Напоминание

памятка педагогу дополнительного образования


Автор: Ермолич Людмила Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Тогучинского района "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г. Тогучин, Новосибирская область
Наименование материала: Методы и формы организации занятий в системе дополнительного образования
Тема: памятка педагогу дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО Тогучинского района

«Центр развития творчества»

Методы и формы организации

занятий в системе дополнительного

образования

(памятка педагогу дополнительного

образования)

Составитель: Ермолич Л.Н., методист по учебно-

воспитательной работе

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Оглавление:

1.

Формы занятий в системе дополнительного образования

2.Типы занятий

3. Виды занятий.

4. Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях

5. Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУ

ДОД

6. Формы контроля знаний, умений учащихся

7. Формы аттестации учащихся в детском объединении учреждения

дополнительного образования

По своей специфике образовательный процесс в учреждении

дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. е.

направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и

способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей

учащихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и

подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета,

направления образовательной деятельности, возможностей материально-

технической базы, типов и видов учебных занятий.

1.

Формы занятий

Учебное занятие, в течение которого учащиеся занимаются с педагогом

предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные

привычные и нетрадиционные.

Среди традиционных форм можно отметить:

Лекции – изложение преподавателем предметной информации;

Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и

выступления в группе и их обсуждение;

Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения

отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

Конференции – совещания для обсуждения различных тем и

выработки решений;

Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и

информационными задачами;

Туристические походы – выработка спортивных и познавательных

навыков, а также оздоровление;

Обучающие игры – моделирование различных жизненных

обстоятельств с обучающей целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

Презентация – публичное представление определенной темы или

предмета;

Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;

Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;

Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;

Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и

действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности учащихся:

Презентация

предмета,

явления,

события,

факта-

о

писание,

раскрытие

роли

предмета,

социального

предназначения

в

жизни

человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама-

с

южетно-ролевая

игра,

предопределенная

позицией

главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и

социально-психологические

отношения,

осознание

себя

в

структуре

общественных отношений.

Защита

проекта -

с

пособность

проецировать

изменения

действительности

во

имя

улучшения

жизни,

соотнесение

личных

интересов с общественными, предложение новых идей для решения

жизненных проблем

Философский

стол- коллективная

работа

по

отысканию

социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода

и долг”, “Человек и природа” и т.п.

“Крепкий

орешек”- решение

трудных

вопросов

в

жизни

совместно

с

группой,

доверительный

разговор

на

основе

добрых

взаимоотношений

Конверт вопросов- свободный обмен мнениями на разные темы в

дружеской обстановке

Выпускной

ринг - отчет

выпускников

творческих

коллективов,

анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы,

взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.

Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л.. Тихомирова Н.Г. в книге

«Концептуальные и организационные основы дополнительного образования

детей: учебное пособие /под ред. А.В. Золотаревой- Ярославль: РИО ЯГПУ,

2014.- С. 225-226 прописывают следующие формы организации учебного

занятия-акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными

людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт,

КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция,

мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие,

посиделки,

поход,

праздник,

практическое

занятие,

представление,

презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, творческая

мастерская, тренинг, турнир, фестиваль, шоу, экскурсия, экзамен, эстафета,

ярмарка.

2.

Типы занятий:

Типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в

настоящее время:

Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего

задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;

Подача нового материала;

Повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и

проверочные работы, анализ полученных результатов;

Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и

самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа

ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.

В педагогической деятельности педагог должен умело применять

психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в

потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог

может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное

моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

3.

Виды занятий:

- заочное путешествие во времени и пространстве;

- лекция;

- работа с литературой;

- деловая игра;

- учебное занятие в мастерской;

- практическая работа;

- встреча с интересными людьми;

- выставка; конкурс;

- творческий портрет;

- импровизация;

-

образ по сценарию со специальной подготовкой; праздник; эксперимент;

игра-путешествие; игра-сказка; другие.

4. Активные формы познавательной деятельности, используемые на

занятиях:

- семинар;

- диспут;

- обсуждение сообщений, докладов, рефератов;

- конференция;

- чтения (литературные, исторические, научные);

- защита (проекта, программы, реферата);

- олимпиада;

- турнир;

- викторина;

- аукцион знаний;

- мозговая атака;

- брейн-ринг;

- КВН;

- устный журнал;

- пресс-конференция;

- час вопросов и ответов;

- конкурс, смотр знаний и умений;

- эстафета;

- познавательные игры, интеллектуальный марафон, дебаты.

5. Методы организации занятия в детском творческом объединении

в ОУ ДОД:

- репродуктивный:

- словесные методы обучения;

- работа с книгой;

- методы практической работы;

- метод наблюдения;

- исследовательские методы;

- метод проблемного обучения;

- метод программированного обучения;

- проектно-конструкторский метод;

- метод игры;

- наглядный метод обучения;

- использование на занятиях: средств искусства, активных форм

познавательной деятельности, психологических и социологических методов

и приемов.

Методы практико-ориентированной деятельности: упражнения;

тренинг; тренировка; репетиция; письменные работы: конспект; выписка;

составление докладов; реферат.

Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа;

консультация, диалог.

Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков,

чертежей; работа с картами, схемами.

Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки ; запись

на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото-видео съемка;

проведение замеров.

Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные

занятия; эксперименты; опытническая работа на участке.

Методы проблемного обучения:

- проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения

проблемы, выделение противоречий данной проблемы;

- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;

- объяснение основных понятий, определений, терминов;

- создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;

- самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы

обучающимися: поиск и отбор аргументов , фактов, доказательств;

- самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему;

- поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

Методы программированного обучения:

- объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал

обучающиеся изучают самостоятельно;

- самостоятельное изучение определенной части учебного материала.

Проектные и проектно-конструкторские методы:

- разработка проектов, программ; построение гипотез;

- моделирование ситуаций;

- создание новых способов решения задачи;

- создание модели, конструкций, конструирования игр, конструирование из

бумаги;

- создание творческих работ, литературных произведений;

- разработка сценариев-спектаклей, праздников;

- художественное конструирование;

- создание произведений декоративно-прикладного искусства;

- проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Метод игры:

- игры; дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные

и.т.д.;

- игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

- игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

- настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-

конструкторы.

Наглядный метод обучения:

- наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы,

схемы, чертежи, графики;

- демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы;

- демонстрационные опыты; видеоматериалы.

Проведение занятий с использованием средств искусства:

- изобразительное искусство;

- декоративно-прикладное искусство;

- литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и

телевидение.

Психологические и социологические методы и приемы,

используемые при проведении занятий:

- анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

- психологические тесты;

- создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное

окружение);

- психологический театр; деловая игра.

6. Формы контроля знаний, умений учащихся

В педагогической практике сложились следующие формы контроля проверки

знаний учащихся.

1.

Традиционные:- устный опрос в виде фронтальной и

индивидуальной проверки знаний; письменный опрос; диктант;

зачёт; самостоятельная работа; практическая работа; контрольная

работа; лабораторная работа; тестирование; выставки; конкурсы;

соревнования; игры; олимпиады;

2.

Нетрадиционные: решение кроссвордов; викторин; защита

творческих работ или проектов.

Виды проверок знаний, умений, навыков.

1.

Индивидуальный опрос учащегося с устным комментарием

товарища.

2.

Взаимоопрос учащихся, когда один из учащихся выполняет роль

педагога.

3.

Опрос-игра «Спроси- отвечай»

4.

Опрос по цепочке всех учащихся.

5.

Конкурс на лучший ответ-вывод по изученной теме.

6.

Самопроверка и самооценка знаний (педагог сообщает критерии

высокого, среднего, низкого уровня), а учащийся сам должен

ответить, почему заслуживает данной оценки.

7.

Опрос по билетам (в форме экзамена).

Формы контроля могут делиться на индивидуальные и групповые:

Индивидуальные формы контроля

Групповые формы контроля

Блиц-турнир

Индивидуальные карточки

Кроссворд

Краткий словарик

«Найди ошибку»

Персональная выставка

Ребус

Соревнование

Деловая игра

Интеллектуальная игра

Мозговой штурм

Творческий конкурс

Тематическая выставка

Графический диктант

Коллективная творческая работа

Концерт для родителей

Чайнворд

Экспрес-опрос

Зачётная работа

Защита творческой идеи

Реферат

Статья

Музейные уроки

Презентация сувенирной лавки

Путешествие по станциям

Туристический слёт

Час вопросов и ответов

Аукцион знаний

Открытое итоговое занятие

Конкурс «Что? Где? Когда?»

Эстафета творческих дел

Зачётный поход

Бенефис коллектива

Город мастеров

Малые Олимпийские игры

Олимпиада

Заключительный концерт

7. Формы аттестации учащихся в детском объединении учреждения

дополнительного образования

Контроль проводится с целью определения степени достижения результатов

обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее

самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования

педагогом образовательной программы и методики обучения.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования

предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля

знаний, умений и навыков учащихся. Можно, например, на итоговом занятии

провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков», «Устный

журнал» или «Аукцион знаний». Здесь важно то, что содержание контроля не

должно ограничиваться только информацией о пройденном материале.

Необходимо включать эмоционально- нравственный и действенно-

практический опыт участников образовательного процесса.

Частично решить проблему педагогического контроля в сфере

дополнительного образования может методика коллективной творческой

деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании,

развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность,

творческое воображение.

Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного

сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного

выбора форм с учетом возраста детей.

Формы проведения аттестации учащихся

Для учащихся старшего

и среднего школьного

возраста

Для учащихся младшего

школьного возраста

Для учащихся

дошкольного

возраста

Аукцион знаний

Выставка

Выпускной ринг

Доклад

Диспут

Интеллектуальная игра

Защита творческих

работ и проектов

Защита рефератов

Конкурс

Конкурс творческих

работ

Консультация « 33

вопроса к педагогу»

Контрольная работа

Концерт

Конференция

Кроссворд

«Мозговой штурм»

Олимпиада

Реферат

Собеседование

Соревнование

Сдача спортивных и

туристских нормативов

Тематический альбом

Тестирование ( тест

различения, тест

опознания, тест на

завершение, тест- задача

с выбором ответа)

Экзамен

Беседа

Викторина

Игра

Интеллектуальная игра

Конкурс

Контрольная работа

Концерт

Кроссворд

Олимпиада

Путешествие

Сдача спортивных и

туристских нормативов

Соревнование

Тестирование

Устный журнал

Игра

Беседа

Викторина

Конкурс

Кроссворд

Путешествие

Сказка

Соревнование

Список литературы:

1.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П.

Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

2.

Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного

образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

3.

Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного

образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.

4.

Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] /

К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. –

168 с.

5.

Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор,

повышающий профессиональную компетентность современного

учителя.// Завуч. – №1. –

2000. с.59–65



В раздел образования