочей строки, ведем линию вверх, только наклоняем чуть больше обычного. Доведя до
верхней линии, не отрывая руки, начинаем писать второй элемент буквы: черту с
закруглением внизу. Сначала вниз ведем по написанному, затем элементы расходятся
между ними остается уголочек.
6.
Закрепление.
-Ребята, «Незнайка» очень доволен вашей работой на уроке и в заключении он приготовил
для вас еще одно задание. Что же это за задание? Давайте посмотрим.
-«Незнайка» предлагает нам поиграть в игру «Твердый - мягкий».
-Ребята, я буду называть слова: если вы услышите, что в слове звук л звучит твердо, то
хлопаете в ладоши, а если мягко, то показываете большой пальчик.
Толь, лак, кол, боль, учитель, галка, стол, стул, руль, полка.
7.
Итог: С какой новой буквой мы сегодня познакомились? Какие новые звуки вы узнали?
Ребята. Вы сегодня все хорошо работали на уроке. А теперь выберите смайлик и
попробуйте каждый себя оценить.
Спасибо за урок!