Авторы: Королева Ирина Александровна, Мельникова Лариса Ильинична
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДМШ №5"
Населённый пункт: город Пермь Пермский край
Наименование материала: сценарий музыкально-литературного вечера
Тема: "Глинка и Пушкин. Два гения одной эпохи"
Раздел: дополнительное образование
1
Посвящается году Экологии в России
Внеурочное мероприятие для учащихся и родителей
в рамках педагогического проекта «Поэта славят музыка и слово»
Музыкально-литературный вечер, посвящённый творчеству
А.С. Пушкина и 160 лет светлой памяти М.И. Глинки
Время проведения: 16 ноября 2017 года, начало в 18:00
Место проведения: концертный зал ДМШ№5 города Перми
Ответственные за организацию и проведение, авторы мероприятия: преподаватели отделения
«Фортепиано» Л.И. Мельникова, И.А. Королева
Сценарий
(Слайд 1 афиша) Добрый вечер! Сегодня у нас необычный вечер, а музыкально-
литературный. Он посвящается творчеству А. Пушкина и М. Глинки в рамках
педагогического проекта «Поэта славят музыка и слово». (Слайд 2 картинка).
Глинка и Пушкин… Многое связывает этих великих сынов великого народа. Они
жили в одно и то же время. Оба испытали на себе воздействие вольнолюбивых идей
декабристов. Оба черпали вдохновение из одного источника – народного искусства и
утверждали в своем творчестве народное начало. Знаменитый критик В. Стасов писал:
«Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба –
великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба
– глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов
своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».
В их судьбах было много общего. Одного величали «солнцем русской поэзии», другого –
«зарей русской музыки». Детские годы их были похожи. Оба росли среди природы,
вдыхая дух народных песен и сказок, услышанных от простых дворовых людей и от
своих нянь. «Новоспасское – рай земной», - говорил Глинка. И куда бы ни забрасывала
его судьба, всегда возвращался на малую родину за вдохновением.
Первое знакомство Глинки с Пушкиным состоялось в Благородном пансионе в
Петербурге, где учился в то время Михаил Иванович. «Пушкин приехал! Пушкин
приехал!», - этот восторженный возглас в коридорах Благородного пансиона звучит
всякий раз, когда приезжает Пушкин. Александр Сергеевич наведывается сюда
частенько, ведь здесь учится его младший брат, Левушка Пушкин, и преподает его
лицейский друг Вильгельм Кюхельбекер. Радуется приезду Пушкина и воспитанник
Михаил Глинка. С благоговейным восхищением слушает он самого Александра
Сергеевича, когда поэт читает свои новые стихи в тесном кругу пансионских питомцев.
Так довелось Глинке впервые услышать из уст Пушкина строки только что созданной им
поэмы «Руслан и Людмила», нисколько не подозревая, что спустя много лет с детства
любимые образы поэмы оживут в его музыке. И это будет опера!
1.
А.Пушкин «Руслан и Людмила» (пролог).
2
Читает Юлия Моисеева
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет:
Там русский дух…там Русью пахнет!
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
2.М. Глинка «Марш Черномора» (слайд 6 видеофильм).
Исполняет фортепианный дуэт преподавателей Ирина Александровна Королева,
Лариса Ильинична Мельникова.
3
Великолепным воплощением единства двух гениев русской культуры являются романсы
Глинки на пушкинские стихи. Всего их 10.
Как-то раз, в один из петербургских осенних дней 1828 года Глинка, в ту пору молодой
человек 24-х-лет, встретился с А. Грибоедовым, автором знаменитой комедии «Горе от
ума». Грибоедов показал красивую и грустную мелодию грузинской народной песни, и
вскоре Глинка играл её на фортепиано. «Как жаль, что нет слов к этому напеву!» -
воскликнул кто-то из слушателей. Среди гостей был и Александр Сергеевич Пушкин.
Через несколько дней он показал Глинке свое новое стихотворение:
«Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной»
А еще некоторое время спустя Глинка написал романс на эти стихи. Так, благодаря
Грибоедову, состоялся первый опыт творческого содружества Пушкина и Глинки.
3.А. Пушкин «Красавица».
Читает Владимир Лимонов
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущённый, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Романс «Я помню чудное мгновенье» создан в зрелый период творчества Глинки,
поэтому мастерство композитора в нём так совершенно. Никогда ещё и никем до
Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.
Самое удивительное в том, что и поэта, и композитора в разное время вдохновили
женщины с фамилией Керн. Стихотворение Пушкин посвятил Анне Петровне Керн,
своей музе, а романс на эти стихи Глинка написал, вдохновленный чувствами к
Екатерине Керн, дочери А. Керн. Современники говорили, что нежность, печаль и
надежда были вдвойне «омыты» в этом произведении – гением Пушкина и гением
Глинки. Это совершенное творение двух гениальных художников часто называют
«жемчужиной русского романса». В одном романсе, в нескольких строчках – вся история
4
любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить её так,
как это сделали Пушкин и Глинка.
4.М. Глинка, сл. А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (слайд 7 видеофильм).
Исполняет Екатерина Витальевна Гостинская (вокал), концертмейстер – Лариса
Ильинична Мельникова
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и молодости», - писал Глинка своему другу
Константину Булгакову. Написанный в 1839 году, «Вальс – фантазия», как и романс «Я
помню чудное мгновенье», посвящен Михаилом Ивановичем Екатерине Керн. (Хотя
официально посвятил мужу сестры). Русская публика приняла вальс с восторгом, но с
еще большим восторгом его приняла публика французская, когда в 1845 году в Париже
Глинка оркестровал «Вальс – фантазию» и назвал его «Скерцо в форме вальса». Период
романа с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора.
Вальс-фантазия - одна из вершин этого подъема. Неслучайно тема любви
ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий.
На балу произошло решающее объяснение Онегина и Ленского, на балу Онегин вновь
встретил Татьяну, на балах зарождалась любовь Наташи и Андрея Болконского, Анны
Карениной и Вронского. В этой музыке – все: и надежда на счастье, и предчувствие
разлуки.
5.
М. Глинка «Вальс-фантазия» (слайд 8 видеофильм).
6.
А. Пушкин «Осень» (отрывок) (слайд 8 картинка).
Читает Денис Бобиков
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
На слова Нестора Кукольника Глинкой написан целый вокальный цикл - «Прощание с
Петербургом». Романс «Жаворонок» - классический образец русской вокальной лирики.
Глинка и здесь вкладывает в свою музыку вечную тоску сердца по нежной и верной
любви.
7.М. Глинка «Жаворонок» перелож. М. Балакирева(слайд 9 видеофильм).
Исп. Платон Внутских (балалайка), преподаватель - Ксения Геннадьевна Шадрина,
концертмейстер – Екатерина Витальевна Гостинская
Романс «Ты соловушка, умолкни» был написан М.И. Глинкой на Украине, где он
путешествовал в поисках певчих для Певческой капеллы Алексея Федоровича Львова.
Этот романс написан как украинская песня, в народном духе.
5
8.М. Глинка, сл. В. Забеллы «Ты, соловушка, умолкни» (слайд 10 картинка). Исп.
вокальный ансамбль старших классов, преподаватель – Мадина Мутахаровна Медведева,
концертмейстер – Наталья Владимировна Лимонова
9.А. Пушкин «Разлука» (слайд 10 видеофильм).
Читает Сергей Лимонов
В последний раз, в тиши уединенья,
Моим стихам внимает наш Пенат!
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья!
И так, они прошли – лета соединенья; -
И так, разорван он – наш братский верный круг!
Прости!.. хранимый тайным небом,
Не разлучайся, милый друг,
С фортуной, дружеством и Фебом, -
Узнай любовь – неведомую мне –
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полётом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Год написания Ноктюрна – 1839 – в жизни композитора - особенный: он страстно
влюблен в Екатерину Керн, и в порыве вдохновения один за другим создает шедевры -
Вальс-фантазию, романс «Я помню чудное мгновенье», и – Ноктюрн, который очень
быстро становится популярным в петербургских музыкальных салонах. Иногда его
исполняет сам автор, и тогда публика приходит в восторг.
Анна Петровна Керн, дружившая с Глинкой и ценившая его талант, пишет в своем
«Дневнике»: «Я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать на
концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов... У Глинки клавиши пели
от прикосновения его маленькой руки. Он так искусно владел инструментом, что до
тонкости мог выразить всё, что хотел».
10.М. Глинка Ноктюрн «Разлука» (слайд видеофильм)
Исп. камерный ансамбль преподавателей Оксана Георгиевна Киселёва, Наталья
Александровна Колобкова, концертмейстер - Ольга Геннадьевна Заборовцева
11.А. Пушкин «Осень» (отрывок) (слайд )
Читает Сергей Захаров
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
6
Мы уже говорили, что Глинку и Пушкина очень многое сближает. Так, оба посещали
филармонические концерты, восхищаясь музыкой Гайдна, Моцарта, Бетховена. И в то же
время с удовольствием слушали народные песни, использовали их в своих
произведениях.
В 1848 году уже именитый автор двух выдающихся опер и множества симфонических
произведений живет в Варшаве и, тоскуя по родине, вспоминает деревенскую песню. «В
то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею «Из-за гор, высоких
гор», которую я слышал в деревне, и плясовою Камаринскою, всем известною, - пишет
Глинка. – И вдруг фантазия моя разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на
оркестр под именем «Свадебная и плясовая».
12. М. Глинка «Камаринская» обр. Н. и Д. Осиповых (слайд 15 видеофильм).
Исп. Виктория Байдина (балалайка), преподаватель – Анна Геннадьевна Русских,
концертмейстер - Ольга Геннадьевна Заборовцева
27 ноября 1836 года многочисленная публика заполнила огромный зал Петербургского
оперного театра. Сам царь удостоил посещением первый спектакль отечественной оперы
Глинки «Иван Сусанин». Но не на российского монарха были устремлены взоры
зрителей и самого Глинки: на премьеру его оперы прибыл Пушкин. Весть эта сразу
всколыхнула весь зрительный зал. Торжество рождения народной оперы связывалось с
именем народного поэта. И композитор, и поэт были выразителями патриотических
настроений, рожденных победой русского народа в Отечественной войне 1812 года.
13. А. Пушкин «К Чаадаеву» (слайд 11 видеофильм).
Читает Сергей Лимонов
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
14.М. Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин» (слайд 12 видеофильм).
Исполняет фортепианный дуэт «учитель-ученик» Софья Степанова, Ирина
Александровна Королева
Идею сюжета подсказал Глинке Василий Жуковский, наставник Пушкина. История о
крестьянине Иване Сусанине, пожертвовавшим жизнью ради Отечества, приобрела в
произведении Глинки новый масштаб. Простой русский человек становится центром
7
оперы. По настоянию Его императорского Величества Николая I, опера стала называться
«Жизнь за царя».
После премьеры композитор и музыкальный критик Александр Серов написал: «На долю
гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас
же, с первого раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение».
Пушкина и Глинку объединяет огромная любовь к Родине и глубочайшая вера в свой
народ. Именно поэтому Хор «Славься» из оперы Глинки и сегодня воспринимается нами
как гимн России, русскому народу.
15.М. Глинка хор «Славься» (слайд видеозапись).
В жизни Пушкин и Глинка встретились ненадолго, но стихи и музыка
неразрывно соединили их имена на века. Они были не только современниками, но и
патриотами – единомышленниками. Так что же объединяет А.С. Пушкина и М.И.
Глинку?.. Любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым
человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у А.
Пушкина, так и в музыке М. Глинки.
В завершении нашего вечера хочется привести слова Д.Д.Шостаковича: « Глинка учит
нас верному и глубокому пониманию народности искусства, как средству общения между
людьми. Он учит нас служению своему времени, своим соотечественникам». И в этом
патриотическом стремлении они с Пушкиным едины как основоположники русской
классической литературы и музыки.
16.А. Пушкин отрывок из стихотворения «К Чаадаеву» (слайд 15 афиша).
Читает Сергей Захаров
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Друзья, прекрасен наш союз: союз юных музыкантов, преподавателей, родителей
– всех любителей музыки!
Музыкально-литературный вечер завершается, и мы проводим анкетирование (в
качестве музыкальной заставки звучит «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М.
Глинки, на проекторе слайд 15 афиша с музыкой):
1.Вы узнали для себя что-то новое?
2. Какое музыкальное произведение или стихотворение вам понравилось?
3.Хотели бы вы участвовать в мероприятиях такого типа?
На сцену приглашаем всех участников музыкально-литературного вечера.