Автор: Новосёлова Светлана Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Раздольинская ООШ" Населённый пункт: Кемеровская область, Топкинский район, деревня Опарино Наименование материала: внеклассное мероприятие Тема: "Зимние посиделки" Раздел: начальное образование
Составители
:
учителя начальных классов – Пфетцер Лидия Александровна,
Новосёлова Светлана Владимировна
Сценарий внеклассного мероприятия
«Зимние посиделки»
Сценарий познакомит учащихся начальных классов с зимними праздниками
народного календаря, играми-забавами, потешками, а также с душевной народной
музыкой и зажигательными русскими народными танцами.
Действующие лица: зазывалы – дети; старушки, тетушка Прасковья – взрослые.
Оборудование:
стол;
самовар, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга, рушники,
разделочные доски, разноцветные платки, прялка;
костюмы ведущей и детей;
нарисованные на листах А4 праздничные даты русского народного
календаря, например: 14 декабря – "Наум Грамотник" и др.;
плакаты: "Январь и заморозит, и загвоздит"; "Наум наставляет на ум";
"Декабрь год кончает – зиму начинает";
аудиозаписи русских народных песен;
каравай и баранки для поощрения детей.
Домашнее задание для детей:
научиться произносить скороговорки;
подобрать пословицы о зиме;
вспомнить считалки.
Оформление:
Зал оформлена как интерьер крестьянской избы (русский народный стиль). В
центре стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда; рядом справа –
стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга). Стены украшены
рушниками, разделочными досками, разноцветными платками. Видное место на
сцене занимает прялка – украшение жилища. Ведущая одета в русский народный
костюм. Гости также должны быть одеты в соответствии с темой праздника.
Цели и задачи:
-
продолжить знакомство детей с традициями и праздниками русского
народа
-
развивать художественно-эстетический вкус школьников
-
формировать духовно- нравственные основы личности
-
прививать интерес к народному творчеству, развивать
любознательность
-
воспитание любви к семье, Родине.
Оформление: зал оформлен как интерьер русской народной избы, ведущий и
участники праздника одеты в русские народные костюмы.
Ведущий:
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Зимний вечер тёмен, долог
Насчитаю сорок ёлок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову – ка я ребят на посиделки.
Будут песни, будут пляски
И игра в горелки.
- Эй. Подруженьки – подружки,
Веселушки- хохотушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
(из ворот выходят два мальчика)
1-й мальчик:
Ото всех дверей,
Ото всех ворот,
Приходи скорей,
Торопись, народ!
2-й мальчик:
Открываются ворота,
Выходи, кому охота!
1-й мальчик:
А кому неохота, тоже выходи!
(под русскую народную музыку выходят дети, подыгрывая на своих
инструментах)
1-й музыкант:
Собрались музыканты у ворот
На лужок
Принесли музыканты кто гармошку, кто рожок.
2-й музыкант:
Заиграй-ка, балалайка,
Заиграй-ка, звончата.
Дома ль Марья, дома ль Дарья,
Дома ль Ольга и Наталья.
Дома ль душенька Катюшенька?
(девочки все вместе из-за терема):
- мы туточки!
(под музыку из ворот выходят девочки)
1-я девочка:
Собрались мы позабавиться,
Да потешиться!
2-я девочка:
Пошутить!
3-я девочка:
Поиграть!
4-я девочка:
Посмеяться!
Все: Смех вам да веселье!
(инсценировка народной песни «Полюшка – Параня»
После танца все садятся: девочки на лавочки, мальчики на пол.
1-я девочка:
Припасли мы на вас забавушки,
На всякий вкус –
Кому сказку – кому правду,
Кому песенку!
(раздаются звуки балалайки, появляются Фома и Ерёма)
Фома и Ерёма (хором):
- Здрасте! А вот и мы оба, Фома и Ерёма!
Фома:
Музыку услыхали,
К вам прибежали.
Ерёма:
Мы ребята удалые!
Фома :
Мы ребята озорные!
Ерёма:
Голосом пляшем,
Ногами поём!
Фома:
В общем и целом
Прекрасно живём!
Ерёма:
А ну, Фома, присядем у ворот,
Да потешем народ
Фома:
Нынче вам расскажем в лицах
Весёлые небылицы (садятся).
Ерёма: (толкает Фому)
Начинай!
Фома:
Нет, ты начинай!
Фома и Ерёма (хором):
Вместе начнём, а вы подпевайте.
(Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют «Небылицы». Две
девочки приплясывают на кругу.)
Фома:
Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.
Ерёма:
На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.
Все вместе:
Здорово, здорово у ворот Егорова,
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
Припев: Чепуха, чепуха. Это просто враки.
И Ерёма и Фома мастера на враки.
Ерёма:
А наш дедушка Иван
Посадил кота в карман,
Котик плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает.
Припев: (повторяется)
Фома:
На заборе чепуха жарила варенье,
Куры съели петуха в одно воскресенье.
Припев: (повторяется)
Ерёма:
Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка,
На голове сапожок, на ноге фуражечка.
Припев: (повторяется)
Фома и Ерёма (хором):
Черти вилами поели из баранины уху,
Не пора ли нам, ребята, закончить чепуху.
Припев: (повторяется)
(далее сценки с участием новых персонажей.
Из противоположных сторон зала идут две девочки - Марфа и Акулина.
Встречаются в центре, обнимаются)
Марфа: Акулина, где была?
Акулина: В дальней деревне.
Марфа: Что видела?
Акулина: Утку в юбке, курицу в серёжках.
Свинью в рогоже – нет её дороже!
( Из терема выходят две девочки. Одна из них, Ульяна, садится на завалинку,
зевает и начинает дремать. Разыгрывается потешка)
1-я девочка
Проснулась Ульяна, не поздно, не рано. До обеда поспала, встала да обедать
стала. Наелась, поклонилась да опять спать повалилась.
Матушка (из окна выглядывает):
Ульяна, сходи за водицей на речку!
Ульяна (потягиваясь):
Да мне лень
Дрёма одолела
2-я девочка
Вот лодырь!
Кто ленив, тот и сонлив.
Матушка (из терема):
Ульяна, иди киселя хлебать!
Ульяна (поднимаясь):
Раз матушка велит – надо идти.
Где моя большая ложка?
Без меня не начинайте (уходит в терем)
Группа на завалинке запевает:
Хорошо лентяю жить
Совсем не о чем тужить.
Он избы не прибирает,
Как испечь калач не знает.
С зарёй рано не встаёт,
С косой в поле не идёт.
А уж как за стол идти,
Ложку знает, где найти!
Ульяна (высовываясь из окна):
Ой- ой! Не надо про меня петь.
Все(хором):
Хочешь есть калачи-
Не сиди на печи.
Ведущий:
Играют, играют,
Всех потешают.
1-я девочка:
Ди –ди –ди, ди –ди –ди!
А вы Дуню видели?
2-я девочка:
Заглянули в огород-
Лебеду там Дуня рвёт.
Мальчик:
Пошла Дуня в огород,
Сорвала лопушок,
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И наряден, и наткан.
Ведущий:
Дунюшка, нарядись
Всем ребятам покажись.
Дуняша, попляши,
Твои ножки хороши.
Дуня (выходит, кланяется):
Где песня льётся,
Там легче живётся!
Исполняется русская народная песня «Посею лебеду на берегу».
Ведущая:
Небылица в лицах – небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.
Потешки (дети разыгрывают сценки)
1.- Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2.-Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да он не идёт!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
3.-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит – надо идти!
4 .-Что сегодня делал?
-Рукавицы искал.
-Нашёл?
-Нашёл.
-Где они были?
-Да за поясом!
5. –Это ещё что? Иду. Около меня свистит. Я туда – свистит.
«Беда» - думаю? Влез на березу. Сижу. Свистит…
Ан это у меня в носу!
(Группа мальчиков поют частушки)
Запев:
Ой бяда, бяда –
В огороде лебеда,
Черёмушка белая,
Что любовь наделала?
1.Ходит милый по деревне,
Ходит улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.
Запев повторяется.
2.Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться.
В решете переплыла.
Запев повторяется.
3.Раньше были русы косы
У моей у милочки.
А теперь по новой моде
Стриженный затылочек.
Запев повторяется.
Ведущая
Подула зима холодом. Замела пути-дороги. Ни проехать, ни пройти. А
зимние гости залетели и к нам.
- А что сулит людям декабрь?
(Приметы декабря дети читают по очереди)
Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники»
Ведущий:
Вдоль по улице в конец
Идёт удалый молодец.
Не товар продавать-
Себя людям показать.
(В зал входит мальчик-коробейник)
Коробейник: Тары-бары растобары,
Расторговываю товары!
Подходите, модницы, есть гребешки и ножницы,
Булавки, иголки, нитки, приколки.
Для старушек шали,
Знатные мастера вышивали.
Для девиц платочки – посередочки цветочки.
Подходите, покупайте, веселее разбирайте!
- Кто мою загадку отгадает, тот приз получает.
1. Меня не едят, а без меня мало едят. (соль)
2. Сидит на ложке, свесив ножки. (лапша)
3. Пришла панья в красном кафтане,
Начали раздевать – стали плакать и рыдать. (луковица)
4. Кто ест сено без рта, четырьмя зубами. (вилы)
5. Стоят казаки, на них белы колпаки. (пни под снегом)
6. Не по рыбам, а сети расставляет. (паук)
7. Под кустом таится, лисы боится. (заяц)
8. Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.
Не пустует никогда у меня кладовка. (белка)
(Девочки «покупают» товар, накидывают платки на плечи.)
1-я девочка: Открываю ворота ключиком-замочком,
Накрываюсь-покрываюсь шёлковым платочком.
1-й парень: Эх, улица мала, да хоровод велик,
Хоровод велик, поиграть велит.
(Ребята приглашают девочек в круг на игру.) Проводится игра «Бояре».
Запевают девочки.
Д: Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?
Р: Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать.
Д: Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?
Р: Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила. (забирают невесту.)
Д: В нашем полку убыло-убыло.
Р: В нашем полку прибыло-прибыло.
(Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону
мальчиков.)
2-й парень: А ну, Тимоха и Демьян.
Николай, Семён, Иван,
Сядем, братцы-ка, рядком
И частушки пропоём.
(Девочки и мальчики садятся друг против друга на скамейки и исполняют
частушки-переклички.)
П: Девочи-беляночки, где вы набелилися?
Д: Мы вчера коров доили, молоком умылися.
П: Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас,
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ.
Д: У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи.
П: Хороша милашка та, хороша и эта,
Эта-та, вот эта-та,
Не хуже этой и вот - та.
П: Пели, пели петухи,
Потом запели курицы.
Д: Не пора ли вам ребята,
Уметаться с улицы.
П: Ой, подруги, не сердитесь,
Выходите-ка плясать.
Мы заставим музыканта ещё два часа играть.
(Выходят 4 девочки в круг, пританцовывая поют частушки.)
1-ая: Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идее четыре.
2-ая: Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
3-я: А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком-
Думала – подружки.
4-ая: По деревне я шла
И Ванюшку видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
1-ая: Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
2-ая: Балалаечка – гудок
Своё дело знает.
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
3-я: Сидит ёжик на берёзе
Белая рубашка.
На головке – сапожок,
На ноге фуражка.
4-ая: Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Ведущий: Просто так и для утехи
Начинаю я потеху.
Выходите, женихи, кто тихи и кто лихи.
Удаль, силу показать,
Свои косточки размять.
Игры: 1) Перетягивание каната.
2) Прыжки в мешках.
Раздаётся крик петушка. «Гулянье» подходит к концу.
Девочка: Кум-куманёк, где ты живёшь?
Что куманёк ко мне в гости не идёшь?
Мальчик с самоваром: Я иду, иду, иду.
Самовар в руках несу.
Эй, чай! Чай! Чай!
Уж ты кумушка встречай!
(Ставит самовар на стол. Инсценировка «У самовара»)
Ведущая: Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
1-ая д: Не красна изба углами,
А красна пирогами!
2-ая д: Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Два корыта киселя,
Девяноста два блина.
Все: Приходите, приходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте! (Общий поклон. Девочки разносят
гостям угощения.)
Ведущий: Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!
Литература
Журналы «Начальная школа».
Пословицы, поговорки.
«Круглый год»