Автор: Кучер Галина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО ДШИ "Радуга"
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РАДУГА»
ТАТАРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое сообщение:
«Педагогические условия успешного обучения
изобразительному искусству
в системе дополнительного образования»
Кучер Галина Сергеевна,
преподаватель первой квалификационной категории
ТАТАРСК, 2017
Достижение
успешного
обучения
изобразительному
искусству
определяется
не
только
теоретическими
знаниями
основ
реалистического
рисунка,
но
и
созданием
благоприятной творческой атмосферы, педагогических условий.
Для того, чтобы создать условия благоприятной творческой атмосферы и успешного
обучения
изобразительному
искусству
в
системе
дополнительного
образования,
от
педагога требуется многое: профессиональное знание своего предмета, знание и умение
передавать
навыки
своего
мастерства,
умение
ориентироваться
в
шквале
визуальной
информации, работать не только с детьми, но и с их родителями, умение организовывать
пленэрные мероприятия, выставочно-конкурсную деятельность, внеклассные часы.
Сама
атмосфера,
где
всё
пронизано
творчеством,
где
доброжелательные
преподаватели, непринуждённая и раскованная обстановка, располагающая к свободному
общению
между
обучающимся
и
преподавателем,
уже
создаёт
условия
успешного
обучения изобразительному искусству.
Как показывает опыт практической работы,
для успешной организации уроков
изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических
условий,
непосредственно
влияющих
на
развитие
художественного
творчества
обучающихся. В эту систему входят следующие обязательные условия:
–
освоение
обучающимися
основ
изобразительной
грамоты
и
развитие
их
художественно-творческой
активности. Обучить
детей
основам
изобразительной
грамоты и развить их художественно-творческую активность – основная задача педагога
изобразительного искусства.
-
активное
изучение
детьми,
под
руководством
педагога,
натуры
(наблюдения,
наброски
и
зарисовки
по
теме,
рисование
по
памяти)
предметов
декоративно-
прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей.
П.П.Чистяков
(1832
–
1919)
–
русский
живописец
и
педагог,
педагогический
метод
которого,
сыграл
большую
роль
в
развитии
реализма
в
русском
искусстве
и
предусматривал непосредственность восприятия натуры, ее научное изучение. Предлагал
следующий принцип: изображать предмет как он существует и как кажется глазу нашему,
показывая
одновременно
его
«суть»
и
«вид».
Каждому
педагогу
изобразительного
искусства на занятиях важно приучить детей к анализу форм предметов, уделять внимание
описанию характера предметов, будь то натюрморт, пейзаж либо портрет. Рисование с
натуры - это самый эффективный метод познания и изучения действительности, основа
обучения изобразительному искусству. С целью активизации наблюдений обучающихся
можно
разработать
специальный
план-вопросник,
включающий,
например,
такие
вопросы:
что
расположено
на
переднем
плане?
Что
ближе,
а
что
дальше?
Каково
состояние неба? Какое освещение? Рисование с натуры даёт прекрасные результаты в деле
обучения рисунку и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает
мыслить,
целенаправленно
вести
наблюдения,
позволяет
развивать
воображение,
фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, позволяет приобрести особое видение
мира и утончённость восприятия, а также теоретические знания и практические навыки в
этой области.
-
сочетание
систематического
контроля
за
изобразительной
деятельностью
школьников
с
педагогически
целесообразной
помощью
и м . Сочетание
систематического
контроля
за
изобразительной
деятельностью
школьников
с
педагогически целесообразной помощью им, как
показывает
опыт,
позволяет
ребенку
1
соотносить свои цели и планы с результатами. Эффективность воспитания художественно-
творческой
активности
повышается,
когда
к
проведению
такого
контроля
на
уроках
изобразительного искусства привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы
взаимоконтроля детей. Это дает им возможность видеть результаты своей деятельности и
товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления.
- воспитание у обучающихся веры в свои силы, в свои творческие способности.
Опыт
показывает,
что
необходимо
постепенное
и
последовательное
усложнение
процесса
обучения.
Одновременно
с
этим
надо
воспитывать
у
обучающихся
и
интерес
к
изобразительной
деятельности,
и
способность
к
трудовым
усилиям,
к
длительному
напряжению. Обучение, прежде всего труд, который развивает ум ребенка, приобщает к
организованной работе. Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных
трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство
удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.
- развитие интереса к изучению изобразительного искусства. Для формирования у
детей интереса к изобразительной деятельности используются разнообразные средства.
Как известно, комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы и
приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Развитие интереса у
обучающихся
обуславливается
не
только
последовательным,
системным,
методически
выдержанным
занятием,
но
и
активно
включающим
детей
в
конкурсно-выставочную
деятельность,
где
ребёнок
видит
результаты
и
реализацию
своего
художественного
творчества.
Также
важно
вести
пленэрную
практику,
мастер-классы
с
ведущими
специалистами, привлекать обучающихся в разнообразные школьные мероприятия.
-
последовательное
усложнение
изобразительной
деятельности,
обеспечение
перспектив
развития
художественного
творчества
учащихся. Для
каждого
урока
изобразительного
искусства
необходимо
выделить
ведущую
учебную
задачу,
предусмотреть
последовательное
усложнение
этих
задач
от
урока
к
уроку.
Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспективы
развития художественного творчества учащихся с учетом возрастных возможностей на
каждом этапе обучения является главнейшим в системе педагогических условий.
-
целенаправленное,
систематизированное
использование
искусствоведческих
рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка работу его мысли, его
э м о ц и о н а л ь н у ю
и
э с т е т и ч е с к у ю
о т з ы в ч и в о с т ь .
Целенаправленное,
систематизированное
использование
искусствоведческих
рассказов
или
беседа
активизирует
внимание
ребенка,
работу
его
мысли,
эмоциональную
и
эстетическую
отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого урока изобразительного искусства
рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для
предстоящей
работы
знаниях.
В
то
же
время
беседа
настраивает
школьников
на
предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы,
которые
затем
обогащаются
в
результате
активизации
мышления,
творческого
воображения и воплощаются в учебно-творческих работах.
- отбор произведений изобразительного искусства для изучения. В соответствии с
учебными
задачами
для
каждого
класса,
учителю
предоставляется
право
выбора
произведений изобразительного искусства, которые будут использованы для бесед на
уроке. На занятиях важным является не историческая последовательность произведений
изобразительного искусства, а подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные
2
правила,
приемы
и
средства
композиции,
особенности
колористического
решения
картины. Желательно при этом ориентироваться на лучшие произведения русского и
зарубежного искусства разных периодов. Приобретенные художественные знания, умения
и навыки помогают учащимся самостоятельно ориентироваться в мире художественной
культуры, в социокультурной среде.
-
использование
на
занятиях
изобразительным
искусством
технических
средств
обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий.
Важным
условием
развития
художественного
творчества
обучающихся
на
уроках
изобразительного
искусства
является
использование
педагогами технических
средств
обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль
наглядности в обучении было теоретически обоснована еще в XVII веке Я.А.Каменским,
позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в
трудах многих выдающихся педагогов – И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. Значение
наглядности в обучении подчеркивал еще Леонардо да Винчи. Успешная реализация
принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности
учащихся, особенно когда происходит «движение» мысли от конкретного к абстрактному
или, наоборот, от абстрактного к конкретному. На уроках изобразительного искусства
необходимо использовать видеоматериал, включать музыкальные записи. Методика показа
видеофильмов
разнообразна.
Это
могут
быть
фрагменты,
более
продолжительные
просмотры,
показ
в
сопровождении
медиативной
музыки
и
др.
Эмоциональное
воздействие
видеообразов
на
развитие
художественного
творчества
учащихся
трудно
переоценить.
Повышению
эффективности
учебного
процесса
помогает
разнообразное
применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия,
изданные
по
изобразительному
искусству,
репродукций
и
открыток
с
изображением
произведений известных художников.
- введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач. На каждом
этапе
занятия,
по
возможности,
следует
вводить творческие,
импровизационные
и
проблемные задачи. Задачи на импровизацию – высшая степень проявления творчества.
От
копирования
лучших
образцов
произведений
искусства,
обучающиеся
постепенно
подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций. Проблемный поход к
обучению
реализуется
как
постановка
перед
школьниками
вопросов
в
виде
задач,
развивающих
видение
новых
функций
уже
знакомых
предметов,
в
формировании
у
обучающихся
умения
комбинировать
ранее
известные
способы
решения
проблемы
и
находить свой, новый способ. Поиск оригинального композиционного решения рисунка
также выступает у учащихся проблемной задачей.
- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими. Еще
одним
важным
условием
развития
художе ственного
творче ства
д е т е й
является разнообразие применяемых художественных материалов и техник. Учащимся для
выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь,
цветные мелки, черная тушь, тонированная бумага и др. В каждом конкретном случае
выбор
художественного
материала
обусловлен
конкретной
задачей.
Использование
разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник не только
позволяет учащимся добиваться большой образной выразительности, но и содействует
развитию художественного творчества.
3
- смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика,
живопись, лепка конструирование, декоративная работа и др.). Важно помнить и
о смене видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись,
лепка конструирование, декоративная работа и др.). Именно чередование этих видов
позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект
новизны, и в то же время дает возможность систематически работать над овладением
художественными материалами и техниками.
-
сочетание
индивидуальных
и
коллективных
форм
работы
с
обучающимися.
Сочетание на уроках изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм
работы – важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в
зависимости от темы урока и педагогических задач. К примеру, учащихся делят на группы,
между
которыми
устраивают
соревнование
по
созданию
ими
своих
коллективных
композиций. При этом дети поочередно выполняют ту или иную часть рисунка. Возможно
также выполнение композиции, объединяющей индивидуальные работы учеников.
- введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических
игр. Как известно игра – ведущий вид деятельности ребенка, она оказывает огромное
воспитательное влияние на его развитие. Введение игровых ситуаций увлекает ребенка,
создает
благоприятный
эмоциональный
тонус,
стимулирует
проявление
творческих
способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание
детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию.
Игра
помогает детям быстрее включиться в работу, носит обучающий и развивающий характер,
помогает педагогу ближе узнать обучающихся, оценить их творческие способности. Через
игру обучающиеся лучше и прочнее усваивают материал, легче запоминают его.
- систематическое развитие межпредметных связей и педагогически целесообразных
взаимосвязей
между
разделами
учебного
предмета
«Изобразительное
искусство».
Обеспечение
систематических
взаимосвязей
между
разделами
учебного
предмета
«Изобразительное искусство» имеют существенное значение для эффективности обучения
этим предметам и создают предпосылки для комплексного, интегративного подхода. Эти
взаимосвязи
могут
существовать
в
виде
тематических
блоков
(циклов).
Например,
наброски
с
натуры
фигуры
человека
дополняются
эскизами
по
мотивам
русского
народного костюма, затем выполняется рисование с натуры натюрморта «Деревянная
посуда с вышитым полотенцем» и далее – эскиз декоративного оформления интерьера
старинной
крестьянской
избы.
Завершающий
этап
–
иллюстрирование
сказки
С.Т.
Аксакова «Аленький цветочек».
Практические рекомендации педагогу
Прежде всего, необходимо позаботиться о самообразовании. Уча других, учитесь сами.
Важно стараться ежедневно пополнять свои познания, иметь потребность к труду.
Долг преподавателя основательно знать свой предмет. Если преподаватель будет иметь
высокий
уровень
художественного
мастерства,
то
процесс
обучения
детей,
организованный им, будет более эффективным, так как такому преподавателю проще
создать атмосферу творчества и успешного обучения изобразительному искусству.
Надо быть снисходительным без слабости, серьёзным без притязательности, весёлым и
живым
без
шутовства,
солидным
без
горделивости
и
высокомерия,
точным
без
педантизма, требовательным без придирчивости.
4
Важно всеми мерами развивать и поддерживать между обучающимися атмосферу
дружелюбия,
взаимных
услуг
и
доброжелательности.
Вдохновлять
ребёнка
на
достижение цели, помочь поверить в свои силы, творческие способности.
Как
известно,
становление
юного
художника
во
многом
зависит
от
наставника,
преподавателя, которому принадлежит важная, даже решающая роль в судьбе юного
дарования.
5
Список литературы:
1.
Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М, 1993 г.
2.
Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодар, 1967 г.
3.
Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. МП, 1980 г.
4.
Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись. М., Высшая школа, 1992 г.
5.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. МП,
1980 г.
6.
Сокольникова
Н.М.
Изобразительное
искусство
и
методика
преподавания
в
начальной школе. М, 2002 г.
7.
Шаляпин О.В. педагогический рисунок. Томск, 2010 г.
6