Напоминание

Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" учебный предмет"Живопись"


Автор: Мороз Наталия Анатольевна
Должность: заместитель директора по научно-методической работе
Учебное заведение: МБУ ДО "Норильская детская художественная школа"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: программа
Тема: Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись" учебный предмет"Живопись"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Норильская детская художественная школа»
ПО.01.УП.05. ЖИВОПИСЬ

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

программа «Живопись»

Норильск 2013
1
2

«Рассмотрено»
Методическим советом МБОУ ДОД «НДХШ» _______________________________
(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор Слесарев А.А.

________________

(подпись)

_________________________________

(дата утверждения)

Разработчики:
Мороз Н.А.
Рецензент:
доцент кафедры ДПО Норильского филиала КК ИПК РО, Москвина М.В.
Рецензент:
доцент кафедры «Графика» КГХИ, Косенко О.В.
Рецензент:
Заслуженный работник культуры, директор МБОУ ДОД «НДХШ» А.А.Слесарев 3
4

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;  Срок реализации учебного предмета;  Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;  Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;  Форма проведения учебных аудиторных занятий;  Цели и задачи учебного предмета;  Обоснование структуры программы учебного предмета;  Методы обучения;  Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 Учебно-тематический план.  Содержание разделов и тем. Годовые требования.
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
 Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  Критерии оценки.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
 Методические рекомендации преподавателям;  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
 Методическая литература  Учебная литература  Средства обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» МБОУ ДОД «НДХШ» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись». Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях. Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды. Возраст учащихся: 4 класс- 10- 11 лет 5 класс- 11- 12 лет 6 класс- 13- 14 лет 7класс- 14- 15 лет 8 класс-15- 16 лет 9 класс- 17 лет 6

Срок реализации учебного предмета
. При реализации программы «Живопись» с 8 (9)-летним сроком обучения:
аудиторные занятия:
 4-6 класс - 3 часа;  7-8 класс - 4 часа;  9 класс - 3 часа.
самостоятельная работа:
 4-6 классах - 2 часа;  7-9 классы - 3 часа.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о

затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации данной программы сроком обучения 8 лет общая трудоемкость составляет 924 часа. Из них аудиторные занятия 495 часов, самостоятельная работа 429 часа. При реализации данной программы сроком обучения 9 лет общая трудоемкость составляет 1122часа. Из них аудиторные занятия- 594 часа, самостоятельная работа- 528 часов. При реализации программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 8 (9) лет учебный предмет «Живопись» осваивается 5 (6) лет. Видом промежуточной аттестации с четвертого по девятый класс служит зачет (творческий просмотр). Экзамены проводятся во втором полугодии восьмого и девятого класса. Срок реализации программы живопись 8 лет Вид учебной Затраты учебного времени, Всего работы, график промежуточной аттестации часов аттестации, учебной нагрузки Классы/ полугодия 4 5 6 7 8 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Аудиторные 48 51 48 51 48 51 48 51 48 51 495 занятия (в часах) Самостоятельная 48 51 429 работа 32 34 32 34 48 51 48 51 (домашнее практическое 7
задание, в часах) Вид промежуточной аттестации зачет зачет зачет зачет экзамен 924 Максимальная 96 102 учебная нагрузка 80 85 80 85 96 102 96 102 (в часах)
Срок реализации программы живопись 9 лет
Вид учебной Затраты учебного времени, Всего работы, график промежуточной аттестации часов аттестации, учебной нагрузки Классы/ полугодия 4 5 6 7 8 9 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Аудиторные 48 51 48 51 48 51 48 51 48 51 48 51 594 занятия (в часах) Самостоятельная работа 32 34 32 34 48 51 48 51 48 51 48 51 528 (домашнее практическое задание, в часах) Вид промежуточной аттестации зачет зачет зачет зачет экзамен экзамен Максимальная учебная нагрузка 80 85 80 85 96 102 96 102 96 102 96 102 1122 (в часах)
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 11 человек). Продолжительность уроков - 40 минут. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:
 художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;  выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие 8
основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:  знаний свойств живописных материалов, их технических возможностей ;  знаний разнообразных техник живописи;  знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;  умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;  умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;  навыков в использовании основных техник и материалов;  навыков последовательного ведения живописной работы.  формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. 
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок; 9
 методическое обеспечение учебного процесса.  В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:  словесный (объяснение, беседа, рассказ);  наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);  практический;  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по живописи должна быть оснащена мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натюрмортного фонда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10
Программа учебного предмета «Живопись» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения живописи, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Живопись» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления. Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении живописи, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости. Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по живописи носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики. Первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет. В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания 1 класса
знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с гуашью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во

2

классе
учащиеся продолжают изучать свойства живописных материалов, приемы работы с акварелью. Углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы. 11

В 3 классе
постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на тональное и колористическое решение, передачу пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В 4 классе
натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности. Большое место отводится изучению материальности предметов.
В

5

классе
углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.
В 6 классе
учащиеся должны самостоятельно выполнять задание, уметь передавать точные цветовые отношения, самостоятельно строить сложную цветовую гармонию, выражать индивидуальное отношение к изображаемому, уметь технически реализовать замысел. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания. Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам: 
1 год обучения
Раздел 1.Характаристика цвета . Раздел 2.Форма предметов . Раздел3. Цветовое единство. Раздел 4. Цветовая гармония. 
2 год обучения
Раздел 1. Фактура и технические приемы в живописи. Раздел 2. Характеристика цвета. Раздел 3. Форма предмета в живописи. Раздел 4.Цветовые отношения. Раздел 5. Цветовая гармония. 12

3год обучения
Раздел 1. Фактура и технические приемы в живописи. Раздел 2. Цветовая гармония. Раздел 3. Цветовые отношения. Раздел 4. Форма предметов в живописи. Раздел 5. Материальность предметов в живописи. 
4 год обучения
Раздел 1. Фактура и технические приемы в живописи. Раздел 2. Форма предметов в живописи. Раздел3. Цветовые отношения. Раздел4. Материальность в живописи. 
5 год обучения
Раздел 1. Цветовая гармония. Раздел 2. Форма предметов в живописи. Раздел 3. Фактура и материальность в живописи. 
6 год обучения
Раздел 1.Цветовая гармония . Раздел 2.Фигура человека в живописи . Раздел 3. Фактура и материальность в живописи.
Учебно-тематический план
Данный раздел содержит учебно-тематического план с объемом часов, соответствующим объему предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 8 (9) лет.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

( Четвертый класс)


Наименование темы Вид учебного занятия Максимальна я учебная нагрузка Задание для самостоятельн ой работы Аудиторно е задание 165 66 99
I полугодие

Раздел 1. Характеристика цвета
13
1.1. Знакомство с программой года урок 5 2 3 1.2. Цветовой круг. урок 5 2 3 1.3. Холодные и теплые цвета. урок 5 2 3 1.4. Основные свойства цвета. Осенние листья. урок 5 2 3 1.5. «Осенний ковер» урок 5 2 3
Раздел 2. Форма предметов
2.1. Пре дме ты, выр азит ель ные по сил уэт у на цве тно м фон е. урок 5 2 3 2.2. Предметы быта. Светлая ваза на темном фоне. урок 10 4 6 2.3. Предметы быта. Темна ваза на светлом фоне. урок 10 4 6 2.4. Наброски фигуры человека (наброски цветным силуэтом) урок 5 2 3
Раздел 3. Цветовое единство
3.1. Цветовая гамма. Натюрморт из 3- 4 предметов быта в холодной цветовой гамме (теплой цветовой гамме) урок 10 4 6 3.2. Цветовая гамма. Натюрморт из 3- 4 предметов быта в теплой ( холодной) цветовой гамме. урок 10 6 9
II полугодие

Раздел 4. Цветовая гармония
4.1. Этюды животных и птиц урок 5 2 3 4.2. Цветовое единство. «Розовый натюрморт». Натюрморт из предметов быта в сближенной цветовой гамме урок 15 6 6 4.3. Цветовые отношения. «Зеленый натюрморт» Натюрморт из предметов быта в сближенной цветовой гамме урок 15 6 9 4.4. Цветовой и тоновой контраст. Натюрморт из предметов быта на окне. урок 15 6 9 4.5. Цветовой контраст. Натюрморт из предметов быта, контрастных по форме, цвету и тону. урок 15 6 9 4.6. Декоративный натюрморт. урок 17 8 9 4.7. Контрольная постановка. Постановка из двух предметов. урок 3 3 4.8. Зачет. просмотр 3 3 14

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(Пятый класс)
Наименование темы Вид учебного занятия Максимальна я учебная нагрузка Задание для самостоятельн ой работы Аудиторное задание 165 66 99
I полугодие

Раздел 1. Фактура и технические приемы.
1.1. Знакомство с техническими и изобразительными средствами акварели. урок 5 2 3
Раздел 2. Характеристика цвета.
2.1. Основные характеристики цвета. Цветовой круг. основные, составные, дополнительные цвета. урок 5 2 3 2.2. Теплые и холодные цвета. урок 5 2 3 2.3. Тоновая и цветовая растяжка. урок 5 2 3 2.4. Получение черного цвета путем смешения. урок 5 2 3
Раздел 3. Фактура и технические приемы в живописи.
3.1. Гербарий из осенних листьев. урок 6 3 3 3.2. Копирование лоскутков ткани урок 6 3 3
Раздел 4. Форма предметов в живописи.
4.1. Плоские предметы без оси симметрии, выразительные по силуэту на фоне однотонной драпировки. урок 5 2 3 4.2. Плоские предметы, имеющие ось симметрии, выразительные по силуэту на фоне однотонной драпировки. урок 9 3 6 4.3. Этюды фигуры человека. 5 2 3 4.4. Постановка из предмета (игрушка) на фоне однотонной драпировки. урок 5 2 3 4.5. Постановка предмета цилиндрической формы без фона. урок 5 2 3 4.6. Постановка предмета цилиндрической формы с фоном. урок 9 3 6
2 полугодие

Раздел 5. Цветовые отношения.
5.1. Этюды овощей и фруктов на цветном фоне. урок 5 2 3 5.2. Этюды животных и птиц на цветном фоне. урок 6 3 3 5.3. Постановка с белым кувшином на контрастном фоне. 5 2 3 5.4. Этюды фигуры человека в цвете. 9 6 3
Раздел 6. Цветовая гармония
15
6.1. Натюрморт из двух предметов в теплой цветовой гамме на светлом фоне. урок 5 2 3 6.2. Натюрморт из двух предметов в холодной цветовой гамме на светлом фоне. урок 5 2 3 6.3. Постановка из предмета простой формы (коробка) на контрастном фоне. урок 5 2 3 6.4. Натюрморт из двух контрастных по тону и цвету предметов ( 2 натюрморта) урок 8 2 6 6.5. Натюрморт из предметов быта на декоративном фоне. урок 10 4 6 6.6. Натюрморт из двух контрастных по цвету предметов, один из которых имеет форму параллелепипеда. урок 10 4 6 6.7. Натюрморт из предметов быта в сближенной цветовой гамме урок 10 4 6 6.8. Контрольная постановка. постановка. Натюрморт из предметов быта и фруктов (3 предмета) урок 9 3 6 6.9. Зачет. просмотр 3 3
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(Шестой класс)
Наименование темы Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Задание для самостоятельн ой работы Аудиторное задание 198 99 99
I полугодие

урок1266 Раздел 1. Фактура и технические приемы в

живописи
1 . 1 . 1.2. Этю д бук ета на кон тра стн ом фон е. Этюды овощей и фруктов на нейтральном фоне. урок 12 6 6 1.3. Натюрморт из предмета быта, фруктов и овощей на «контражур». урок 12 6 6 1.4. Небольшой натюрморт из одного предмета быта, фруктов и овощей на нейтральном фоне. урок 12 6 6
Раз

дел

2.Ц
16

вет

ова

я

гар

мон

ия
12662.1. Н а т ю р м о р т ы в т е п л о й ( х о л о д н о й ) ц в е т о в о й г а м м е . ( 2 п о с т а н о в к и 17
) 2.2. уро к Декоративный натюрморт. урок 12 6 6 2.3. Этюд птиц на нейтральном фоне урок 12 6 6 2.4. Постановка с птицей на контрастном фоне. урок 12 6 6
II

пол

уго

дие

Раздел 3.Цветовые отношения
12663.1. П о с т а н о в к а с б е л ы м п р е д м е т о м н а т е м н о м ф о н е . 3.2. уро к Этюд фигуры человека. урок 6 3 3 3.3. Натюрморт из предметов быта на контрастном фоне урок 6
Раз

дел

4.

Фо
18

рма

пре

дме

тов

в

жи

воп

иси
6334.1. Э т ю д с к л а д к и н а н е й т р а л ь н о м ф о н е . 4.2. уро к Натюрморт из 2- 3 предметов быта со складкой. урок 12 6 6 4.3. Натюрморт из предметов быта (гризайль) урок 12 6 6 4.4. Натюрморт из 3 предметов быта на «контражур» на нейтральном фоне урок 12 6 6
Раз

дел

5.

Ма

тер

иал

ьно

сть

пре

дме

тов

в

жи

воп
19

иси
18994.5. Н а т ю р м о р т и з 3 п р е д м е т о в к о н т р а с т н ы х п о т о н у и ц в е т у с р а з л и ч н ы м и п о м 20
а т е р и а л у п о в е р х н о с т я м и н а т е м н о м ф о н е . 4.6. уро к Контрольная постановка. Натюрморт из предметов быта, различных по материалу. урок 18 9 9 4.7. Зачет. 3 3
ЧЕ

ТВ

ЕР

Т

Ы

Й

ГО

Д

ОБ

УЧ

ЕН

ИЯ

(Се

дь

мо

й

кл
21

асс

)
Задание для самостоятельной работыАудиторное задание Н а и м е н о в а н и е т е м ы Вид уче бно го зан яти яМа кси мал ьная уче бна я наг руз ка 198 99 99
I

пол

уго

дие

Р

а

з

д

е

л

1

.

Ф

а

к

т

у

р

а
22

и

т

е

х

н

и

ч

е

с

к

и

е

п

р

и

е

м

ы

в

ж

и

в

о

п

и

с

и

.

6
1.1 . Натюрморт из овощей, фруктов на нейтральном фоне у р о к
Раз

дел

2.

Фо

рма

пре

дме

тов

в

жи

воп

иси

126
2412122.1. Н а т ю р м о р т и 23
з п р е д м е т о в б ы т а , о в о щ е й , ф р у к т о в н а « к о н т р а ж у р »
Раз

дел

3.

Цве

тов

ые

отн

оше

ния

уро

к
2412123.1. Н а т ю р м 24
о р т и з ж и в ы х ц в е т о в , о в о щ е й , ф р у к т о в и о д н о г о п р е д м е т а б ы т о в о й у т в а р и 25
н а к о н т р а с т н о м ф о н е . 3.2. уро к Этюды фигуры человека урок 12 6 6 3.3. Декоративный натюрморт урок 24 12 12
II

пол

уго

дие
963.5. Э т ю д ы ж и в о т н ы х и п т и ц
Раз

дел

4.

Цве

тов

ая

гар

мон

ияу

рок

15
26
18994.1. Н а т ю р м о р т с ч у ч е л о м п т и ц ы 4.2. уро к Натюрморт из предметов быта малонасыщенной цветовой окраски урок 18 9 9 4.3. Натюрморт из 3-4 предметов быта различных по материалу (металл, стекло, дерево) урок 24 12 12 4.4. Контрольная постановка. Натюрморт из предметов быта различных по материалу, связанных единым смыслом. урок 24 12 12 4.5. Зачет. просмотр 3 3
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(Восьмой класс)
Наименование темы Вид учебного занятия Максимальна я учебная нагрузка Задание для самостоятельной работы Аудиторное задание 198 99 99
I полугодие

Раздел 1. Цветовая гармония
1.1. Этюд букета в стеклянном сосуде. урок 18 9 9 1.2. Натюрморт из предметов быта, цветов, овощей, фруктов. урок 18 9 9 1.3. Натюрморт из предметов контрастных по форме и цвету, различных по материалу урок 18 9 9 1.4. Этюд натюрморта в интерьере. урок 18 9 9 1.5. Натюрморт из предметов быта связанных единым смыслом. урок 24 12 12 27

II полугодие

Раздел 2. Фигура человека в живописи
2.1. Этюд фигуры человека в интерьере урок 30 21 9
Раздел 3. Цветовые отношения
3.1. Натюрморт с гипсовым орнаментом урок 18 9 9 3.2. Натюрморт из крупных предметов быта различной материальности и насыщенности урок 30 15 15 3.3. Экзаменационная постановка. Тематический натюрморт из предметов различной материальности урок 27 9 18 3.4. Экзамен просмотр
ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(Девятый класс)
Наименование темы Вид учебного занятия Максимальна я учебная нагрузка Задание для самостоятельной работы Аудиторное задание 198 99 99
I полугодие

Раздел 1. Цветовая гармония
1.1. Тематический натюрморт «Осенний» урок 24 12 12 1.2. Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле. урок 24 12 12 1.3. Интерьер урок 24 12 12 1.4. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету урок 24 12 12
II полугодие

Раздел 2. Цветовые отношения
2.1. «Белый натюрморт» урок 24 12 12
Раздел 3. Фигура человека в живописи
3.1. Этюды живой головы (2 этюда) урок 30 18 12 3.2. Фигура человека в национальном костюме в интерьере урок 24 12 12
Раздел 4. Материальность предметов в живописи
4.1. Экзаменационная постановка. Натюрморт с ярко выраженной тематической направленностью (театральный, музыкальный или художественный) урок 30 12 18 4.2. Экзамен. просмотр
Содержание учебного предмета.

Годовые требования
28

Первый год обучения

1 полугодие

Раздел1. Характеристика цвета.



1.1.Тема: Знакомство с программой года. Технические приемы в живописи.
Познакомить с техническими и изобразительными средствами живописи. Выполнение упражнений на изучение различных технических приемов при работе с гуашью. Учить разнообразию фактуры мазка. Материал: бумага формата А4, гуашь. Самостоятельная работа: выполнение упражнений на изучение различных технических приемов при работе с гуашью.
1.2. Цветовой круг.
Закрепление знаний о ахроматических и хроматических, основных и составных цветах. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Материал: бумага формата А 4, гуашь. Самостоятельная работа: составление орнамента с основными и составными цветами.
1.3.Тема: Холодные и теплые цвета.
Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Материал: бумага формата А 4, гуашь. Самостоятельная работа: выполнение растяжек от зеленого к синему.
1.4.Тема: Основные свойства цвета. Листья.
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Закрепление понятий светлого и темного силуэта. Умение составлять сложные цвета. Осенние листья на светлом и темном фоне. Материал: бумага формата А 4, гуашь. Самостоятельная работа: этюды листьев в альбоме домашних заданий.
1.5.Тема: «Осенний ковер».
29
Навыки работы по воображению. Формировать навыки и приемы работы красками. Материал: бумага формата А4, гуашь. Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.
Раздел 2. Цветовые отношения.

2.1.Тема:

Форма предметов. Предметы, выразительные по силуэту на цветном

фоне
Формировать навыки работы цветным силуэтом. Учить передавать характер и пропорции предметов. Материал: бумага формата А4, гуашь. Самостоятельная работа: этюды выразительных по силуэту предметов в альбоме домашних заданий .
2.2. Тема: Предметы быта. Светлая ваза на темном фоне.
Понятие светлого силуэта. Учить передавать характер предметов. Формировать навыки и приемы работы с красками. Учить разнообразию фактуры мазка. Материал: бумага формата А 3, гуашь. Самостоятельная работа: этюды предметов быта на темном фоне в альбоме домашних заданий.
2.3.Тема: Предметы быта. Темная ваза на светлом фоне.
Силуэт. Форма предмета, закрепление понятия темного силуэта. Формировать навыки и приемы работы с красками. Учить разнообразию фактуры мазка. Материал: бумага формата А3, гуашь. Самостоятельная работа: этюды предметов, различных по форме, на светлом фоне.
2.4.Тема: Наброски фигуры человека на цветном фоне.
Формировать навыки работы цветным силуэтом. Учить передавать характер и пропорции фигуры человека. Материал: бумага формата А4, гуашь. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в альбоме домашних заданий.
Раздел 3. Цветовое единство.

3.1.Тема: Натюрморт из 3-4 предметов быта в теплой (холодной) цветовой

гамме .
Поиск цветовых отношений. Дать понятие цветовой гаммы. Большое внимание уделять постановке натюрморта. Предметы подбирать разнообразные по форме . Этюд натюрморта в декоративно- плоскостном варианте. 30
Материал: бумага формата А3. Самостоятельная работа: натюрморт из фруктов и овощей в теплой или холодной цветовой гамме в альбоме домашних заданий.
2 полугодие

Раздел 4. Цветовая гармония.

4.1.Тема: Этюды животных и птиц.
Поиск обобщенного живописного решения в основных тоновых и цветовых отношениях. Работа цветным силуэтом. Учить передавать характер и пропорции птиц и животных. Материал: бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюды и зарисовки домашних животных в альбоме домашних заданий.
4.2. Тема: Этюды фигуры человека.
Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. Материал: бумага формата А4, гуашь. Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.
4. 3. Тема: «Розовый натюрморт».
Натюрморт из 3-4 предметов быта в сближенной цветовой гамме. Закрепить понятия: «сближенные цветовые отношения», «колорит». Цельность работы. Обратить внимание на подбор предметов. Материал: бумага формата А2, гуашь. Самостоятельная работа: выполнить подобный натюрморт в домашних условиях на формате А3.
4.4. Тема: «Зеленый натюрморт».
Натюрморт из 3-4 предметов быта в сближенной цветовой гамме. Закрепить понятия: «сближенные цветовые отношения», «колорит». Цельность работы. Обратить внимание на подбор предметов. Материал: бумага формата А 2, гуашь. Самостоятельная работа: выполнить подобный натюрморт в домашних условиях на формате А3. 31

4.5.Тема: Натюрморт на окне.
Применение различных технических приемов при работе с гуашью. Композиционно – пластическое решение, колористический строй. Материал: бумага формата А2. Самостоятельная работа: выполнить подобный натюрморт в домашних условиях на формате А3.
4.6.Тема. Натюрморт из предметов быта.
Натюрморт из 3- 4 предметов быта, контрастных по форме, цвету и тону. Понятие «цветовой контраст», понятие «цветовая гармония». Большое внимание уделить постановке натюрморта. Предметы подбирать разнообразные. Фон контрастный. Продолжать обучать смешению красок и разнообразию фактуры мазка. Материал: бумага формата А 2, гуашь.
4.7. Контрольный урок. Натюрморт из предметов быта.
Натюрморт из 2- 3 предметов быта, контрастных по тону и цвету. Материал: бумага формата А 3, гуашь.
Второй год обучения

1 полугодие.

Раздел 1. Фактура и технические приемы в живописи.

1.1.Тема: Знакомство с техническими и изобразительными

средствами живописи.
Развитие навыков и умений при работе с акварелью. Познакомить учащихся с техническими и изобразительными средствами акварельной живописи. Познакомить с техническим приемом а la prima. Выполнение упражнений на изучение различных технических приемов при работе с акварелью. М а т е р и а л : а к в а р е л ь , б у м а г а ф о р м а т а А 4 . Самостоятельная работа: выполнение упражнений на изучение технических приемов при работе с акварелью.
Раздел 2. Характеристика цвета.
32

2.1.Тема:

Основные

характеристики

цвета.

Цветовой

круг.

Основные,

составные, дополнительные цвета.
Закрепление понятий «цветовой круг», «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета». Основные характеристики цвета. Выполнение упражнений на получение дополнительных, составных цветов. Смешение красок. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: выполнение упражнений на изучение основных, составных, дополнительных цветов.
2.2.Тема: Теплые и холодные цвета.
Продолжить знакомство с теплыми и холодными цветовыми оттенками. Выполнение упражнений на получение теплых и холодных цветовых оттенков (рыбка, бабочка, подсолнух). Материал: акварель , бумага формата А4. Самостоятельная работа: выполнить упражнения на получение теплых и холодных цветовых оттенков.
2.3.Тема: Тоновая и цветовая растяжка.
Закрепление понятий «тон», «насыщенные цвета», «малонасыщенные цвета». Выполнение упражнений на тоновую и цветовую растяжку. Научить постепенно, вводить разные оттенки. Материал: акварель, бумага формата А4 . Самостоятельная работа:

выполнить цветовую растяжку зеленого цвета. 2.2.
Тема: Получение черного цвета путем смешения.
Получение черного цвета путем смешения (без использования черной краски). Выполнение упражнений на получение черного цвета путем смешения. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюд черного предмета.
Раздел 3. Фактура и технические приемы в живописи.

3.1.Тема: Гербарий из осенних листьев.
. Работа с натуры. Познакомить с техническими приемами при работе акварелью. Вливание цвета в цвет. Смешение красок, получение составных цветов. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений. 33

3.2.Тема: Копирование лоскутков ткани.
Отработка основных приемов при работе акварелью. Смешение красок, получение составных цветов. Вливание цвета в цвет. Материал : акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: повторить упражнения, выполненные в классе.
Раздел 4. Форма предметов в живописи.

4.1.Тема: Плоские предметы, без оси симметрии, выразительные по силуэту на

фоне однотонной драпировки.
Плоские предметы выразительные по силуэту на фоне однотонной драпировки. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков и связи с окружающей средой. Материал: акварель, бумага формата A4. Самостоятельная работа: этюды плоских предметов.
4.2.Тема:

Плоские

предметы,

имеющие

ось

симметрии,

выразительные

по

силуэту на фоне однотонной драпировки.
Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков и связи с окружающей средой. Постановка из одного предмета (балалайка, разделочная доска, сечка и т.п.), имеющего ось симметрии, на нейтральном фоне без складок . Материал: акварель, бумага формата A4. Самостоятельная работа: этюды плоских предметов, имеющих ось симметрии.
4.3.Тема: Этюд фигуры человека.
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
4.4.Тема:

Постановка

их

одного

предмета

(игрушка)

на

фоне

однотонной

драпировки.
34
Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения с характерными особенностями : свет, полутон, тень собственная, тень падающая . Лепка формы предмета цветом. Освещение: боковое. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюд игрушки, обязательно освещенной.
4.5. Тема: Постановка из предмета цилиндрической формы без фона.
Формирование умения передавать цветовые и тональные отношения с характерными особенностями : свет, полутон, тень собственная, тень падающая . Лепка формы предмета цветом. Формы предметов простые(цилиндрические) без фона . Освещение : боковое. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюд предмета цилиндрической формы без фона, обязательно освещенного.
4.6. Тема: Постановка из предмета цилиндрической формы с фоном.
Формирование умения передавать цветовые и тональные отношения с характерными особенностями : свет, полутон, тень собственная, тень падающая . Понятие «рефлекс». Лепка формы предмета цветом. Формы предметов простые (цилиндрические) на цветном фоне. Освещение: боковое. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюд предмета цилиндрической формы на нейтральном фоне, обязательно освещенного.
II полугодие

Раздел 5. Цветовые отношения.

5.1. Тема: Этюды овощей и фруктов на цветном фоне.
Закрепление навыков передачи тоном и цветом предметов простой формы. Цветовые отношения света и тени. Закрепление понятия «рефлекс». Освещение : боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А4. 35
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов на цветном фоне.
5.2. Тема: Этюды животных и птиц на цветном фоне.
Формирование ведения работы изобразительными средствами живописи в этюдах с животными и птицами. Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюды домашних животных.
5.3. Тема: Этюд белого кувшина на контрастном фоне.
Постановка с белым кувшином на темном фоне без складок при боковом освещении . Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Работа в технике a la prima. Освещение: верхнее. Материал: бумага формата А4, акварель. Самостоятельная работа: этюды белого предмета на цветном фоне.
5.4. Тема: Этюд фигуры человека в цвете.
Продолжение знакомства с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Лепка формы цветом. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении.
Раздел 6. Цветовая гармония.

6.1.Тема: Натюрморт из двух предметов в теплой цветовой гамме на светлом

фоне.
Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Передача нюансов родственных по гамме цветов. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Лепка формы предметов цветом. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель , бумага формата А 4. 36
Самостоятельная работа: этюды натюрморта из двух предметов быта в теплой цветовой гамме на светлом фоне при боковом освещении .
6.2. Тема: Натюрморт из двух предметов в холодной цветовой гамме на светлом

фоне.
Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Передача нюансов родственных по гамме цветов. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Лепка формы предметов цветом. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А 4. Самостоятельная работа: этюды натюрморта из двух предметов быта в холодной цветовой гамме на светлом фоне при боковом освещении .
6.3.Тема: Постановка из предмета простой формы (коробка) на контрастном

фоне.
Закрепление навыков передачи тоном и цветом предметов простой формы (коробка). Цветовые отношения света и тени. Закрепление понятия «рефлекс». Постановка на контрастном фоне без складок. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель , бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюд предмета простой формы (коробки).
6.4.Тема:Натюрморт из двух контрастных по тону и цвету предметов .
Передача точных свето - тоновых отношений в натюрморте. Лепка формы предметов цветом. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А4. Самостоятельная работа: этюды предметов простой формы.
6.5. Тема: Натюрморт из предметов быта на декоративном фоне.
37
Формирование навыков работы гуашью. Композиционно- пластическое решение, колористический строй, роль детали в натюрморте. Декоративное решение. Освещение: естественное. Материал: гуашь, бумага формата А3. Самостоятельная работа: выполнить декоративный натюрморт .
6.6.

Тема:

Натюрморт

из

двух

контрастных

по

цвету

предметов,

один

из

которых имеет форму параллелепипеда
. Цветотональные отношения. Лепка формы предметов цветом . связь предметов с окружающей средой. Формирование навыков и умений в работе методом «лессировка». Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов простой формы ( коробки)
6.7. Тема: Натюрморт из двух предметов быта в сближенной цветовой гамме.
Передача точных свето – тоновых и цветовых отношений в натюрморте. Лепка формы предметов цветом. Связь предметов с окружающей средой. Формирование навыков и умений в работе методом «лессировка». Освещение : боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов простой формы.
6.8. Тема: Контрольная постановка.
Натюрморт из предмета быта и фрукта .Закрепление полученных знаний, умений и навыков приобретенных в течении года. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Работа методом «лессировка». Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3.
Третий год обучения

I полугодие

Раздел 1. Фактура и технические приемы в живописи
38

1.1.Тема: Этюд букета на контрастном фоне.
Развитие колористического видения. Поиск больших цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью (гуашью). Освещение: естественное. Материал: акварель или гуашь, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды цветов.
1.2.Тема: Этюды овощей и фруктов на нейтральном фоне.
Формирование навыков работы « a la prima». Этюды овощей с контрастными цветовыми отношениями. Поиск больших цветовых отношений. Освещение: боковое, верхнее. Материал: бумага формата А3, акварель. Самостоятельная работа: этюды овощей.
1.3.Тема: Натюрморт из предмета быта, фруктов и овощей на «контражур».
Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Влияние цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Освещение: контражур. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов на «контражур» .
1.4.Тема: Небольшой натюрморт из одного предмета быта, овощей, фруктов на

нейтральном фоне.
Развитие представления о сочетании цвета. Передача объема предметов посредством светотени. Ритмическое построение цветовых пятен. Формирование навыков работы «лессировкой». Освещение: боковое, верхнее. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов .
Раздел 2. Цветовая гармония

2.1.Тема: Натюрморты в теплой и холодной гамме.
Учить передавать цветовую взаимосвязь предметов через рефлексы. Формирование навыков работы « a la prima». Большие цветовые отношения. Цвет в рефлексах. 39
Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов быта в теплой и холодной цветовой гамме .
2.2.Тема: Декоративный натюрморт.
Развитие колористического видения. Поиск больших цветовых отношений. Целостность, декоративность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта. Освещение: естественное. Материал: гуашь, бумага формата А3. Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание дома .
2.4.Тема: Этюд фигуры человека.
Передача характера, движения фигуры человека. Учить работать большими цветовыми отношениями с учетом колористического состояния натуры в определенных условиях освещения. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека дома .
2.5.Тема: Натюрморт из предметов быта на контрастном фоне.
Формирование навыка последовательного ведения натюрморта в живописи. Лепка формы предметов цветом. Цельность колористического решения. Использование различных приемов при работе с акварелью. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюд предмета быта на контрастном фоне.
II полугодие

Раздел 3. Форма предметов в живописи

3.1.Тема: Постановка с белым предметом на темном фоне.
40
Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Влияние цветовой среды на предметы через рефлексы и полутона. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюд белого предмета на темном фоне.
3.2.Тема: Этюды птиц на нейтральном фоне.
Передача характера, пропорций чучела птицы. Обобщенная передача формы цветом. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды домашних животных.
3.3.Тема: Постановка с птицей на контрастном фоне.
Последовательное ведение работы над натюрмортом. Цветотональные отношения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды животных по памяти и представлению.
Раздел 4. Форма предметов в живописи

4.1. Тема: Этюд складки на нейтральном фоне.
Формирование умений и навыков в передаче объема складки посредством светотени, выраженной цветом. Освещение: боковое. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюд складки на нейтральном фоне.
4.2. Тема: Натюрморт из 2 – 3 предметов быта со складкой.
Последовательное ведение работы над натюрмортом. Совершенствование и углубление понимания в передаче объема посредством светотени, выраженной цветом. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. 41
Самостоятельная работа: этюд складки.
4.3. Натюрморт из 3 предметов быта (гризайль).
Поиск выразительного пластического решения. Верные тональные отношения в натюрморте. Освещение: боковое, верхнее. Материал: акварель, бумага формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов в тоне.
4.4.Натюрморт из 3-х предметов быта на «контражур» на

нейтральном фоне ( на окне).
Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Влияние цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Освещение: контражур. Материал: бумага формата А2, акварель.
4.5. Натюрморт из 3-х предметов, контрастных по тону и

цвету с различными по материалу поверхностями на темном

фоне.

Четвертый год обучения

I полугодие

Раздел 1. Форма предметов в живописи.
1.1.
Тема: Натюрморт из овощей и фруктов на нейтральном фоне.
Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Цельность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Освещение: верхнее, боковое. Материал: акварель, бумага формата A3. Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов. 42

Раздел 2. Форма предметов в живописи.

2.1.

Тема: Натюрморт из предметов быта, овощей, фруктов на «контражур».
Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Большие цветовые отношения. Передача формы предметов через светотень. Закрепление умения вести работу последовательно и поэтапно. Освещение: контражур Материал: акварель, бумага формата А2. Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников
Раздел3. Цветовые отношения.

3.1.

Тема: Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета

бытовой утвари на контрастном фоне.
Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.
3.2. Тема: Этюды фигуры человека.
Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Умение размещать в листе несколько фигур. Выявление индивидуальных особенностей модели. Лепка формы цветом. Этюды одноклассников. Техника «a la prima». освещение Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.
3.3. Тема: Декоративный натюрморт.
Тематический натюрморт из предметов, четких по цвету и различных по форме. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Материал :бумага формата А2, гуашь. Самостоятельная работа: выполнение декоративного натюрморта на формате А3. 43

II полугодие

3.5. Тема: Этюды животных и птиц.
Этюды чучел животных в различных ракурсах. Развитие навыков и умений рисования животных и птиц. Умение размещать в листе несколько фигур. Передать характер, фактуру, движение, пропорции цветом. Особое внимание уделять последовательному ведению работы. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды животных и птиц по памяти и представлению.


Раздел 4. Цветовая гармония.

4.1. Тема: Натюрморт с чучелом птицы.
Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Лепка формы цветом, передача фактуры. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.

4.2.
Тема: Натюрморт из предметов быта малонасыщенной цветовой окраски.
Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды несложных натюрмортов малонасыщеннолй цветовой окраски на форматах А3.
Раздел 5. Материальность предметов в живописи
5.1.
Тема: Натюрморт из 3-4 предметов быта различных по материалу.
Грамотное последовательное ведение работы. Поиск интересного живописно- пластического решения. Передача материальности и характера предметов в среде. Различные живописные приемы. Материал: бумага формата A2, акварель. Самостоятельная работа: этюды предметов разной материальности. 5.2.
Тема: Контрольная постановка. Натюрморт из предметов быта различных

по материалу, связанных единым смыслом.
Применение на практике полученных знаний. Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Лепка формы цветом, передача материальности. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды предметов различных по материалу. 44

Пятый год обучения

I полугодие

Раздел 1. Цветовая гармония

1.1.Тема:Этюд букета в стеклянном сосуде.
Развитие умения работы разными приемами акварели. Цельность колористического решения. Лепка формы букета цветом, передача фактуры материала. Сознательное отношение к применению изобразительных средств живописи. Освещение: верхнее боковое. Материал :бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды букетов цветов.
1.2.Тема: Натюрморт из предметов быта, цветов, овощей и фруктов.
Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Выбор формата с учетом композиции. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметом из стекла в темной цветовой гамме. Комбинированные приемы работы акварелью(многослойная акварель). Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов при различном освещении.
1.3.Тема:Натюрморт из предметов контрастных по форме и цвету, различных

по материалу.
Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Поиск выразительного живописно – пластического решения. При передаче цветовых отношений особое внимание должно быть обращено на изменение цвета предметов в зависимости от освещения. Передача материальности и характера предметов в среде. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды предметов из различных материалов.
1.4.Тема: Этюд натюрморта в интерьере.
Поиск композиционно- пластического решения натюрморта в ограниченном пространстве. Связь натюрморта с интерьером. Передача средствами живописи воздушно- цветовой перспективы. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2. Акварель. 45
Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.
1.5.Тема: Натюрморт из предметов быта связанных единым смыслом.
Учить самостоятельно, творчески решать композицию натюрморта, применяя различные изобразительные средства. Лепка формы цветом. Передача многообразия фактуры предметов. Комбинированные приемы работы. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды небольших тематических натюрмортов (2-3 предмета) на формате А2.
II полугодие

Раздел 2. Фигура человека в живописи.

2.1.Тема: Этюд фигуры человека в интерьере.
Поиск интересного живописно – пластического решения фигуры в ограниченном пространстве. Передать характер человека соотношением и формой основных масс, пятен без проработки деталей. Передача основных пропорций. Освещение: контражур. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
Раздел 3. Цветовые отношения.

3.1.Тема: Натюрморт с гипсовым орнаментом.
Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с введением гипсового орнамента. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата A2, акварель. Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.
3.2. Тема: Натюрморт из крупных предметов быта различной материальности

и насыщенности.
Умение самостоятельно, последовательно вести длительную работу над натюрмортом. Лепка формы цветом, передача пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. 46
Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды крупных предметов при различном освещении.
3.3.

Тема:

Экзаменационная

постановка.

Тематический

натюрморт

из

предметов различной материальности.
Применение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения. Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: композиционные этюды к постановке.
3.4. Экзамен.

Шестой год обучения

I полугодие

Раздел1. Цветовая гармония

1.1.Тема: Тематический натюрморт «Осенний».
Самостоятельное последовательное ведение длительной работы над натюрмортом. Совершенствование понимания профессиональной живописной грамоты. Передача цветом формы, материальности и фактуры предметов. Различные живописные приемы. Творческий подход к работе. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов .
1.2.Тема: Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле.
Образ натюрморта. Передача цветом формы, материальности и фактуры предметов. Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2, акварель. Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в теплой, холодной гамме и на сближенных тонах. 47

1.3.Тема:Интерьер.
Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата A3или А2 (по выбору), акварель. Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.
1.4.Тема:Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности.
Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно- пластического решения. Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Освещение:верхнее боковое. Материал: бумага формата A2, акварель. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.
II полугодие

Раздел2. Цветовые отношения

2.1.Тема: «Белый натюрморт».
Поиск интересной живописно - пластической композиции. Передача цветового богатства натуры. Многообразие цветовых оттенков. Пространственное расположение предметов. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата A2, акварель. Самостоятельная работа: этюды предметов белого цвета при различном освещении.
Раздел 3. Фигура человека в живописи.

3.1.Тема: Этюды живой головы.
Выявление индивидуальных особенностей модели. Лепка формы головы цветом. Освещение: контрастное. Материал: бумага формата А3, акварель. Самостоятельная работа: этюды живой головы .
3.2.Тема: Фигура человека в национальном костюме в интерьере.
Композиционно - пластическое решение фигуры в ограниченном пространстве. Выявление индивидуальных особенностей модели. Различные живописные приемы. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2,акварель или гуашь (по выбору). Самостоятельная работа: этюды фигуры человека на формате А3. 48

Раздел 4. Материальность предметов в живописи.

4.1.Тема:

Экзаменационная

постановка.

Натюрморт

с

ярко

выраженной

тематической

направленностью

(театральный,

музыкальный

или

художественный).
Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом, передача материальности. Натюрморт с ясно выраженной тематической направленностью (театральной, музыкальной, художественной и т.д.) с нестандартной точки зрения (на полу, на высоком подиуме, на уровне глаз и т. д.) с предварительным эскизом. Освещение: верхнее боковое. Материал: бумага формата А2, акварель или гуашь (по выбору). Самостоятельная работа: композиционные эскизы и этюды экзаменационного натюрморта с различных точек зрения.
4.2. Экзамен.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:  знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,  знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;  умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;  умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;  умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;  навыки в использовании основных техник и материалов;  навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к экзамену
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. 49
В пятом классе – натюрморт из комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки) и выполняется на формате А2 в течении учебных часов. Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен: - грамотно расположить предметы в листе; - точно передать пропорции предметов; - поставить предметы на плоскость; - правильно строить цветовые гармонии; - умело использовать приемы работы с акварелью; - передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность; - добиться цельности в изображении натюрморта.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Формы промежуточной аттестации: • зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени); • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра. Оценки ученикам выставляются и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений

и навыков:
1 год обучения 50
- грамотно компоновать изображение в листе; - грамотно передавать фактурное разнообразие предметов, используя различные изобразительные средства; - грамотно и последовательно вести работу над постановкой; - грамотно передавать локальный цвет; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону; - грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; 2 год обучения - грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов; - грамотно передавать оттенки локального цвета; - грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами; - грамотно передавать пропорции и объем простых предметов; 3 год обучения - грамотно компоновать натюрморты; - грамотно строить цветовые гармонии; - грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения; - грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость; - грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи; 4 год обучения - грамотно компоновать объекты в интерьере; - грамотно строить цветовые гармонии; - грамотно передавать нюансы светотеневых отношений; - грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов; - грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей; 2 год обучения - передавать цельность и законченность в работе; - строить сложные цветовые гармонии; - грамотно передавать сложные светотеневые отношения; - грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере; - грамотно передавать материальность поверхностей; 6 год обучения - находить образное и живописно-пластическое решение постановки, применяя все различные изобразительные средства; 51
- определять колорит; - свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды; - свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушной среды; - свободно владеть передачей материальности различных предметов. С учетом данных критериев выставляются оценки: 5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии; 4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев; 3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
VII. Методическое обеспечение учебного процесса Методические

рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натюрмортного фонда, большого иллюстративного материала. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи: 1. Анализ цветового строя натюрморта. 2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников- классиков. 3. Выбор техники исполнения. 4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением. 5. Выполнение работы на формате в материале. Работа ведется акварельными и гуашевыми красками. Техника исполнения и формат работы определяется преподавателем. Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя - посещение выставок в ДХШ, картинной галерее; - поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; - чтение дополнительной литературы; - выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях; - посильное копирование шедевров мирового искусства; 52
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
-
материальные:
учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; -
наглядно-плоскостные:
наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски; -
демонстрационные:
муляжи, чучела птиц и животных, ге р б а р и и , демонстрационные модели, натюрмортный фонд; -
электронные

образовательные

ресурсы:
мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; -
аудиовизуальные:
слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
VIII. Список рекомендуемой литературы

Методическая литература
1. Алексеев СО. О колорите. - М., 1974 2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003 3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986 4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004 5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002 6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. -М.: Арт-Родник, 2004 7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992 8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977 9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997 10. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных 53
отделений ДШИ. - М., 2008 12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986 13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992 14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО "СФЕРА"; "Сварог", 1996 12. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. - Ростов н/д: Феникс, 2007 13. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003 15. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996 16. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975 17. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974
Учебная литература
1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2 1. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996 2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 1996 2. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997 3. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005 4. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985 5. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999 6. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968 7. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. 54


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники