"Организация внеклассной работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения"
Автор: Идрисова Марина Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Липовка" Населённый пункт: Саратовская область, Энгельский муниципальный район, с. Липовка Наименование материала: статья Тема: "Организация внеклассной работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения" Раздел: начальное образование
«Организация внеклассной работы в начальной школе в условиях
реализации стандартов второго поколения»
Мы все прекрасно понимаем, что в настоящее время педагогам
приходится работать в условиях:
-
расслоения
населения
(в
том
числе
детей
и
молодежи)
по
уровням
обеспеченности и уровням образованности;
-
плотно
работающих
с
сознанием
ребенка
различных
средств
массовой
информации
(телевидение,
Интернет,
печать FM-радио)
и
видео-аудио-
компьютерной индустрии;
-
разрастания
в
обществе
стилей
и
форм
жизнедеятельности
и
отдыха,
уводящих и отчуждающих от реальности;
- экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на
удовольствия и потребление;
- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и
иного рода межгрупповых напряжений.
Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно
осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный
организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами,
педагог с позицией воспитателя. Воспитание в школе
идёт только через
совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой
единственно
возможно
присвоение
(а
не
просто
узнавание)
детьми
ценностей.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды
деятельности
школьников
(кроме
учебной
деятельности
и
на
уроке),
в
которых
возможно
и
целесообразно
решение
задач
их
воспитания
и
социализации.
Хочу рассказать
о том, как я веду работу по следующим
направлениям:
• спортивно-оздоровительное - клуб «ЗОЖик»;
• научно-познавательное - кружок «Умники и умницы»;
• духовно-нравственное - факультатив «Жить, чтобы быть человеком».
На занятиях кружка «Умники и умницы» формирую мыслительную
деятельность, культуру
умственного труда, развиваю качество мышления,
необходимое образованному человеку для полноценного функционирования
в
современном
обществе.
Особенностью
является
занимательность
предлагаемого материала,
более широкое использование игровых форм
проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в
процессе
логических
упражнений
обучающиеся
практически
учатся
сравнивать
объекты,
обобщать,
классифицировать,
выделять
главное,
доказывать и опровергать, устанавливать связи между
понятиями, делать
несложные выводы, четко и ясно излагать свои мысли, давать определения
понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку
зрения.
Упражнения
на
занятиях
кружка
носят
занимательный
характер,
поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной
деятельности.
На занятиях клуба «ЗОЖик» провожу работу, которая направлена на
воспитание и обучение детей здоровому образу жизни, а з доровый образ
жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая
человеку
максимально
полно
реализовать
свои
духовные
и
физические
качества
для
достижения
душевного,
физического
и
социального
благополучия.
Здоровый
образ
жизни
создаёт
наилучшие
условия
для
нормального
течения
физиологических
и
психических
процессов,
что
с н и ж а е т
в е р оя т н о с т ь
р а з л и ч н ы х
з а б ол е ва н и й ,
у в е л и ч и в а е т
продолжительность жизни человека и его работоспособность.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в
формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную
среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Особенностью занятий клуба «ЗОЖик» является включение знаний, которые
способствуют
познанию
самого
себя,
расширяют
представления
о
психической природе человека.
На занятиях факультатива «Жить, чтобы быть человеком» создаю
условия для того, чтобы научить ребенка видеть Человека в человеке, и,
прежде всего, Человека в самом себе, помочь раскрыть самое прекрасное, что
заложено в каждом ребенке, поверить в себя, дорожить своим здоровьем и
своей жизнью, беречь традиции своего рода,
научить
жить, чтобы быть
Человеком;
знакомлю
детей
с
русской
национальной
культурой,
которой
более
тысячи
лет,
с
историей
православия,
которая
поможет
детям
в
изучении
школьных
исторических
дисциплин
‒
литературы,
МХК
и
искусства; создаю условия для развития толерантности у детей (православие
миролюбиво
ко
всем
культурам).
Занятия
данного
факультатива
помогут
детям не стать жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно
связаны между собой. Внеурочная познавательная деятельность позволяет
приобретать
школьниками
социальные
знания,
понимание
социальной
реальности
и
повседневной
жизни;
формировать
позитивное
отношение
детей к базовым ценностям общества.
Результатами работы будет приобретение школьниками знаний об
этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе
нормах
отношения
к
природе,
к
людям
других
поколений
и
других
социальных
групп;
о
способах
самостоятельного
поиска,
нахождения
и
обработки информации; развитие ценностных
отношений
школьника к
родному
Отечеству,
родной
природе,
труду,
знаниям,
миру,
людям
иной
этнической и культурной принадлежности, своему собственному здоровью и
внутреннему
миру;
дети
приобретут
опыт
природосберегающей
и
природоохранной деятельности; опыт общения с представителями других
социальных групп, других поколений; опыт заботы о малышах и организации
их досуга; опыт самообслуживания.
Для более полного знакомства с работой по данным направлениям
предлагаю
программу
клуба
«ЗОЖик»,
кружка
«Умники
и
умницы»,
факультатива «Жить, чтобы быть человеком».
Список литературы
1.
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
М.: Просвещение, 2011.
2.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.
Под
редакцией
В.А.
Тишкова,
Т.Д.
Шапошниковой
–
Москва
«Просвещение» 2012г.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
4.
Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в
начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и
после.- 2010.-№1.-С.36-38
5.
Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей»Москва: РОСТ а, 2007 г
6.
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития
познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А.
Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф . и
переподготовки раб-ов образования , 2005. – 34 с. – (Серия
«Умники и умницы»)
7.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты
второго поколения)
8.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
[Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.];
под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
9.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.
Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
10.10. Г.Н. Лесникова, Психологические и психосоматические
компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий
в начальной школе. Автореф. дис. канд. психологических наук:
19.00.07.-М.: РГБ, 2003
11. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Школа докторов природы или 135
уроков здоровья. 2005.
12.Т.Н. Захарова, Т.Н.Суровкина, С.Г.Оводо, А.В.Сысаева и др.
Формирование здорового образа жизни у младших
школьников.2007.
13.Н.В.Сократов. Современные технологии сохранения и
укрепления здоровья детей. М. 2005.
14.М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. М. 2004.
15.В.М.Ковалько. Школа физкультминуток 1-4 классы. М. 2005.
16.Н.П.Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М.Шурухт. Обучение жизненно
важным навыкам. С-П. 2002.
17.А.В.Бородина Основы православной культуры. М. , 2003
18.Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры
программ. М., 2006
19.Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2004
20.Я иду на урок в начальную школу. Основы православной
культуры. М., 2001
21.Л.С. Колмогорова, Т. С. Борисова, Н. Н. Григорьевская «Мой мир
во мне и вокруг меня», Барнаул, 1997 г.
22.
«
Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом
«Воспитание дошкольника»
.