Автор: Войченко Ольга Ивановна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ СОШ №37 Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: дидактическое пособие по теории музыки Раздел: дополнительное образование
Картинка- разминка
(игра по изучению теории музыки)
Цель: научить детей ориентироваться во всех разделах теории музыки.
Игра представлена в виде таблицы, включающей в себя практически все разделы
теории
музыки,
отображённые
в
знаковом,
буквенном
виде
и
картинках-
символах.
Универсальность этой игры в том, что она доступна и детям на начальном этапе обучения,
и не является «лёгкой игрушкой» для выпускников. «Картинка-разминка» – своеобразный
вариант тематического тестирования. Она вбирает в себя совокупность способов обучения
теории
музыки.
С
целью
сокращения
времени
на
выявление
знаний
учащихся
по
основным содержательным элементам темы по теории (например, ритм, интервалы и др.),
а
также
повышения
мотивации
сопутствующими
процессу
тестирования
элементами
игры,
соревновательности
и
объективности
оценки
уровня
усвоения
материала
разрабатываются варианты тестовых заданий.
Разрабатываемая технология включает использование практически всех методов
обучения:
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной
деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа и др.
методы закрепления изучаемого материала: анализ логических рядов, беседа в
форме «вопрос-ответ»;
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового
материала: составление логических рядов; ученик, выступающий в роли учителя,
задающего вопрос и оценивающего ответ;
методы
учебной
работы
по
применению
знаний
на
практике
и
выработке
умений
и
навыков:
игра
на
инструменте,
запись
ритмических
и
гармонических
диктантов, построение интервалов и аккордов от заданной ноты или в тональности;
применение теоретических знаний в работе над репертуаром по спец. инструменту;
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: устный опрос,
контрольные работы, собеседование.
Требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся:
знать основные понятия и термины;
называть и(или) показывать их;
определять;
анализировать
объяснять.
«Картинка-разминка»
размещается
на
листе
формата
А1.
Представляет
собой
таблицу
привлекательного
вида,
поделенную
на
квадраты:
6
по
горизонтали
и
8
по
вертикали. В каждом из квадратов дано изображение (знак, буква или картинка) по одному
из разделов теории музыки. Квадраты по горизонтали обозначены цифрами(1,2,3,4,5,6); по
вертикали
___
буквами (а, б, в, г, д, е, ж).
Правила
игры. На
пересечении
координат
вертикали
горизонтали
находим
нужный «объект» (по аналогии игры «Морской бой»). Например, г 5 – бекар. Для детей
младшего возраста объяснение координат можно заменить понятием «адрес», где буква –
это «улица», а цифра – «номер дома». Например, знак альтерации бекар проживает по
улице г, в доме №5. Или: «назовите адресата, проживающего по улице е, в доме №4». Это
четвертная длительность (та).
1
Задания к таблице
Задания
располагаются
в
порядке
возрастания
их
сложности.
Условно
можно
выделить три уровня сложности.
I уровень – работа исключительно в одном квадрате, включает минимальный объём
знаний (подготовительный класс).
Педагог предлагает ученикам найти «адрес» какого-либо изучаемого «объекта».
Например:
1.
Где живёт знак «реприза»?
2.
Где живёт знак, означающий повторение мелодии и как он называется?
Ответ: в4 .
Вариант обратной связи: «Кто живёт по адресу в4 и для чего служит?»
Ответ: реприза; означает повторение мелодии.
Вариант с преднамеренной ошибкой: знак «реприза» находится по адресу в1. Или:
знак «повторения» изображён в квадрате в1.
По аналогии можно составить задания по другим темам.
II уровень
– работа в нескольких квадратах. Объём знаний позволяет учащимся
обобщать материал по какому-либо разделу теории музыки.
Педагог предлагает учащимся найти и указать все «адреса» по какой-либо теме.
Например:
1.
Укажите адреса всех чистых интервалов. Ответ: а2, в3, г1, ж4.
2.
Укажите адреса всех знаков альтерации. Ответ: б2, г5, е3.
3.
Укажите адреса всех ритмических формул, которые считаются на 1 удар «пульса».
Ответ: а3, в1, е4, з2.
4.
Укажите адреса главных ступеней лада. Ответ: б4, д6, з3.
Педагог
допускает
преднамеренную
ошибку,
называя
несколько
«адресов»
по
заданной теме. Например «Чистые интервалы»: а2, в3, д4, ж4 (перечислить координаты с
одной ошибкой). Ученики должны найти её и исправить.
Ответ: д4 (секста) является ошибкой, так как не входит в число «чистых»
интервалов.
Ответы же по I уровню сложности становятся полными. Например, г6 – это ёжик,
означает интервал «секунду», они бывают малые и большие, обозначаются м2 и б2;
например
соль-ля».
То
есть,
педагог
предлагает
ученику
дать
по
заданной
картинке
исчерпывающий ответ. Если выдана не вся информация, то педагог призывает помощь
класса.
III уровень – составление логических рядов.
Педагог предлагает вниманию учащихся 4 «адреса» по одному из разделов теории
(ритм,
интервалы,
аккорды
и
т.д.),
среди
которых
есть
один
«лишний»
по
смыслу.
Ученикам нужно его найти и обосновать ответ. Например: а1, г4, е2, ж4.
Ответ: а1 «лишний», так как это аккорд, а все остальные «адреса» относятся к
теме «Интервалы».
Или: з6, е1, е2, г4.
Ответ: е1 «лишний», так как это интервал «септима», а остальные означают
«тритоны».
2
Вариант обратной связи: педагог предлагает ученикам самостоятельно составить
логический ряд, используя только лишь изученный материал.
Параллельно с теоретическими заданиями на каждом уровне сложности вводятся
практические: построение и запись нотами интервалов и аккордов, запись ритмических и
гармонических диктантов, игра на инструменте, интонирование. Например:
1)
задан аккорд в нотной записи
, необходимо найти все возможные
обозначения его на «Картинке-разминке». Ответ: ж6, д5, а6;
2)
заданы координаты: г2, е6, ж1, в5. Нужно расшифровать их, а затем сыграть
или спеть в заданной тональности. Ответ: Д
7
с обращениями.
3)
учащиеся написали ритмический диктант, после этого им предлагается найти
на «Картинке-разминке» координаты всех ритмоформул, встречающихся в диктанте
(или триоль, или синкопу и т.д.). Вариантов практических заданий может быть
множество.
Приложение к «Картинке-разминке» игра «Разноцветное лото».
Лото состоит из четырнадцати разноцветных карточек одинакового размера 10х15.
Карточки двусторонние: с одной стороны они окрашены в какой-либо цвет, а с другой
имеют обозначения в виде цифр или букв. Шесть из них пронумерованы от 1 до 6. Восемь
карточек обозначены буквами (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З).
Правила игры. Детям предлагается выбрать на «Картинке-разминке» какой-либо
«адрес» с помощью разноцветных карточек. Для этого карточки выкладываются на столе в
два горизонтальных ряда следующим образом: восемь карточек в верхнем ряду и шесть
карточек в нижнем. Ученик выбирает по одной карточке из каждого ряда по своему
желанию (чаще дети оперируют цветовым сочетанием). Затем переворачивают их на
другую сторону и читают получившийся от сочетания двух цветов «адрес». Например:
И дальше действует по алгоритму работы с «Картинкой-разминкой»: находит на
пересечении координат заданный «адрес», определяет степень знакомства с ним и выдаёт
всю известную информацию.
Ответ: «Это ритмическая формула «Тим-тири», восьмая и две шестнадцатых,
считается на один удар пульса, в игре «Охотник и собачка» означает хромую собачку».
Можно предложить детям простучать ритм двумя руками под «пульс» или составить
ритмический рисунок, или предложить сгруппировать ритмический рисунок в заданном
размере с участием этой ритмоформулы.
Если заданный символ ученику не знаком (по причине его неизученности на
данном этапе), то ему предлагается вторая попытка.
3
4