Автор: Харченко Влада Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Ступино, Московской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Парные согласные в корне и на конце слова. Обобщение."
Раздел: начальное образование
Тема: Парные согласные в корне и на конце слова. Обобщение.
Цель: создание условий для закрепления и обобщения способов проверки парных
согласных в корне и на конце слова.
Задачи:
Предметные: способствовать развитию умения распознавать слова с парными
согласными, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные,
сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки в проверочном и проверяемом
словах.
Личностные: содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать
одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном
материале.
Познавательные: строить сообщения в устной и письменной речи; находить в
содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Ход урока:
1.
Оргмомент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем и отвечаем
Ни минутки не теряем.
2. Постановка целей урока.
- Какой шифр нужно знать, чтобы расшифровать это предложение?
«Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг»
(Звонкие и глухие парные согласные заменены на свои пары)
-Зачем нужно знать парные согласные? (Чтобы не допустить ошибки: на конце и в
середине слова перед глухими согласными происходит оглушение.)
Хором:
-Парные согласные самые опасные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй.
- Как вы думаете, что еще нужно знать и уметь, чтобы правильно написать слово с
орфограммой на парный согласный? ( Уметь подбирать проверочные слова, знать
способы проверки)
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? ( О парных согласных и способах их
проверки)
2.
Чистописание.
1) Подготовка пальчиков к письму
- Одновременно сжимаем и разжимаем пальчики,
- Поочередно сжимаем и разжимаем пальчики,
- Поочередно касаемся каждым пальчиком большого;
- «Зайчики»
- “Кулачки” (поворачиваем по часовой стрелке и обратно)
- Теперь ваши пальчики готовы к письменной работе.
2) Найдите лишнюю букву.
с к т ч п ф (ч – обозначает глухой непарный звук, остальные - глухие парные)
- Какой буквы не хватает? ( ш)
Найдите лишнюю букву.
б з в д й ж (Й – обозначает звонкий непарный согл., остальные - парные звонкие)
- Произнесите звуки парами по звонкости - глухости. Напишите пары с элементами между
букв.
3 Актуализация знаний.
- Вчера ко мне снова заходил соседский мальчик второклассник Петя. Его подружка Маша
нашла у него в домашней работе ошибки. А вы найдете?
Найдите ошибки: Слайд
Я люблю свою лошатку, причешу ей шерстку глатко.
- Как вы думаете, почему Петя сделал ошибки? (забыл проверить)Что вы бы ему
посоветовали?
- Маша тоже ему сказала проверить.
- Вот какие слова Петя подобрал для проверки. Прочитайте их внимательно про себя и
скажите, все ли слова являются проверочными?
Слайд
Лошадка – лошадь, лошадиный, лошадки, лошади.
- Почему не назвали «лошадь и лошадки»? (там звук оглушается, снова слабая позиция)
- Как правильно подобрать проверочное слово? (Надо изменить слово или подобрать
однокоренное так, чтобы после согласного стоял гласный или звук (н).
- Какие еще проверочные слова можно подобрать к слову «лошадка»? (нет лошадок,
лошадочка, лошаденка)
- О каких способах-секретах проверки вы бы рассказали Пете?
1) изменить форму слова (поставить в ед или мн.число)
2) Поставить впереди слово «нет»
3) Сказать ласково.
4) Превратить в прилагательное.
5) Превратить в глагол.
6) Задать вопрос «каков?».
Запись с комментированием на доске.
( Лошадка – лошадок, лошади, ) лошадиный, лошадочка, лошаденка)
- Сначала запишем форму слова (лошадок). Подчеркните в проверочном слове букву,
обозначающую парный согласный звук.
- Как назвать одним словом все остальные слова? (однокоренные)
- Подберите проверочные слова к слову «гладко». Как назвать эти слова одним словом?
Гладко – гладенький, гладить, гладок. Как их назвать одним словом? (однокоренные)
- Впереди нас ждет трудное испытание. Поэтому сначала нам надо основательно
подготовиться.
Игра со словами.
- Когда я произнесу слово с парным согласным на конце, вы хлопнете в ладоши над
головой. Если на конце согласный непарный, то вы дружно присядете.
Клюв, дуб, слон, карандаш, стриж, мяч, холод, пруд, трон, шарф, лед, чиж, стол, мост, зуб,
сторож, ястреб, снег.
Найдите лишнее слово.( Раздать « подмогу»)
1. Ход, крот, клад, завод. ( Лишнее слово крот, т.к. в нем надо писать букву (т), а в
остальных «д». Проверка по очереди.
Запись в тетради: крот – кроты. Подчеркнуть орфограмму.
- Какой способ проверки использовали? (меняли форму ед.ч. на мн. число) Как еще можно
проверить эти слова? (подставить слово «нет»,превратить в прилагательное))
2. Шкаф, шарф, жираф, рукав. (Рукав, т.к. в нем надо писать букву «в», в остальных словах
букву «ф» (Запись: рукав-рукава)
3.Лапки, тапки, грибки, шапки. (Грибки – буква «б» – Как проверяли? (меняли форму
мн.числа на единственное, подбирали однокоренное слово ) Запись: грибки - грибок,
грибной. Подчеркнуть орфограмму, выделить корень в однокоренном слове.
4. Ложка, матрешка, крошка, ушко. (Ложка – пишем (ж), в остальных – букву «ш». (Ложка -
ложек, ложечка)
- Какой способ проверки использовали? (подбирали однокоренное слово со значением
«ласково»)
Запись слова.
- Молодцы, ребята! Как вы думаете, бывают слова, которые можно проверить шестью
проверочными словами, а семью...?
Игра «Кто больше придумает проверочных слов?» (в парах)
Оставить одно слово и работа в парах.
1ряд – сказка (сказочка, сказочный, сказать, нет сказок, сказочник, сказание)
Выставить оценки.
4 Словарная работа
- Всегда ли можно проверить парный согласный в середине слова? С каким таким словом
мы познакомились раньше? (автобус, рюкзак) Сегодня вы узнаете еще одно такое слово,
но отгадать его вы должны сами.
в а р к т а з? (завтрак)
Слайд.
Историческая справка: чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много
времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь,
приготовить еду. Пища готовилась на другое время, на завтра, и поэтому называлась
завтраком.
- Запишите это слово с красной строки, поделите на слоги, поставьте ударение,
подчеркните орфограммы, назовите их. Можно проверить букву «в»? (Нет, ее, как и букву
«а», обозначающую безударный гласный, нужно запомнить).
- А какую букву можно проверить?
(Запись: завтрак – завтраки, завтракать)
- А когда говорят: «Опять ты меня завтраками кормишь?» (когда что-то каждый день
обещают, но не выполняют) - Как вы думаете, это пословица или фразеологизм?
- Кто помнит, какой фразеологизм я употребила в начале урока? («ушки на макушке»)
- Объясните, что он значит?
- А что значит «как рукой сняло»?
- Что нужно сделать, чтобы усталость как рукой сняло?
5 Физминутка для глаз.
Чтоб глазки зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и на носик,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И зажмуримся скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
6. Работа по составлению фразеологизмов. (в группах)
Сейчас вы объединитесь в группы по два стола. Каждая группа получит рисунок. Вам надо
будет быстро подобрать к рисунку нужный фразеологизм. Затем представитель от каждой
группы объяснит значение выбранного фразеологизма.
1гр.- повесить нос
2гр. – краснеть до корней волос
3гр – сквозь землю провалиться
4гр. – бить баклуши
- А теперь вместе постараемся вставить по смыслу наши фразеологизмы в предложения
на доске.
«Глеб у доски... очень приуныл,
ему стало очень стыдно.
Он в этот час, как говорится,
Готов ...
О чем же думал он вчера,
Когда...(бездельничал) с утра?»
- Вот что у нас получилось:
«Глеб у доски повесил нос,
краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он тогда,
Когда баклуши бил с утра?»
7. Самостоятельная работа.
- Выпишите самостоятельно из полученного текста слова с орфограммой буква,
обозначающая парный согласный в слове. Взаимопроверка. На доске правильные ответы.
Глеб, нос, час, волос, готов, сквозь, вчера.
(Выставить оценки)
8. Подведение итога.
- Когда надо проверять букву, обозначающую парный согласный? (на
конце слова, в середине перед глухими согл.)
- Как проверить парный согласный?
(1)Изменить форму слова так, чтобы после согласного стоял гласный.
2) Подобрать однокоренное слово так, чтобы после согл стоял гласный или звук (н).
3) Если подобрать проверочное слово нельзя, посмотреть в словаре.
9. Домашнее задание
Рисунок котенка.
Придумать по рисунку слова с нашей орфограммой (как можно больше), записать,
подчеркнуть орфограмму.
10. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. Мы хорошо поработали. У вас на партах лежат листочки с
незаконченными предложениями.
Мне было интересно…
Мне было трудно…
У меня получилось…
- Кто хочет закончить первое предложение? И т. д.
Рефлексия эмоционального состояния.
На парте у каждого три флажка.
Спасибо за работу.