Напоминание

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА: практическое применение на музыкальных занятиях в ДОУ


Автор: Новгородова Зоя Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 4 "Ласточка"
Населённый пункт: город Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА: практическое применение на музыкальных занятиях в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА:

практическое применение на музыкальных занятиях в ДОУ

СЛАЙД 2

Воспитание

процесс

целенаправленного

формирования

всесторонне

развитой

личности.

Неотъемлемой

частью воспитания является музыкальное воспитание. Музыкальное искусство –

яркое

и

незаменимое

средство

формирования

целостной

личности

ребёнка.

В

процессе

музыкального воспитания успешно формируется нравственный облик ребёнка, хорошо влияет на

общую культуру поведения ребёнка, активизирует умственное развитие ребёнка, оказывает влияние

на процесс физического совершенствования.

«Единство жизни – это лишь единство ритма» - такой афоризм вкладывает в уста художника

Винсента Ван-Гога автор книги о нём И. Стоун.

СЛАЙД 3

Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в

себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это

одно

из

интересных

направлений

музыкально–ритмического

развития

детей,

это

объединение

музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную

составляющую.

Впервые систему музыкально-ритмического воспитания создал швейцарский ученый, педагог и

музыкант Эмиль Жак Далькроз. Немецкий композитор Карл Орфф был его продолжателем.

СЛАЙД 4

Цель музыкальных логоритмических занятий – развитие активности детей через синтез музыки,

движений и речи.

Огромную роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения

являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические

движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять

умственную перегрузку и утомление.

СЛАЙД 5 «Музыкальные движения»

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются

вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают

осанку,

учат

ориентироваться

в

пространстве,

закрепляют

понятие

левостороннего

и

правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое

внимание.

Упражнения,

формирующие

чувство

музыкального

размера

(метра).

Эти

упражнения

направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое

внимание.

Ритмические упражнения. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его

ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие

чувства

ритма.

Так

как

наша

речь

организована

ритмически,

ребенка

необходимо

научить

ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей,

имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем

соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у

ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального

темпа

работать

над

темпом

речи,

что

очень

важно

для

детей,

страдающих

заиканием

или

нарушениями

темпа

речи.

Умение

чувствовать

темп

в

музыкальном

произведении

помогает

в

дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Практика

«КОВЫРЯЛОЧКА»

Носок – пятка, пе – ре —

топ!

Носок – пятка, пе – ре —

топ!

Вот какие молодцы –

Мы танцоры – удальцы!

«ГАЛОП БОКОВОЙ»

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Получается галоп!

Пятка пятку догоняй –

Пятка пятку выбивай!

«УПРАЖНЕНИЕ

ДЛЯ РУК»

Снег-снежок, снег-

снежок

Лёгкий и пушистый.

Он на землю тихо-

тихо

«ХОДЬБА С ВЫСОКИМ

ПОДНИМАНИЕМ

КОЛЕН»

Ходит по двору петух,

Разговаривает вслух:

— Я хозяин во дворе

И бужу всех на заре!

1

Падает, ложится…

СЛАЙД 6 «Слушание музыки»

Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается

устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому.

Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим

развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые

нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и

напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости

движений.

Благодаря

специально

подобранным

упражнениям

постепенно

появляется

умение

регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

Упражнения,

формирующие

чувство

музыкального

размера

(метра).

Эти

упражнения

направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое

внимание.

Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального

темпа

работать

над

темпом

речи,

что

очень

важно

для

детей,

страдающих

заиканием

или

нарушениями

темпа

речи.

Умение

чувствовать

темп

в

музыкальном

произведении

помогает

в

дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Практика

Марш

Раз, два, раз, два марширует

детвора,

Вальс –

Кружимся, в вальсе мы Раз, два, три.

Колыбельная –

баю-бай, баю-бай, в колыбельке

засыпай

- Мы летаем высоко

- вдох, поднять руки,

выдох

- Мы летаем низко

- руки вниз, выдох

- Мы летаем далеко

- руки вытянуть, выдох

- Мы летаем близко

- руки перед грудью,

выдох

СЛАЙД 6 «Пение»

Упражнения

на

развитие

дыхания,

голоса

и

артикуляции.

Эти

упражнения

помогают

выработать

диафрагмальное

дыхание,

а

также

продолжительность,

силу

и

правильное

распределение

выдоха.

Работа

над

голосом

позволяет

сделать

его

более

выразительным,

воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое

действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает

подвижность

языка,

челюстей,

губ,

способствует

хорошей

переключаемости

артикуляционных

движений.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание

стихотворного

текста

с

одновременным

выполнением

действий.

Стихотворный

текст

в

этих

упражнениях

является

ритмической

основой

для

выполнения

движений.

Это

позволяет

совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей,

переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без

нее, под счет.

Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает

дикцию и координирует слух и голос.

Практика

Для 7 ступенек:

-До, ре, ми, фа,

соль, ля, си.

Для 5 ступенек:

Вот иду я вверх

Вот иду я вниз.

Для 3 ступенек:

Вверх иду,

Вниз иду.

- Ква, ква -

(произносится низким

голосом)

урчат лягушки.

Ку – ку -

(произносится высоким

голосом)

кричит кукушка.

Целый день по лесу:

Ква – ква (произносим

низким голосом),

ку – ку (произносим

высоким голосом).

Ква –ква ( произносим

низким голосом),

ку – ку ( произносим

высоким голосом).

СЛАЙД 6 «Музыкальная игра-драматизация»

Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается

маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения

направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

2

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание

стихотворного

текста

с

одновременным

выполнением

действий.

Стихотворный

текст

в

этих

упражнениях

является

ритмической

основой

для

выполнения

движений.

Это

позволяет

совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей,

переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без

нее, под счет.

«Театрализованная игра»

Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это

различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно

правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его

на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового

внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на

различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации

на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах,

воспроизведение слоговой структуры слов.

Практика

«Плакса»

- зажмуривание глаз;

«Надуем шарик» -

надувание щек без

сопротивления и с

надавливанием;

- «Мы удивились» -

приподнимание и

опускание надбровных

дуг;

«Тигренок»

- оскаливание зубов;

СЛАЙД 7

«Игра на детских музыкальных инструментах»

Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах

развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает

внимание,

память,

а

также

остальные

психические

процессы,

сопровождающие

исполнение

музыкального произведения.

«Организационные моменты»

Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с

речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему

речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с

мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

Счетные

упражнения.

Эти

упражнения

позволяют

задавать

определенный

темп

и

ритм

выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения –

это разнообразные считалки.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и

напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости

движений.

Благодаря

специально

подобранным

упражнениям

постепенно

появляется

умение

регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

Практика

В нашей группе все друзья –

Самый младший – это я

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша

СЛАЙД 8

Все

перечисленные

направления

проводятся

в

тесной

связи

с

музыкой.

Её

эмоциональное

наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению

ровной, правильной речи. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно

разнообразить

приёмы

движения

и

характер

упражнений. Это позволяет использовать их для

развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Восприятие музыкального ритма – активный процесс, в

котором участвует вся личность человека, в том числе три анализатора: слух, зрение и, что особенно важно,

нервы

двигательного

аппарата.

Восприятие

ритма

вызывает

двигательную

реакцию.

Многочисленные

эксперименты

исследования

позволяют

сделать

вывод

что:

восприятие

ритма

никогда

не

бывает

только

слуховым; оно всегда является слуходвигательным. Двигательная реакция бывает особенно непосредственной и

3

живой у детей. Они делают движения во время слушания музыки непроизвольно, часто неосознанно; это почти

непреодолимая потребность, особенно, когда ярко акцентировано.

Таким

образом,

чувство

ритма

это

способность

активно

(двигательно)

переживать

музыку,

чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

4

ВАРИАНТЫ ИГР ДЛЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнение 1 Н. Римский-Корсаков «Ходила младешенька»

Дети стоят попарно по кругу, лицом к центру, в затылок друг другу. Первые впереди вторых.

Один стоит в центре и говорит: «Кто стоит впереди - все ко мне подходи!». Все первые

образуют круг, берутся за руки и включают в этот круг центрального. Круг вертится под

музыку. Когда музыка прекращается, все стоящие по кругу вторые говорят: «Эй, ребята, не

зевайте - быстро домик выбирайте!». Только по окончании этих слов первые разбегаются и

становятся за любыми стоящими вторыми. Оставшийся без домика делается центральным, и

игра начинается сначала.

Упражнение 2 М. Глинка «Полька»

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спиной детей под музыку и, остановившись около

кого-нибудь, говорит: «Встань ко мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит

домой?». Они становятся спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто

раньше прибежит на место.

Упражнение 3 Любая музыка

Дети стоят в тесном кругу и быстро за спиной передают из рук в руки маленький мячик. Один

из детей стоит в центре с закрытыми глазами. Мячик передается, пока играет музыка. Когда

она умолкает, центральный открывает глаза и обращается к любому ребенку: «Ну-ка, руки

покажи. Мячик у тебя - скажи?». Если угадывает, он остается центральным; если в течение

трех раз не угадывает - идет на его место тот, у кого мяч был в руках.

Упражнение 4

Дети сидят по большому кругу на стульчиках на равных расстояниях друг от друга. Один стоит

в центре и говорит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга не глядеть; не пора ли

пробежаться и местами поменяться?» По окончании этих слов все быстро меняются местами, а в

это время центральный спешит занять один из стульев. Оставшийся без стула становится

центральным, и игра опять начинается сначала.

Упражнение 5 «Танец в кругу»

Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Используется

хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки»:

Мы сейчас пойдем направо

Дружно - раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно - раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно - раз, два, три!

И на место все вернемся

Дружно - раз, два, три!

Упражнение 6 (на развитие ритмичности движений)

Поезд набирает ход. Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку по тексту.

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим!

И в окошечко глядим,

Весело глядим!

Едет, едет паровоз -

Сто колес, сто колес.

Ребятишек он повез,

Весело повез.

5



В раздел образования