Автор: Андреева Галина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЭБЦ "ЛидерЭко" г.о. город Уфа
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: конспект открытого занятия
Тема: "Удивительная кошка. Рисование узора в полосе"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ЛИДЕРЭКО"
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Конспект открытого занятия:
«Удивительная кошка. Рисование узора в полосе»
(Возраст детей 7-9 лет)
Андреева
Галина Владимировна,
педагог дополнительного
образования
г.Уфа 2017 г.
Тема занятия: «Удивительная кошка. Рисование узора в полосе".
Цель :
формировать умение составлять узор в полосе; познакомить с творчеством
современного художника Оксаны Заикиной.
Задачи :
Научить детей правильно располагать узоры на полосе, правильно компоновать
узор, использовать приемы чередования элементов, научить не традиционному
способу изображения элементов узора.
Закрепить представление о растительном и геометрическом орнаменте,
закрепить умение пользоваться восковыми мелками, приемом соблюдения ритма
орнамента.
Воспитывать интерес к изобразительному искусству, эстетическому вкусу у
детей, аккуратность.
Цели, ориентированные на коррекцию и развитие личности учащихся:
- коррекция мыслительных процессов на основе анализа и синтеза, сравнения и
установления причинно-следственных связей;
- коррекция диалогической и монологической речи;
- коррекция произвольного компонента внимания;
- расширение кругозора учащихся;
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование для педагога: образцы орнаментов, ноутбук, слайдпрезентация работ
Оксаны Заикиной, репродукция рисунка кошки Оксаны Заикиной .
Оборудование для обучающихся: восковые мелки простые карандаши, ластики,
шаблон
в виде контура кошки, шаблон мышки, тренировочный шаблон.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Целевая установка.
-Сегодня мы с вами повторим, что такое орнамент в полосе. Вспомним, где он
используется и найдём необычное применение орнаменту в своей работе.
III. Вводная беседа.
- Ребята, кто знает, что такое орнамент?
(Ответы детей)
«На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вышиты не зря,
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря».
Б.Дубровин.
- Ребята, орнамент это узор, состоящий из повторяющихся элементов,
предназначенный для украшения каких- либо изделий или архитектурного объекта.
- А кто мне ответит, что такое орнамент в полосе? ( Орнамент в полосе- это узор,
заключенный в полосе.)
- А где мы можем увидеть орнамент в полосе?
- Орнамент мы можем увидеть на полотенце, на одежде, в тесьме, на ленточках.
- Ребята, а какие виды орнамента вы знаете? (Орнамент бывает геометрический
и растительный)
- Посмотрите внимательно на доску.
- Кто мне скажет, какой это орнамент?
- А это какой орнамент?
- Из чего состоит геометрический орнамент? (Из геометрических фигур)
- А из чего состоит растительный орнамент? (Из элементов растений)
- В чем сходство растительного и геометрического орнаментов? (Чередование
элементов)
-А в чем их различие? (В содержании его элементов)
- Молодцы. А знаете, ребята, оказывается бывают ещё и другие виды орнамента.
- У меня в руках карточки с изображениями орнаментов и карточки с их
названиями. Нам с вами нужно правильно подобрать название для каждого орнамента.
- Давайте мы с вами их внимательно рассмотрим и попробуем отгадать, как они
называются.
(дети подбирают названия к орнаменту, опираясь на его содержание:
астральный, каллиграфический, фантастический, животный, предметный)
- Какие вы молодцы!
- Ребята, а кто мне скажет, для чего люди придумали орнаменты? (Украшать
предметы)
- Правильно, орнамент, - это узор, украшающий предмет.
- Декоративные узоры украшают многие предметы. Красивая вещь радует нас, ею
приятно пользоваться. Дома у вас тоже много красивых вещей: узоры можно встретить
на чайном сервизе, узорчатых полотенцах, вышитых подушках, посуде…
- Я хочу вас познакомить с одной современной художницей. Её зовут Оксана
Заика. Она тоже очень любит узоры, но украшает ими... А впрочем, вы сейчас сами
узнаете, кого украшает узорами Оксана Заика...
(Демонстрация слайдов работ Оксаны Заики)
- Понравились вам рисунки Оксаны Заики?
- Мне они тоже очень нравятся.
- Как вы думаете, почему именно кошек решила украсить художница?
(Она их очень любит).
- Художница Оксана Геннадьевна Заика родилась на Урале в городе Оренбурге.
Занимается рисованием с двухлетнего возраста. Закончила художественную школу
№ 1 в Москве, затем в 1988 году Художественно-промышленное училище им.
Калинина.
Оксана рисует в основном животных и птиц, внутри и вокруг которых природа и
города такие яркие, что каждое произведение можно разглядывать и разглядывать.
Физкультминутка
- Вы, наверное, устали.
Ну тогда ,все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И на место все уселись.
IV. Подготовка к выполнению практической работы.
- Ребята, у вас на столах лежат фигурки кошек. Пока они все одинаковые. Ничьи.
Чтобы кошечку приручить, нужно придумать узоры и украсить её. Тогда кошечка вас
полюбит и будут радовать своей красотой.
- Для работы вам понадобятся восковые мелки, они перед вами.
- Но прежде, чем вы начнёте украшать свою кошку, примерьте узор на
тренировочном шаблоне (листочек в полоску), который лежит у вас на столе.
- Узор придумываем простым карандашом, а , затем, раскрашиваем мелками.
- Не забываем, что на узоре в полосе элементы чередуются.
V. Практическая работа
(Учащиеся самостоятельно выполняют работу, учитель оказывает
индивидуальную помощь)
Резерв
- У каждого из вас своя кошечка, а давайте заведём кошечку классную. Она будет
жить у нас в классе и приносить удачу. Раскрасьте, пожалуйста у этой кошки каждый
только одну полосу...
VI. Итог
- У вас получились очень красивые кошечки. Они только ваши, их нельзя спутать
друг с другом.
- Давайте посадим их на нашу полочку у классной доски и все вместе на них
полюбуемся!
- Молодцы ребята!
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось делать на занятии?
- Перед вами на столе лежат человечки. Я хочу вас попросить, если вам всё было
понятно, понравилось заниматься, нарисуйте, пожалуйста человечку улыбку.
- Если понятно не до конца, пусть человечек останется серьёзным, нарисуйте ему
ротик в виде чёрточки.
- А если вы считаете, что совсем ничего нового не узнали и не запомнили,
нарисуйте ему грустный ротик.
- Мне занятие погравилось. Я своему человечку нарисую улыбку.