Напоминание

Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве


Автор: Мантрова Нина Филипповна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО г.о. Самара "ДХШ №3"
Населённый пункт: город Самара, Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
Раздел: дополнительное образование





Назад




Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

Развитие

живописи

в

России

имеет

свои

особенности.

Семь

веков

с

десятого

по

семнадцатый

длилась

величественная

эпоха

древнерусского

искусства.

В

произведениях

искусства

древнерусской

живописи

(иконах)

конца

XVII

века

уже

встречается

пейзаж,

как

фон:

«Иоанн

Предтеча

с

житием» -- огромная фигура святого располагается в центре на фоне пейзажа.

Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в

сторону развития светского искусства в России. [28,16]

В

русском

искусстве

XVIII

век

необычайно

важен.

Бурно

развивается

культура,

наука,

становится

светским

просвещение,

развивается

светское

искусство.

Искусство

стремится

передать

действительность:

образы

современников,

важные

события.

Примером

этому

служат

великолепные

гравюры Алексея Федоровича Зубова «Панорама Петербурга». Он удачно

передал

оживленность

молодой

столицы.

Это

был,

пожалуй,

первый

городской пейзаж: выполненный в технике офорта. Но здесь главная задача --

информация о достопримечательностях. А выразить поэтическую сущность

пейзажа время не наступило.[30,28]

В

русской

живописи

значительным

явлением

в

начале

XVIII

века

становится портрет. Этот жанр не только получил быстрое развитие, но и

достиг замечательных успехов. Художники вводят в картины пейзаж как фон

для изображения портрета И.Я. Вишняков «Сары Фермор». Пейзаж введен

Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета.

На заднем плане изображены тонкие стволы деревьев, с нежной листвой,

слабо освещенных как бы светом зари. [30,57]

На

протяжении

всего

XVIII

века

в

русском

искусстве

происходит

постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века

пейзаж

становится

самостоятельным

жанром.

Художники-живописцы

стремятся

выразить

поэтическую

сущность

пейзажа.

Основоположником

русской

пейзажной

живописи

является

Семен

Федорович

Щедрин.

Его

привлекают окрестности Петербурга, парки. Он создает ряд видов парков:

Гатчины, Петергофа: «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых» (1804г.).

Сильвестр

Феодосеевич

Щедрин

--

племянник

С.Ф.Щедрина.

С.Ф.

Щедрина

с

полным

основанием

считают

родоначальником

пленерной

романтической живописи в русском искусстве. Он известен, как автор ряда

небольших картин с видом Рима, Неаполя и Сорренто, привлекающих светом

серебристых

тонов,

мягкой

воздушностью

и

особым

восприятием

жизни

природы и человека в ней. В сравнении с предшествующими им условно-

декоративными

классицистическими

пейзажами

XVII

века

они

кажутся

живыми «портретами» природы, списанными с натуры нелепо влюблённым в

неё художником. [17,32]

Фёдор

Яковлевич

Алексеев

--

один

из

основоположников

русской

пейзажной

живописи.

Его

главная

тема

--

городской

ландшафт.

Лучшие

картины художника посвящены Петербургу. «Вид Дворцовой набережной от

Петропавловской

крепости»

относится

к

раннему

периоду

творчества

Алексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы,

впервые добился признания, как пейзажист. Некоторое время перед этим он

жил в Венеции, где внимательно изучал искусство знаменитого венецианца

А.

Каналетто,

оказавшего

заметное

воздействие

на

формирование

его

творческого облика. Алексеев -- перспективист. Для него в городском пейзаже

важнее

всего

перспективно-пространственное

построение,

и

конечно,

«строгий,

стройный

вид

Петербурга»,

как

нельзя

лучше

отвечал

художественным вкусам Алексеева. [17,33]

Существенный вклад в дальнейшее развитие романтического пейзажа внес

И.К.Айвазовский.

Самый

известный

русский

маринист

--

Иван

Константинович

Айвазовский.

Знаменитый

маринист

оставил

поистине

огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то

спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного

света, то бурному и неистовствующему. В картине «Морской берег» образ

моря

предстает

в

своей

лирико-романтической

интерпретации.

Пейзаж

наглядно демонстрирует творческий метод художника. «Морской берег» явно

сочинен и написан без натуры, но воображение художника точно воссоздало

типический

характер

морского

прибрежья,

состояние

природы

перед

надвигающейся грозы.[28,46]

Уместно будет вспомнить высказывание И.К. Айвазовского: «Живописец

только копирующий природу, становится её рабом, связанным по рукам и

ногам. Человек не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой

природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим

аппаратом, но истинным художником -никогда!...» (Алексич М.Н. , Нестерова

Е.В. Школа изобразительного искусства. Вып.5- М. 1994).

Алексей

Гаврилович

Венецианов

(1780-1847гг.)

не

был

художником-

пейзажистом. Он писал картины бытового жанра, портреты простых людей.

Но в его работах огромную роль играет пейзаж: «На пашне. Весна», «На

жатве. Лето», «Спящий пастушок». Художник пушкинской поры, он сделал

художественное

открытие

крестьянской

России.

В

картине

«На

пашне.

Весна»

раскрылись

все

главные

качества

Венецианова-жанриста.

Однако

черты

идеала

звучат

так

мягко,

неназойливо,

что

поэтический

образ

женщины без всякой натяжки органично связан с окружающим пейзажем, где

зритель замечает много типичных черт среднерусской природы. Ощущение

родной

природы

присутствует

и

в

лучших

полотнах

Венецианова.

Его

искусство -- поэзия русской деревни и русской природы, извлеченные из

реальной

жизни.

Жанрист

и

портретист

А.Г.Венецианов

внес

свой

существенный вклад в развитие Национального русского пейзажа. Это первое

в

русской

живописи

правдивое

изображение

характерных

мотивов

среднерусского сельского пейзажа -- золотых полей ржи, мягких густых трав,

деревенских

изгородей.

Все

это

делает

Венецианова

одним

из

родоначальников русского лирического пейзажа.[30, 62]

Во второй половине XIX века (1870г.) в русском искусстве произошло

значительное

событие:

создается

Товарищество

Передвижных

художественных

выставок

во

главе

с

художником

И.Н.

Крамским.

Передвижников

объединяло

стремление

популяризировать

искусство

и

непосредственно

воздействовать

через

искусство

на

реальную

жизнь,

просвещая

и

воспитывая

народ.

Передвижники

обличали

социальную

несправедливость,

были

приверженцами

реализма

в

искусстве

(правды

жизни).Среди передвижников многие художники писали картины в жанре

пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая

эстетику

нового

реалистического

пейзажа.

Одно

из

первых

мест

в

этом

процессе

принадлежит

А.К.Саврасову

(1830-1897гг..).

А.К.

Саврасов

решительно становится на новый путь в картине «Грачи прилетели» (1871г.).

«Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно

прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти

деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах», -- так описывал

И.Н. Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в

1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном

Алексея

Кондратьевича

Саврасова.

Именно

этому

пейзажу

Саврасова

суждено

было

сыграть

выдающуюся

роль

в

истории

развития

русской

пейзажной

живописи.

Он

открыл

собой

эпоху

лирического

освоения

художниками

русской

природы.

Современников

поражала

поэтическая

проникновенность

пейзажа

при

исключительной

простоте

и

скромности

мотива.

Это

было

открытие

и

завоевание

Саврасова,

продолженное

и

развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. В

этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. [19,27]

Если

А.К.Саврасов

был

ярким

представителем

лирического

пейзажа

в

русском искусстве, то на другом полюсе располагается пейзажное творчество

Ивана

Ивановича

Шишкина.

Он

писал

большие

по

размерам

полотна

с

панорамно-развернутыми

видами.

Русская

природа

у

Шишкина

--

это

природа, предназначена для богатырского народа. Его идеал -- возвышенный

образ русской природы. «Певец русского леса» И.И.Шишкин показывал через

свои

полотна

славу,

мощь,

силу

русской

природы.

В

историю

русской

пейзажной живописи И.И.Шишкин вошел художником, воспевшим величие и

богатство

русской

природы,

могучий

покой

русских

лесов.

Зрителей

неизменно

привлекает

общедоступность

поэтических

образов

Шишкина,

простота и ясность его художественного языка. В основе всех графических и

живописных

произведений

лежит,

крепкий

и

точный

рисунок,

ясная

композиционная

конструкция.

Шишкин

очень

много

рисовал,

постоянно

изучал

природу.

Он

был

тщателен

до

педантизма

в

пределе

деталей.

Излюбленный

мотив

Шишкина

--

мотив

лесного

пейзажа.

Подлинным

шедевром среди лесных пейзажей являются «Сосны, освещенные солнцем».

[19,28]

Яркий

след

в

истории

развития

пейзажной

живописи

оставил

Фёдор

Александрович Васильев. «Чудо-мальчиком» называли его друзья-художники

за исключительное живописное дарование. Васильев прожил мало, он умер в

23 года, но успел оставить весьма обширное художественное наследство.

Творчество Васильева отмечает романтическое восприятие жизни природы.

Картина

«Перед

Дождём»

--

зрелое

и

характерное

для

Васильева

произведение. Его увлекает задача передать красоту взволнованной природы.

Он ищет это в сюжете пейзажа, изображая женщин, загоняющих гусей,

пастушка,

торопящегося

в

деревню.

С

удивительным

живописным

богатством написан красновато-желтый осенний лес. [19,28]

Несколько особое место в пейзаже второй половины XIX века занимает

А.И. Куинджи (1842-1910). Первые его работы были продемонстрированы на

передвижных выставках. «Забытая деревня», «Чумацкий тракт»; показывают

заброшенные уголки нищей России. Но затем он порывает с передвижниками

и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж,

так можно определить его творчество). «Лунная ночь на Днепре». Картины

Куинджи

отмечают

яркость

красок,

декоративность.

Главное

в

картине

«Берёзовая роща» -- необыкновенное цветовое решение. Чистые, звучные

тона усиливают впечатление ослепительного солнечного света, заливающего

полотно,

композиция

построена

на

тонко

продуманном

ритмическом

сочетании

различных

групп

деревьев

и

обобщённых

цветовых

пятен.

Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без

вмешательства людей. В своих работах художник, прежде всего, стремился

передать освещение, контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер

на Украине» тонет сумраке последних солнечных лучей, которые освещают

белые хаты на тёмном хуторе среди садов.[28,32]

Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи

конца XIX века был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860-

1900гг.).

Он

заканчивает

своим

творчеством

искания

пейзажистов-

передвижников. Уже первое его произведение «Осенний день. Сокольники»

было куплено П.М.Третьяковым. В ранних работах он выступает как мастер

камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80-90-х гг.

творчество

Левитана

достигает

зрелости.

В

его

пейзажах

появляется

импрессионистическая

трактовка.

«Берёзовая

роща».

Великий

мастер

лирического пейзажа Левитан предпочитает писать не полдень, а утро или

вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые наиболее

богаты

сменой

и

оттенками

настроений.

«Золотая

осень»

являет

собой

высшую точку этой линии пейзажа. В картине раскрывается широкий мир

природы, знакомый и близкий сердцу русскому человеку. Мажорная нота

звучит у Левитана в 1895 году в таких пейзажах, как «Март», «Золотая

осень»,

«Свежий

ветер.

Волга»,

«Весна--большая

вода»,

датированных

в

подписи в 1897 году. [19,29]

В первой четверти двадцатого столетия в России произошла Октябрьская

революция. Переворот государственного устройства. Свергли царя. Новые

образы вошли в творчество художников. Они теперь выражают впечатления

от

революции.

Возникают

новые

теории,

художественные

направления,

группировки; продолжение борьбы за реализм в изобразительном искусстве,

в

том

числе

и

в

жанре

пейзажа.

Появляется

индустриальный

пейзаж

в

советской живописи. Но художники-пейзажисты XX века в своём творчестве

постоянно обращаются к высоким традициям русской живописи. А пейзаж

XX

века

является

самостоятельным

жанром

живописи,

любимым

и

почитаемым, как и другие её жанры. Однако урбанизация среды ослабляет

влияние

природного

пейзажа

на

человека.

Художники

модернистских

и

постмодернистских

течений

игнорировали

специфику

пейзажного

мышления,

и

пейзаж

как

жанр

растворился

в

море

формальных

экспериментов . [14,53]

К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического

пейзажа

выделилось

еще

одно

течение

-

маринизм

(морские

пейзажные

картины). Маринизм - или Марина - (ит. marina, от лат. Marinus морской) --

морской

вид,

картина,

также

рисунок,

гравюра,

изображающая

море.

Основное

в

жанре

марины

--

воплощение

морской

стихии

в

различных

состояниях,

а

также

изображение

борьбы

с

нею

человека,

попавшего

в

шторм. [14,32]

Море

появилось

в

изобразительном

искусстве

тысячи

лет

тому

назад:

сначала в декоративно-прикладном, а, начиная с XVII века - когда мир для

европейцев стал шире благодаря развитию мореходства, - в живописи и

графике. Первоначально маринистике отводили роль исторической живописи,

призванной запечатлеть прославленные суда и морские битвы. С развитием

жанра художников стало все больше интересовать само море, изменчивость

его состояний.



В раздел образования