Напоминание

дидактическое пособие по теории музыки


Автор: Войченко Ольга Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ СОШ №37
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: дидактическое пособие по теории музыки
Раздел: дополнительное образование





Назад





Картинка- разминка
(игра по изучению теории музыки)
Цель:
научить детей ориентироваться во всех разделах теории музыки. Игра представлена в виде таблицы, включающей в себя практически все разделы теории музыки, отображённые в знаковом, буквенном виде и картинках- символах. Универсальность этой игры в том, что она доступна и детям на начальном этапе обучения, и не является «лёгкой игрушкой» для выпускников. «Картинка-разминка» – своеобразный вариант тематического тестирования. Она вбирает в себя совокупность способов обучения теории музыки. С целью сокращения времени на выявление знаний учащихся по основным содержательным элементам темы по теории (например, ритм, интервалы и др.), а также повышения мотивации сопутствующими процессу тестирования элементами игры, соревновательности и объективности оценки уровня усвоения материала разрабатываются варианты тестовых заданий. Разрабатываемая технология включает использование практически всех методов обучения:  методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа и др.  методы закрепления изучаемого материала: анализ логических рядов, беседа в форме «вопрос-ответ»;  методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: составление логических рядов; ученик, выступающий в роли учителя, задающего вопрос и оценивающего ответ;  методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: игра на инструменте, запись ритмических и гармонических диктантов, построение интервалов и аккордов от заданной ноты или в тональности; применение теоретических знаний в работе над репертуаром по спец. инструменту;  методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: устный опрос, контрольные работы, собеседование. Требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся:  знать основные понятия и термины;  называть и(или) показывать их;  определять;  анализировать  объяснять. «Картинка-разминка» размещается на листе формата А1. Представляет собой таблицу привлекательного вида, поделенную на квадраты: 6 по горизонтали и 8 по вертикали. В каждом из квадратов дано изображение (знак, буква или картинка) по одному из разделов теории музыки. Квадраты по горизонтали обозначены цифрами(1,2,3,4,5,6); по вертикали ___ буквами (а, б, в, г, д, е, ж).
Правила

игры.
На пересечении координат вертикали горизонтали находим нужный «объект» (по аналогии игры «Морской бой»). Например, г 5 – бекар. Для детей младшего возраста объяснение координат можно заменить понятием «адрес», где буква – это «улица», а цифра – «номер дома». Например, знак альтерации бекар проживает по улице г, в доме №5. Или: «назовите адресата, проживающего по улице е, в доме №4». Это четвертная длительность (та). 1

Задания к таблице
Задания располагаются в порядке возрастания их сложности. Условно можно выделить три уровня сложности.
I уровень
– работа исключительно в одном квадрате, включает минимальный объём знаний (подготовительный класс). Педагог предлагает ученикам найти «адрес» какого-либо изучаемого «объекта». Например: 1. Где живёт знак «реприза»? 2. Где живёт знак, означающий повторение мелодии и как он называется? Ответ: в4
.
Вариант обратной связи: «Кто живёт по адресу в4 и для чего служит?» Ответ: реприза; означает повторение мелодии. Вариант с преднамеренной ошибкой: знак «реприза» находится по адресу в1. Или: знак «повторения» изображён в квадрате в1. По аналогии можно составить задания по другим темам.
II уровень
– работа в нескольких квадратах. Объём знаний позволяет учащимся обобщать материал по какому-либо разделу теории музыки. Педагог предлагает учащимся найти и указать все «адреса» по какой-либо теме. Например: 1. Укажите адреса всех чистых интервалов. Ответ: а2, в3, г1, ж4. 2. Укажите адреса всех знаков альтерации. Ответ: б2, г5, е3. 3. Укажите адреса всех ритмических формул, которые считаются на 1 удар «пульса». Ответ: а3, в1, е4, з2. 4. Укажите адреса главных ступеней лада. Ответ: б4, д6, з3. Педагог допускает преднамеренную ошибку, называя несколько «адресов» по заданной теме. Например «Чистые интервалы»: а2, в3, д4, ж4 (перечислить координаты с одной ошибкой). Ученики должны найти её и исправить. Ответ: д4 (секста) является ошибкой, так как не входит в число «чистых» интервалов. Ответы же по
I уровню
сложности становятся полными. Например, г6 – это ёжик, означает интервал «секунду», они бывают малые и большие, обозначаются м2 и б2; например соль-ля». То есть, педагог предлагает ученику дать по заданной картинке исчерпывающий ответ. Если выдана не вся информация, то педагог призывает помощь класса.
III уровень
– составление логических рядов. Педагог предлагает вниманию учащихся 4 «адреса» по одному из разделов теории (ритм, интервалы, аккорды и т.д.), среди которых есть один «лишний» по смыслу. Ученикам нужно его найти и обосновать ответ. Например: а1, г4, е2, ж4. Ответ: а1 «лишний», так как это аккорд, а все остальные «адреса» относятся к теме «Интервалы». Или: з6, е1, е2, г4. Ответ: е1 «лишний», так как это интервал «септима», а остальные означают «тритоны». 2
Вариант обратной связи: педагог предлагает ученикам самостоятельно составить логический ряд, используя только лишь изученный материал. Параллельно с теоретическими заданиями на каждом уровне сложности вводятся практические: построение и запись нотами интервалов и аккордов, запись ритмических и гармонических диктантов, игра на инструменте, интонирование. Например: 1) задан аккорд в нотной записи , необходимо найти все возможные обозначения его на «Картинке-разминке». Ответ: ж6, д5, а6; 2) заданы координаты: г2, е6, ж1, в5. Нужно расшифровать их, а затем сыграть или спеть в заданной тональности. Ответ: Д 7 с обращениями. 3) учащиеся написали ритмический диктант, после этого им предлагается найти на «Картинке-разминке» координаты всех ритмоформул, встречающихся в диктанте (или триоль, или синкопу и т.д.). Вариантов практических заданий может быть множество.
Приложение к «Картинке-разминке» игра «Разноцветное лото».
Лото состоит из четырнадцати разноцветных карточек одинакового размера 10х15. Карточки двусторонние: с одной стороны они окрашены в какой-либо цвет, а с другой имеют обозначения в виде цифр или букв. Шесть из них пронумерованы от 1 до 6. Восемь карточек обозначены буквами (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З).
Правила игры.
Детям предлагается выбрать на «Картинке-разминке» какой-либо «адрес» с помощью разноцветных карточек. Для этого карточки выкладываются на столе в два горизонтальных ряда следующим образом: восемь карточек в верхнем ряду и шесть карточек в нижнем. Ученик выбирает по одной карточке из каждого ряда по своему желанию (чаще дети оперируют цветовым сочетанием). Затем переворачивают их на другую сторону и читают получившийся от сочетания двух цветов «адрес». Например: И дальше действует по алгоритму работы с «Картинкой-разминкой»: находит на пересечении координат заданный «адрес», определяет степень знакомства с ним и выдаёт всю известную информацию. Ответ: «Это ритмическая формула «Тим-тири», восьмая и две шестнадцатых, считается на один удар пульса, в игре «Охотник и собачка» означает хромую собачку». Можно предложить детям простучать ритм двумя руками под «пульс» или составить ритмический рисунок, или предложить сгруппировать ритмический рисунок в заданном размере с участием этой ритмоформулы. Если заданный символ ученику не знаком (по причине его неизученности на данном этапе), то ему предлагается вторая попытка. 3
4


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники