Автор: Гезь Лариса Владимировна Должность: учитель музыки и ОРКиСЭ Учебное заведение: МАОУ "СОШ №80" Населённый пункт: город Северск, Томской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: В чем сила православной молитвы? Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 80»
«В
чем
сила
православной
молитвы?»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ
для
учащихся
4
класса
Разработчик:
Гезь Лариса Владимировна,
учитель музыки и ОРКиСЭ.
1
Северск – 2016
Занятие по теме "В чем сила православной молитвы?"
Занятие разработано по курсу "Основы религиозных культур и светской эти-
ки", модуль "Основы православной культуры" для учащихся
4 класса.
Содержание занятия расширяет тему "Православная молитва" и направлено
на осмысление учащимися младшего школьного возраста значимости молитвы в
жизни православного человека, ее видах, особенностях звучания в церковном бо -
гослужении. В раскрытии содержания занятия используется метод интеграции че-
рез взаимодействие разных видов искусства, комплексное освоение единого тема-
тического содержания. Это способствует созданию условий для выхода детей на
продуктивную творческую деятельность, стимулирует самостоятельность и позна-
вательную активность, обогащение новой информацией. Слушание, пение и чте-
ние молитв, знакомство с репродукциями икон, памятниками архитектуры и жиз-
нью святых – все это не только углубляет знания детей в области православной
культуры, но и благотворно воздействует на потенциал духовных и творческих
возможностей, заключенных в эмоциональной сфере ребенка, побуждает устрем-
ленность к Добру и Свету, которая является источником нравственности и гармо -
нии личности человека. Духовные песнопения, зажженная свеча создают особую
атмосферу спокойного созерцания, умиротворения, эмоционального равновесия.
В занятие включены пассивные и активные формы взаимодействия: беседа,
примеры из литературных произведений поэтов, писателей и жизни самих детей;
работа в парах и группах; демонстрация продуктов творческой деятельности уча-
щихся прошлых лет и выполненных на данном уроке.
Цель: раскрыть силу православной молитвы на душу человека, ее чудотвор-
ное влияние.
Задачи:
воспитывать
бережное отношение к православной культуре как части
духовного наследия русского народа;
закрепить знания о молитве, ее видах, значении в жизни православного
человека;
формировать личностно-значимое отношение детей к православной мо-
литве через создание жизненных ситуаций, практические задания;
развивать
эмоционально-чувственной
сферы
ребенка средствами
разных видов искусства.
Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения,
проблемно-диалоговая, информационно-коммуникативная.
Тип урока: комплексно-развивающий.
Форма урока: групповая, фронтальная.
2
Время реализации: 45 мин.
Материально-техническое оснащение:
1. Аудиозаписи:
- молитва "Отче наш" в звучании детского голоса;
- молитва "Отче наш" в исполнении мужского хора Валаамского монастыря;
- пьеса «В церкви» из «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского.
2. Слайдовая презентация:
- эпиграф к занятию;
- молитва «Отче наш» на церковнославянском языке;
- памятник и иконы с изображением равноапостольных святых Кирилла и
Мефодия.
3.Раздаточный материал:
- детские молитвословы;
- творческие работы детей с рисунками и молитвами;
- бумага формата А3, лист ватмана с контурами «крыльев бабочки», восковые,
цветные карандаши, фломастеры.
4.Оборудование: ноутбук, проектор, музыкальный центр.
План занятия.
3
Этапы.
Используемые методы.
Содержание,
виды деятельно-
сти
Планируемые ре-
зультаты
1.
Вводный.
Методы: словесный, дея-
тельностно-практический.
Приветствие.
Слушание музыки.
Беседа.
Личностные:
ощущение психологиче-
ского комфорта, эмоцио-
нальный настрой.
Познавательные:
актуализация и обобще-
ние ранее полученных
знаний.
Регулятивные:
эмоциональная переда-
ча содержания произве-
дения в беседе (в соб-
ственном исполнении).
2.
Информационно-
практический.
Методы: словесный, на-
глядно-зрительный,
проблемно-поисковый, де-
ятельностно-практиче-
ский, ассоциативный.
Слушание молитвы.
Беседа. Обобщение
ранее полученных
знаний, актуализа-
ция новых.
Практическая рабо-
та: создание творче-
ских работ по за-
данной теме.
Личностные:
развитие ассоциативного
мышления, эмоциональ-
но- чувственной сферы.
Регулятивные:
выбор действий в соот-
ветствии с поставленной
задачей; формирование
способов, умений и на-
выков творческой
деятельности.
Познавательные:
усвоение особенностей
содержания и звучания
православной молитвы.
Коммуникативные:
приобщение к группо-
вому сотворчеству в
процессе создания изоб-
разительного образа.
3 . Итоговый.
Рефлексивно-оценочный
метод.
Способы выявления ре-
зультатов урока:
- презентация продуктов
творческой деятельности;
-обобщение эмоциональ-
ных впечатлений;
- самоанализ и самопозна-
ние.
Демонстрация твор-
ческих продуктов
деятельности.
Самостоятельное
определение цели и
темы урока.
Подведение итога
занятия.
Личностные:
получение эмоциональ-
ного удовлетворения от
творческой самореализа-
ции.
Познавательные:
закрепление полученных
знаний.
Коммуникативные:
умение позитивно вос-
принимать продукты
групповой творческой
деятельности.
Регулятивные:
оценивание своих дей-
ствий в соответствии
с поставленной задачей.
4
Ход занятия.
5
«Любить, Молиться, Петь,
Святое назначение души...»
Петр Вяземский (1858 г.)
I. Вводный этап.
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Пьеса П.И. Чайковского «В церкви»
Слушание: создание музыкой психологического комфорта, вхождение в эмо-
циональное и тематическое содержание занятия. Детям предлагается сесть удоб-
но, слушать с закрытыми глазами или глядя на зажженную свечу.
Беседа о музыке: высказывания детей о своих внутренних ощущениях, воз-
никших чувствах и переживаниях.
В этой музыке царит гармония, внутренняя неяркая красота. Возвышенное,
сосредоточенное звучание направлено на размышление и раздумье. Размеренный
ритм, спокойный темп и сдержанная как бы "говорящая" мелодия пронизана инто-
нацией мольбы. Музыка звучит тихо, похоже на то, как поет хор в церкви. В своем
«Детском альбоме» П.И. Чайковский музыкой рассказал нам, как в XIX веке начи-
нался и заканчивался день ребенка – с молитвы. Первая пьеса альбома так и назы-
вается «Утренняя молитва». Прозвучала последняя пьеса – «В церкви», в которой
композитор использовал интонацию церковного распева.
Повторное слушание произведения с текстом в исполнении учителя или де-
тей (если оно им знакомо).
Господи мой, Боже!
Душу возношу к Тебе.
Святый, научи меня,
Дай мне понять, что есть Любовь.
Господи мой, Боже!
Научи меня любить.
Уповаю на Тебя.
Не покидай меня, Господь!
Не покидай меня!
Не оставляй меня!
Господь, спаси и помилуй меня!
Даруй, Господь, Веру и Любовь.
В
поэтической
литературе XIX века также встречаются стихи созвучные
молитве: М.Ю. Лермонтов «Молитва», Е.А. Баратынский «Молитва», П.А. Вязем-
ский «Молитва ангелу-хранителю» и другие ( прочитать одно из них детям).
II. Информационно- практический этап.
6
1.
Молитва «Отче наш».
Слушание: молитва звучит в исполнении детского голоса (аудиозапись).
Дети вспоминают ее название, обращают внимание на то, как искренно и проник-
новенно произносит ее ребенок, затем произносят текст вместе с учителем.
Во время церковной службы молитвы читают и поют. Когда слово соединя-
ется со звуком, оно быстрее и глубже касается души человека. Детям предлагается
прослушать эту молитву в исполнении мужского хора Валаамского монастыря и
обратить внимание на стройность, соразмеренность, неторопливость звучания.
Эту молитву называют «Молитва Господня», так как ее дал Своим ученикам
Господь Иисус Христос, именно этой молитве Он их научил. Поэтому для право-
славного человека, взрослого или маленького, она – самая главная. Нет такого
христианина, который бы на своем языке не произносил с великим благоговением
эту молитву (показ слайда с текстом молитвы). Славяне читают ее на церковносла-
вянском языке, дали им эту возможность братья Кирилл и Мефодий, создав сла-
вянскую азбуку – кириллицу (показ слайда). За этот подвиг они были возведены в
сан святых (просмотр слайда с изображением икон).
В Москве на Славянской
площади в их честь воздвигнут памятник с негасимой лампадой (показ слайда), а
с 1863 года в России 24 мая отмечается День их памяти. В эти дни ежегодно в на-
шей стране проводится Неделя славянской культуры и письменности.
2.
Беседа о православной молитве.
Беседа: вспомнить с детьми, что такое молитва, когда читают молитвы, к
кому обращаются в молитве, какие знают виды молитв, для чего нужна человеку
молитва?
Самоанализ выполнения заданий по теме "Православная молитва" ( мульти-
медийное приложение к учебнику «Основы православной культуры»).
Молитва – это особый поэтический жанр. Чтобы сотворить ее, необходима
сосредоточенность,
глубокое
раздумье,
искреннее
желание
осмыслить
свои
проблемы. Молитва – это всегда личное. Православный человек начинает и закан-
чивает свой день молитвой. Раньше в гимназиях, лицеях, церковноприходских
школах учебный день начинался и заканчивался молитвой. В утренней молитве
ученики просили Бога дать им внимание и силы в учении, чтобы вырасти на уте-
шение родителям и пользу Отечеству. После учения благодарили Бога, учителей,
родителей за просвещение и воспитание, ведущих их к познанию блага и жизни.
Православный человек может молиться в разных обстоятельствах, обраща-
ясь к Богу и в радости, и печали, и в нужде. Он молится в одиночестве и вместе с
другими людьми, про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться в лю-
бом месте: дома, в храме, на природе, в транспорте, то есть когда в этом есть необ-
ходимость. Этот его внутренний разговор с Богом никому не будет заметен.
Молитв много, они разные по назначению. Есть очень короткие молитвы,
которые
легко
запоминаются:
«Господи,
благослови!»,
«Господи,
помилуй!»,
«Слава, Богу!».
Слово «спасибо» произошло от слов «Спаси тебя Бог!». Раньше, да и сейчас
верующие люди произносят эти слова, желая от всего сердца спасения доброму
7
человеку (детям предлагается по желанию прочитать молитвы, которые они зна-
ют). Заботливые люди собрали молитвы в одну книгу, чтобы можно было прочи-
тать то, что не знаешь наизусть, и все молились бы правильно. Такая книга назы -
вается «Молитвослов». Есть молитвословы для взрослых и для детей (показ книг).
3. Детская молитва «Мой Бог».
Беседа. О чем молятся дети? Предлагается выполнить дома такое задание:
составить свою молитву, помня, что это личное обращение к Богу.
Приводятся молитвы из прошлых работ детей.
Например:
«Спаси, Господи, и помилуй все страны и всех людей. Если кто болеет - ис-
цели, если кто воюет – примири. Господи, замени все плохое на хорошее. Аминь».
Исполнение ранее выученной молитвы «Мой Бог», в которой дети передают
свою любовь и нежность к маме и папе.
Мой Бог, я стою пред тобою, и очень тебя я прошу,
Ты каждый день и каждый час будь на земле среди нас.
Молюсь я за маму и папу. Ты, Боже, их благослови.
Храни меня и их храни во веки веков. Аминь.
4.Практическое задание на тему: «Молитва для души».
Святой Праведный Иоанн Кронштатдский так сказал о церковной молитве
«Люблю я молиться в храме Божием…, сердце мое тогда полно пренебесного
сладкого мира; душа просвящается светом небесным; все светло видишь, на все
смотришь правильно; ко всем чувствуешь дружество и любовь, к самим врагам, и
охотно их извиняешь и прощаешь…». Размышление учащихся о содержании этих
слов.
Задание детям: подобрать слова, которые лучше всего передают душевное
состояние молящегося, вспомнить свои чувства и ощущения во время посещения
храма, церковной службы, а также в течение этого занятия.
Православные люди называют молитву "крыльями души", так как искрен-
няя молитва " возносит сердце выше небес."
Выполнение работы в парах, группах восковыми, цветными карандашами,
фломастерми на листе ватмана (в контуре крыльев бабочки): записать подобран-
ные слова (любовь, вера, милосердие, просветление, нежность, легкость, благость,
наслаждение, уединение, спокойствие, доверие, тепло, радость и другие). Творче-
ское оформление рисунков.
III. Итоговый этап.
1.Презентация творческих работ .
Обсуждение полученных результатов: высказывание своих впечатлений, эмо-
циональный отклик о проделанной работе.
Определение темы и цели занятия учащимися.
2.Подведение итога занятия.
8
В чем же сила молитвы? Высказывания учащихся. Психологи, врачи исследо-
вали ее воздействие на организм человека и сделали вывод, что она может облег-
чить боль, уравновесить эмоциональное состояние, изменить биополе человека.
Замеры специального прибора показали, что излучение биополя усиливается, ста-
новится более гармоничным. Молитву полезно читать, петь, слушать. ( Обратить
внимание детей на слова эпиграфа).
Если каждый день настраивать себя на светлые мысли, добрые чувства, бла-
городные поступки, то можно улучшить свои качества, общение со сверстниками,
гармонизировать отношение с окружающим миром.
Есть много примеров, когда молитва помогала человеку в самые трудные ми-
нуты его жизни, в тяжелых испытаниях.
3.Домашнее задание : найти примеры чудотворного влияния и силы воздей-
ствия православной молитвы на душу человека из жизни известных людей, произ-
ведений художественной литературы, своей жизни или родных и знакомых.
Литература
1. Глаголева О. Православие: Полная энциклопедия для новоначальных. – М.:
ЭКСМО, 2011.
2. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе
и дома. – М.: Школа-Пресс,1994.
3. Кураев А.В. Учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы: Учеб-
ное пособие для образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
4. Молитвословы для детей.
5. Православный мир. Образовательное пособие для детей. – М.: ИД «Право-
славный мир», 2007.
6. Святитель Иоанн Затворник. О молитве. – М.: 1997.
9