Напоминание

"Организация внеклассной работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения"


Автор: Идрисова Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Липовка"
Населённый пункт: Саратовская область, Энгельский муниципальный район, с. Липовка
Наименование материала: статья
Тема: "Организация внеклассной работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения"
Раздел: начальное образование





Назад





«Организация внеклассной работы в начальной школе в условиях

реализации стандартов второго поколения»
Мы все прекрасно понимаем, что в настоящее время педагогам приходится работать в условиях: - расслоения населения (в том числе детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности; - плотно работающих с сознанием ребенка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать FM-радио) и видео-аудио- компьютерной индустрии; - разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; - экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление; - нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с позицией воспитателя. Воспитание в школе идёт только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Хочу рассказать о том, как я веду работу по следующим направлениям: • спортивно-оздоровительное - клуб «ЗОЖик»; • научно-познавательное - кружок «Умники и умницы»; • духовно-нравственное - факультатив «Жить, чтобы быть человеком». На занятиях кружка
«Умники и умницы»
формирую мыслительную деятельность, культуру умственного труда, развиваю качество мышления, необходимое образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, обобщать, классифицировать, выделять главное, доказывать и опровергать, устанавливать связи между понятиями, делать несложные выводы, четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения. Упражнения на занятиях кружка носят занимательный характер,
поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. На занятиях клуба
«ЗОЖик»
провожу работу, которая направлена на воспитание и обучение детей здоровому образу жизни, а з
доровый образ

жизни
– это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что с н и ж а е т в е р оя т н о с т ь р а з л и ч н ы х з а б ол е ва н и й , у в е л и ч и в а е т продолжительность жизни человека и его работоспособность. Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью занятий клуба «ЗОЖик» является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека. На занятиях факультатива
«Жить, чтобы быть человеком»
создаю условия для того, чтобы научить ребенка видеть Человека в человеке, и, прежде всего, Человека в самом себе, помочь раскрыть самое прекрасное, что заложено в каждом ребенке, поверить в себя, дорожить своим здоровьем и своей жизнью, беречь традиции своего рода, научить жить, чтобы быть Человеком; знакомлю детей с русской национальной культурой, которой более тысячи лет, с историей православия, которая поможет детям в изучении школьных исторических дисциплин ‒ литературы, МХК и искусства; создаю условия для развития толерантности у детей (православие миролюбиво ко всем культурам). Занятия данного факультатива помогут детям не стать жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная познавательная деятельность позволяет приобретать школьниками социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни; формировать позитивное отношение детей к базовым ценностям общества. Результатами работы будет приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений и других социальных групп; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, труду, знаниям, миру, людям иной этнической и культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру; дети приобретут опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самообслуживания.
Для более полного знакомства с работой по данным направлениям предлагаю программу клуба «ЗОЖик», кружка «Умники и умницы», факультатива «Жить, чтобы быть человеком». Список литературы
1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой – Москва «Просвещение» 2012г. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 4. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38 5. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»Москва: РОСТ а, 2007 г 6. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф
.
и переподготовки раб-ов образования
,
2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы») 7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) 8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) 9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) 10.10. Г.Н. Лесникова, Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе. Автореф. дис. канд. психологических наук: 19.00.07.-М.: РГБ, 2003 11. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. 2005.
12.Т.Н. Захарова, Т.Н.Суровкина, С.Г.Оводо, А.В.Сысаева и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.2007. 13.Н.В.Сократов. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М. 2005. 14.М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. М. 2004. 15.В.М.Ковалько. Школа физкультминуток 1-4 классы. М. 2005. 16.Н.П.Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М.Шурухт. Обучение жизненно важным навыкам. С-П. 2002. 17.А.В.Бородина Основы православной культуры. М. , 2003 18.Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006 19.Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2004 20.Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. М., 2001 21.Л.С. Колмогорова, Т. С. Борисова, Н. Н. Григорьевская «Мой мир во мне и вокруг меня», Барнаул, 1997 г. 22. « Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника» .


В раздел образования