Напоминание

"Портрет современного педагога"


Автор: Пошелюзная Валентина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Портрет современного педагога"
Дата публикации: 13.01.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Эссе «Портрет современного педагога»

«Учитель, будь солнцем,

излучающим человеческое

тепло, будь почвой, богатой

ферментами человеческих

чувств, и сей знания не только

в памяти и сознании твоих учеников,

но и в их душах и сердцах...»

Л. Толстой.

Учитель!

Перед

глазами

возникает

знакомый

образ

человека

этой

профессии,

с

которым

свела

жизнь.

Каждый

из

нас

проходит

через

волшебный мир детства. Важно, кто поведет ребенка дорогами знаний.

К

профессии

учителя

с

уважением

относились

во

все

времена.

Наверное,

потому, что учитель - это не просто высокообразованный человек, а прежде

всего

тот,

кто

умеет

передать

свои

знания

другим,

найти

ключ

к

способностям каждого ученика. Во все времена образ учителя ассоциируется

с человеком, который несет огонек знаний, радость новых открытий. В мире

профессий

учитель

занимает

особое

место.

Его

труд

заслуживает

всенародной

благодарности.

Уважение

к

нему

вечно

как

вечен

процесс

познания. Избрав одну из самых почетных профессий, учитель становится

творцом новой жизни. Каждый в свое время встретился с учителем, и чаще

всего мы с благодарностью вспоминаем имя первого учителя в своей жизни.

Учитель

начальных

классов-это

состояние

души.

Первая

учительница

навсегда

остается

для

детей

путеводной

звездой,

которая

ведет

его

в

огромную страну открытий. Учитель несет огромную ответственность на

этом пути, шагая с ребятами и помогая им преодолевать все трудности.

Доброта, отзывчивость, внимательность, открытость, забота-все это поможет

сформировать

характер

маленького

человека.

Сколько

сил,

терпения

вкладывает

учитель

в

своих

учеников,

отдавая

себя

детям.

Педагог

закладывает

фундамент

взрослой

жизни,

помогая

каждому

ребенку

адаптироваться в обществе. Ученики пойдут по своей жизненной тропинке.

Пройдут года, и она станет большой дорогой длиною в жизнь. И очень важно,

кто

идет

рядом,

кто

открывает

окошко

ребенку

в

удивительный

мир

открытий.

Первый

учитель-это

призвание.

Строгий,

требовательный,

но

вместе с тем чуткий и душевный, он находит «ключик» к сердцу каждого

ученика.

Цель

педагога

не

только

сформировать

у

детей

определенные

знания, умения и навыки, но и раскрыть способности каждого ученика,

развить

желание

учиться,

воспитать

устойчивый

интерес

к

познанию.

Многим из нас повезло-на их пути встретился настоящий учитель, которому

они благодарны, которого помнят всю жизнь. Такие учителя по-настоящему

счастливы, потому что бессмертны-живут в своих учениках, в той любви,

которую они дарили людям. Очень хочется, чтобы каждому из нас встретился

свой Учитель. Мои любимые педагоги навсегда останутся в моем сердце.

Они все разные, с разными подходами к своей работе. Но есть то общее, что

вызывает

у

меня

уважение,

-

справедливость,

внимательность,

умение

интересно объяснить, понимание. Я уверена, что нам есть, за что быть

благодарными нашим учителям, ценить их. Лучшая благодарность учителю

от ученика, как говорила моя любимая учительница, это его готовность

перенимать знания и успешность ученика в будущей жизни.

С огромной теплотой вспоминаю свою первую учительницу Чумаченко

Александру Ивановну. Сколько душевных сил и энергии отдала эта женщина

нам,

своим

ученикам,

научив

нас

писать

и

читать,

находить

ответы

на

многочисленные вопросы: что такое хорошо и что такое плохо? В чем был

секрет

ее

таланта

и

мастерства?

Наверное,

потому

что

была

доброй

и

заботливой,

понимающей

и

строгой,

справедливой

и

требовательной,

настоящей учительницей. Это к ней мы бежали со своими проблемами и

победами,

капризами

и

радостью.

А

она

всегда

находила

время

нас

успокоить, помочь. Разбежались ученики Александры Ивановны. Каждый

выбрал свой путь. Еще Сократ сказал, что в каждом человеке солнце, только

дайте ему светить. Александра Ивановна находила тот ключик и ту дверцу,

которые раскрывают учеников и помогают им светить. Поэтому выбор моей

профессии не случаен. С самого детства я мечтала быть учителем. Особую

радость и гордость испытала Александра Ивановна за своих учеников, когда

провожала из стен школы четыре будущих педагога. Вот уже почти тридцать

лет

мы

продолжаем

благородный

путь

своего

любимого

учителя.

Как

известно, опыт мастеров помогает обрести себя. Стать настоящим учителем

для нас тогда молодых –это значило постоянно учиться, искать, проходить

ступеньку за ступенькой. Повзрослевшие, с легкой грустинкой в глазах, мы

прощались со школой, с любимыми учителями, но не навсегда, а чтобы снова

вернуться в свою родную школу, но уже в качестве учителя. Дали себе мы

слово-всю свою жизнь посвятить любимой работе. Не перечислить сейчас,

скольким ученикам мы дали путевку в жизнь. Уже много лет подряд тихонько

скрипят

тонкие

ручки,

выводя

неровные

буквы

и

строки

в

школьных

тетрадях. А мы терпеливо объясняем своим малышам, как и что нужно

делать, чтобы получилось красиво и грамотно. Мы приходим в детский

коллектив.

С

первых

минут

обращаем

на

себя

внимание

детских

глаз.

Мягкий голос, добрые и ласковые глаза притягивают к себе детей, обогащая

их идеями, участием, верой в свои силы, предопределяя тем самым успехи на

их пути. Мы, учителя из года в год проживаем вместе с учениками их

школьные годы, отдавая частичку своей души, а взамен заряжаемся от них

задором и оптимизмом. Быть первой учительницей в жизни ребенка-задача

почетная и ответственная. Ведь от умения с первых дней увлечь учеников

школьными делами зависит их успеваемость в будущем. От него зависит вся

дальнейшая жизнь школьника. Быть учителем не просто. На плечах лежит

огромная ответственность. Наш долг- обучить детей не только наукам, но и

многим

нравственным

основам.

Педагог

должен

помочь

ребенку

стать

личностью, иногда раскрыть его уникальные способности. И самая большая

награда

для

любого

учителя-заслуги

его

учеников.

Школьный

возраст

-

чрезвычайно

ответственный

и

важный

период

в

жизни

ребенка.

Из

привычной обстановки он попадает в новую среду, где ведущей становится

учебная

деятельность.

В

процессе

этой

деятельности

дети

овладевают

умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями.

Поэтому одной из важнейших задач воспитательной деятельности педагога

является

создание

благоприятной

эмоциональной

обстановки

в

классе.

Энергичность,

эмоциональность,

терпение,

преданность

любимому

делу,

чувство юмора…Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен

обладать

человек,

который

хочет

быть

учителем.

Только

тот

педагог

оставляет часть себя в детях, кто, не жалея своих сил, таланта, вкладывает в

души детей человечность, доброту, порядочность

Кто он - современный учитель? Каким он должен быть? Чтобы быть

хорошим учителем, нужно любить свою работу. Современный учитель-это

человек, имеющий нравственный стержень, человек, не боящийся ошибаться,

умеющий признавать и исправлять свои ошибки. Цель педагога не только

сформировать у детей определенные знания, умения и навыки, но и раскрыть

способности

каждого

ученика,

развить

желание

учиться,

воспитать

устойчивый интерес к познанию Открытость-его главное качество. Принцип

нашей работы-осторожно и бережно помочь юному дарованию раскрыться,

вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Это он,

учитель окрыляет неуверенных, утоляет жажду познания любознательных

учеников.

Учитель!

Каким

вспомнят

тебя

ученики?

Нахмуренным,

раздражительным,

крикливым

и

недружелюбным?

Или

веселым,

великодушным,

внимательным,

остроумным,

эрудированным

и

справедливым?

Учитель

должен

оставить

в

душах

и

в

памяти

детей

неизгладимый свет доброты и взаимопонимания. Мы входим в их жизнь его

другом и помощником. Доверие, интерес, уважение-вот главные ценности

нашей работы.

Учитель

формирует

будущее

страны.

Из

всех

профессий

его-самая

ответственная и благородная. Он излучает тепло и заботу к ребенку, находит

подход к каждому ученику. Современный учитель-человек образованный,

эрудированный, владеющий методикой обучения. Он передает детям знания и

учит их самостоятельному поиску информации. «Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Эти

слова должны стать девизом современного педагога. Учителю недостаточно

самому много знать, но и уметь сделать свои знания достоянием своих

учеников т.е. уметь доходчиво объяснять, эмоционально доносить знания,

использовать интонацию, жесты. Только постоянное обогащение знаниями

приведут учителя к успеху. «Учитель до тех пор учитель, пока учится сам».

Учитель

-профессионал.

Его

профессионализм

определяется

через

педагогическое мастерство, побуждает педагогов к самосовершенствованию.

Педагогическое мастерство воспринимается как важное качество личности

учителя. Одним из важных критериев считается результативность работы

учителя,

проявляющаяся

в

успеваемости

школьников

и

интересе

их

к

предмету. Педагог-мастер, если умеет учить всех без исключения детей.

Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах

тех учеников, которых принято считать не способными учиться.

Сегодня

модно быть умным, образованным, разноплановым человеком и поэтому

настоящий педагог старается по максимуму донести знания и заинтересовать

их.

Конечно,

школа

изменилась.

«Современный

учитель

должен

быть

современным» - с этим мнением согласны и учителя, и учащиеся. Но что

значит,

быть

современным?

Не

секрет,

что

время

не

стоит

на

месте,

стремительно меняется объём и качество информации, содержание школьных

программ,

учебников.

Применение

компьютерных

технологий

становится

обычным

в

деятельности

современного

учителя.

Конечно,

компьютер

поможет добыть информацию, книга даёт пищу для размышления, но учить и

воспитывать

может

только

учитель.

Работа

современного

учителя

наполнять мир ученика нравственными красками, верить в хорошее и видеть

то лучшее в учениках. Главная задача современного учителя – учить учиться,

сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания.

И, конечно же, рядом с ними должен быть учитель-помощник, учитель-

партнёр.

В

современной

школе

существует

множество

технологий,

используемых на уроке. Но у каждого эти технологии приобретают свои

черты. Важно заинтересовать ребенка. Главная задача школы и учителя-

способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый

ученик почувствовал необходимость обучения.

Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся

мире? Учитель – это не просто профессия. Это состояние души. Это образ

жизни. Каким я его вижу? Это Личность, находящаяся в гармонии с собой и

окружающим миром. Это высокий профессионализм в сочетании с талантом

общения. Это человек, способный создавать условия для развития творческих

способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию

знаний, учить их самостоятельно мыслить, поощрять их индивидуальные

склонности. Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к

ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих

учеников.

Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и

своим ученикам. В моем представлении современный учитель - это прежде

всего

друг

по

отношению

к

детям,

их

помощник.

Не

человек,

дающий

готовые истины, а искатель, помогающий найти эти истины. Эта профессия

требует большой самоотдачи и огромного человеколюбия. Быть учителем

очень ответственно, потому что он для учащихся образец в мышлении и

поведении. Мало того, что учителю обязательно в совершенстве знать тот

предмет, который он преподает, ему необходимо уметь научить. Каждый

ребенок в классе должен понять материал. Он должен найти подход ко всем,

заинтересовать их в своем предмете, показать его важность и полезность в

жизни

учеников.

Учителю

нужно

понять

потребности

современного

школьника.

А

для

этого

нужен

учитель,

влюбленный

в

свой

предмет,

способный

воспринимать

его

точку

зрения.

Очень

важно

помнить

слова

педагога Е.Н. Ильина «Учитель не самый главный на уроке, а первый среди

равных ему». Он учится вместе с детьми жить в этом мире и нужен не

столько

для

передачи

накопленных

знаний,

а

для

возникновения

нового

опыта

каждого

ребенка.

Оставаться

оптимистом,

нести

позитивное

и

заряжать этим детей. Уже в наше время, тем более в будущем, главной

задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть

показать наиболее удобный путь получения информации.

Ребенок должен быть в поиске истины. Ищите истину вместе с ними.

Создавайте на уроке проблемную ситуацию. Всегда стремитесь оказаться

вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощутите радость совместного с

ними открытия.

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые

требования

к

педагогу.

Причем,

в

век

информации,

когда

есть

сотовые

телефоны,

компьютеры,

Интернет,

и

уже

подавляющему

большинству

учеников

не

стоит

труда

этой

информацией

обладать,

к

уровню

образованности

учителя

предъявляются

еще

более

высокие

требования.

Инновационные процессы выявили необходимость воспитания динамичного

человека,

стремящегося

жить

в

новых,

меняющихся

условиях.

Педагог

современной школы является источником знаний на уроке, создает условия

для

успешного

обучения

и

развития.

Он

должен

являться

примером

в

постоянном

стремлении

к

обновлению

знаний,

в

овладении

передовыми

технологиями,

развитием

своего

творческого

мышления.

Современный

педагог совмещает в себе не только глубокие знания и профессионализм, но и

нравственную чистоту, высокую культуру, выдержанность в поведении и

суждениях.

Он

должен

быть

подготовлен

к

работе

в

новых

условиях,

осознавая свое место в новом учебном процессе. На уроке он учитель-

консультант,

помогая

ребенку,

учитель-психолог,

учитывая

возрастные

и

индивидуальные

особенности.

В

учебном

процессе

организует

индивидуальные и групповые формы работы, обучает детей осуществлять

рефлексивное

действие

(оценивать

готовность,

находить

причины

затруднения). Использует разнообразные формы и методы, приемы обучения,

повышающие

степень

активности

учащихся,

учит

детей

вести

диалог

и

задавать вопросы. Как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения,

учитель

не

забудет

о

важности

непосредственного

общения

со

своими

учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить

живого

собеседника,

выразить

свое

отношение

к

изучаемому

материалу.

Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу

ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав? Если учитель

равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место

в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет Учитель должен идти в

ногу

со

временем:

использовать

в

своей

работе

инновации,

различные

методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но

самое главное он должен быть человеком с большой буквы. Надо оставлять

негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное.

Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы.

Многие считают, что

учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Думаю,

в эту профессию должны идти только самоотверженные личности, готовые

отдавать всего себя полностью любимому делу и ученикам. Действительно,

как

много

душевных

качеств

должен

объединять

в

своем

характере

тот

человек,

кто

хочет

стать

учителем:

твердость,

безграничное

терпение,

строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное —

любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще

Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе

любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.

Эта профессия требует

большой

самоотдачи

и

огромного

человеколюбия.

Он

не

озабочен

промежуточными

результатами.

Ему

интересны

изменения

ребенка,

и

учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что

он действительно интересен учителю.



В раздел образования