Напоминание

"Зимние посиделки"


Автор: Новосёлова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Раздольинская ООШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Топкинский район, деревня Опарино
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Зимние посиделки"
Раздел: начальное образование





Назад




Составители : учителя начальных классов – Пфетцер Лидия Александровна, Новосёлова Светлана Владимировна Сценарий внеклассного мероприятия
«Зимние посиделки»
Сценарий познакомит учащихся начальных классов с зимними праздниками народного календаря, играми-забавами, потешками, а также с душевной народной музыкой и зажигательными русскими народными танцами.
Действующие лица:
зазывалы – дети; старушки, тетушка Прасковья – взрослые.
Оборудование:
 стол;  самовар, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга, рушники, разделочные доски, разноцветные платки, прялка;  костюмы ведущей и детей;  нарисованные на листах А4 праздничные даты русского народного календаря, например: 14 декабря – "Наум Грамотник" и др.;  плакаты: "Январь и заморозит, и загвоздит"; "Наум наставляет на ум"; "Декабрь год кончает – зиму начинает";  аудиозаписи русских народных песен;  каравай и баранки для поощрения детей.
Домашнее задание для детей:
 научиться произносить скороговорки;  подобрать пословицы о зиме;  вспомнить считалки.
Оформление:
Зал оформлена как интерьер крестьянской избы (русский народный стиль). В центре стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда; рядом справа – стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга). Стены украшены рушниками, разделочными досками, разноцветными платками. Видное место на сцене занимает прялка – украшение жилища. Ведущая одета в русский народный костюм. Гости также должны быть одеты в соответствии с темой праздника. Цели и задачи: - продолжить знакомство детей с традициями и праздниками русского народа - развивать художественно-эстетический вкус школьников - формировать духовно- нравственные основы личности
- прививать интерес к народному творчеству, развивать любознательность - воспитание любви к семье, Родине. Оформление: зал оформлен как интерьер русской народной избы, ведущий и участники праздника одеты в русские народные костюмы. Ведущий: Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала. Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, отведать просим. Зимний вечер тёмен, долог Насчитаю сорок ёлок. То на лавке посижу, То в окошко погляжу. Позову – ка я ребят на посиделки. Будут песни, будут пляски И игра в горелки. - Эй. Подруженьки – подружки, Веселушки- хохотушки! Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы! Приходите поплясать, Зимний вечер скоротать! (из ворот выходят два мальчика) 1-й мальчик: Ото всех дверей, Ото всех ворот, Приходи скорей, Торопись, народ! 2-й мальчик: Открываются ворота, Выходи, кому охота! 1-й мальчик: А кому неохота, тоже выходи! (под русскую народную музыку выходят дети, подыгрывая на своих инструментах) 1-й музыкант: Собрались музыканты у ворот На лужок Принесли музыканты кто гармошку, кто рожок. 2-й музыкант: Заиграй-ка, балалайка, Заиграй-ка, звончата. Дома ль Марья, дома ль Дарья, Дома ль Ольга и Наталья. Дома ль душенька Катюшенька? (девочки все вместе из-за терема): - мы туточки!
(под музыку из ворот выходят девочки) 1-я девочка: Собрались мы позабавиться, Да потешиться! 2-я девочка: Пошутить! 3-я девочка: Поиграть! 4-я девочка: Посмеяться! Все: Смех вам да веселье! (инсценировка народной песни «Полюшка – Параня» После танца все садятся: девочки на лавочки, мальчики на пол. 1-я девочка: Припасли мы на вас забавушки, На всякий вкус – Кому сказку – кому правду, Кому песенку! (раздаются звуки балалайки, появляются Фома и Ерёма) Фома и Ерёма (хором): - Здрасте! А вот и мы оба, Фома и Ерёма! Фома: Музыку услыхали, К вам прибежали. Ерёма: Мы ребята удалые! Фома : Мы ребята озорные!
Ерёма: Голосом пляшем, Ногами поём! Фома: В общем и целом Прекрасно живём! Ерёма: А ну, Фома, присядем у ворот, Да потешем народ Фома: Нынче вам расскажем в лицах Весёлые небылицы (садятся). Ерёма: (толкает Фому) Начинай! Фома: Нет, ты начинай! Фома и Ерёма (хором): Вместе начнём, а вы подпевайте. (Фома и Ерёма, имитируя игру на балалайке, исполняют «Небылицы». Две девочки приплясывают на кругу.) Фома: Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь. Ерёма: На дубу коза пасётся, в бане парится медведь. Все вместе: Здорово, здорово у ворот Егорова,
А у наших у ворот всё идёт наоборот. Припев: Чепуха, чепуха. Это просто враки. И Ерёма и Фома мастера на враки. Ерёма: А наш дедушка Иван Посадил кота в карман, Котик плачет и рыдает, Громко дедушку ругает. Припев: (повторяется) Фома: На заборе чепуха жарила варенье, Куры съели петуха в одно воскресенье. Припев: (повторяется) Ерёма: Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка, На голове сапожок, на ноге фуражечка. Припев: (повторяется) Фома и Ерёма (хором): Черти вилами поели из баранины уху, Не пора ли нам, ребята, закончить чепуху. Припев: (повторяется) (далее сценки с участием новых персонажей. Из противоположных сторон зала идут две девочки - Марфа и Акулина. Встречаются в центре, обнимаются) Марфа: Акулина, где была? Акулина: В дальней деревне.
Марфа: Что видела? Акулина: Утку в юбке, курицу в серёжках. Свинью в рогоже – нет её дороже! ( Из терема выходят две девочки. Одна из них, Ульяна, садится на завалинку, зевает и начинает дремать. Разыгрывается потешка) 1-я девочка Проснулась Ульяна, не поздно, не рано. До обеда поспала, встала да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять спать повалилась. Матушка (из окна выглядывает): Ульяна, сходи за водицей на речку! Ульяна (потягиваясь): Да мне лень Дрёма одолела 2-я девочка Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив. Матушка (из терема): Ульяна, иди киселя хлебать! Ульяна (поднимаясь): Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте (уходит в терем) Группа на завалинке запевает: Хорошо лентяю жить Совсем не о чем тужить. Он избы не прибирает, Как испечь калач не знает. С зарёй рано не встаёт,
С косой в поле не идёт. А уж как за стол идти, Ложку знает, где найти! Ульяна (высовываясь из окна): Ой- ой! Не надо про меня петь. Все(хором): Хочешь есть калачи- Не сиди на печи. Ведущий: Играют, играют, Всех потешают. 1-я девочка: Ди –ди –ди, ди –ди –ди! А вы Дуню видели? 2-я девочка: Заглянули в огород- Лебеду там Дуня рвёт. Мальчик: Пошла Дуня в огород, Сорвала лопушок, Да под самый корешок. Сшила Дуня сарафан И наряден, и наткан. Ведущий: Дунюшка, нарядись Всем ребятам покажись. Дуняша, попляши, Твои ножки хороши.
Дуня (выходит, кланяется): Где песня льётся, Там легче живётся! Исполняется русская народная песня «Посею лебеду на берегу». Ведущая: Небылица в лицах – небывальщина, Небывальщина да неслыхальщина. Потешки (дети разыгрывают сценки) 1.- Федул, что губы надул? -Кафтан прожёг. -Можно зашить. -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался. 2.-Фома, что из леса не идёшь? - Да медведя поймал! -Так веди сюда! -Да он не идёт! -Так сам иди! -Да он меня не пускает! 3.-Сынок, сходи за водицей на речку! -Брюхо болит! -Сынок, иди кашу есть! -Что ж, раз мать велит – надо идти! 4 .-Что сегодня делал? -Рукавицы искал. -Нашёл? -Нашёл.
-Где они были? -Да за поясом! 5. –Это ещё что? Иду. Около меня свистит. Я туда – свистит. «Беда» - думаю? Влез на березу. Сижу. Свистит… Ан это у меня в носу! (Группа мальчиков поют частушки) Запев: Ой бяда, бяда – В огороде лебеда, Черёмушка белая, Что любовь наделала? 1.Ходит милый по деревне, Ходит улыбается, Оказалось, зубы вставил, Рот не закрывается. Запев повторяется. 2.Моя милая красива, За рекой она жила, Захотела повидаться. В решете переплыла. Запев повторяется. 3.Раньше были русы косы У моей у милочки. А теперь по новой моде Стриженный затылочек. Запев повторяется. Ведущая
Подула зима холодом. Замела пути-дороги. Ни проехать, ни пройти. А зимние гости залетели и к нам. - А что сулит людям декабрь? (Приметы декабря дети читают по очереди) Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники» Ведущий: Вдоль по улице в конец Идёт удалый молодец. Не товар продавать- Себя людям показать. (В зал входит мальчик-коробейник) Коробейник: Тары-бары растобары, Расторговываю товары! Подходите, модницы, есть гребешки и ножницы, Булавки, иголки, нитки, приколки. Для старушек шали, Знатные мастера вышивали. Для девиц платочки – посередочки цветочки. Подходите, покупайте, веселее разбирайте! - Кто мою загадку отгадает, тот приз получает. 1. Меня не едят, а без меня мало едят. (соль) 2. Сидит на ложке, свесив ножки. (лапша) 3. Пришла панья в красном кафтане, Начали раздевать – стали плакать и рыдать. (луковица) 4. Кто ест сено без рта, четырьмя зубами. (вилы) 5. Стоят казаки, на них белы колпаки. (пни под снегом)
6. Не по рыбам, а сети расставляет. (паук) 7. Под кустом таится, лисы боится. (заяц) 8. Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (белка) (Девочки «покупают» товар, накидывают платки на плечи.) 1-я девочка: Открываю ворота ключиком-замочком, Накрываюсь-покрываюсь шёлковым платочком. 1-й парень: Эх, улица мала, да хоровод велик, Хоровод велик, поиграть велит. (Ребята приглашают девочек в круг на игру.) Проводится игра «Бояре». Запевают девочки. Д: Бояре, да вы зачем пришли, Молодые, да вы зачем пришли? Р: Княгини, да мы невесту выбирать, Молодые, да мы невесту выбирать. Д: Бояре, а какая вам мила, Молодые, а какая вам мила? Р: Княгини, нам вот эта мила, Молодые, нам вот эта мила. (забирают невесту.) Д: В нашем полку убыло-убыло. Р: В нашем полку прибыло-прибыло. (Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.) 2-й парень: А ну, Тимоха и Демьян. Николай, Семён, Иван, Сядем, братцы-ка, рядком И частушки пропоём.
(Девочки и мальчики садятся друг против друга на скамейки и исполняют частушки-переклички.) П: Девочи-беляночки, где вы набелилися? Д: Мы вчера коров доили, молоком умылися. П: Запрягу я кошку в дрожки, А котёнка в тарантас, Повезу свою подружку Всем соседям напоказ. Д: У меня на сарафане косолапы петухи, Я сама не косолапа, косолапы женихи. П: Хороша милашка та, хороша и эта, Эта-та, вот эта-та, Не хуже этой и вот - та. П: Пели, пели петухи, Потом запели курицы. Д: Не пора ли вам ребята, Уметаться с улицы. П: Ой, подруги, не сердитесь, Выходите-ка плясать. Мы заставим музыканта ещё два часа играть. (Выходят 4 девочки в круг, пританцовывая поют частушки.) 1-ая: Шире круг, шире круг, Дайте круг пошире. Не одна иду плясать, Нас идее четыре. 2-ая: Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася. А гармошка заиграла
Я не удержалася. 3-я: А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком- Думала – подружки. 4-ая: По деревне я шла И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 1-ая: Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги, Оглянулася назад: Сапоги мои лежат. 2-ая: Балалаечка – гудок Своё дело знает. Она в Ваниных руках Хорошо играет. 3-я: Сидит ёжик на берёзе Белая рубашка. На головке – сапожок, На ноге фуражка. 4-ая: Если б не было воды, Не было б и кружки. Если б не было девчат, Кто бы пел частушки? Ведущий: Просто так и для утехи Начинаю я потеху. Выходите, женихи, кто тихи и кто лихи.
Удаль, силу показать, Свои косточки размять. Игры: 1) Перетягивание каната. 2) Прыжки в мешках. Раздаётся крик петушка. «Гулянье» подходит к концу. Девочка: Кум-куманёк, где ты живёшь? Что куманёк ко мне в гости не идёшь? Мальчик с самоваром: Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу. Эй, чай! Чай! Чай! Уж ты кумушка встречай! (Ставит самовар на стол. Инсценировка «У самовара») Ведущая: Россия, Россия – края дорогие, Здесь издавна русские люди живут, Они прославляют просторы родные, Раздольные песни поют. 1-ая д: Не красна изба углами, А красна пирогами! 2-ая д: Как Марфуша для Петра Наварила, напекла: Два корыта киселя, Девяноста два блина. Все: Приходите, приходите! Угощение берите! Чаем запивайте! Нас добрым словом вспоминайте! (Общий поклон. Девочки разносят гостям угощения.) Ведущий: Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора! Пришло время расставанья, До следующего гулянья!
Литература
Журналы «Начальная школа». Пословицы, поговорки. «Круглый год»


В раздел образования