Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов, способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами.
Автор: Климова Наталья Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ гимназия № 7 Населённый пункт: город Торжок, Тверская область Наименование материала: статья Тема: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов, способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами. Раздел: начальное образование
детьми-логопатами.
Замедленный темп физического и интеллектуального развития - децелерация появилась в
нашем обществе на рубеже XX и XXI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют
ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и
т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-логопеда
стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов.
Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого
учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий
уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача учителя-логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную
речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою
очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения
и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно -
воспитательного процесса.
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения,
которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных
классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных
звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие
звуки нужно произносить правильно. На уроках риторики в 1 классе часто используются
скороговорки, потешки. Учитель-логопед обязательно подсказывает учителю начальных
классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного
школьника.
Учитель начальных классов с помощью учителя-логопеда осуществляет контроль над
правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он
помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения
школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих
проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими
отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому учитель-логопед не дает заданий
сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной
информацией.
Учитель - логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к
ученику с речевыми отклонениями.
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению
результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала
данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и
логопедических занятий.
Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учитель-логопед
периодически проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя
начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует
отличать от простых грамматических ошибок.
В целях пропаганды своих занятий учитель-логопед ведет индивидуальные и
тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и
письменной речи учащихся.
Взаимосвязь в работе учителей - логопедов и учителей начальной школы осуществляется
также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются
разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт.
Результатом содружества учителя начальных классов и учителя-логопеда становится
повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного
года речевые нарушения.
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей”
говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны,
энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы
и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”. На гармонии
и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе учителя-
логопеды и учителя начальных классов.