Напоминание

"Учимся учиться"


Автор: Павлова Ольга Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: Нальчик, КБР
Наименование материала: материал к мастер-классу
Тема: "Учимся учиться"
Раздел: начальное образование





Назад





Мастер – класс «Учимся учиться»

Цель мастер-класса:
познакомить коллег с проектным листом, одним из способов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Практическая значимость:
ознакомление с приёмом работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемый приём работы можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
 раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с формой организации урока по проектному листу для формирования регулятивных УУД;  убедить педагогов в целесообразности использования проектного листа в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения:
15 минут
Целевая аудитория
: авторы УМК «Школа России», учителя начальных классов, студенты педагогического факультета
План проведения мастер- класса:
 презентация педагогического опыта педагогом - мастером;  рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках в начальной школе проектного листа для формирования регулятивных УУД с участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат:
участники мастер-класса обсудят возможности применения проектного листа по формированию регулятивных УУД в своей практике или сопоставят свои формы работы с опытом, представленным на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса

1.

Вступительное слово.
Доброго дня желаю всем присутствующим в аудитории. Разрешите представиться: Павлова Ольга Ильинична. Английский философ Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Как вовлечь ребёнка в процесс формирования умения учиться? Как это воплотить практически? Этот вопрос и является целью мастер- класса.
2.

Практическая часть.

Для меня «умение учиться» начинается с обучения детей планировать свои действия для продвижения вперёд, с опорой на имеющиеся знания. Прогнозирование невозможно без умения анализировать, синтезировать, классифицировать материал. Наряду с этим важно научить детей слушать и слышать собеседника, не бояться возражать, одним словом, вести учебный диалог. Су- ществует огромное количество приёмов, методов, форм, способов работы по формированию уни- версальных учебных действий. Один из них я бы хотела представить вашему вниманию на моём мастер-классе «Учимся учиться». Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас на урок русского языка в 3 класс. На данном уроке мы не будем использовать тетрадей. Их нам заменит разработанный мною «проектный лист», который я бы хотела представить вашему вниманию. Вы готовы к работе? Итак , предлагаю начать урок с игры «Я». Я задаю вопрос, а вы отвечаете – Я. - Кто сегодня на урок пришёл в хорошем настроении? - Кто готов к активной работе на уроке? - Кто главный на уроке? Когда собирается так много замечательных «Я», работа обязательно будет интересной. Во время урока мы будем работать в группах. Помните об уважительном отношении друг к другу и о том, что мнение каждого в группе ценно. Выберите командира группы.
Комментарий:

Игру я использую для положительного настроя класса на дальнейшую работу,

формируются личностные учебные действия, а организация работы в группе

направлена на

умение распределять роли в процессе совместной учебной деятельности и здесь

работают коммуникативные УУД.
Итак, продолжим. На экране слова: ясный, доброе, смелый, бодрый. Прочитайте слова и определите по какому признаку они оказались в одной группе. Первое опорное слово – прилагательное Работа в группе: Задание: совещаясь в группе, постарайтесь определить, как получилось слово «вид» и таким же способом получить новое слово. Давид, видно –вид Народ, родня - ? Второе опорное слово – род По опорным словам назовите тему урока.(запись темы в проектный лист) Чему мы сегодня будем учиться? (запись цели в проектный лист)
Комментарий:

Использовался подводящий диалог: система посильных вопросов и заданий,

которые пошагово приводят к формулировке темы и цели урока. На данном этапе

активно работает логическое мышление и речь .Уважаемые коллеги какие УУД

формируются на данном этапе?
Для того чтобы продолжить работу необходимо вспомнить материал, который был изучен на предыдущих уроках. На практике мы этот этап называем актуализацией знаний. Дети уже умеют определять род имён существительного и знают, какую часть речи называют именем прилагательным. Продолжаем урок. Теперь работа в группе. Задание: в проектных листах дано правило имени прилагательного. Прочитайте, обсудите и откорректируйте его. Заполните схему.
Комментарий:

Материал, с которым в данный момент работают коллеги, дан с ловушками для

концентрации внимания и поддержания учебного диалога, предоставляя


возможность вести со мной спор. Уважаемые коллеги, какие УУД формируются при

организации такой работы?
С чем вы были не согласны? У вас должно было получиться так (ловушка) Докажите. Вы отлично справились, продолжим. Прочитайте словосочетания. Почему они оказались в одной группе? Третье опорное слово – единственное число. Молодой лес, весенняя погода, весеннее утро, молодая роща, молодое дерево, весенний дождь. Разделите эти словосочетания на 3 группы с опорой на существительные и получившиеся группы запишите в таблицу в графу «словосочетание». Что у вас получилось? Почему словосочетания молодой лес и весенний дождь оказались в одной группе? Работа с таблицей
Комментарий:

На уроке с детьми работа по таблице проводится

детально. Мы с вами на этом останавливаться не

будем. Пойдём дальше.
Давайте обратимся к учебникам на с. 72. В упр. 124 авторы учебника разбили эти же словосочетания на 2 группы. Обсудите в группе и скажите, по какому признаку это сделали. Что произошло со словами «молодой» и «весенний»? (изменились – опорное слово) Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам. От чего это зависело? Составьте предложение, используя опорные слова. Давайте запишем это предложение в проектный лист. Знакомство с правилом на с 72. Запись в проектный лист.
Словосочетание

число

род

окончание
_______________________________ _______________________________
Единственное число
________ _________ _________ ________________________________ ________________________________ ________ _________ _________ ________________________________ ________________________________ _________ _________ _________
Перед вами в группах цветные полоски с пунктами плана по определению рода имён прилагательных. Расположите их последовательно, чтобы получился верный алгоритм .  Определить существительное, от которого зависит имя прилагательное  Определить род имени существительного  Определить род имени прилагательного, зависимого от этого имени существительного
Комментарий:

Таким образом, на основе специально подобранных упражнений, ведя учебный диалог,

дети сами вывели правило. Так как урок проходит в 3 классе, то на запись его уйдёт

много времени. Поэтому целесообразнее составленный алгоритм вклеить в

проектный лист.
Давайте теперь посмотрим, как это правило работает на практике. Перед нами предложение. Верно ли оно составлено? Утренняя ветерок прошумел в вершинах берёз Исправьте ошибку и прочитайте предложение правильно. Для чего мы изучаем тему «Род имён прилагательных»
3.

Вывод.
Давайте подведем итог. Уважаемые коллеги, какие универсальные учебные действия формировались на данном уроке, в основе которого лежала работа с проектным листом. (Выслушивается мнение коллег) К каким УУД относятся: целеполагание, планирование, самоконтроль, рефлексия? На мой взгляд, самой сложной является работа по формированию именно регулятивных УУД, так как именно они обеспечивают организацию этапов учебной деятельности. Систематическое использование проектного листа на разных уроках позволяет доводить до автоматизма умение планировать. Кроме того, собирая в папку проектные листы, легко проводить подготовку к контрольным работам или работу над ошибками, родителям удобно работать над повторением изученного детьми в школе материала . Аналогичная работа проводится по другим предметам. Перед вами детские оценочные смайлы. Если вы считаете такая организация работы, с опорой на проектный лист действенна при формировании универсальных учебных действий, то поднимите смайл вверх, если вам об этом надо ещё подумать, то оставьте смайл в средней части шкалы, если считаете, что такой способ работы не приемлим для работы с детьми, то опустите смайл вниз. А закончить мастер класс я хочу словами Бернарда Шоу: «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обмениваемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся эти- ми идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». -Спасибо за внимание.
Приложение1.
Проектный лист к уроку русского языка

Тема
___________________________________________________
Цель
Учиться _________________ _______ у имён прилагательных
Вспоминаю

Имя прилагательное
– часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? Имя прилагательное по смыслу связано с именем _______________
какой?

Открываю новое


Вы-

вод
______________________________________________________________ _____________________________________________________________ Имя прилагательное стоит в ___________ ____ роде, что и имя существительное, от ко- торого оно зависит.
Алгоритм определения рода

у имён прилагательных
1. Определить существительное, от которого зависит имя прилагательное 2. Определить род имени существительного
3.
Определить род имени прилагательного, зависимого от этого имени существитель- ного
Пример
________________________________________________________
Словосочетание

чис-

ло

род

окончание
_______________________________ _______________________________
Единственное число
________ _________ _________ ________________________________ ________________________________ ________ _________ _________ ________________________________ ________________________________ ________ _ _________ _________


В раздел образования