Напоминание

"Роль ансамблевой игры в обучении ученика - пианиста"


Автор: Титова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДШИ №1
Населённый пункт: г. Межгорье РБ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль ансамблевой игры в обучении ученика - пианиста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Титова Татьяна Юрьевна

ДШИ №1 г. Межгорье РБ

Методическая разработка с элементами показа по теме:

«Роль ансамблевой игры в обучении ученика - пианиста»

Слайд 1 Тема

Мысль, которая побудила обратиться к данной теме: «Роль ансамблевой

игры в обучении ученика - пианиста» – это важность и большое значение

ансамблевой

игры

в

развитии

музыканта,

особенно

начинающего,

которую

очень сложно переоценить. Прежде, чем говорить о фортепианном ансамбле,

нужно отметить, что обучение фортепианной игре – сложный и многогранный

процесс.

Он

включает

в

себя

не

только

пианистическое,

но

и

общее

музыкальное развитие учащихся. Его необходимым элементом является также

широкая воспитательная работа. В настоящее время в системе музыкального

образования наблюдается постепенная переориентация от профессионализации

начального музыкального обучения к массовому музыкальному образованию.

Имеется в виду тот факт, что мы сегодня призваны обучать практически всех

желающих детей, вне зависимости от их природных данных. Поэтому особую

актуальность

приобретает

проблема комплексного и всестороннего развития

каждого ребенка средствами музыки.

В наш век информационного разнообразия дети, обучающиеся музыке,

имеют очень широкий круг интересов. Помимо музыки их привлекают спорт,

танцы, художественное творчество, изучение языков и т.д. Много времени они

посвящают

компьютеру,

компьютерным

играм.

И

чтобы

привлечь

детей

к

занятиям

музыкой,

заинтересовать

их,

разбудить

в

них

живой

интерес

к

творчеству

уже

с

первых

занятий

музыкой,

с

первых

шагов

учителю

необходимо иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в

фортепианном ансамбле.

Все

мы

знаем,

что

донотный

период

тесно

связан

с

ансамблевым

музицированием

в дуэте: педагог-ученик. За счет насыщенного, богатого

мелодическими

и

гармоническими

красками

сопровождения,

исполнение

становится более красочным и живым. Детям очень нравится такая форма

работы – совместное музицирование. Они живо откликаются на возможность

поиграть вместе с учителем, а в дальнейшем и другим учеником-партнером.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения

– залог интереса ученика к музыке. При этом каждый ребёнок становится

активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в

данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе,

дружелюбной атмосфере.

Слайд 2.

Ансамбль

-

от

французского

слова «ensemble» означает «вместе», а

фортепианный

ансамбль

это

вид

совместного

музицирования,

объединяющий музыкантов одной специальности. Находясь вместе за одним

инструментом,

или

на

двух

инструментах,

исполнители

должны,

с

одной

стороны,

дополнять

друг

друга,

с

другой

стороны,

сохранять

свою

индивидуальность.

Навыки ансамблевой игры ребёнок приобретает уже на первых уроках.

Ученику

предлагается

упражнение,

состоящее

из

одного

или

нескольких

ритмически оформленных звуков. Педагог в это время исполняет основной

музыкальный материал.

А сейчас в исполнении ученика 1 кл. Черевиченко Дмитрия прозвучит

песенка ноты «До».

Слайд 3. Денис Мацуев и Иван Ургант «От До до До»

Обучение ансамблевой игре уже на первом этапе активизирует музыкальное

развитие

ученика,

расширяет

восприятие

музыкальных

образов,

элементов

музыкальной

речи,

средств

исполнительской

выразительности.

В

начале

ребенок

вслушивается

в

звучание

нового

для

него

гармонического

фона

в

партии

педагога,

выразительно-изобразительные

краски

сопровождения,

его

ритмически-организующее начало.

В течение некоторого времени, когда ребёнок учится исполнять простейшие

мелодии, педагог придумывает и подыгрывает ему несложные аккомпанементы.

Тем

самым

слух

ученика

подготавливается

к

звучанию

пьес,

в

которых

одновременно двумя руками играются мелодия и аккомпанемент. Здесь важен и

воспитательный

момент:

дети

участвуют

в

творческом

процессе

вместе

с

учителем. Это способствует их большему взаимопониманию.

Современные пособия для начинающих учащихся – пианистов включают

разнообразный материал для игры в четыре руки. В педагогической практике

широко

используются

такие

сборники:

В.

Игнатьев,

Л.

Игнатьева

«Я

музыкантом стать хочу»; М. Соколов «Маленький пианист»; Королькова , В.

Пороцкий «Малыш за роялем»; Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке»; А.

Артоболевская

«Первая

встреча

с

музыкой»,

Николаев

«Школа

игры

на

фортепиано».

Ансамблевые пьесы для начинающих часто сопровождаются стихотворным

текстом . который помогает разобраться в простейших элементах музыкальной

формы, понять ритмическую организацию мелодии, образ и характер пьесы.

Если подтекстовки нет, мы сочиняем её сами.

Кроме

того,

при

исполнении

ансамблевых

произведений

закрепляются

полученные навыки артикуляции – staccato, legato, non legato.

Например, в пьесе «Вальс собачек» мы с Димой вырабатывали штрих нон

легато,

«Живем мы на горах» - штрих легато.

Эта пьеса

написана

в

вальсовом

движении

(как

бы

раскачиваясь),

но

с

более

протяжными

музыкальными фразами. Фразы исполняем на одном дыхании, в соответствии

со стихотворным текстом. В пьесе

«Прыг — скок» -

закрепляем штрих

staccato. Жанр пьесы — полька.

Выучив небольшие пьесы и ансамбли, мы играем их от разных звуков, т.е

транспонируем, что способствует развитию мелодического и гармонического

слуха.

Ученик 1 кл. Черевиченко Дмитрий сыграет ансамбли «Прыг — скок» и

«Казачок» от разных звуков.

Ученица

2

класса

Шарапова

Арина

исполнит

пьесу

А.

Дунаевского

»Колыбельная». Здесь идёт закрепление навыка хорошего legato. Главная задача

при исполнении - петь пальчиками, как голосом, вести красивую мелодию. Мы

выучили стихотворный текст песни и подпевали слова при её исполнении.

Необходимо приучать ученика видеть и дослушивать длинные звуки. В этом

произведении ученица познакомились с музыкальным знаком фермата.

Слайд 4

Несомненно,

ансамблевое

музицирование

обладает

огромными

развивающими возможностями.. Игра в ансамбле как нельзя лучше

дисциплинирует ритмику

совершенствует умение читать с листа

помогает ученику выработать технические навыки

учит слушать партнёра

учит музыкальному мышлению

развивает мелодический и гармонический слух

развивает музыкальную память

доставляет ребёнку большее удовольствие и радость, чем

сольное

исполнение.

Для того, чтобы процесс развития учеников сделать интенсивным, можно

рекомендовать стратегию динамичного освоения репертуара. Имеется в виду

такой подход к обучению, при котором в работу берутся как можно больше

произведений,

благодаря

чему

резко

расширяется

их

круг.

Быстрый

темп

изучения разнообразного музыкального материала способствует интенсивному

накоплению

музыкального

опыта,

освоению

детьми

музыкального

языка

и

применению

его

в

практической

деятельности.

С

одной

стороны

такая

стратегия помогает

расширить у детей музыкальный кругозор, приобрести

большой музыкальный опыт, а с другой – очень благотворно сказывается на

формировании исполнительских навыков.

Слайд 5 Виды фортепианного ансамбля

Существует два основных вида фортепианного дуэта – на одном или на двух

роялях.

Фортепианный

дуэт

на

двух

роялях

получил

наибольшее

распространение

в

профессиональной

концертной

практике.

В

нём

преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из

которых

имеет

в

своём

распоряжении

свой

инструмент.

Богатейшие

возможности

фортепиано,

благодаря

наличию

двух

исполнителей,

двух

инструментов ещё более расширяются.

Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом в

сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных

занятий. Есть ещё одна форма фортепианного ансамбля – восьмиручная игра

на двух фортепиано. Такое «квартетное» исполнение приносит несомненную

пользу

при

обучении

детей

в

ДШИ.

Объединение

в

ансамбле

четырёх

участников способствует развитию чувства коллективной ответственности ещё

в большей степени, чем игра в дуэте.

Существуют также произведения для игры в 6 рук за одним инструментом

Слайд 6 Bossa nova

в 8 рук за одним инструментом.

Слайд 7 А. Лавиньяк Марш — галоп для одинокого рояля в 8 рук.

Слайд 8 Галоп- марш 12 пианистов за 1 роялем

Слайд 9 Л. Бетховен Турецкий марш для 8 роялей в 16 рук.

В средних и старших классах учащиеся осваивают более сложный ритм,

учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию

из одной партии в другую и т.д. . Детям это нравится и они лучше справляются

с

произведением,

чем

при

сольном

исполнении,

чувствуют

большую

ответственность.

Необходимо

стараться

не

прекращать

этот

вид

обучения,

предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует

концентрированному музыкальному мышлению.

Рассмотрим основы ансамблевой техники

Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий

план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой

фантазии не одного, а двоих исполнителей.

Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта. Партнёрами могут быть:

Слайд 10

1. преподаватель-ученик. На уроке обычно с учеником играет преподаватель.

Как правило, в пьесах для начинающих первая партия является одноголосной,

а

вторая

басовая,

предназначенная

для

преподавателя

-

содержит

гармоническое дополнение, или сопровождение;

2 . кто-либо из членов семьи – ученик. Очень хорошо, если с ребёнком

регулярно

музицирует

кто-то

из

членов

семьи.

Это

доставляет

ребёнку

большую радость.

3. два ученика. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста

и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде

негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более

внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из

играющих

не

прекращал

игру

при

остановке

другого.

Это

научит

другого

исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Во

время

подготовительного

периода

в

работе

с

ансамблем

педагог

встречается с каждым участником дуэта в отдельности, тщательно готовя его к

ансамблевому сыгрыванию. Кропотливая индивидуальная работа, связанная с

постижением и закреплением самых элементарных навыков ансамблевой игры,

требуется даже в занятиях с достаточно подвинутыми учениками. Следует

очень внимательно просмотреть нотный текст, тщательно проработать штрихи,

динамику,

аппликатуру

с

учетом

замысла

и

стилевых

особенностей

произведения.

Без

уверенного

владения

текстом

совместные

встречи

участников ансамбля бессмысленны.

Сейчас прозвучит одно из четырёхручных сочинений - «Вальс» А.Петрова

из

к\ф

«Берегись

автомобиля»

в

исполнении

учащихся

6

класса

Тамбовой

Екатерины и Гореловой Александры.

Девочки уже

имели небольшой

опыт дуэтной игры, и

владеют

элементарными

навыками совместного исполнения. Ансамблевая техника

выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это

умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание

обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение

приучает пианиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом

фокусе,

изменить

который

не

так

легко.

Основная

задача

каждого

из

исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный

звуковой образ всего произведения. При исполнении ансамблевого сочинения,

также

как

и

сольной

пьесы,

необходимо

вдумчивое,

детальное

изучение

авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов

развития.

Необходимо

определить

смысловую

роль

каждой

партии,

регистровые

соотношения.

И

на

любом

этапе

работы

внимание

каждого

партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой

комплекс, находить верные звуковые соотношения.

Основные

проблемы

в

области

«

ансамблевой

техники

и

пути

их

преодоления. Слайд 11

1. Особенности посадки.

2. Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука.

3. Равновесие звучания в удвоениях и аккордах.

4. Согласование приёмов звукоизвлечения.

5. Передача голоса от партнёра к партнёру.

6. Динамика исполнения.

7. Педализация.

8. Соблюдение общности ритмического пульса.

9. Общность понимания и чувствования темпа.

10.Использование особых тембральных возможностей.

Теперь рассмотрим эти проблемы подробнее.

1. Отличие сольного исполнительства от фортепианного дуэта начинается с

посадки, так как каждый пианист может распоряжаться только половиной

клавиатуры. Здесь присутствует элемент партнёрства. Учащиеся должны так

«поделить» клавиатуру, чтобы не мешать друг другу. При сближающемся или

перекрещивающемся голосоведении локоть одного партнёра должен находиться

под локтем другого (в зависимости от солирующей партии). Это связано с

некоторой напряжённостью в посадке, поэтому важно следить за тем, чтобы во

время исполнения ученики не приподнимали плечи и не сутулились, а сидели

удобно и свободно.

2.

Точно синхронно взять два звука – не так легко, это требует большой

тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить учащимся, чем технически

обусловлен приём дирижёрского замаха, ауфтакта, и как он может быть

применён в данном случае. На начальной стадии обучения роль дирижёра

может взять на себя педагог (вполне достаточно лёгкого движения руки –

дирижёрской палочки). В дальнейшем – посоветовать обоим ученикам взять

дыхание (сделать вдох). Это снимает напряжение, делает начало исполнения

естественным. По нашему глубокому убеждению, нужно научить партнёров

синхронно начинать с любой части произведения. Это поможет им в случае

неудачи или сбоя в игре самостоятельно продолжить пьесу. Для того чтобы

избежать неприятных случайностей во время исполнения можно попросить

ученика, который играет партию Primo начать с любого места. Роль партии

Secondо сводится к тому, чтобы подловить на слух партию Primo. Редко кому

сразу удаётся уверенно овладеть простейшим, казалось бы, умением, но по мере

взросления дуэта такая работа даёт хорошие результаты. Очень важно тут же

обратить внимание на синхронное окончание звуков. Опять в роли дирижёрской

палочки

на

начальных

этапах

обучения

выступает

педагог.

В

дальнейшем

синхронное «снятие» отрабатывается учениками самостоятельно (при помощи

кивка

головы

или

лёгкого

движения

кисти).

Не

маловажным

элементом

синхронности

является отсчёт длительных пауз,

и переворачивание страниц

одним из партнёров. Обычно переворачивание страниц отводится исполнителю

партии Secondo, но на начальной стадии обучения этим может заниматься

педагог.

В

дальнейшем

нужно

установить,

кому

из

партнёров

удобней

перевернуть страницу, чтобы пропуск в тексте оказался наименьшей потерей.

Что касается длительных пауз, то самый простой способ попросить учащихся

пропеть про себя звучащую у партнёра мелодию. В этом случае исчезает боязнь

пропустить момент вступления. Здесь нужно отметить выразительное значение

паузы.

Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче,

если

партнёры

правильно

чувствуют

темп ещё

до

начала

игры.

Музыка

начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда

учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении

художественной задачи. Можно рекомендовать перед началом

исполнения

просчитать «пустой такт».

3. Кроме синхронности партии в фортепианном дуэте необходимо добиться

равновесия звучания. Равновесия нужно добиться не только в интервалах и

аккордах, но и в параллельно проходящих голосах. Ещё более трудную задачу

представляет выделение мелодического голоса, особенно, когда он исполняется

четвёртым и пятым пальцами. Работать над разрешением требуемой задачи

лучше всего методом вычленения. Для этого следует поработать отдельно над

данными

аккордами

или

интервалами,

заставляя

партнёров

внимательно

слушать друг друга, и самим указывать на дефекты звучания в своей игре.

4. Исходя из вышесказанного следует, что от партнёров дуэта нужно добиться

одинаковых

приёмов

звукоизвлечения.

Для

этого

следует

поработать

с

каждым

учеником

отдельно,

отрабатывая

эти

приёмы,

затем

добиваться

слаженной

совместной

игры.

Обязательно

заставлять

их

внимательно

прислушиваться к партии партнёра. Помнить о том, что в исполнении к общей

цели они должны идти общим путём. Очень часто технические затруднения

возникают при элементарной координации исполнения участников дуэта. То,

что

может

быть

сыграно

двумя

руками

солиста

не

всегда

с

лёгкостью

исполняется

руками

двух

исполнителей.

Мы

думаем,

следует

приучать

учащихся

использовать

во

время

изучения

ансамбля

приёмы

работы,

требующие непременного и интенсивного участия внутреннего слуха, а именно:

внутреннее

«проигрывание»

исполнителем

партии

Secondo

партии

Primo;

исполнение аккомпанемента с представлением внутренним слухом мелодии, и

наоборот. Этим приёмом можно пользоваться уже в младших классах. Если

дети не обладают хорошими музыкальными данными, то партию Primo в дуэте

на первых стадиях разбора может исполнять педагог. Аналогично – партию

Secondo.

5.

Другим

важным

элементом

техники

ансамбля

является передача

партнёрами друг другу мелодии, пассажей, аккомпанемента и т.д. Опираясь

на свой многолетний опыт, мы считаем, что здесь самым главным является то,

как научить партнёров «подхватывать» незаконченную фразу и передавать её,

не

разрывая

музыкальной

ткани.

Здесь

уместно

вспомнить

слова

великого

пианиста К.Н. Игумнова, который говорил: «…очень много внимания трачу на

аппликатуру…

Тут

не

только

расстановка

пальцев,

но

и

распределение

материала между руками. Большое значение я придаю тому, чтобы рукам было

удобно и спокойно». Очень важно обращать внимание учащихся на такую

аппликатуру,

но

не

менее

важно,

чтобы

ученики,

работая

дома,

мысленно

представляли или пропевали мелодию целиком, а не только ту фразу, которая

проходит в данной партии дуэта. Это даст возможность одному из партнёров

уверенно «подхватывать» мелодию, проходящую в партии другого партнёра. То

же касается пассажей и аккомпанемента.

6. Далее следует сказать о динамике исполнения. Очень важно специально

сосредоточить внимание учащихся на динамике. Это необходимо для выяснения

некоторых

закономерностей

стилистического

порядка.

При

работе

над

динамикой может возникнуть опасность формального выполнения оттенков.

Наиболее распространённый недостаток фортепианного дуэта – динамическое

однообразие: всё исполняется mf или f. Очень редко можно услышать красивое

p, хотя динамический диапазон четырёхручного ансамбля должен быть шире,

чем у солистов, так как у партнёров есть возможность полней использовать

клавиатуру.

Сначала

учащихся

нужно

познакомить

с

общим

динамическим

планом

произведения,

отметить

кульминацию,

следить

за

тем,

чтобы f

не

звучало грубо и жёстко. Напомнить, что между ff и pp есть ещё много градаций:

f, mf, mp, p. Здесь обязательно нужно поработать с каждым учеником отдельно,

так как партия solo может переходить к каждому из партнёров. Очень сложно

бывает сразу достичь нужного результата, так как параллельно с работой над

динамическим

планом

идёт

работа

над

звукоизвлечением,

которая

требует

огромного кропотливого труда. Очень важно раскрыть смысл динамического

указания, исходя из содержания музыки, тогда естественно появится нужный

нюанс, и исполнение будет более ярким.

7.

Известны

слова

А.

Рубинштейна:

«Педаль

душа

фортепиано».

Не

рекомендуется в отношении педали употреблять слово «нажимать». Есть более

точный термин - «брать». Значение педали как связующего средства, особенно

велико

в

фортепианном

дуэте

при

сочетании

различных

звуков

в

единый

гармонический

комплекс

соединение

мелодии

и

сопровождения.

В

фортепианном

дуэте

педализация

осуществляется

исполнителем

партии

Secondo,

так

как

обычно

эта

партия

служит

фундаментом

мелодии,

чаще

проходящей

в

верхнем

регистре.

При

этом

исполнителю

партии

Secondo

необходимо

внимательно

следить

за

тем,

что

происходит

в

партии

Primo.

Бывает полезно предложить исполнителю партии Secondo, ничего не исполняя,

только

педализировать

партию

Primo.

При

этом

сразу

обнаруживается,

насколько это непривычно.

8. Очень важное место в четырёхручном исполнительстве занимает вопрос,

связанный

с ритмом. Мы думаем, что всем педагогам известно, как трудно

поддаётся развитию свойство не чисто музыкальное, но имеющее огромное

значение, как в музыке, так и в других областях человеческой деятельности. В

ансамбле, в отличие от сольного исполнения, ритмические недочёты очень

заметно нарушают целостность впечатления. Но в то же время игра в ансамбле

развивает чувство ритма, и учащиеся с очень слабыми данными могут стать

ритмически

полноценными,

хотя

это

достигается

огромным

трудом.

В

фортепианном дуэте ритм обладает особым качеством – он коллективный. В

своей

педагогической

практике

мы

часто

встречаем

детей

с

ритмическим

недостатком и стараемся составить дуэт таким образом, чтобы этот недостаток

был присущ только одному из участников. Тогда участник с хорошим чувством

ритма

является

«путеводной

звездой»

этого

дуэта.

Таким

образом,

при

совместных занятиях возникает возможность для исправления не только общих,

но и индивидуальных погрешностей исполнителя. Каждому ребёнку присуще

своё чувство ритма, поэтому согласованность и слаженность достигается далеко

не

сразу.

Самыми

распространёнными

недостатками

фортепианных

дуэтов

являются

отсутствие

чёткости

и

устойчивости.

Особенно

это

заметно

в

пунктирном ритме, синкопах, триолях при изменениях темпа, а в

старших

классах – в условиях полиритмии. В этом случае следует опираться на того

партнёра,

который

обладает

более

устойчивым

чувством

ритма

и

поможет

справиться

с

данной

трудностью

(будет

выступать

в

качестве

дирижёра).

Другой

трудностью,

связанной

с

ритмической

неустойчивостью,

является

тенденция к ускорениям. Обычно accelerando захватывает обоих партнёров. В

этом

случае,

как

случается

в

практике,

приходится

прибегать

к

помощи

ритмически

устойчивого

партнёра.

Таким

образом,

задача

воспитания

коллективного ритма может быть решена путём систематического развития

контактов

партнёров

в

процессе

занятий

и

исполнения,

а

также

изучения

разнохарактерных

пьес

с

различным

ритмическим

рисунком.

Если

первоначально будет заметна некоторая схематичность ритма, то в дальнейшем

ритм становится более гибким и живым.

9 . Общность понимания и чувствования темпа – одно из первых условий

ансамбля. Если пьеса начинается со вступления, то один из партнёров сразу же

определяет общий темп. Поэтому перед тем, как начать исполнение пьесы,

нужно

сосредоточиться

и

мысленно

пропеть

первую

фразу

партии

solo,

в

условленном

заранее

с

партнёром

темпе.

Партнёры

должны

одинаково

чувствовать темп, ещё не начав играть. Началу предшествует ауфтакт.

На начальной стадии работы учащимся можно предложить проигрывать

пьесу в среднем и медленном темпе. Это помогает тщательно прорабатывать

штриховку,

аппликатуру,

технически

трудные

места.

Далее

мы

предлагаем

учащимся

играть

подвижно,

а

педагог

в

этом

случае

выступает

в

роли

дирижёра. В итоге работы над пьесой достаточно, в ставшем уже привычном

темпе, дать только движение затакта. Чтобы темп был устойчивым, можно

рекомендовать учащимся выбрать темп по самому трудному месту, а также

можно

рекомендовать

при

разучивании

просчитать

«пустой

такт»

в

соответствующем

темпе.

Итак,

ещё

не

начав

исполнение,

партнёры

дуэта

договариваются о том, кто будет показывать вступление, каков должен быть

характер звучания и каким приёмом будет начата пьеса.

10.

Одной

из

художественных

задач

фортепианного

дуэта

является

использование

особых тембральных

возможностей.

Известно,

что

игра

в

ансамбле, слушание музыки в исполнении симфонического оркестра, имеет

огромное значение в развитии тембрового слуха. Важно, чтобы педагог в работе

с дуэтом больше применял красочных сравнений и приучал учащихся слышать

своё

исполнение

как

бы

в оркестровом звучании. Педагогическая практика

показывает, что это «как бы» постепенно преображает исполнение учащихся и

делает его более ярким. Полезно спрашивать учеников, какой характер звука, по

их мнению, соответствует той или иной фразе. Здесь хочется вспомнить слова

Г.Г. Нейгауза: «Звук, - говорил он, - должен быть закутан в тишину, покоиться в

тишине, как драгоценный камень в шкатулке. Бережное и сосредоточенное

отношение

к

звуку

является

необходимой

предпосылкой

художественного

исполнения». Слайд 12

Для

того

чтобы

занятия

в

ансамбле

были

интересны

детям

и

результативны, должна проводиться большая работа в мотивационной сфере.

Необходимо

учитывать

возрастные

особенности

детей,

характер

их

взаимоотношений друг с другом, формы общения и т.д. В результате,

для

учащихся занятия ансамблем станут не просто занятиями, это ещё и общение,

радость

творчества,

узнавание

чего-то

нового.

Изменение

мотивационной

сферы

ребят

в

сторону

усиления

интереса

к

коллективной

музыкальной

деятельности

приведет

к

значительному

росту

не

только

исполнительских

качеств ребят, но и всего комплекса специальных способностей (музыкальный

слух,

чувство

музыкального

ритма,

музыкальная

память).

Не

менее

существенными окажутся и сдвиги в области общемузыкального развития: в

сфере профессионального мышления и художественного сознания.

Важно обратить внимание на очень важный психологический нюанс: испытав

радость

успешных

выступлений

в

ансамбле,

учащиеся

начинают

более

комфортно

чувствовать

себя

и

в

качестве

исполнителя-солиста,

стремятся

выступать чаще и больше, а не прячутся от выступлений. Так, ансамблевое

музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся,

способствовать

установлению

благоприятной

педагогической

атмосферы

на

занятиях,

созданию

ситуации

успешного

исполнения

музыкальных

произведений. Участие в концертах становится одним из важнейших стимулов

к дальнейшему обучению. Именно поэтому игру в ансамбле можно считать

наиболее действенным способом развития музыкальных способностей ребёнка,

его исполнительского мастерства при сохранении интереса.

Заключение

Таким образом, активное использование фортепианного ансамбля в работе

спо собствует

интенсивному

развитию

м у з ы к а л ь н о - т в о рч е с к и х ,

исполнительских способностей детей. Ансамблевое музицирование в классе

фортепиано – это не только одна из наилучших форм сотрудничества, которая

приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества, но и такая

форма

деятельности,

которая

способствует

реализации принципов

развивающего обучения. Систематическая, планомерная и целенаправленная

работа

по

развитию

творческой

активности

учащихся

в

этом

направлении

способствует

повышению

уровня

музыкальности

детей,

а

также

развивает

высшие

психические

функции

и

способствует

формированию

активного,

позитивного,

тонко

чувствующего

и

неравнодушного

человека,

готового

к

сотрудничеству и творческой деятельности.

В

заключении

я

предлагаю

послушать

замечательный

ансамбль:

Денис

Мацуев и Роман Болдырев. С. Рахманинов «Итальянская полька». Слайд 13

У гениального писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть удивительная фраза:

«Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться». С моей

точки зрения, музыкальный педагог должен быть именно тем, кто «пробуждает»

душу и сердце ребенка. Ребенок всегда должен чувствовать рядом учителя,

который всегда поможет, все объяснит и поймет.

Спасибо за внимание!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники