Напоминание

Боязнь сцены. Пути избавления от сценического страха


Автор: Фахретдинова Эльвира Мирзаевна
Должность: преподаватель сольного пения и хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: р. п. Белый Яр
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Боязнь сцены. Пути избавления от сценического страха
Раздел: дополнительное образование





Назад





Боязнь сцены. Пути избавления от сценического страха.
Страх публичных выступлений относится к одному из самых сильных и распространенных страхов. Наверное, каждому знакомо ощущение дрожания голоса, пересохшего горла, трясущихся от страха коленей и рук и т.д. А в чем, собственно говоря, дело? Почему на сцене так страшно? Там существует реальная угроза жизни? Нет! Тогда напрашивается вопрос: «если там нет никакой опасности, то чего же на самом деле я боюсь»? Чтобы помочь себе в непростом деле публичных выступлений, необходимо для начала выявить корень всех зол - страхи, связанные со сценой. Для борьбы с ними необходима твердая решимость навсегда от них освободиться. Далее следует сделать второй шаг: выписать на бумагу все до единого переживания, связанные с грядущим выступлением. Страхи должны быть конкретными (желательно избегать абстрактных терминов и размытых фраз), чем яснее виден враг, тем проще будет держать его под прицелом и победить. Итак, что мы имеем? Список сТрАхОв достаточно прост, туда входят:  Боюсь, что обо мнеплохо подумают, будут обсуждать, смеяться;  Боюсь, что они увидят мои физические недостатки (каждый артист или оратор сам себе придумывает недостаток);  Боюсь, что я недостаточно внешне хорош/хороша;  Им может что-то во мне не понравиться;  Боюсь быть осмеянным за какие-либо "неправильные" действия;  Я плохо подготовился/подготовилась;  Я не привык к микрофону, не умею правильно с ним обращаться;  Я не умею держаться в обществе, не говоря уже о том, чтобы быть у всех на виду;  Боюсь сделать ошибку или показаться недостаточно компетентным;  У меня проблемы с произношением определенных букв (картавость, шепелявость), которых я очень стесняюсь;
 Зрители увидят, что у меня трясутся колени; или услышат, как я судорожно сглотнул от возникшего в горле спазма, и голос на время пропал; они увидят, что лист с текстом или микрофон в моих руках трясутся; они услышат, как дрожит от страха мой голос……ОНИ УВИДЯТ, ЧТО Я БОЮСЬ! Каждый может пополнить список другими интересными пунктами. Большинство страхов сводится к одному –
концентрации на зрителях и на

их

мнении

об

артисте.
Здесь правомерен вопрос: «А стоит ли так рефлексировать на эту тему? Может лучше сосредоточиться на собственных чувствах и ощущениях, чтобы иметь возможность выступить как можно ярче для получения собственного удовольствия от процесса». Много опытных бизнес-тренеров и учителей ораторского мастерства показывают приемы уменьшения видимых проявлений внутреннего волнения (трясущихся рук, зажатого голоса, поверхностного дыхания и слабо звучащего голоса), но это все необходимо непосредственно
перед

выходом на сцену
как действенное лекарство. Рекламируемые физические упражнения помогут лучше, если на их выполнение потратится больше времени, чем одна-две минуты, которые остались до выступления, поэтому необходимо заниматься спокойным и ровным дыханием (или другими упражнениями) не менее 10 минут. Очень важно после активных упражнений успокоить свое дыхание и только потом выходить к зрителю. Контрольное волнение, конечно же, останется, но оно не будет действовать парализующе на тело и душу. Задача такого волнения – помочь в трудную минуту своему артисту быстрее соображать, что-то, может быть, вспоминать, реагировать и выкручиваться в случае непредвиденной ситуации. Чтобы артисту некогда было волноваться на сцене, ему необходимо параллельно заниматься еще одним очень важным делом - думать об исполнительских задачах, как в главных чертах, так и более детально.
Выйдя на сцену, можно продолжать, параллельно с выступлением заниматься регулировкой своего дыхания. Вскоре, чувство паники начинает ослабевать и исчезает, и вот тогда наступает что-то наподобие удовольствия. К сожалению, это чувство у многих приходится на конец выступления. Но зачем ждать дня выступления, чтобы потратить кучу нервов и, в лучшем случае, получить подобие удовлетворения, когда можно кардинально поменять картину. Дело в том, что настраиваться к выступлению нужно заранее… прямо сейчас, когда еще не «прижало». Как говорят мудрецы: «Если не можешь поменять ситуацию – измени свое отношение к ней». Свое отношение можно поменять ко многому. Здесь уместно вспомнить про явление «Стокгольмского синдрома», когда заложники начинали сочувствовать своим захватчикам. А что было вначале? Сочувствие ли? Или еще один пример, который взят из фильма «Влюблен по собственному желанию», когда главный герой фильма постепенно изучая какие-то положительные стороны характера главной героини, нелюбимой им, также постепенно в нее влюбляется. Наконец - последний пример: художественный фильм «Укрощение строптивой», где негативные чувства к человеку перерастают в любовь. Человек способен поменять, при желании, свое отношение к ситуации, особенно если им движет какая-либо необходимость. Самое главное решение проблемы находится в позитивном мышлении. Нужно каждый день чаще сосредотачивать свое внимание на том, что публика не заинтересована в провале артиста,
зритель хочет получить

удовольствие от сценического действа.
Ему не доставляет удовольствия наблюдать за тем, как артист всякий раз «умирает» от страха. В случае непредвиденной ситуации
зритель сопереживает артисту
, а не осуждает его. Нужно чаще думать о том, что публика всегда добрая, она подобно детям, ожидает какого-либо чуда, которое артисты могут им показать. Зритель
доверяет артисту свои чувства: смеется, когда он покажет что-то смешное и плачет, когда тот плачет на сцене. Лекарство от страха есть! Оно называется ЛЮБОВЬ!!! Нужно заочно влюбиться в своего будущего зрителя и дарить ему, как доброму доверчивому ребенку, только лучшие моменты общения, тогда любое напоминание о страхе отпадет за ненадобностью. P. S . Да, тщательную подготовку перед выступлением никто не отменял! С одной стороны – выученный материал, свободное владение им, а с другой стороны – любовь к своему зрителю - вот простой рецепт артистического счастья!


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники