"Формула работы" 3 класс, в технологии системно-деятельностного метода Л. Г. Петерсон
Автор: Луцык Оксана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №2 Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра Наименование материала: Разработка урока математики Тема: "Формула работы" 3 класс, в технологии системно-деятельностного метода Л. Г. Петерсон Раздел: начальное образование
Разработка урока математики «Формула работы» 3 класс, в технологии системно-
деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Ф.И.О. педагога: Луцык Оксана Владимировна
Предмет: математика
Класс/курс: 3 класс
Тема: «Формула работы»
Основные цели:
Сформировать представление о величине «производительность», выявить зависимость между
величинами: объемом выполненной работы, производительностью и временем.
Формировать умение находить по формуле работы производительность и время.
Тренировать способность детей к решению задач на все изученные виды зависимости между
величинами.
Развивать самостоятельность, умения преодолевать трудности в учении, используя проблемные
ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения.
Развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности, прививать
интерес к математике.
Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон Математика. 3 класc, часть 3, демонстрационные материалы,
раздаточные материалы с задачами трех уровней, карточки с формулами, флипчарты NOTEBOOK,
мультимедийный проектор, Smart Board 800, компьютер.
Краткая аннотация к работе: Урок математики по учебнику «Математика» Л.Г.Петерсон является
частью непрерывного курса математики «Учись учиться» образовательной системы «Школа 2000…»,
проводится в 4 четверти 3 класса (из расчёта 170 часов в год, 5 уроков в неделю).
Разработан, в соответствии с ФГОС, составлен в Технологии деятельностного метода, разработанной
Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПКиППРО РФ, под руководством
Л.Г.Петерсон.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная.
Методы обучения на уроке: словесные, наглядные, творческие, практические и проблемно –
поисковые, самостоятельная работа.
I Мотивация к учебной деятельности
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Ни минуты не терять!
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять».
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1. Устный счет
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Самопроверка. Самооценивание.
– Что интересного заметили в ответах?
– Расположите ответы в порядке возрастания.
Ф
О
Р
М У
Л
А
200 240 320 400 630 800 880
– Что мы называем формулой? (Формулой мы называем
равенство, которое помогает нам установить зависимость
между величинами).
2. Повторение известных формул.
– Какие формулы вы знаете?
Работа в группах
Восстановите формулы (Р-1).
№1
…=a*b
…=a*n
…=v*t
№2
S=a*…
b=S: …
a=… :b
v= S : ...
V=a*...*c
№3
С= a*…
a= C: …
b=S: …
t=… : v
…= S : t
...=a*b
1 балл
2балла
3 балла
Проверка. (Чтобы найти …, надо …)
– Для чего вам нужны формулы? (Для решения задач).
– Как вы думаете, какое теперь задание я вам предложу?
(Решение задач).
3. Решение задач
На листочках даны задачи каждому ученику (Р-2).
– Прочитать задания, записать только решение.
Задача №1
В.В. Путин в 2012 участвовал в автопробеге из Хабаровска
в Читу на хэтчбеке Лада Калина. В первый день, до
первой остановки он ехал со скоростью 70 км/ч и был в
пути 5 часов. Сколько километров проехал В.В. Путин в
первый день?
Задача №2
Какой объем бассейна «Водолей», если его ширина 12
метров, длина 25 метров, а высота 3 метра?
Задача №3
Какая площадь самого крупного и торгово-
развлекательный комплекса в Тюменской области «Сургут
Сити Молл», если его ширина 154 метра, а длина 1000
метров?
Задача №4
Ежедневно с 9.00 до 10.00 в любом магазине «О’КЕЙ» вы
можете приобрести вкусный завтрак по привлекательной
цене 90 руб. Сколько рублей вы заплатите за завтрак если
вас пришло 3 человека?
Самопроверка.
Сравните свое решение с правильным (флипчарты
NOTEBOOK).
– Если вы решали все задания без ошибок, запишите себе 5
баллов. 3 задания соответствуют 4 баллам. 3 балла ставит себе
тот, кто решил 2 задания и тд.
III Выявление места и причины затруднения
– А сейчас я вам предложу «вкусную задачу».
– Подберите формулу к задаче.
– Чем эта задача отличается от тех, которые мы решали.
(Задачи были с известными величинами: стороны и площадь;
время, скорость и путь; стоимость, количество и цена. А в
этой задаче не все величины знакомы, знаем только время).
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой
ответ, не можем указать формулу, которой пользовались при
решении задачи.)
- С чем вы сталкнулись?(С затруднением.)
– Почему возникли затруднения? (Новые величины, нет
формул).
IV Построение проекта выхода из затруднения
-
Как
можно
назвать
процесс
приготовления
блинов
или
другой продукции?
Если учащиеся не смогут ответить на вопрос, учитель сам
вводит величину: работа.
- Какова же цель урока? (Узнать о новых величинах, вввести
обозначения этих величин и установить взаимосвязь между
ними т.е. построить формулу.)
- Давайте составим план работы (фиксируем план работы на
доске):
1. Найти величины, описывающие процесс работы.
2. Ввести обозначить величин.
3.
Установить
взаимосвязь
между
величинами,
записать
формулу.
-
Что
вам
может
помочь
при
достижении
цели,
что
же
поможет
открыть
замочек?
(Учебник,
учитель,
известные
формулы.)
- Формулу чего вы будете открывать? (Формулу работы.)
- Сформулируйте тему урока. (Формула работы.)
Тема фиксируется на доске.
V Реализация построенного проекта
- Итак, о каких величинах идет речь в задаче – о площади,
объеме, пройденном пути?
- О работе.
- Скорочас? Выработка? Производительность? (Если мы что
либо производим то - производительность)
- Что еще известно в задаче? (Время работы)
- Какую величину находили? (Работу.)
- Как находили? (Производительность работы умножили на
время.)
- Запишите формулу зависимости этих величин.
Учащиеся работают на листах А-4. Показывают свои работы.
Эталон вывешивается на доску.
VI Первичное закрепление во внешней речи
– Как называется работа, выполненная за единицу времени?
(Производительность труда).
– А теперь мы вернемся к практической работе, которую
выполняли в начале урока. Сколько заданий вы выполнили за
одну минуту? Это наша производительность.
– Одинаковым ли было количество заданий у каждого из вас?
(Нет, одни выполнили больше заданий, другие – меньше).
– Что можно сказать о производительности труда наших
учеников? (Она разная. Это зависело от того, кто сразу начал
работу, кто отвлекался, кто хорошо знает таблицу
умножения,..).
А если бы вы решали 10 минут, сколько всего таких заданий
вы бы выполнили? Какие задачи теперь сможете решать
(Задачи на работу).
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Какие величины известны? Что надо найти?
– Как ответить на вопрос задачи?
По данным таблицы составьте задачи и решите их.
Сверяем с эталоном на интерактивной доске.
VIII Включение в систему знаний и повторение
1.
На доске представлены данные о ежегодном выпуске
автомобилей на российских заводах. Почему заводы
выпускают разное количество машин? От чего это зависит?
(От опыта работы, возраста, модернизации, от
производительности труда, оборудования). Придумайте задачи
на нахождение производительности, времени, работы,
используя данные из таблицы.
Домашнее задание: Найти пословицы и поговорки о работе.
IX Рефлексия учебной деятельности
– Какие цели ставили на уроке? (Установить, какие величины
описывают процесс выполнения работы, ввести обозначения
этих величин и установить взаимосвязь между ними, т.е.
построить формулу работы).
– Что явилось итогом работы? (Формулы).
Оцените свою работу на интерактивной доске – переместите
«рисунок с вашим настроением», после нашего урока на
радугу.