Автор: Гребенкина Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Городищенская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: Старооскольский городской округ, с. Городище
Наименование материала: урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Великий круговорот жизни
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Городищенская школа
с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспект урока окружающего мира
Подготовила
Гребенкина Вера Николаевна,
учитель начальных классов
2017 год.
1
Предмет: окружающий мир.
Тема: «Великий круговорот жизни»
Цель: познакомить с круговоротом жизни на Земле.
Задачи:
1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, их составом, их функциями.
2. Развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.
3.Формирование умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте
веществ,
моделировать
круговорот
веществ
и
использовать
модель
для
объяснения
необходимости бережного отношения к природе.
Оборудование:
1.
Карточки для работы с текстом.
2.
Схема круговорота жизни на Земле.
3.
Презентация «Великий круговорот жизни».
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
-
Фронтальный опрос.
-
Из чего состоит гриб?
-
Что такое грибница?
-
Какие правила сбора грибов вы знаете?
III.Самоопределение к деятельности. Введение в тему урока.
Наверное, вы знаете знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу.
Вспомните,
что
сказал
мудрый
Лев
Муфаса
своему
сыну
Симбе,
когда
они
осматривали саванну?
«Он сказал:
- Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!
- Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.
- Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела
превращаются
траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся
частицей большого круговорота жизни!»
-Значит, какая тема нашего урока? (Великий круговорот жизни).
Слайд №1.
IV. Работа по теме урока.
– Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с текстом учебника с. 118-119. По
ходу чтения выделите ключевые слова.
(самостоятельное чтение текста).
- Какие ключевые слова вы выделили?
(название звена, состав звена, функция)
Слайд №2.
- Заполните таблицу. Работа выполняется индивидуально в таблицах.
Название звена
Состав звена
Функция
2
-Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
(зачитываются слова 1 столбика)
Слайд №3.
Название звена
Состав звена
Функция
Организмы-производители
Организмы-потребители
Организмы-разрушители
-Что входит в состав каждого звена и почему они получили такое название?
(заполняется 2 столбик таблицы)
Слайд № 4
Название звена
Состав звена
Функция
Организмы-производители
Растения
Организмы-потребители
Животные
Организмы-разрушители
Грибы и бактерии
-Какова роль каждого звена в этом круговороте?
(заполняется 3 столбик)
Слайд № 5.
Название звена
Состав звена
Функция
Организмы-производители
Растения
Производят
питательные
вещества (сахар, крахмал)
Организмы-потребители
Животные
Потребляют вещества
Организмы-разрушители
Грибы и бактерии
Р а з р у ш а ю т
о с т а т к и
животных и растений
Прочитайте текст на с.120.
-Какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?
V. Физкультминутка.
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам чёрным глазом,
Лапки в стороны развёл
И по жердочке пошёл,
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик!
Е. Гайтерова
VI. Продолжение работы по теме урока.
Работа в тетради на печатной основе.
Слайд № 6.
Задание №1 выполняется индивидуально с последующей коллективной проверкой.
3. Определение взаимосвязи между звеньями цепи. Составление цепей питания.
3
Выполнение задания №2.
Составление схемы круговорота жизни.
Составление цепей питания. (Учитель на доске вывешивает рисунки осины, зайца,
волка, бактерий)
- Цепь питания начинается с организма-производителя. Это первое звено – растения.
Затем
–
организм-потребитель.
Назовите
его
(заяц).
Это
второе
звено
–
растительноядное животное.
Третье звено – хищное животное (волк).
Волк
погиб.
Что
произойдёт
с
его
останками?
(Их
переработают
бактерии
в
минеральные вещества).
Это организмы-разрушители.
- Составьте свои примеры цепей питания.
Индивидуальное задание.
- Укажите стрелкой среди перечисленных объектов пищевые цепи.
Производители: осока, осина.
Потребители: утка, лось, бабочка, росянка, стриж, стрекоза, волк, человек.
Разрушители: подберёзовик, бактерии, жук-навозник.
VII. Рефлексия.
Беседа.
- Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ.
Опишите, что будет происходить, если исчезнут:
1)
растения (не станет пищи и кислорода);
2)
травоядные животные (растений станет много, они не смогут расти, исчезнут
хищники);
3)
хищные животные (травоядные съедят все растения);
4)
грибы
и
бактерии
(никто
не
будет
разрушать
тела
умерших,
начнутся
эпидемии);
5)
почва (не сможет огбразовываться перегной, а из перегноя – соли, которыми
питаются растения).
VIII. Подведение итогов урока.
- Назовите основные звенья круговорота веществ.
- С какими чувствами вы уходите с урока?
Вывод. Все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на нашей
планете.
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст с.118-120, ответить нас вопросы раздела «Проверь себя» с. 120
4