Напоминание

Элементы экономики на уроках младших школьников


Автор: Капустина Мария Артуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Техтюрская СОШ
Населённый пункт: с Техтюр Хангаласского улуса
Наименование материала: статья
Тема: Элементы экономики на уроках младших школьников
Дата публикации: 07.12.2017
Раздел: начальное образование





Назад




Элементы экономики

на уроках младших школьников.

Капустина Мария Артуровна

Учитель начальных классов

Оглавление:

Введение ………………………………………………………………

I.

Краткие конспекты воспитания экономики для младших классов..

II.

Некоторые примеры элементов урока………………………………

III.

Заключение …………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………..

Приложение

Введение

Сегодня

идет

учиться

уже

не

первое

поколение

детей,

выросших

при

новой

государственной системе, в Российской Федерации. Они выросли в условиях изменившийся

социокультурной среды. Они во многом отличаются от учеников прошлых лет.

Прежде всего у детей одной возрастной категории сегодня часто отличаются паспортные и

физиологические

возраста.

Естественно,

отличаются

и

уровень

развития,

и

степень

эмоциональной и психологической готовности к началу учебы. Однако, отличаясь друг от

друга, современные дети обладают рядом общих для них качеств.

Первым из них является обширная, но бессистемная информированность практически по

любым вопросам.

Вторым качеством современных детей стоит назвать ощущение своего «Я» в мире, которое

чаще всего переходит

чувству

собственного достоинства и самоуважения, а следствием

этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы.

Третьим качеством надо назвать более недоверчивое отношение к словам и поступкам

взрослых.

Четвертым качеством является, к сожалению, слабое здоровье современных детей.

Отдельно надо отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали

играть

в

коллективные

«дворовые»

игры.

Их

заменили

телевизор

и

всевозможные

компьютерные игры, да и само понятие «свой двор» практически ушло из нашей жизни.

Как следствие – дети приходят учиться с разными потребностями, поэтому сегодня много

разговоров о рыночных отношениях. Для удовлетворения потребностей детям необходимо

блага. Откуда же берутся эти блага? Но большинство благ, которые мы потребляем, не

существует в природе в том виде, в котором они нам нужны. Чтобы мы их потребили, кто-то

должен и к тому же обычно израсходовать какие - то материалы, топливо и т.п. все такого

рода благо называются экономическими. Если блага произвели не мы сами, то за них чаще

всего нужно заплатить.

Я хочу остановиться на тему о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в

том числе семью и школу. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. исходя

из этого, в своей работе я отвожу особое место экономическому воспитанию младших

школьников.

Тема - «Элементы экономики на уроках младших школьников».

Актуальность – Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего

складывается бюджет семьи, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается

богатство и каковы его источники.

Объект исследования – учащиеся начальных классов и их родители

Предметом является – экономика в семье и рыночное отношение учащихся.

Цель

- овладение учащихся начальных классов определенной системы экономических

знаний и умениями применять знанием в своей практической деятельности.

Задачи:

Владеть экономическими понятиями, знакомить этимологических

терминов.

Повышать интерес учащихся к учебным занятиям по всему курсу

экономики, и особенно к тем проблемам, которые моделируются в

процессе деловой игры, уроков, и классных часов.

Способствовать расширению кругозора, решение проблем социально

нравственного развития учащихся.

Помогать понятию связи программного материала с жизнью (деньги,

товары, рынок)

С помощью разных экономических занятий помочь усваивать

существенно больше экономической информации и выявить

самостоятельно свои собственные суждения и создать проектные работы.

Использовать технологию сотрудничества. Связь «Учитель – ученик -

родитель».

Гипотеза – если учащиеся более информированы

экономическими понятиями, то

учащиеся начальных классов, могут самостоятельно ориентироваться в области рыночной

экономики, так как

рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного

трудового

образца

жизни,

сформированности

таких

качеств

личности,

как

самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность.

Новизна учащимися представлены экономические проекты: «Как экономить семейный

бюджет», «Что в копилке?», «Игра-менеджер », и.т.д.

Практическая

значимость

систематическая

работа

способствует

установлению

творческих

взаимоотношений

учащихся

и

учителя,

так

как

даже

при

четко

сформулированных и установленных правилах в экономических играх и разных занятий

всегда остается для творческого осмысления ситуации и поступающей информации. Такое

творческое отношение к экономическим занятиям

затем переносится и на другие сферы

деятельности.(профильное обучение).

I.

Краткие конспекты воспитания младших школьников

Некоторые взрослые считают, что говорить о деньгах с детьми неприлично, вульгарно или

слишком рано. Другие, наоборот, думают, что ребенок должен с самого раннего детства всё

зарабатывать сам: убрал игрушки – можешь съесть шоколадку, подмёл пол – получи рубль.

Деньги обладают притягательной силой: они дают престиж, власть, могущество, иногда

взрослые

хотят

купить

за

деньги

любовь

ребенка

или

здоровье.

Поэтому

к

деньгам

испытывают смешанные чувства.

В одних домах к ним относятся равнодушно, в других – пренебрежительно, в третьих –

копят, чтобы приобрести дорогие вещи, в четвертых – их никогда нет и они - больная тема в

разговорах взрослых между собой. Ребенок становится свидетелем взрослого отношения к

деньгам.

Обычно дети знают, что родители уходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Довольно

некоторые дети обобщают мысль о том: если денег много, то на них можно много купить,

много получить, а если денег мало, то покупают только самое необходимое – картошку, хлеб,

масло, и т.д.

Иногда дети спрашивают, откуда берутся деньги и что это такое?

Поэтому я сама составила программу «Экономическое воспитание младших школьников в

сельской школе». И конечно работа

в области воспитания младших школьников требует

использование

разнообразных

интегральных

технологий.

Я

брала

опыт

Белорусских

педагогов. С учетом возрастных особенностей выделила несколько проектов, на которое

было обращено внимание в работе с учениками начальной школы.

2 класс Проект: «Деньги в семье: доходы расходы»

3 класс Проект: «Семейный бюджет сельского население»

4 класс: Проект: «Наш вклад в школьную экономику»

2 класс Проект: «Деньги в семье: доходы расходы»

1. Деньги: что это такое?

2. Деньги в твоей семье.

3. Что сколько стоит?

4 Доходы и расходы семьи.

5 Мы идем в магазин

3 класс Проект: «Семейный бюджет сельского население»

1 Что такое крестьянское фермерско-арендаторские формы хозяйствования?

2 Богатство и культура.

3 Экономика в семье

4 Встреча с успешными людьми.

5 «Мой вклад в экономике семьи»

4 класс: Проект: «Наш вклад школьную экономику»

1 Экономика школьной библиотеки.

2 Школьная столовая: доходы и расходы.

5 Главный экономист школы.

6 Наш вклад в школьную экономику.

На занятии, ученики знакомились с экономическими терминами, узнавали их лексическое

значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия.

Составление

экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со

словами стимулировало интерес детей к экономике.

Во

2 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта»,

«Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах,

Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на

данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.

На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 3 группы – домашних

животных: «Коровушки», «Лошадки», «Курочки». Каждая группа высчитывала месячный

доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать

необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что телята

могут собрать для продажи на базаре дикие травы, молоко, сливки, твороги. Лошадки могут

разносить почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже

могут приумножить богатство своей семьи:

- помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;

- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд на сенокосе, на огороде и т.д.)

При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь

«учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий были

родители.

Во 3 классе мы работали по проекту «Семейный бюджет сельского населения». Ребята

пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если

бы семейный бюджет стало больше ?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений,

где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем.

Учениками были составлены «свод помощи в семье дома», «Кодекс бережливых во время

труда», «Азбука организованности».

В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был

разработан и принят Устав:

1.

Как стать бизнесменом

2.Честность и порядочность

3.Умение умно рисковать

4.Здоровый образ жизни

5.Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид, и .т.п.)

4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии.

Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг,

журналов,

газет,

оборудования

и

инвентаря,

перспективах

технического

оснащения

библиотеки), у заведующей столовой (познакомились с

доходами и расходами столовой,

условиями

работы

работников

столовой),

с

учителями

трудового

обучения

совершили

экскурсию

по

школьным

мастерским,

обсудили

стоимость

оборудования,

инструментов,

материалов.

Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются

миром

экономики.

Владеют

экономическими

понятиями,

знакомы

с

этимологией

экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические

проекты

и

доклады

«Доходы

и

расходы

моей

семьи»,

«Как

экономить

воду,

тепло,

электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.

Иногда дети спрашивают, откуда берутся деньги и что это такое?

Деньги

- это не просто монеты,

рубли и доллары. Ученый А.Смит называл деньги

«колесом обращения». Деньгами можно обмениваться на любой другой товар. Но для того

чтобы купить или продавать нужно, знать цену товара. И так возникает вопрос, что такое

цена?

Цена – это стоимость товара в деньгах. Это число показывает, сколько стоит товар.

Вместе с этими определениями я знакомлю со словами: рынок, банк, кредит.

Рынок – мы уже привыкли называть это специальное место в городе или в селе, где что-то

продают или покупают

Банк – это финансовое учреждение, где хранятся деньги.

Кредит - это услуга представляется банком.

Я эти занятие веду не как урок, а как внеклассное занятие или урок с элементами экономики.

Эти занятия я провожу на родном языке и слова составила на якутском языке.

II. Некоторые примеры элементов уроков

Цель:

внести элементы экономики на уроков математики, русского языка, якутского языка

развить у детей смекалки, деловитости, творческого мышления.

Умение находить экономически выгодное решение проблемы

Знакомить экономическими понятиями

1. 2 класс урок математики Тема «Вычисление в пределах 20»

1. Где происходит продажа товаров?

а) на заводе (10); б) на рынке (11); в) на фабрике (12) (Проверить правильность ответа

помогут «веселые человечки». Сначала надо найти сумму чисел, записанных на его «ножках»

и «ручках», а затем из первого результата вычесть второй).

2. К называются деньги, которые предприниматель берет в займы в банке?

а) долг (12); б) кредит (14);

(ответ вы узнаете, когда выполните действие в указанном порядке).

3. Все люди предприятия, которые получают, доходы, обязательно выплачивают часть

средств государству. Как называются такие выплаты?

а) налог; б) взнос

11= 8 + ?

15 = ?+ 7

12= 6 + ?

17 = ? + 8

13 = 6 + ?

Поставив в «окошко» нужные числа, дети находят по часам буквы, соответствующие этим

числам, и читают ответ. Когда работа идет не только над словарем экономических терминов,

но и над задачами, в которых раскрываются взаимосвязи между изученными понятиями, то

характер заданий меняется.

2

Внеклассное мероприятие в 3 классе классный час «Деньги».

На доске вразброс записаны буквы: Д, Ь, Г, И,Н,Е.

- Составьте слово, обозначающее то, без чего нельзя сделать ни одной покупки. (Деньги).

- Как вы думаете, почему современный человек не может прожить без денег? (дети

приводят примеры, для чего нужны деньги).

- Какие деньги вы знаете? (металлические и бумажные).

(Учитель рассказывает о том, как появились деньги)

- Это было очень давно , когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры зверей, питались

тем, что давала им природа. Но человек отличается от животных тем, что умеет думать.

Минули тысячи лет, пока люди приручали и сделали домашними некоторых животных,

научились выращивать нужные растения, ковать железо. Но для каждого дела нужны были

умельцы. Каждый человек не умел растить хлеб, и выращивать животных, и ткать одежду,

и шить обувь, и ковать железо, и строить дом.

Пришлось

людям

распределить

работу

между

собой.

Одни

племена

занимались

скотоводством, другие – земледелием, третьи – охотой и т.д. появилась необходимость

меняться излишками своего труда. Так появились торговые сделки.

(На доске запись «торговая сделка»).

- Как вы думаете, как древние люди осуществляли торговые сделки? (Люди менялись.

Например: лошадь меняли на два мешка зерна или телегу на баран).

- Появилась обменная «монета», например, соль. За мешок соли можно было купить

лошадь, корову, одежду.

- Прошли многие десятилетия, прежде чем появились, золотые монеты – деньги. Знаете ли

вы, откуда появилось такое название?

Слово деньга появилось после нашествия татаро - монголов. Это слово – производное от

татарского слова таньга.

ДЕНЬГИ КОПЕЙКА РУБЛЬ

На Руси пользовались гривной, которая представляла собой серебряный брусок. Обменной

монетой – серебряные гривны (бруски). Если вещь стоила меньше, от гривны отрубали

кружок – рубль. При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с

копьем в руках, - появилось слово копейка.

3. Тема: Что такое экономика? 2 класс

Цель:

1)

Познакомить с понятием «экономика».

2)

Выделить отдельные части (отрасли) экономики и показать их взаимосвязь.

3)

Познакомить с историей денег.

4)

Способствовать

развитию

любознательности

детей,

чувства

гордости

за

свою

страну.

Оборудование:

учебники, рисунки с кроссвордом, заводов, различных производств, строительства,

транспорта, предприятий торговли, сельского хозяйства.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1)

Жизнь города.

2)

Жизнь села.

I.

Работа над новой темой.

1.

Сообщение темы урока.

- Каждый день вы слышите по радио и телевидению слово «экономика». Объясните

значение этого слова. Кто уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(ответы детей).

Правильно. Тема нашего урока …

Рисунок №1

2.

Отгадывание кроссворда.

- Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд.

Рисунок № 2

- Мы должны в клеточки кроссворда вписать слова, которые называют

предметы,

изображенные

вокруг

него.

А

затем

прочитать

слово

по

буквам в выделенных вертикальных клеточках.

Какое слово у нас получилось?

3.

Вывод.

Так что же такое экономика?

Рисунок № 3

Физкультминутка.

4.

Работа по карточкам

а) Чтение текста с комментированием.

Б) Работа по иллюстрациям

в) Установление связи между частями экономики, развитие экономики

в нашей стране.

5.

Закрепление.

- С каким новым словом познакомились на уроке?

- Что оно обозначает?

- Сейчас проверим, как вы запомнили части экономики

а) рисунок № 4.

Б) рисунок № 5.

В) рисунок № 6.

Г) рисунок № 7.

Д) рисунок № 8.

- Современная экономика не может развиваться без денег.

Рисунок № 9.

- Вы видите современные деньги разных стран (назвать их). Не всегда деньги были

такими.

- Какими они были, вы можете читать их в книгах и журналах из библиотеки.

IV. Итог урока.

- Что мы узнали сегодня на уроке.

III. Заключение

Использовав интегральные подходы и разные методы я пришла такому выводу, что

выпускники начальных классов спокойно могут ответить и решить такие вопросы и задания:

I .Выберите правильный вариант ответа.

1. Для чего нужна экономика?

А) для получения хорошей оценки

* Б) для удовлетворения разнообразных потребностей

В) для покраски пола.

II Знаете ли вы что такое бюджет своей семьи?

А) да

Б) нет (ответ пояснить)

В) не знаю

III. Когда вырастишь кем ты хочешь стать в отрасли экономики?

IV. Заполни таблицу своего недельного бюджета

Еда

одежда

транспорт

здоровье

хозяйство

мелочи

итого

- Подвести итоги. Также рассказать, какие ещё бывают расходы (Плата за коммунальные

услуги)

Результаты заданий.

По итогам I задания все выбрали ответ Б. Несколько детей высказали свои мнения.

Во второй задании вышла такая диаграмма. Из этого видно, что учащиеся приблизительно

знают свой семейный бюджет.

да

нет

не знаю

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

да

нет

не знаю

да

нет

не знаю

По результатам анкеты (зад. III) Большинство учащихся выбрали профессии банкира – 30%

бухгалтера-50%, менеджера – 20%

банкир

бухгалтер

менеджер

0

10

20

30

40

50

60

банкир

бухгалтер

менеджер

В итоге проведенной работы по экономическому воспитанию показала, что ребята

интересуются миром экономики.

Использованная литература

1.

Журнал «Начальная школа» 2004 г № 3

2.

Журнал «Начальная школа» 2005 г № 3

3.

Журнал «Начальная школа» 2003 г № 6

4.

Журнал «Начальная школа» до и после 2002 г. №12

5.

Воробышек «Что почем?» (Экономика для малышей).

6.

Е.Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» начальный курс М. 1995

7.

М.В. Машина «Экономическая азбука» М. 1995



В раздел образования