Боязнь сцены. Пути избавления от сценического страха
Автор: Фахретдинова Эльвира Мирзаевна Должность: преподаватель сольного пения и хоровых дисциплин Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ" Населённый пункт: р. п. Белый Яр Наименование материала: методические рекомендации Тема: Боязнь сцены. Пути избавления от сценического страха Раздел: дополнительное образование
Боязнь сцены. Пути избавления от сценического страха.
Страх публичных выступлений относится к одному из самых сильных и
распространенных страхов. Наверное, каждому знакомо ощущение дрожания
голоса, пересохшего горла, трясущихся от страха коленей и рук и т.д.
А в чем, собственно говоря, дело? Почему на сцене так страшно? Там
существует реальная угроза жизни? Нет! Тогда напрашивается вопрос:
«если там нет никакой опасности, то чего же на самом деле я боюсь»?
Чтобы
помочь себе
в непростом деле
публичных выступлений,
необходимо для начала выявить корень всех зол - страхи, связанные со
сценой. Для борьбы с ними необходима твердая решимость навсегда от них
освободиться. Далее следует сделать второй шаг: выписать на бумагу все до
единого переживания,
связанные с грядущим
выступлением.
Страхи
должны быть конкретными (желательно избегать абстрактных терминов и
размытых фраз), чем яснее виден враг, тем проще будет держать его под
прицелом и победить.
Итак, что мы имеем? Список сТрАхОв достаточно прост, туда входят:
Боюсь, что обо мнеплохо подумают, будут обсуждать, смеяться;
Боюсь, что они увидят мои физические недостатки (каждый артист или
оратор сам себе придумывает недостаток);
Боюсь, что я недостаточно внешне хорош/хороша;
Им может что-то во мне не понравиться;
Боюсь быть осмеянным за какие-либо "неправильные" действия;
Я плохо подготовился/подготовилась;
Я не привык к микрофону, не умею правильно с ним обращаться;
Я не умею держаться в обществе, не говоря уже о том, чтобы быть у всех
на виду;
Боюсь сделать ошибку или показаться недостаточно компетентным;
У меня проблемы с произношением определенных букв (картавость,
шепелявость), которых я очень стесняюсь;
Зрители увидят, что у меня трясутся колени; или услышат, как я
судорожно сглотнул от возникшего в горле спазма, и голос на время
пропал; они увидят, что лист с текстом или микрофон в моих руках
трясутся; они услышат, как дрожит от страха мой голос……ОНИ
УВИДЯТ, ЧТО Я БОЮСЬ!
Каждый может пополнить список другими интересными пунктами.
Большинство страхов сводится к одному – концентрации на зрителях и на
их
мнении
об
артисте.
Здесь
правомерен вопрос:
«А стоит ли так
рефлексировать на эту тему? Может лучше сосредоточиться на собственных
чувствах и ощущениях,
чтобы
иметь возможность выступить как можно
ярче для получения собственного удовольствия от процесса».
Много опытных бизнес-тренеров и учителей ораторского мастерства
показывают
приемы
уменьшения
видимых
проявлений
внутреннего
волнения (трясущихся рук, зажатого голоса, поверхностного дыхания и
слабо
звучащего голоса), но это все
необходимо непосредственно перед
выходом на сцену как действенное лекарство. Рекламируемые физические
упражнения помогут лучше, если на их выполнение потратится больше
времени, чем одна-две минуты, которые остались до выступления, поэтому
необходимо
заниматься спокойным
и ровным
дыханием (или другими
упражнениями)
не
менее
10
минут.
Очень
важно
после
активных
упражнений успокоить свое дыхание и только потом выходить к зрителю.
Контрольное волнение, конечно же, останется, но оно
не
будет
действовать парализующе на тело и душу. Задача такого волнения – помочь
в трудную минуту своему артисту быстрее соображать, что-то, может быть,
вспоминать,
реагировать
и
выкручиваться
в
случае
непредвиденной
ситуации.
Чтобы артисту некогда было волноваться на сцене, ему необходимо
параллельно
заниматься
еще
одним
очень
важным
делом
-
думать
об
исполнительских задачах, как
в главных чертах, так и более детально.
Выйдя
на
сцену,
можно
продолжать,
параллельно
с
выступлением
заниматься регулировкой своего дыхания. Вскоре, чувство паники начинает
ослабевать и исчезает, и вот тогда наступает что-то наподобие удовольствия.
К сожалению, это чувство у многих приходится на конец выступления.
Но зачем ждать дня выступления, чтобы потратить кучу нервов и, в
лучшем
случае,
получить
подобие
удовлетворения,
когда
можно
кардинально
поменять
картину.
Дело
в
том,
что
настраиваться
к
выступлению нужно заранее… прямо сейчас, когда еще не «прижало». Как
говорят
мудрецы:
«Если
не
можешь
поменять
ситуацию
–
измени
свое
отношение к ней».
Свое отношение можно поменять ко многому. Здесь уместно вспомнить
про явление
«Стокгольмского синдрома», когда
заложники
начинали
сочувствовать своим захватчикам. А что было вначале? Сочувствие ли?
Или еще один пример, который взят из фильма «Влюблен по собственному
желанию»,
когда главный герой фильма
постепенно изучая
какие-то
положительные стороны характера главной героини, нелюбимой им, также
постепенно в нее влюбляется.
Наконец - последний
пример: художественный фильм «Укрощение
строптивой», где негативные чувства к человеку перерастают в любовь.
Человек
способен
поменять,
при
желании,
свое
отношение
к
ситуации,
особенно если им движет какая-либо необходимость.
Самое главное решение проблемы находится в позитивном мышлении.
Нужно
каждый
день
чаще
сосредотачивать
свое
внимание
на
том,
что
публика не заинтересована в
провале артиста,
зритель хочет получить
удовольствие от сценического действа. Ему не доставляет удовольствия
наблюдать за тем, как артист
всякий раз «умирает» от страха.
В случае
непредвиденной
ситуации зритель сопереживает артисту , а не осуждает
его.
Нужно чаще думать о том, что публика всегда добрая, она подобно детям,
ожидает какого-либо чуда,
которое
артисты могут им показать. Зритель
доверяет артисту свои чувства: смеется, когда он покажет что-то смешное и
плачет, когда тот плачет на сцене.
Лекарство от страха есть! Оно называется ЛЮБОВЬ!!! Нужно заочно
влюбиться
в
своего
будущего
зрителя
и
дарить
ему,
как
доброму
доверчивому
ребенку,
только
лучшие
моменты
общения,
тогда
любое
напоминание о страхе отпадет за ненадобностью.
P.
S
.
Да, тщательную подготовку перед выступлением никто не отменял!
С одной стороны – выученный материал, свободное владение им, а с другой стороны –
любовь к своему зрителю - вот простой рецепт артистического счастья!