Напоминание

"Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио"


Автор: Ракова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио"
Дата публикации: 07.12.2017
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Сарова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Развитие чувства метроритма

на уроках сольфеджио»

Преподаватель

Ракова Ирина Владимировна

2015г.

Содержание

Введение

Глава 1.Аспекты развития чувства метроритма на уроках сольфеджио

Глава 2.Некоторые методические комментарии

Глава 3. Практические задания

Заключение

Приложение 1.

1.1

Образцы карточек с ритмическими группами на четверть –

метрическую долю в размерах 2/4, 3/4, 4/4

1.2 Образцы карточек с ритмическими группами на четверть с точкой в

размерах, где метрической долей является восьмая(3/8, 6/8 и др.)

Приложение 2.

Музыкальные примеры к практическим заданиям

Список литературы

Введение

Развитие чувства метроритма является одной из важнейших составляющих

курса сольфеджио наряду с воспитанием интонационно-ладового слуха,

приобретением навыков сольфеджирования, а также умением осознанно и

грамотно анализировать музыку на слух и по нотам. В этой системе развития

музыкальных способностей детей метроритм имеет особое значение, ведь

метроритм - это временная организация музыки, тогда как сама музыка - один

из видов временных искусств.

Собственно методика развития метроритмических навыков сходна на

протяжении всего учебного курса; усложняется лишь изучаемый материал.

Практическая часть данной работы ориентирована на учащихся среднего и

старшего звена.

Цель работы – обозначить основные направления в занятиях с учащимися

по формированию у них метроритмических навыков, предложить некоторые

формы заданий, практикуемых мною на уроках, поделиться методическими

приоритетами, подсказанными опытом.

Глава 1

Аспекты развития чувства метроритма на уроках сольфеджио

Термин "метроритм" включает в себя два взаимосвязанных понятия: метр и

ритм. Метр – это периодически повторяющаяся последовательность сильных и

слабых долей. Метр делит музыкальное пространство на равные "промежутки",

регламентирует музыкальное время. Не случайно и схема дирижирования

музыкантами часто называется "сетка", поскольку отражает деление на равные

временные ячейки - доли. Ритм – это последовательность звуков одинаковой

или различной длительности, организованная во времени. Ритм - это богатство

и разнообразие комбинаций длительностей - подчинен заданному метру.

Развивать чувство метра в детях - значит формировать в их мышлении

собственный метроном, свои внутренние "часики", которые и будут

отсчитывать музыкальное время. А развитое чувство музыкального времени –

необходимый этап понимания (чувства) музыкальной формы. Вот почему

работа над метроритмом должна осуществляться во взаимосвязи с фразовым

членением и дыханием между фразами.

Воспитывая чувство метра, важно, чтобы ребенок мог не только

воспринимать, определять метрическую пульсацию на слух, но и умел сам

"держать темп" в исполняемом им произведении. Хорошее чувство метра также

непременное условие и ансамблевого исполнения, ведь только тогда, когда

"внутренние часики" исполнителей синхронизированы, можно добиться

слаженного звучания.

Работа над метроритмом имеет и другой аспект: формирование навыка

беглого чтения с листа. При работе с незнакомым музыкальным текстом

учащиеся обращают внимание и на звуковысотный, и на метроритмический

план его организации. Педагогически целесообразно выделить и решить задачу,

связанную с отработкой метроритмических приемов, так как их легче

типизировать. Это позволит решить и проблемы психологического свойства -

боязнь «черного» текста со сложно организованными длительностями. В связи

с этим, важным этапом работы является освоение разнообразных ритмических

рисунков, правил группировки, традиционных и нестандартных форм записи

текста. Параллельно должны решаться навыки координации рук. Свобода при

чтении ритмического рисунка значительно упрощает процесс освоения

незнакомого нотного текста и позволяет сосредоточить внимание ученика на

выразительности музыкального произведения.

Одной из составляющих грамотности юного музыканта является умение

записать услышанное (или сочиненное). Формированию этого навыка служат

различные формы диктанта. И если звуковысотная организация для многих не

составляет проблемы, то метроритмический аспект требует активизации всех

знаний, накопленных учащимися. Для преподавателя это хорошая возможность

проследить, что творится в головах учеников.

В изучение метроритма входят такие элементы музыкальной речи, как

музыкальный размер (цифровое выражение метрической пульсации), такт

(временная единица от одной сильной доли до другой) и темп (частота

пульсации метрических долей). Обращая внимание детей на темп, размер и

ритм необходимо показывать их роль в создании характера произведения,

музыкального образа. Эти средства могут выразить движение и покой,

динамику и статику, волнение и безмятежность, а также различные оттенки

этих и других состояний. Также они, наряду с другими средствами

музыкальной выразительности, являются признаками жанровости в музыке.

Важно формировать у детей осознанное отношение к исполняемому или

звучащему произведению Учащиеся, имеющие подобные аналитические

навыки, в своей музыкальной практике будут более тонко и точно подходить к

выбору темпа, исполнительского штриха и т.д.

Подведем итог: развитие чувства метроритма имеет следующие аспекты:

1)воспитание внутреннего «метронома» юного музыканта;

2)навыки синтаксического разбора (расстановка цезур);

3)навыки свободного чтения ритмических рисунков;

4) навыки записи услышанного (или сочиненного);

5)аналитические навыки.

Оговорюсь: в данной работе не затрагиваются проблемы детского

творчества: эта тема, тесно связанная с метроритмом, требует отдельного

освещения. Вне поля зрения здесь остался и жанровый метроритм: особенности

танцев разных стран и эпох, различные виды маршей достаточно широко

представлены в методических пособиях. Круг проблем этой работы – базовые

метроритмические навыки, без которых невозможно воспитание музыканта.

Глава 2

Некоторые методические комментарии.

Метроритмические навыки формируются, начиная с младших классов, в

соответствии с основными принципами музыкальной педагогики:

последовательность, постепенность и доступность в обучении.

Преподаватель должен точно знать цель и перспективу выработки тех или

иных метроритмических навыков, четко представлять, на какой «ступеньке

развития» находится группа в целом и каждый ученик в отдельности, чтобы

учащиеся, накопив определенную базу знаний и умений, пришли в старшие

классы достаточно подготовленными к восприятию более трудного

теоретического и практического материала.

Полагаю, что в воспитании чувства метроритма у детей на уроках

сольфеджио слуховые представления должны быть первичными: нежелательно

подходить к теоретическому изучению того или иного элемента метроритма,

если он не был выведен из музыкальных впечатлений. Например, изучая

метроритм польки, дети сами должны «открыть» для себя ее характерные

черты, прослушав несколько вариантов полек. На мой взгляд, должна

осуществляться последовательная связь: слышу – учусь понимать, понимаю –

учусь применять в своей музыкальной деятельности.

Важно отметить: ритм является важной составляющей музыкального

синтаксиса - членения музыкального произведения на обособленные по смыслу

построения (мотивы, фразы, предложения и т.д.). А это означает, что в заданиях

на развитие чувства метроритма стоит не только добиваться четкого исполнения

ритмического рисунка, но и ориентироваться на его формообразующую роль.

Думаю, что ритмические рисунки лучше проговаривать, чем простукивать,

т.к. в этом случае присутствует интонация. Кстати, включение таких

составляющих ритма, как интонация, тембр, регистр и динамика, делает

обучение более увлекательным и результативным.

Глава 3

Практические задания

Приведу некоторые формы работы с учащимися.Их можно разделить на

следующие группы:

1.Работа в «едином метрическом пространстве»;

2. Работа с нотным текстом;

3.Задания к звучащим произведениям;

4.Упражнения для формирования навыка записи услышанного;

5.Письменные задания

1.Наиболее универсальной, на мой взгляд, является работа в едином

метрическом пространстве, в режиме «реального времени».Поясню: дается

временной отсчет (пустой такт), и вся группа начинает отмечать метрическую

пульсацию. На фоне этого совместного «метронома» возможны различные

виды деятельности, например:

1.1 пение «по цепочке» домашних номеров (пение друг за другом по

фразам или предложениям). Здесь важно выдержать единый темп без

остановок – поправок. Если качество пения недостаточное, необходимо

разобрать сложные места и пропеть номер несколько раз по кругу.

1.2 проработка ритмических групп на одну метрическую долю (на четверть

в размерах 2/4, 3/4, 4/4) и один такт в размере 3/8. Здесь преподавателю удобно

иметь карточки с образцами ритмических групп (приложение 1).Важно не

останавливать «метроном», а набор карточек и быстроту их смены регулировать

в зависимости от подготовленности групп. Отмечу: это задание незаменимо при

формировании навыка беглого чтения с листа.

1.3 игра в ритмическое «эхо»: ведущий (учитель или ученик) прохлопывает

ритмический рисунок на один такт или два, а группа повторяет этот ритм со

следующего такта( совместный метроном при этом не должен останавливаться

или сбиваться). Должна признать: в эту игру с удовольствием играют как

младшие школьники, так и старшие, с легкостью знакомясь со «сложными»

ритмами. По этой же схеме возможны ритмические импровизации учащихся:

каждый из ребят по цепочке прохлопывает свой ритм на отведенное количество

долей.

1.4пение поочередно вслух и «про себя»: это упражнение известно давно,

но, на мой взгляд, весьма эффективно.

2.Формы работы с нотным текстом:

2.1 = зрительно «прочитать» нотный текст;

=попытаться определить характер и возможные жанровые признаки

произведения, сопоставив темп размер, ритм и лад;

=прослушать и сравнить свои представления со звучащим (приложение 2

№№2,3,7,8).

2.2 =зрительно «прочитать» нотный текст;

=проговорить ритм на любой слог с тактированием;

= прослушать;

=просольфеджировать (просольмизировать)(приложение2 №№

№1,3,5,6,7,9).

2.3 =зрительно «прочитать» нотный текст;

=разметить цезуры, «проговорив» про себя ритм;

=проанализировать структуру, ритмическое членение фраз;

=прослушать, по необходимости исправить возможные допущенные

ошибки (приложение 2 №№1,2,4,5,9).

2.4 =зрительно «прочитать» нотный текст;

=разметить цезуры, «проговорив» про себя ритм;

=исполнить как двуручную ритмическую партитуру (приложение 2 №

№2,4,7,8).

2.5 =зрительно «прочитать» нотный текст;

=разметить цезуры, «проговорив» про себя ритм;

=проанализировать гармонию, типы каденций;

=выписать гармоническую схему потактово с указанием размера;

=прослушать;

=сыграть гармоническую схему в ритме (приложение 2№№1,2,5,6,9).

Это задание в полном объеме доступно лишь наиболее продвинутым

учащимся.

3. А вот некоторые задания к звучащим произведениям:

3.1.отметить при повторном прослушивании метрическую пульсацию (или

только сильные доли);

3.2 проанализировать структуру;

3.3 определить размер, темп, ритмические особенности ивыразительные

средства;

3.4 определить характер и возможные жанровые признаки;

3.5записать как мелодический или ритмический диктант (приложение 2 №

№1,2,5,6,9).

В данном случае не обязательно прорабатывать все пункты. Можно

выбрать лишь некоторые, актуальные для группы.

4.Приведу некоторые упражнения для формирования навыка записи

услышанного:

4.1= выучить наизусть;

=записать по памяти все или только ритм (приложение 2 №№1,2,5,6,9);

4.2=разделить на доли;

=проговорить ритм или просольмизировать с тактированием (приложение

2 №№1,3,5,6,7,9);

4.3 записать в инструментальной группировке(приложение 2 №№2,6,7).

5. Некоторые формы письменных заданий:

5.1 расставить тактовые черты;

5.2 записать в инструментальной группировке;

5.3 вписать недостающие длительности, паузы;

5.4 разметить длительности в тактах, разделенных на доли.

Обобщая вышесказанное следует подчеркнуть: задания, проходящие на

фоне остинатной метрической пульсациив «едином метрическом пространстве»

в большей степени способствуют воспитанию внутреннего «метронома» юного

музыканта и развивают его ритмическое мышление. Здесь удобны следующие

формы работ:

*пение «по цепочке»;

* проработка ритмических групп на одну метрическую долю;

*игра в ритмическое «эхо».

Работа с нотным текстом в значительной степени развивает аналитические

навыки учащихся и навыки чтения с листа. И здесь актуальны следующие

формы работы:

определить характер и возможные жанровые признаки произведения,

сопоставив темп, размер, ритм и лад;

проговорить ритм на любой слог с тактированием;

просольфеджировать (просольмизировать);

разметить цезуры;

проанализировать структуру, ритмическое членение фраз;

исполнить как двуручную ритмическую партитуру;

провести гармонический анализ и выписать гармоническую схему.

Работа со звучащими произведениями нацелены в первую очередь на

формирование как аналитических навыков, так и навыков синтаксического

разбора. Здесь целесообразны следующие задания:

отметить метрическую пульсацию (или только сильные доли):

определить размер, темп, ритмические особенности и другие

выразительные средства;

определить характер и возможные жанровые признаки;

проанализировать структуру;

записать как мелодический или ритмический диктант.

Для формирования навыка записи услышанного можно:

выучить наизусть и записать по памяти все или только ритм:

разделить нотную запись на доли;

проговорить ритм (или просольмизировать) с тактированием;

записать в инструментальной группировке.

4.5.Письменные задания (помимо различных форм диктантов)могут

включать и следующие:

расставить тактовые черты;

записать в инструментальной группировке;

вписать недостающие паузы;

разметить длительности в тактах, разделенных на доли.

5.Заключение.

Безусловно, существует большое разнообразие форм работ по развитию

метроритмических навыков: это и шумовые оркестры, и различные виды

диктантов; это письменные и устные задания, совмещённые с игровым

подходом, ритмические партитуры, каноны, ритмические ostinato и

секвенции… Без сомнения, у каждого преподавателя – теоретика есть свои

находки в системе подачи знаний.

Однако в развитии метроритмических навыков для меня приоритетным

является развитие чувства «музыкального времени» - развёртывания ритма в

музыкальном временном процессе, которое способствует формированию

гибкого мышления и стимулирует творческие процессы юных музыкантов.

Уверена, что учебный процесс развития метроритмических навыков

должен включать в себя и воспитание «внутреннего метронома» юных

музыкантов, и формирование у них аналитической базы, и навык беглого

чтения с листа, и умение грамотно записывать музыкальные впечатления.

Полагаю, данная работа будет интересна и полезна коллегам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1.1 Образцы карточек с ритмическими группами на четверть – метрическую

долю в размерах 2/4, 3/4, 4/4…

1.2 Образцы карточек с ритмическими группами на четверть с точкой в

размерах, где метрической долей является восьмая ( 3/8, 6/8 и др.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Моцарт.Соната Ля мажор №11.

2. Ф.Шопен. Мазурка Ор.68 №2

3. Ф.Шуберт «Вечерняя серенада»

4.М.Мусоргский. «Картинки с выставки»

5.

Моцарт. «Свадьба Фигаро»

6. Ф.Шуберт. «Форель»

7.

Ф.Шопен. Полонез Ля мажор

8.

П.Чайковский. «Времена года»

Сентябрь.

С. Рахманинов. «Музыкальный момент»

6.Список литературы

1.

А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. М.,2003

2.

Б.Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. Одноголосие.М.,1992.

3.

В. Вахромеев. Сольфеджио. М.,1966.

4.

Е.Золина. Домашние задания по сольфеджио 3-6-классы.М.,2000.

5.

Е.Золина, Л. Синяева, Л.Чустова. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис.

Метроритм. 6-8 классы. М.,2003.

6.

Как преподавать сольфеджио в 21 веке. Сост. О. Берак, М. Карасева.

М.,2006.

7.

Н. Панова. Элементарная теория музыки.М.,1999.



В раздел образования