Автор: Мантрова Нина Филипповна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО г.о. Самара "ДХШ №3"
Населённый пункт: город Самара, Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
Раздел: дополнительное образование
Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве
Развитие
живописи
в
России
имеет
свои
особенности.
Семь
веков
с
десятого
по
семнадцатый
длилась
величественная
эпоха
древнерусского
искусства.
В
произведениях
искусства
древнерусской
живописи
(иконах)
конца
XVII
века
уже
встречается
пейзаж,
как
фон:
«Иоанн
Предтеча
с
житием» -- огромная фигура святого располагается в центре на фоне пейзажа.
Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный перелом в
сторону развития светского искусства в России. [28,16]
В
русском
искусстве
XVIII
век
необычайно
важен.
Бурно
развивается
культура,
наука,
становится
светским
просвещение,
развивается
светское
искусство.
Искусство
стремится
передать
действительность:
образы
современников,
важные
события.
Примером
этому
служат
великолепные
гравюры Алексея Федоровича Зубова «Панорама Петербурга». Он удачно
передал
оживленность
молодой
столицы.
Это
был,
пожалуй,
первый
городской пейзаж: выполненный в технике офорта. Но здесь главная задача --
информация о достопримечательностях. А выразить поэтическую сущность
пейзажа время не наступило.[30,28]
В
русской
живописи
значительным
явлением
в
начале
XVIII
века
становится портрет. Этот жанр не только получил быстрое развитие, но и
достиг замечательных успехов. Художники вводят в картины пейзаж как фон
для изображения портрета И.Я. Вишняков «Сары Фермор». Пейзаж введен
Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета.
На заднем плане изображены тонкие стволы деревьев, с нежной листвой,
слабо освещенных как бы светом зари. [30,57]
На
протяжении
всего
XVIII
века
в
русском
искусстве
происходит
постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века
пейзаж
становится
самостоятельным
жанром.
Художники-живописцы
стремятся
выразить
поэтическую
сущность
пейзажа.
Основоположником
русской
пейзажной
живописи
является
Семен
Федорович
Щедрин.
Его
привлекают окрестности Петербурга, парки. Он создает ряд видов парков:
Гатчины, Петергофа: «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых» (1804г.).
Сильвестр
Феодосеевич
Щедрин
--
племянник
С.Ф.Щедрина.
С.Ф.
Щедрина
с
полным
основанием
считают
родоначальником
пленерной
романтической живописи в русском искусстве. Он известен, как автор ряда
небольших картин с видом Рима, Неаполя и Сорренто, привлекающих светом
серебристых
тонов,
мягкой
воздушностью
и
особым
восприятием
жизни
природы и человека в ней. В сравнении с предшествующими им условно-
декоративными
классицистическими
пейзажами
XVII
века
они
кажутся
живыми «портретами» природы, списанными с натуры нелепо влюблённым в
неё художником. [17,32]
Фёдор
Яковлевич
Алексеев
--
один
из
основоположников
русской
пейзажной
живописи.
Его
главная
тема
--
городской
ландшафт.
Лучшие
картины художника посвящены Петербургу. «Вид Дворцовой набережной от
Петропавловской
крепости»
относится
к
раннему
периоду
творчества
Алексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы,
впервые добился признания, как пейзажист. Некоторое время перед этим он
жил в Венеции, где внимательно изучал искусство знаменитого венецианца
А.
Каналетто,
оказавшего
заметное
воздействие
на
формирование
его
творческого облика. Алексеев -- перспективист. Для него в городском пейзаже
важнее
всего
перспективно-пространственное
построение,
и
конечно,
«строгий,
стройный
вид
Петербурга»,
как
нельзя
лучше
отвечал
художественным вкусам Алексеева. [17,33]
Существенный вклад в дальнейшее развитие романтического пейзажа внес
И.К.Айвазовский.
Самый
известный
русский
маринист
--
Иван
Константинович
Айвазовский.
Знаменитый
маринист
оставил
поистине
огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то
спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного
света, то бурному и неистовствующему. В картине «Морской берег» образ
моря
предстает
в
своей
лирико-романтической
интерпретации.
Пейзаж
наглядно демонстрирует творческий метод художника. «Морской берег» явно
сочинен и написан без натуры, но воображение художника точно воссоздало
типический
характер
морского
прибрежья,
состояние
природы
перед
надвигающейся грозы.[28,46]
Уместно будет вспомнить высказывание И.К. Айвазовского: «Живописец
только копирующий природу, становится её рабом, связанным по рукам и
ногам. Человек не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой
природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим
аппаратом, но истинным художником -никогда!...» (Алексич М.Н. , Нестерова
Е.В. Школа изобразительного искусства. Вып.5- М. 1994).
Алексей
Гаврилович
Венецианов
(1780-1847гг.)
не
был
художником-
пейзажистом. Он писал картины бытового жанра, портреты простых людей.
Но в его работах огромную роль играет пейзаж: «На пашне. Весна», «На
жатве. Лето», «Спящий пастушок». Художник пушкинской поры, он сделал
художественное
открытие
крестьянской
России.
В
картине
«На
пашне.
Весна»
раскрылись
все
главные
качества
Венецианова-жанриста.
Однако
черты
идеала
звучат
так
мягко,
неназойливо,
что
поэтический
образ
женщины без всякой натяжки органично связан с окружающим пейзажем, где
зритель замечает много типичных черт среднерусской природы. Ощущение
родной
природы
присутствует
и
в
лучших
полотнах
Венецианова.
Его
искусство -- поэзия русской деревни и русской природы, извлеченные из
реальной
жизни.
Жанрист
и
портретист
А.Г.Венецианов
внес
свой
существенный вклад в развитие Национального русского пейзажа. Это первое
в
русской
живописи
правдивое
изображение
характерных
мотивов
среднерусского сельского пейзажа -- золотых полей ржи, мягких густых трав,
деревенских
изгородей.
Все
это
делает
Венецианова
одним
из
родоначальников русского лирического пейзажа.[30, 62]
Во второй половине XIX века (1870г.) в русском искусстве произошло
значительное
событие:
создается
Товарищество
Передвижных
художественных
выставок
во
главе
с
художником
И.Н.
Крамским.
Передвижников
объединяло
стремление
популяризировать
искусство
и
непосредственно
воздействовать
через
искусство
на
реальную
жизнь,
просвещая
и
воспитывая
народ.
Передвижники
обличали
социальную
несправедливость,
были
приверженцами
реализма
в
искусстве
(правды
жизни).Среди передвижников многие художники писали картины в жанре
пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая
эстетику
нового
реалистического
пейзажа.
Одно
из
первых
мест
в
этом
процессе
принадлежит
А.К.Саврасову
(1830-1897гг..).
А.К.
Саврасов
решительно становится на новый путь в картине «Грачи прилетели» (1871г.).
«Пейзаж Саврасова "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно
прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти
деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах», -- так описывал
И.Н. Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в
1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном
Алексея
Кондратьевича
Саврасова.
Именно
этому
пейзажу
Саврасова
суждено
было
сыграть
выдающуюся
роль
в
истории
развития
русской
пейзажной
живописи.
Он
открыл
собой
эпоху
лирического
освоения
художниками
русской
природы.
Современников
поражала
поэтическая
проникновенность
пейзажа
при
исключительной
простоте
и
скромности
мотива.
Это
было
открытие
и
завоевание
Саврасова,
продолженное
и
развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. В
этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. [19,27]
Если
А.К.Саврасов
был
ярким
представителем
лирического
пейзажа
в
русском искусстве, то на другом полюсе располагается пейзажное творчество
Ивана
Ивановича
Шишкина.
Он
писал
большие
по
размерам
полотна
с
панорамно-развернутыми
видами.
Русская
природа
у
Шишкина
--
это
природа, предназначена для богатырского народа. Его идеал -- возвышенный
образ русской природы. «Певец русского леса» И.И.Шишкин показывал через
свои
полотна
славу,
мощь,
силу
русской
природы.
В
историю
русской
пейзажной живописи И.И.Шишкин вошел художником, воспевшим величие и
богатство
русской
природы,
могучий
покой
русских
лесов.
Зрителей
неизменно
привлекает
общедоступность
поэтических
образов
Шишкина,
простота и ясность его художественного языка. В основе всех графических и
живописных
произведений
лежит,
крепкий
и
точный
рисунок,
ясная
композиционная
конструкция.
Шишкин
очень
много
рисовал,
постоянно
изучал
природу.
Он
был
тщателен
до
педантизма
в
пределе
деталей.
Излюбленный
мотив
Шишкина
--
мотив
лесного
пейзажа.
Подлинным
шедевром среди лесных пейзажей являются «Сосны, освещенные солнцем».
[19,28]
Яркий
след
в
истории
развития
пейзажной
живописи
оставил
Фёдор
Александрович Васильев. «Чудо-мальчиком» называли его друзья-художники
за исключительное живописное дарование. Васильев прожил мало, он умер в
23 года, но успел оставить весьма обширное художественное наследство.
Творчество Васильева отмечает романтическое восприятие жизни природы.
Картина
«Перед
Дождём»
--
зрелое
и
характерное
для
Васильева
произведение. Его увлекает задача передать красоту взволнованной природы.
Он ищет это в сюжете пейзажа, изображая женщин, загоняющих гусей,
пастушка,
торопящегося
в
деревню.
С
удивительным
живописным
богатством написан красновато-желтый осенний лес. [19,28]
Несколько особое место в пейзаже второй половины XIX века занимает
А.И. Куинджи (1842-1910). Первые его работы были продемонстрированы на
передвижных выставках. «Забытая деревня», «Чумацкий тракт»; показывают
заброшенные уголки нищей России. Но затем он порывает с передвижниками
и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж,
так можно определить его творчество). «Лунная ночь на Днепре». Картины
Куинджи
отмечают
яркость
красок,
декоративность.
Главное
в
картине
«Берёзовая роща» -- необыкновенное цветовое решение. Чистые, звучные
тона усиливают впечатление ослепительного солнечного света, заливающего
полотно,
композиция
построена
на
тонко
продуманном
ритмическом
сочетании
различных
групп
деревьев
и
обобщённых
цветовых
пятен.
Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без
вмешательства людей. В своих работах художник, прежде всего, стремился
передать освещение, контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер
на Украине» тонет сумраке последних солнечных лучей, которые освещают
белые хаты на тёмном хуторе среди садов.[28,32]
Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи
конца XIX века был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860-
1900гг.).
Он
заканчивает
своим
творчеством
искания
пейзажистов-
передвижников. Уже первое его произведение «Осенний день. Сокольники»
было куплено П.М.Третьяковым. В ранних работах он выступает как мастер
камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80-90-х гг.
творчество
Левитана
достигает
зрелости.
В
его
пейзажах
появляется
импрессионистическая
трактовка.
«Берёзовая
роща».
Великий
мастер
лирического пейзажа Левитан предпочитает писать не полдень, а утро или
вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые наиболее
богаты
сменой
и
оттенками
настроений.
«Золотая
осень»
являет
собой
высшую точку этой линии пейзажа. В картине раскрывается широкий мир
природы, знакомый и близкий сердцу русскому человеку. Мажорная нота
звучит у Левитана в 1895 году в таких пейзажах, как «Март», «Золотая
осень»,
«Свежий
ветер.
Волга»,
«Весна--большая
вода»,
датированных
в
подписи в 1897 году. [19,29]
В первой четверти двадцатого столетия в России произошла Октябрьская
революция. Переворот государственного устройства. Свергли царя. Новые
образы вошли в творчество художников. Они теперь выражают впечатления
от
революции.
Возникают
новые
теории,
художественные
направления,
группировки; продолжение борьбы за реализм в изобразительном искусстве,
в
том
числе
и
в
жанре
пейзажа.
Появляется
индустриальный
пейзаж
в
советской живописи. Но художники-пейзажисты XX века в своём творчестве
постоянно обращаются к высоким традициям русской живописи. А пейзаж
XX
века
является
самостоятельным
жанром
живописи,
любимым
и
почитаемым, как и другие её жанры. Однако урбанизация среды ослабляет
влияние
природного
пейзажа
на
человека.
Художники
модернистских
и
постмодернистских
течений
игнорировали
специфику
пейзажного
мышления,
и
пейзаж
как
жанр
растворился
в
море
формальных
экспериментов . [14,53]
К концу первой половины XIX века в рамках русского романтического
пейзажа
выделилось
еще
одно
течение
-
маринизм
(морские
пейзажные
картины). Маринизм - или Марина - (ит. marina, от лат. Marinus морской) --
морской
вид,
картина,
также
рисунок,
гравюра,
изображающая
море.
Основное
в
жанре
марины
--
воплощение
морской
стихии
в
различных
состояниях,
а
также
изображение
борьбы
с
нею
человека,
попавшего
в
шторм. [14,32]
Море
появилось
в
изобразительном
искусстве
тысячи
лет
тому
назад:
сначала в декоративно-прикладном, а, начиная с XVII века - когда мир для
европейцев стал шире благодаря развитию мореходства, - в живописи и
графике. Первоначально маринистике отводили роль исторической живописи,
призванной запечатлеть прославленные суда и морские битвы. С развитием
жанра художников стало все больше интересовать само море, изменчивость
его состояний.