Автор: Ступникова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "БОУ "СОШ №67"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: конспект урока (проект)
Тема: "Какие части культурных растений используют люди в пищу"
Раздел: начальное образование
Урок-исследование по теме "Какие части культурных растений используют люди в
пищу"
Цель: Исследование культурных растений с целью определения тех частей, которые
люди используют в пищу.
Задачи:
повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоратив-
ные, бобовые) и части растений;
выявить, какие части культурных растений люди используют в пищу;
продолжить развивать исследовательские способности;
воспитать чувство толерантности, умение учащихся работать в группах.
Оборудование и материалы: маркерные доски, раздаточный материал (части растений,
овощи), ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, флеш-анимация, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
На доске написаны названия культурных растений в столбик. Задание: распределить рас-
тения по группам:
Слива
Огурец
Рожь
Мята
Картофель
Лен
Нарцисс
Груша
Помидор
Пшеница
Тюльпан
Лук
Свекла
Ромашка
Яблоко
Капуста
Горох
Овес
Хлопок
Морковь
Гладиолус
Смородина
Ячмень
Пион
Шалфей
Фасоль
- На какие группы разделили?
- Какие части растений мы знаем?
- Как можно назвать все эти растения? (культурные)
- Эти растения для чего-то нужны? Для чего? Что в этих растениях используют люди?
- ТЕМА. ЦЕЛЬ Исследование культурных растений с целью определения тех частей,
которые люди используют.
Задачи: повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, де-
коративные, бобовые) и части растений;
выявить, какие части культурных растений люди используют;
познакомиться с автором произведения
продолжить развивать исследовательские способности;
учиться работать в группе
- Каждой группе розданы лист ватмана, ножницы, клей, фломастеры, текст с материалом
по данной группе культурных растений, план работы
- Повторите правила работы в группе.
- Выберите командира.
- Возьмите план работы (1 план на доске), по нему вы будете работать.
План работы
1.
На листе ватмана напишите тему вашего исследовния.
2.
Покажите и назовите растения, которые входят в группу, которую вы исследуете.
3.
Расскажите, какую часть растения используют люди.
4.
Чем полезна эта группа растений?
5.
Что интересного узнали про данную группу?
Работа в группах
Учащиеся распределяют растения на группы: 1 – овощные, 2 – плодовые, 3 – зерновые, 4
-лекарственные, 5–бобовые.
Проверка задания
Выступление 1 учащегося от группы.
Учитель на доске вывешивает плакат и рассказывают по плану.
После выступления всех дгрупп, заполняется лист самооценки.
Голосование за лучший проект.
II. Работа над темой
Тема нашего урока: «Какие части культурных растений используют люди».
- Что мы будем сегодня исследовать? (Части культурных растений, которые люди исполь-
зуют в пищу.)
Давайте повторим части растений.
V. Итог урока
– Подведём итог. Узнали ли вы, какие части растений мы используем в пищу? Ка-
кие? (Лист, плод, корень, стебель)
– У каких растений лист?
– У каких растений плод?
– У каких растений корень?
– У каких растений стебель?
– Что нового узнали на уроке?
Овощные
К овощным растениям относятся: капуста, огурец, картофель, поми-
дор, свекла, морковь. У овощных растений человек использует ли-
стья, плоды, корнеплоды, клубни. В нашей стране произрастает до
70 видов овощей. Некоторые овощи были завезены к нам с других
континентов, главным образом из Америки. Но овощи не только по-
лезная еда, а еще и нужные нам витамины. О том, что овощи облада-
ют лечебными свойствами известно из летописи. Так солдатов рань-
ше отправляли в поход с амулетом- головкой лука, шелухой которого
очищали воду. Воины перед походом употребляли листья огуречной
травы- для возбуждения храбрости. Великий медик Авиценна высоко
ценил лечебные свойства тыквы. Овощи необходимы организму каж-
дый день во все времена года. В овощах много витаминов.
Лекарственные растения
К лекарственным растениям относятся: крапива, ромашка, лопух, ма-
лина, черёмуха. У лекарственных растений человек использует: ко-
рень, цветы, ягоды.
Растения применяли в лечении ещё древние люди. В народной меди-
цине крапива используется как ранозаживляющее, витаминное, от-
харкивающее средство. Она применяется при различных кровотече-
ниях, заболеваниях сердца, аллергиях. Наружно - при ранах, крово-
течениях, кожных заболеваниях, для укрепления волос.
Свежие ягоды черники полезно применять когда болит желудок или
расстроен и кишечник, для повышения остроты зрения.
Плоды черемухи применяются в виде отвара или настоя когда болит
живот.
В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим
средством при гриппе, бронхитах, отхаркивающем при кашле.
Листья подорожника прикладывают к ране.
Бобовые растения
К бобовым растениям относятся: горох, фасоль, чечевица. У бобовых
растений человек использует семена. При раскопках древних поселе-
ний архиологи находили обугленные зёрна бобовых. Значит бобовые
начали выращивать очень давно. В бобовых много белка.
Бобовых насчитывается около 18 тыс. видов. Распространены они по-
чти по всей суше земного шара. Бобовые- продукт уникальный. Они
вкусны, питательны и чрезвычайно полезны.. Все эти полезные рас-
тения человек выращивает уже много веков. Пищевая ценность бобо-
вых определяется очень высоким содержанием в их семенах белка,
крахмала и жиров.
Плодовые растения
К плодовым растениям относятся: слива, груша, яблоко, смородина.
У плодовых люди используют плод.
Плодовые растения - это такие растения, плод у которых развивается
из завязи и содержит одно или несколько семян. Плоды являются
ценными продуктами питания. Плодовые растения могут произрас-
тать в лесах в диком виде и специально выращиваться в садах и ого-
родах.
Зерновые растения
К зерновым относятся: подсолнечник, кукуруза, гречиха, ячмень.
Люди используют семена.
Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек
употребляет семена этих растений – зерна. Второе название – злаки.
Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.
Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использу-
ет? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсол-
нечник.
Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачи-
вается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают раститель-
ное масло. Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из
зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое. Из гречихи по-
лучают гречневую крупу. Ячмень дает нам два вида круп: перловую
– это целое зерно, и ячневую – дробленое зерно.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе овощных расте-
ний (представители овощных растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе овощных расте-
ний (представители овощных растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе овощных расте-
ний (представители овощных растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе овощных расте-
ний (представители овощных растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе овощных расте-
ний (представители овощных растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе овощных расте-
ний (представители овощных растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе лекарственных
растений (представители лекарственных растений,
какую часть растения используют люди, чем полез-
но это растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе лекарственных
растений (представители лекарственных растений,
какую часть растения используют люди, чем полез-
но это растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе лекарственных
растений (представители лекарственных растений,
какую часть растения используют люди, чем полез-
но это растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе лекарственных
растений (представители лекарственных растений,
какую часть растения используют люди, чем полез-
но это растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе лекарственных
растений (представители лекарственных растений,
какую часть растения используют люди, чем полез-
но это растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе лекарственных
растений (представители лекарственных растений,
какую часть растения используют люди, чем полез-
но это растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе бобовых расте-
ний (представители бобовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе бобовых расте-
ний (представители бобовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе бобовых расте-
ний (представители бобовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе бобовых расте-
ний (представители бобовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе бобовых расте-
ний (представители бобовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе бобовых расте-
ний (представители бобовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе плодовых рас-
тений (представители плодовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе плодовых рас-
тений (представители плодовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе плодовых рас-
тений (представители плодовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе плодовых рас-
тений (представители плодовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе плодовых рас-
тений (представители плодовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе плодовых рас-
тений (представители плодовых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе зерновых рас-
тений (представители зерновых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе зерновых рас-
тений (представители зерновых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе зерновых рас-
тений (представители зерновых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе зерновых рас-
тений (представители зерновых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе зерновых рас-
тений (представители зерновых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Окружающий мир
1.Ножницы, клей, фломастеры или цветные каран-
даши.
2.Подготовить материал:
- теоретический материал о группе зерновых рас-
тений (представители зерновых растений, какую
часть растения используют люди, чем полезно это
растение)
- подобрать картинки, рисунки с изображением
растений.
Лист самооценки
Этапы
Моя
оценка
1.Повторение
2.Обсуждение в груп-
пе
3.Выполнение работы
4.Представление рабо-
ты
Лист самооценки
Этапы
Моя
оценка
1.Повторение
2.Обсуждение в груп-
пе
3.Выполнение работы
4.Представление рабо-
ты
Лист самооценки
Этапы
Моя
оценка
1.Повторение
2.Обсуждение в груп-
пе
3.Выполнение работы
4.Представление рабо-
ты
Лист самооценки
Этапы
Моя
оценка
1.Повторение
2.Обсуждение в груп-
пе
3.Выполнение работы
4.Представление рабо-
ты