Напоминание

Критерии оценки коммуникативных действий на уроках английского языка


Автор: Жукова Татьяна Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАУ "СОШ №104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Критерии оценки коммуникативных действий на уроках английского языка
Раздел: начальное образование





Назад





Методическая тема

Критерии оценки коммуникативных умений на уроках английского

языка (во 2 классе). Жукова Т.В.
Изучение английского языка с начальной школы формирует коммуникативную компетенцию младшего школьника, способствуя его поликультурному воспитанию, языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений вместе с русским языком и литературным чтением, а также другими образовательными программами по предметам начальной школы. Коммуникативная компетенция у учащихся начальной школы развивается на элементарном уровне в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма, то есть, основных четырёх видах речевой деятельности. Она представляет собой комплекс умений, необходимых для межличностного и межкультурного общения на английском языке с помощью усвоенных устных и письменных языковых средств. Содержание развития коммуникативных умений учащихся зависит от нескольких составляющих, которые следует использовать в ходе обучения иностранному языку: 1. Процесс учебного взаимодействия на занятиях: - обучение использованию различных схем , таблиц; - различные виды чтения, аудирования; - развитие письменной речи; - смещение акцента обучения монологу на обучение диалогу. 2. Использование активных методов обучения: –метод проектов; – широкое использование ИКТ. 3. Проблемные задания: –поисково-игровые; – коммуникативно-поисковые; – лингвистические поисковые. Развитие коммуникативных умений и навыков школьников неоходимо постоянно отслеживать, контролировать и корректировать. УМК «Звездный английский» в технологии развивающего обучения как раз и предоставляет новую, более совершенную систему оценивания и регистрации достижений учащихся. Более того, обычная система оценивания
не дает возможности ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения.
При критериальном оценивании
- ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика - учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. В технологии развивающего обучения сформулированы следующие принципы оценивания: 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. 2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. 4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Правильно спроектировав показатели, учащийся самостоятельно может оценить качество своей работы, а это в свою очередь, стимулирует его на достижение более высокого результата. Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате этой работы. В то же самое время они определяются задачами обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Прежде, чем выполнить основные оцениваемые работы, учащиеся совместно с учителем обсуждают и принимают критерии: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради на печатной основе, предусмотренной в комплекте УМК. Перед совместной выработкой критериев отдельных работ, проговариваются их цели и задачи. В качестве примера используем задание во 2 модуле учебника «Звездный английский» во 2 классе по упражнению 3 (тема «Мой День рождения»): «Расскажи своим одноклассникам, как ты празднуешь день рождения. Запиши свой рассказ». При подготовке к выполнению данного проекта учитель вместе с учащимися определил наличие следующих положений:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «МОЙ ДЕНЬ

РОЖДЕНИЯ»
1. Оформление (выполнение проекта на формате А 3, А 4, (наличие рисунков, фотографий или картинок, текстовое содержание по образцу учебника стр.59) 2. Содержание высказывания (соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи) 3. Речевое взаимодействие (умение логично выстраивать сообщение, восстановить рассказ в случае сбоя). 4. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данной темы). 5. Грамматика (использование грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей).
6. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). Критерии оценки ответа при защите проекта. Задание выполнено полностью. Презентация проведена успешно, тема раскрыта в заданном объеме. Словарный запас соответствует поставленной задаче. Нет нарушений в использовании лексики. Высказывания логичны. Нет грамматических и фонетических ошибок. 5 Задание полностью выполнено. Презентация проведена успешно, тема раскрыта в заданном объеме. Словарный запас, соответствует поставленной задаче. Практически нет нарушений в использовании лексики. Высказывания логичны. Практически нет грамматических и фонетических ошибок. 4 Задание выполнено. Презентация проведена успешно, однако тема раскрыта не в полном объеме. Возникали проблемы в понимании речи. Словарный запас в основном соответствует теме, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и отдельные неточности в их употреблении. Допущены ошибки, не затрудняющие понимания. 3
вывод
Таким образом, используя систему критериального оценивания учащихся на примере данного задания, можно видеть, что меняется соотношение между коллективными и индивидуальными формами учения в сторону увеличения индивидуальных. Ориентируясь на предложенные критерии, учащиеся при ответе стремятся к максимальному их использованию, заранее прогнозируя свои результаты и оценивая проблемы и трудности.
Контрольно-оценочная деятельность учителя по отношению к классу, к конкретному ученику носит в основном экспертный характер и направлена на коррекцию и совершенствование действий школьников. По итогам данной работы выявлены следующие результаты: во 2 «А» классе в защите проекта участвовало 14 человек. Из них 11 учащихся (79%) оценили свой ответ адекватно, 2 человека (14%) дали завышенную оценку своему ответу, 1 ученик (7%) - заниженную самооценку. Очень эффективно была проведена работа с грамматическим материалом на заключительном этапе: «вывод»в речь. УМК: « Звездный английский - 2» Модуль: 4 Тема: модальный глагол «can» names sing ride a bike play the guitar swim Mary V V X V Последовательность работы 1 Раздать учащимся карточки. 2 Прочитать вместе глаголы, написанные по горизонтали. Убедиться, что все учащиеся знают их. 3 Объяснить (по-английски!), что учащимся необходимо заполнить таблицу. Для этого они будут задавать вопросы друг другу и ставить «X», если ответ отрицательный, и «V» - если положительный. Например: You are to fill in this table with crosses and ticks (shows). In the first column you write names (give examples). Then you ask questions. For example, can you sing, Mary? - Yes, I can. You put a tick «V». If the answer is «No, I can’t», you put a cross «X». 4 Написать на доске опору: вопрос и ответы (или разместить заранее приготовленный плакат).
m Can you ...? - Yes, I can. m Can you ...? - No, I can’t. 5. Для примера заполнить одну строчку на доске с кем-то из учащихся. T: Can you sing, Mary? Mary: Yes, I can. T: Can you ride a bike? Mary: Yes, I can. T: Can you play the guitar? Mary: No, I can’t. T: Can you swim? Mary: Yes, I can. 6 Хором повторить несколько вопросов и ответов с другими глаголами. Обратите внимание на интонацию. Can you skate? Can you play the piano? 7 Объединить детей в пары. Затем пары меняются. Таким образом, одновременно активны все (!) учащиеся группы. Учитель следит за выполнением задания, исправляет ошибки. На данном этапе это необходимо делать, так как учащиеся отрабатывают активный грамматический материал, многократное повторение неверной структуры недопустимо. 8 По окончании работы учащиеся готовятся доложить результаты. Например: I‘ve asked 8 students. My results: Masha and Anna can swim. Ivan, Viktor and Olga can’t swim. As for me, I can sing, but I can’t swim and play the guitar. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДАННОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задание полностью выполнено. Соблюден объем высказывания. В высказывании отражены все аспекты, указанные в задании. Речь четкая, фонетически грамотная. 5 Задание выполнено. Не полный объем высказывания. Есть незначительные фонетические ошибки. 4 Задание выполнено не полностью. Имеют место отклонения от соответствующих норм (фонетические, лексические) 3 После выступления каждого учащегося учитель спрашивает ученика, какую оценку, исходя из выработанных критериев, ему следует поставить. Именно этап самооценки важен тем, что ученик сам понимает свой результат. Например, во 2 «Б» классе при выполнении этого задания получились
следующие результаты оценивания: работу выполняли 12 учащихся. Адекватную самооценку своим ответам дали 83% (10учащихся группы), 1 ученик дал себе завышенную самооценку, 1 ученик – заниженную самооценку. В этом случае оказалась важной корректировка оценки со стороны учащихся в группе. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что оценивание коммуникативных умений учащихся по совместно разработанным критериям помогает активизировать их учебную деятельность, стимулирует их языковое развитие, дает адекватное понимание поставленной отметке за ответ. В дальнейшем планируется работа по критериям оценки в процессе диалогической речи.


В раздел образования