Напоминание

ФОРМИРОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПРИЕМОВ ИСПОЛНЕНИЯ ШТРИХОВ НА БАЯНЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ


Автор: Черных Ирина Андреевна
Должность: преподаватель по классу баяна. руководитель оркестра русских народных инструментов
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" г.Шимановска
Населённый пункт: город Шимановск, Амурской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПРИЕМОВ ИСПОЛНЕНИЯ ШТРИХОВ НА БАЯНЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

ФОРМИРОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПРИЕМОВ

ИСПОЛНЕНИЯ ШТРИХОВ НА БАЯНЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ В ДМШ

В этой методической разработке расматривается технология мехопальцевой

артикуляции

исполнения

штрихов.

Приобретение

и

закрепление

глубоких

теоретических знаний и практических умений при исполнении основных штрихов

в

классе

баяна

дмш

на

начальном

этапе

обучения.

Систематизация

основных

штрихов, технология звукоизвлечения, звуковыразительных средств инструмента,

все это подчинено главной цели – художественному исполнению на баяне.

Известно, какую роль в музыкальной жизни играли народные инструменты:

казахская домбра, русская домра, балалайка, гусли, гармоники и т. д. Они не только

были средством развлечения досуга для народа, но и способствовали развитию

национальной народной культуры. И одним из этих музыкальных инструментов

является баян.

Баян

обладает

огромными

возможностями.

На

этом

инструменте

можно

исполнять различную музыку: от обработки народной песни до классики. У баяна

большой диапазон звучания благодаря трёхрядной кнопочной системе построения

правой

клавиатуры.

Эта

система

позволяет

исполнять

на

баяне

музыкальный

материал

различной

фактуры

изложения.

Также

баян

обладает

большой

протяженностью звучания в пределах разжима и сжима.

В

левой

клавиатуре

готового

баяна

небольшой

диапазон

звучания

басов

и

аккордов. От этого голосоведение находится в определённых рамках и приводит к

искажению

фактуры

в

классических

произведениях.

А

вот

исполнение

аккомпанемента

на

готовом

баяне

даётся

намного

легче,

чем

на

других

инструментах – это плюс. На начальном этапе обучения баян – довольно сложный

инструмент Учащемуся приходится овладевать двумя различными клавиатурами в

условиях

отсутствия

зрительного

контакта

с

ним

(техническое

развитие

рук

происходит не одинаково).

Выборный

баян,

его

конструктивные

особенности

во

многом

устраняют

вышесказанные

недочёты

стандартных

баянов

с

готовыми

аккордами

и

значительно расширяют технические и художественные возможности исполнителя.

На

выборной

клавиатуре

появилась

возможность

исполнения

полифонических

произведений. На баянах с выборной системой иногда имеются регистры, которые

обогащают звучания различными красками.

Всем

известно,

что

основой

художественного

исполнения

музыкального

произведения

является выразительный звук. На характер извука влияют: тембр,

сила и способ звукоизвлечения.

Добиться качественного звучания инструмента, вот главная задача педагога на

начальном этапе обучения игры на баяне. Педагог должен научить учащегося

2

звукоизвлечения на инструменте связывать с образами исполняемого произведения

(опираясь

на

всевозможные

сравнения),

а

движения

технического

аппарата

закреплять с характером исполняемой музыки. Педагог должен научить учащегося

основным

приёмам

игры

на

баяне

и

умело

использованию

на

практике

выразительные

возможности

своего

инструмента.

Конечно,

это

работа

планомерная, целенаправленная и систематическая, только тогда она принесёт свои

плоды.

Цель

педагога –

помочь

юным

баянистам

в

формировании

основных

исполнительских

приёмов

и

штрихов,

как

средства

художественной

выразительности.

Специфика звукоизвлечения на баяне

Баян

относится

к

группе

язычковых

клавишно-духовых

музыкальных

инструментов. Звук на баяне извлекается благодаря колебаниям металлических

язычков, возникающим в результате движения меха и открытия клапана путём

нажатия на клавишу.

Звук – независимо от того, на каком инструменте он извлекается, – включает в

себя три фазы: начало (атака звука), основную часть (развитие звука) и окончание

(снятие звука). На баяне мех участвует во всех стадиях звукоизвлечения. Способ

воздействия на клапан (открытие и закрытие) участвует только при атаке и снятии

звука. На

баяне

звук

извлекается

при

нажиме

на

клавиши

с

предыдущим,

одновременным или последующим движением меха.

Техника

звукаизвлечения

также

напрямую

связанна

с

фразировкой,

динамическим развитием исполняемого произведения и штрихами.

Виды туше, снятия

Способ

прикосновения

пальцев

к

клавишам –

туше. Toucher (фр.) –

трогать,

прикасаться, ощупывать, осязать.

Выделяют четыре основных способа туше: нажим, толчок, удар, скольжение

(glissando).

Разнообразные

виды

туше

связанны

с

различными

музыкально-

художественными задачами, стоящими перед исполнителем.

Рассмотрим основные виды туше, применяемые на начальном этапе обучения.

Нажим –

отпускание.

Применяется

в

медленных

разделах

музыкальных

произведениях, для связного звучания. Замаха кисти и пальцев не происходит,

пальцы располагаются очень близко к клавишам, с мягким в неё погружением и с

таким же плавным отпусканием. Каждая следующая клавиша нажимается так же

плавно, причём, нажимая последующую клавишу, предыдущая мягко возвращается

в исходное положение. Очень важную роль играет слуховой контроль. Этот вид

туше применяется при игре legato. Атака и окончание звука зависят от ведения

меха.

Толчок – снятие. Как и нажим не требует замаха пальцев. Здесь палец быстро

погружается

в

клавишу

до

упора

и

быстрым

кистевым

движением

от

неё

3

отталкивается (быстрое снятие). И это движения должны сопровождаться коротким

рывком

меха.

С

помощью

этого

вида

туше

достигаются

штрихи

(non

legato,

partamento, marcato).

Удар – отскок. Здесь обязателен замах (всей руки, пальца, кисти или того и

другого вместе) и последующий отскок от клавиатуры, который является замахом

для следующего удара. Это вид туше применяется в раздельных штрихах (от

staccato до staccatissimo).

Взаимодействие

приемов

туше

и

способов

ведения

меха

дает

возможность

получать

множество

разнообразных

звучаний,

которые

используются

для

достижения выразительной, красочной игры.

Штрихи и способы их исполнения

Штрихи прямо или косвенно зависят от стиля произведения. В совершенстве

владеть

штрихами

можно

лишь

при

изучении

специально

подобранного

репертуара, учитывая подготовку и индивидуальные особенности ученика.

Работа

над

звукоизвлечением,

умелое

применение

выразительных

средств

инструмента, систематизация основных штрихов всё это ведёт к одной главной

цели – художественному исполнению на баяне.

В практике баянистов ещё не сформировались единые определения понятия

штрихов и приёмов игры. Многие задаются вопросом: «Есть ли разница между

способом игры и приёмом, между приёмом и штрихом?».

Попробуем

определить

понятия

приёма

игры,

способа

и

штриха. Термин

«штрих»

(нем. Strich –

черта,

линия)

был

заимствован

когда-то

скрипачами

у

художников,

так

как

в

движениях

кисти

художника

и

смычка

скрипача

присутствовало что-то общее. Вскоре термин «штрих» приобрел значение того или

иного

приема

игры

и

получил

распространение

среди

музыкантов

различных

специальностей, в том числе – баянистов.

Многие

педагоги

путают

понятия

штриха

и

приёма.

Штрих

проявляется

в

пределах:

связная

игра –

раздельная

игра,

т.е. границы

штриха

проходят

от legato (legatissimo) до staccato (staccatissimo).

К приёмам игры можно отнести специфические приёмы игры мехом (тремоло,

рикошет, вибрато и др.) и приёмы звукоизвлечения – туше. Под понятием способ,

как правило, подразумевают комплекс действий (рациональных), направленных на

реализацию различных штрихов и приёмов.

Штрих,

по

сравнению

с

приемом

вбирает

в

себя

атаку,

ведение,

снятие

и

соединение звуков, а также специфические характеристики звучания, порождаемые

взаимодействием этих приемов. Все эти высказывания сводятся к одному: «Штрих

даёт полную характеристику звука при определённой артикуляции». Артикуляция –

способ

исполнения

последовательности

звуков;

определяется

слитностью

или

расчлененностью последних.

4

При извлечении звука на баяне одновременно происходит нажим на клавиши

(движение кистей или пальцев) и подача воздух, через движение меха. В одних

случаях в характере звукоизвлечения играет кистевой способ игры, в других –

меховой. Различные сочетания ведения меха и туше лежат в основе разнообразных

приемов

исполнения

штрихов.

Применяя

тот

или

иной

мехопальцевой

артикуляционный прием при исполнении штриха, каждый исполнитель добивается,

определенного,

звучания

штриха,

который

присущ

только

ему

и

зависит

от

характера

музыкального

произведения,

стиля

композитора,

особенностей

инструмента, культуры звука данного исполнителя. Для сознательного исполнения

любого

штриха,

ученик

сначала

должен

овладеть

типичными

приёмами.

По

мнению Б. Егорова: «Обучение начинается с освоения ровного ведения меха и

приёма туше – нажим. Для этого артикуляционным приемам соответствует штрих

легато и легатиссимо»

После освоения штрихов legato и legatissimo ученик осваивает приемы туше –

толчок и удар. Нажим, толчок, удар в сочетании с плавным ровным ведением меха

соответствуют артикуляционному приему исполнения штриха non legato.

Штрих non legato является одним из распространенных и доступных штрихов

для начинающего баяниста.

Так как изучены артикуляционные приемы (удар, толчок, плавное ведение меха),

то можно переходить к освоению исполнения штриха пальцевого staccato.

После

освоения

приемов

туше

в

сочетании

с

плавным

однонаправленным

ведением

меха

следует

приступить

к

освоению

различных

способов

однонаправленного

ведения

меха

(рывок

мехом,

пунктирное

ведение

меха).

Освоение

вышеперечисленных

видов

туше

и

способов

ведения

меха

позволят

использовать приемы мехопальцевой артикуляции для исполнения последующих

штрихов.

Исключением

является

штрих detace,

при

исполнении

которого

применяются разнонаправленное ведение меха.

Следует начинать освоение мехопальцевой артикуляции исполнения штрихов на

упражнениях

(инструктивный

материал).

Далее

на

материале

музыкальных

произведений. Необходимо акцентировать внимание ученика на то, что один и тот

же

штрих

может

приобретать

различную

окраску

в

зависимости

от

замысла

композитора, характера произведения, особенностей исполнителя.

Штрихи можно разделить на группы:

Залигованные штрихи

Штрих легато (с

ит. –

плавно,

певуче)

исполняется

следующим

приемом

мехопальцевой

артикуляции –

нажим

и

плавное

однонаправленное

ведение

меха. Обозначается данный штрих лигой и ремаркой legato.

Звуки как бы вытекают один из другого. Следовательно, для исполнения этого

штриха необходимо освоить плавное ровное ведение меха в сочетании с легким

нажимом. Атака звука – мягкая, основная часть – выдержанная, соединение (основа

5

характеристики штриха, его определяющий технический прием, сочетающий в себе

приемы

снятия

и

атаки)

осуществляется

за

счет

координации

действий –

освобождения одной и нажатия другой клавиши, при ровном ведении меха. В

момент

нажатия

последующей

клавиши,

предыдущая

мягко

возвращается

в

исходное

положение.

Штрих

легато

применяется

при

исполнении

певучих,

протяжных мелодий. Обозначается общей лигой над или под нотами.

Прерывистые штрихи с общим движением меха

Твердое пальцевое нон легато. Звуки или созвучия исполняются раздельно,

певуче при постоянном движении меха на разжим и сжим. Кисть или пальцы мягко

снимаются

после

каждого

звука

Атака –

твердая;

основная

часть –

согласно

динамике произведения; снятие-освобождение.

Этот штрих применяется также при исполнении протяжных мелодий, которые

невозможно сыграть легато из-за специфических особенностей фактуры (широкое

аккордовое изложение)

Жёсткое пальцевое нон легато. Атака – жёсткая; основная часть – согласно

динамике произведения; снятие-отдергивание. В подвижном темпе при быстром

ударе

пальца,

в

качестве

противовеса

этому

движению,

требуется

снятие-

отдергивание.

Прерывистые штрихов с воздействием меха на каждую ноту

Мягкое

нон

легато.

Атака –

мягкая;

основная

часть –

выдержанная;

снятие

синхронное мягкое.

Твердое меховое нон легато. Атака – твердая; основная часть – ослабление

динамики; снятие – синхронное.

Отрывистые штрихи

В отличие от прерывистых штрихов, в этой группе продолжительность звука

значительно сокращается (не менее чем вдвое); при этом достигается отрывистое

звучание.

Отрывистые штрихи, как и прерывистые, разделяются на пальцевые (кистевые),

в

которых

мех

распределяется

на

несколько

нот, выполняет

функцию

соединительную, и меховые – в них движения меха реагируют на каждую ноту.

Мягкое пальцевое стаккато. Острое, отрывистое исполнение звуков. Ряд звуков

или созвучий выполняется на одно движение меха (разжим или сжим). В быстрых

темпах следует использовать пальцевое стаккато

Атака –

твердая;

основная

часть –

выдержанная;

снятие-отдергивание

(здесь

благодаря возрастанию паузы между звуками отсутствует «противоречие» между

нажимом и отдергиванием).

Активное стаккато

Атака – жесткая; основная часть – выдержанная; снятие-отдергивание.

Акцентированное

стаккато.

Атака –

жесткая;

основная

часть –

ослабление

громкостной динамики; снятие – синхронное, резкое.

6

Стаккатиссимо. Исполнение стаккатиссимо происходит на отдаче меха, что

придаёт эффектность данному штриху.

Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука

более чем наполовину (обычно на 75%).

Характерные и специфические приемы игры на баяне

По своей природе эти приёмы связанны с другими инструментами, поэтому на

баяне они звучат специфически.

На баяне к характерным приёмам следует отнести технические приёмы, которые

не входят в число основных приёмом, но они оказывают огромное воздействие на

звуковую окраску баяна.

К таким приёмам можно отнести вибрато (частые движения кисти левой руки,

опирающейся

на

ремень

при

разжиме

меха,

или

на

решётку

при

сжиме;

напряжённое короткое движение вперёд – назад правой рукой при упоре большого

пальца на гриф, частые удары в гриф)

Глиссандо – технический прием, выполняемый при помощи скольжения пальцев

(руки) вверх или вниз по вертикальным и поперечным рядам клавиатуры.

Глиссандо на баяне имеет следующие разновидности:

- по одному ряду одноголосное;

- по одному ряду двух-, трёхголосное и т. д.;

- по двум вертикальным рядам (фортепианное);

- по трем вертикальным рядам – хаотическое;

- по трем вертикальным рядам – хроматическое (тремя пальцами или тыльной

стороной большого пальца);

- поперечное (одноголосное, двухголосное, аккордами).

Эффектным приемом на баяне является тремоло мехом:

- попеременное движение (расжим-сжим по очереди);

- триольное движение – однонаправленное;

- комбинированное движение (расжим-сжим, сжим-расжим);

- рикошет

(попеременное

движение

и

удары

боринами

меха –

то

верхней

частью, то нижней).

К специфическим (шумовым) приемам игры относятся:

- стук клапанов (клавишей) без движения меха;

- скольжение и удары по меху, по корпусу баяна;

- имитация шагов – быстрое скользящее движение по вертикальным рядам вниз

без движения меха;

- нажатие воздушного клапана.

В заключении хочется отметить следующее:

Артикуляция

и

штрихи

как

средства

музыкальной

выразительности

самым

непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его

образ.

Одновременное

развитие

слуха,

чувства

ритма,

умение

читать

нотную

7

запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком

в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное

переживание

музыкального

произведения

помогает

восприятию

музыки

и

положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в

познании

увлекательного

мира

музыки,

мы

воспитываем

в

ученике

любовь

к

искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

Список литературы

1.

1. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян

и баянисты: Сб. статей. – Вып. 1. – М., 1970.

2.

2. Онегин А. Штрихи на баяне: Звуковое пособие // Мелодия Д 019789–90.

3.

3. Говорушко П. Основы игры на баяне. – Л., 1963.

4.

4. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1985.

5.

5. Крупин А. Вопросы музыкальной педагогики. – Л., 1985.

6.

6. Ушенин В. Актуальные проблемы народно-инструментальной

музыкальной педагогики. – Ростов н/Д, 2005.

8

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Шимановска

Методический доклад

Тема:

ФОРМИРОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПРИЕМОВ

ИСПОЛНЕНИЯ ШТРИХОВ НА БАЯНЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ В ДМШ

Подготовила: Преподаватель

первой квалификационной

категории Черных И.А.

9

г. Шимановск



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники