Напоминание

"Как предотвратить страх сцены?"


Автор: Филиппов Александр Юрьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Как предотвратить страх сцены?"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества "ИЗМАЙЛОВСКИЙ" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

«КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СТРАХ СЦЕНЫ?»

Автор:

Педагог дополнительного образования

Филиппов Александр Юрьевич

Санкт-Петербург

2017 г.

1

Как направить естественное волнение в творческое русло? Как воспитать радость

от выступления на сцене, от общения с публикой? Безусловно, для того, чтобы выразить

свои чувства надо самому проникнуться тем, что хочешь выразить.

Человек изначально, от Природы, является творцом. Таким он создан, такова его

сущность

и

ребёнок

лучшее

тому

доказательство.

Стремление

к

осуществлению

заложенных в организме творческих программ и возможностей – главная движущая сила

развития ребёнка.

Вспомните как маленькие дети любят выступать, как эмоционально и без всякого

страха они рассказывают о чем-то очень им понравившемся. Начинающиеся музыканты

тоже с удовольствием играют перед публикой, не испытывая страха. С взрослением

ребёнка,

увеличением

творческих

задач,

возрастает

у

ученика

ответственность

перед

выступлением, появляется волнение. И очень важно в этот момент, настроить

его на

яркое, эмоциональное, артистическое выступление. Задача педагога заключается в том,

чтобы научить ребёнка выражать свои чувства через раскрытие содержания пьесы, исходя

из принципа не «что играю», а « о чем играю».

Трудности начинаются чаще всего по нашей собственной вине, поскольку грубо

попираются какие-то фундаментальные, основополагающие нормы и правила творческой

работы с детьми. Психика ребёнка противится любому произволу, насилию над ним.

Существует как минимум три фактора, которые, сочетаясь и взаимодействуя, создают

особо

неблагоприятный

фон

для

творческого

обучения,

ведут

к

нервному

перенапряжению, срывам:

- большой объём материала, трудный для восприятия ребёнком в полной мере;

- сжатые сроки усвоения материала;

- обучение с жесткой установкой на успех, когда необходим не просто высокий результат, а

самый высокий – победный.

Творческий

процесс

несовместим

с

внутренней

напряженностью

и

взвинченностью.

Напряженность

всегда

искажает,

деформирует

чувство

и

мысль,

сковывает фантазию и воображение, ведет к разного рода психологическим зажимам.

Часто

внутреннее

напряжение,

беспокойство

у

ребёнка

педагог

принимает

за

вдохновение. Нет ничего более ошибочного. Как же помочь ребёнку войти в творческое

состояние? Безусловно, нужна привычка к каждодневному, регулярному труду. Всё, что

становится привычным – делается лучше, увереннее, смелее. Привычное само по себе

носит успокоительный характер. Большую роль во всём, что делается человеком, играет

установка

его

внутренняя

предрасположенность,

его

готовность

действовать

в

определённых обстоятельствах так или иначе.

Установка, сформированная родителями

2

или

педагогами у ребёнка ни в коем случае не

должна порождать у него чрезмерно

высокой,

гнетущей

ответственности

за

результат

его

деятельности.

Очень

высокий

результат ответственности чреват психологическими трудностями и волнениями. Ребёнок

слабеет от ответственности, возложенной на него, это привносит в его психологическое

состояние беспокойство, неуверенность, тревогу и страх. И, как следствие, искажается

творческий процесс.

Лучше всего, если ребёнок сосредоточится на самом процессе исполнения, а не на

будущих результатах. К тому же, творческие результаты ребёнка, как правило, тем выше,

чем меньше беспокоятся о них родители и педагоги.

Вхождение

в

творческий

процесс

во

многом

осложняется

необходимостью

выходить на сцену, встречаться с широкой публикой. Когда ребенок выходит на сцену,

чувствуя себя в центре всеобщего внимания – он поневоле зажимается. И пока не схлынет

первая, самая высокая волна сценобоязни, пока не пройдёт психическая скованность, - о

подлинно творческом самочувствии можно и не мечтать. В этот момент вполне вероятны

какие-то

неточности,

помарки,

технические

погрешности.

Процент

погрешности

в

исполнении, как правило, прямо пропорционален уровню волнения ребёнка.

Поэтому

очень важно научить ребёнка адекватно, без паники реагировать на случайную помарку,

неточность, сбой в начале выступления. Виктор Третьяков замечает по этому поводу:

«главное,

здесь

не

растеряться.

Выпутаться,

выкарабкаться,

побыстрее

проскочить

неудавшееся место. У меня в подобных обстоятельствах

всегда возникает ощущение

внутреннего противодействия: нет, не поддамся этой неудаче, не дам себя сломить нелепой

случайности.

Необходимо подготовить ребёнка к возможному психологическому дискомфорту,

научить преодолевать его. У ребёнка должно быть право на случайную неудачу. Не следует

его лишать права сделать что-то лучше, а что – то нет. «Сделаю всё, что смогу, а там уже

как

получится»

-

такая

внутренний

настрой

приносит

большое

психологическое

облегчение. У ребёнка возникает ощущение свободы, независимости. Дав себе право на

относительную неудачу, он тем самым фактически открывает себе путь к удаче. Одному

известному

пианисту

помогла

справиться

со

сценическим

волнением

случайно

оброненная кем-то фраза: «А ведь не было в истории ни одного великого артиста, который

хотя бы раз в жизни не провалил бы с треском своего выступления…».

Задача ребёнка не только в том, чтобы отрешиться от волнения, избавиться от него.

Необходимо обратить волнение себе на пользу, сделать его управляемым, превратить

разрушительные процессы в созидательные. В конце концов, стресс для артиста, что яд в

медицине: в определенных дозах лечит, в чрезмерно больших – губит. И тут решающее

3

значение приобретает вопрос о причинах волнения. Неодинаковы психологические корни

волнения,

его

мотивы,

отсюда

и

различия

в

эмоциональной

окраске

волнения.

Принципиально важно в данном случае – что представляет собой доминирующий мотив

деятельности.

Или

это

желание

утвердить

ценность

своей

личности,

своего

«я»

(ориентация на себя) или стремление достичь чего-то творчески интересного (ориентация

на

творческий

процесс).

Разумеется,

это

всего

лишь

схема.

В

реальной

жизни

эти

ориентиры могут меняться в ходе внутреннего изменения человека.

Говоря о волнении, нельзя не учитывать сам тип нервной системы человека. Сильна

она

или

слаба

от

природы,

устойчива

или

не

устойчива,

легко

возбудима

или

уравновешена – фактор немаловажный. Но, однако, для всех первостепенное значение

имеет внутренняя позиция, мотивационная установка, у детей обычно неосознаваемая.

Во многом внутреннее самочувствие ребёнка на сцене определяется тем, к кому он

мысленно обращается во время выступления. Г. Кремер высказался следующим образом:

«Я думаю, что нельзя любить всё человечество: когда собеседник – весь концертный зал,

то, наверное, видишь только себя в глазах всего зала, любуешься собой, что считаю

опасным.

Мой

слушатель

это

собеседник,

как

и

в

жизни,

человек

близкий,

тебя

понимающий, человек, с которым говоришь на одно языке…».

То, что лучше апеллировать во время выступления к какому-то одному «своему»

слушателю – иногда реальному, а иногда придуманному – подчеркивали многие мастера

сцены. Психоневролог В. Леви рекомендовал некой исполнительнице, жаловавшейся на

панический страх во время концертов: «Сочини себе Слушателя, любящего, верящего,

обожающего. Когда будете выступать, берите его с собой.

Играйте только для него

одного…».

Установки, ценностные ориентации вовремя исполнения у ребёнка могут быть

самыми разными, в зависимости от его характера, возраста, от конкретной ситуации. В

любом случае важно, чтобы ребёнок задумался об этом, задал себе какие-то вопросы,

попытался сознательно ответить на них. Каким бы ни был внутренний настрой, он

должен, в конечном счете, облегчить душевное состояние ребёнка, освободить его от

психологического дискомфорта. Очень важно, чтобы ребёнок относился к выступлению на

концерте не как к испытанию или к экзамену. Это, прежде всего, для него должен быть

праздник.

А

если

это

действительно

праздник,

то

все

вокруг

сразу

меняет

свою

эмоциональную окраску. Творческий процесс становится светлым и радостным.

Ребёнок по-разному делает что-либо в зависимости от того, «хочется» или «надо»

это делать. «Хочу», как правило, раскрепощает, освобождает. «Надо» многих сковывает,

угнетает. «Хочу» - как особое психологическое состояние, ориентировано на процесс, на

4

творчество, а не только на практический результат. Оно стимулирует у человека такое

качество,

как

уверенность

в

себе.

Состояние

«надо»

сопровождается

сомнениями,

различными отрицательными переживаниями. Особенно когда ребёнку внушают, что это

очень надо, надо во что бы то ни стало. Сразу возникает вопрос – «А вдруг не сумею, не

смогу?». Беспокойство, мнительность от этого только усиливается. Поэтому очень важно,

чтобы

педагог

при

необходимости

умел

превращать

«надо»

в

«хочу»,

не

разрушая

творческий процесс, не нарушая атмосферу праздника.

Уверенность

в

себе

во

многом

определяет

результативность

творческой

деятельности. В своё время Ф. Шопен наставлял своих учеников: «Верьте, что вы играете

хорошо, и вы будете играть еще лучше». Есть дети, у которых такое счастливое свойство

характера,

как

вера

в

себя,

в

свой

талант,

даруется

от

природы.

Однако

большое

количество детей колеблющихся, сомневающихся, страдающих разного рода комплексами.

Работа с такими детьми протекает особенно трудно и неровно: удачи у них перемежаются

неудачами, которые влекут за собой душевные переживания. Однако слабость нервной

системы, психастенический склад натуры не всегда помеха обучению. Такие дети обычно

крайне

чувствительны

к

внешним

воздействиям.

У

них

живое,

отзывчивое,

быстро

возгорающееся

воображение,

которого

часто

лишены

дети

с

устойчивой

нервной

системой.

Характерно

для

таких

детей

богатство

эмоциональной

нюансировки,

неожиданность ассоциативных связей. Они реже попадают под власть штампа.

Хорошо, когда рядом с таким ребёнком есть кто-то, способный приободрить его,

поддержать. К сожалению, это не всегда быстро получается, поэтому подготовка такого

ребёнка

к

выступлению

на

сцене

должна

обязательно

сопровождаться

приемами

аутотренинга.

Говоря

в

общих

чертах,

аутотренинг

складывается

из

трех

основных

компонентов: нормализации дыхания, произвольного расслабления мышц и словесно-

образных

внушений.

Не

для

кого

не

секрет,

какое

большое

значение

для

всей

жизнедеятельности человека имеет правильно поставленное дыхание. Дышать плавно,

спокойно, равномерно ровно, значит, во многом нейтрализовать разного рода стрессы,

напряжения,

зажимы.

Концентрация

на

дыхании

помогает

справиться

с

излишним

беспокойством, отстраниться от навязчивых мыслей.

Не менее важны в общей структуре аутотренинга и приемы, направленные на

снятие мышечных «зажимов». Освобождаясь от мышечных напряжений, мы, тем самым,

освобождаемся

и

от

нервно-психических

напряжений.

Многим

часто

приходилось

наблюдать, как пианист, устроившись на стуле, слегка поводит плечами, шеей, головой,

потряхивает кистями рук. Полная мускульная свобода ему нужна не только для того,

чтобы

было

удобнее

играть

в

чисто

физическом

отношении,

но

и

для

того,

чтобы

5

раскрепоститься эмоционально, быть готовым к творчеству. Работа с дыханием, операции,

связанные

с

расслаблением

мышечного

аппарата,

все

это

достаточно

элементарно

и

доступно

детям

любого

возраста.

Следующая

ступень

аутотренинга

связана

с

саморугеляцией, самокоррекцией своего внутреннего состояния. Существует множество

различных работ по технике самовнушения. Среди авторов назовем в первую очередь И.

Шульца,

В.

Леви,

М.

Бурно.

Большинство

психотерапевтов

считают,

что

благодаря

самовнушениям, человек становится самим собой – в истинном смысле этого слова.

Подводя итог вышесказанному, можно обнаружить определённые закономерности,

некие правила, следуя которым можно научить ребёнка контролировать и управлять своим

эмоциональным состоянием на сцене. Это:

- основательность и тщательность предварительной подготовки. Причем важна не

только

профессионально-техническая

составляющая

процесса,

но

и

существенно

самопознание,

что

все

в

процессе

домашней

работы

сделано

по

«максимуму»-

это

успокаивает.

- предварительная неоднократная обыгранность концертной программы в условиях

менее обязывающих, в ситуации не являющейся экстремальной, но приближенной к

таковой.

-

необходимо

уделять

особое

внимание

внутреннему

самочувствию

ребёнка,

проявлять

деликатность,

профессионализм

в

решении

процессов,

протекающих

в

психической сфере, не пускать их на самотек. Научить ребёнка распознавать реакции

своего организма на различные ситуации, на те или иные приемы взаимодействия. То, что

помогло хотя бы один раз должно браться на «вооружение», внедряться в практику. Но

лучше

всего

излечивает

от

сценобоязни

успех.

В

этот

момент

меняется

самооценка

ребёнка, укрепляется доверие к себе. Важно научить ребёнка вести учет своим удачам, а

не промахам, в трудные минуты опираться на воспоминания о своих победах.

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники