Автор: Камерцель Светлана Владимировна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств имени А.А.Алябьева города Тобольска
Населённый пункт: Тюменская область, город Тобольск
Наименование материала: интегрированный урок
Тема: " "Образ русского богатыря в изобразительном искусстве и музыке" А. П. Бородин – В. М. Васнецов
Раздел: дополнительное образование
Интегрированный урок по изобразительному и музыкальному
искусству .
Тема: «Образ русского богатыря в изобразительном искусстве и
музыке» А. П. Бородин – В. М. Васнецов
Цель:
1. Формировать умение создавать образ богатыря на основе
эмоционально – звукового восприятия, пользуясь законами
цветоведения; показать влияние музыки на создание образа; сравнивать
средства музыкальной и живописной выразительности.
2. Научить передавать свое настроение в образе; развивать
зрительную память, ассоциативное мышление, умение анализировать
произведения изобразительного и музыкального искусства;
совершенствовать приемы изобразительного искусства в раскрытии
образа и характера.
3. Воспитывать любовь и доброжелательность к традициям русского
народа, чуткость, способность видеть душевную красоту.
Тип урока:
интегрированный (изобразительное искусство, музыка,)
План:
1.
Организационный момент (2 – мин.)
2.
Изучение материала (мотивация учебной деятельности, подготовка к восприятию
материала) (20 – мин.)
-
первичное усвоение нового материала (15 – мин.)
-
актуализация опорных знаний, умений, представлений та чувственного опыта
(20 – мин.)
3.
Практическая работа (осмысление новых знаний, умений; контрольно-
корректирующий этап) (20 – мин.)
4.
Итог урока (13 – мин.)
Оборудование:
Аудио:
1
А.П. Бородин «Маленькая сюита» № 5 «Грезы» (в исполнении Государственного
академического симфонического оркестра СССР, дирижер Евгений Светланов).
2.
А.П. Бородин Симфония № 2 си минор "Богатырская" (в исполнении
Государственного академического симфонического оркестра СССР, дирижер Евгений
Светланов).
Интерактивная доска
1.
Репродукция В. М. Васнецова «Три богатыря».
2. Портреты В.М. Васнецова и А.П. Бородина.
Материалы ИЗО:
1. Гуашь, кисти, бумага
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение материала (мотивация учебной деятельности).
Музыка, чтение стихов
…Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!.
Давно это было, да и в наше время не перевелись ещё богатыри…
Богатыри и витязи — былинные образы героев древних славянских племен.
Удивительные песни-сказания народ создал о богатырях в незапамятные
времена, и они переходили из уст в уста, от поколения в поколение.
. Воинские доблести и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты
русского богатыря, но при этом они ещё и патриоты. Богатыри стояли на
страже Руси, на заставе.
Вообще народ идеализирует своих богатырей, славит такие их качества: силу,
ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, …
Элемент «чудесного» играет большую роль в судьбах богатырей: они часто
встречаются с добрыми и враждебными сверхъестественными силами.
Рассказ о картине Васнецова
Васнецов Виктор Михайлович, 1848–1926),
великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его
национально-романтическом варианте.
Родился в селе Лопьял (Вятская
губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в
Вятке, затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в
Петербурге, где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской и в
петербургской Академии художеств. В.М. Васнецов - основоположник особого
«русского стиля». Живописец Васнецов преобразовал русский исторический
жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической
легенды или сказки.
Среди этих живописных былин и сказок Васнецова –
картины "Витязь на распутье", "Три царевны подземного царства",
"Аленушка", "Три богатыря" и др.
Картина «Три богатыря»
Васнецов написал в 1898 году, над этим поистине исконно русским
живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Произведение «Три
богатыря» самое значительное в творчестве Васнецова, в русской живописи,
ни один художник не уходил так глубоко как Васнецов, отдавая себя
полностью былинно - эпическим сюжетам. После окончания работы над
«Тремя богатырями», оно было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым
и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.
Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным
небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и
защищать свою любимую родину матушку Русь. Если сегодня картина «Три
богатыря» состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было
довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша
Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич. На картине В. М. Васнецова
богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят
вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы
вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой
богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц
серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут
Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки
полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент
не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.
Илья Муромец - русский былинный герой. Он самый сильный и мудрый из
троих. Илья Муромец сидит на черном коне и вглядывается в даль, а из под
мускулистой руки свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое
копье наготове. Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой
тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. От одного только вида этих
первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от
Ильи Муромца на красно - золотистом коне сидит Алеша Попович, который
держит меткий лук, от стрелы которого ни один враг не увернется, его сила
кроется в его хитрости и смекалке. Этой велико - русской троице с ним
никогда не будет скучно, в часы отдыха он может и на гуслях поиграть.
Характеры трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в
них отражено величавое спокойствие, в котором присутствует дух правого
дела, пресечь который никому не позволено.
Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины.
Крестьянский сын из села Карачарово из города Мурома – самый старший и
могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в
богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая
рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко
держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия
Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это
говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его
крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими
скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови
нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл,
как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая,
и, кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким
укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится
о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.
Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи
Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен
жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его
борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи
Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да
и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и
развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут
Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг
близко.
Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не
бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша
худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что
он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук
у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой
гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его
грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.
Актуализация опорных знаний (ИЗО)
1.
Какие жанры живописи вы знаете? (Потрет, пейзаж, натюрморт).
2.
К какому жанру относится картина «Три богатыря»? (Портрет).
3.
Опишите, какой это портрет: по характеру (женский, мужской,
детский ); по числу изображенных персон (индивидуальный-один,
двойной-два, групповой-более двух); в зависимости от размера
(миниатюрный, в полный размер, малоформатный).
4.
Какие виды портрета вы еще знаете? (парадные и камерные).
Александр Порфирьевич Бородин
Давайте представим живопись и музыку как двух сестер, близких по
воздействию на эмоциональный мир человека. Мы познакомились с тремя
богатырями на полотне художника Васнецова, композитора Александра
Порфирьевича Бородина также вдохновляла эта тема. Стоит узнать, стоит
услышать, стоит вспомнить…
С ранних лет Александр Порфирьевич проявил незаурядные способности и интерес
к музыке.
Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но
является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики.
Он
писал романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. Для
музыкального совершенствования Бородин был послан за границу, где провел три года.
В произведениях Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа,
любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой,
мужественностью. Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что
через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль — о богатырской
мощи, скрытой в русском народе.
Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь».
Источником для либретто послужил памятник древнерусской литературы «Слово о
полку Игореве». Из-за большой загруженности научной и педагогической работой
Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет.
Но сейчас мы поговорим о его знаменитой симфонии № 2. В симфоническом жанре
работали многие композиторы.
Актуализация опорных знаний (музыка)
1.
Подскажите мне их имена….
2.
Давайте вспомним, что такое симфония?
Вторая симфония Бородина идеально соответствует своему названию. «Богатырская».
Эта симфония рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина, вместе с оперой
«Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию
русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника.
Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей
русской музыки. Это тема-утверждение, тема-приказ, неуклюжий и монолитный. Такое
вступление может открывать «Повесть временных лет» или другие «дела давно
минувших дней, преданья старины глубокой».
Слушание основной темы симфонии(1 мин.)
Вся первая часть «Богатырской» – это вариации на главную тему, рядом с которой все
остальные мотивы выглядят отрывочно, как бы оттеняя её. И мелькнувший было
наигрыш «скоморохов», и мелодия «белых лебедушек», девичий напев – все меркнет
перед темой-девизом и ее вариантами. То слышится суровая мужская пляска, то
тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле.
Видеоролик «Богатырская симфония» (эпизод из кинофильма «Воскресный музыкант»
- 2 мин. )
В музыке 1-й части явно читается образ Ильи Муромца, «сиднем- сидевшего»
тридцать лет и наконец, проявившего всю свою силищу.
И образ молодого Добрынюшки Никитича, подстерегающего грозного врага, Змея
Горыныча.
И образ Алёши Поповича, перехитрившего силу нечистую, Тугарина Змея.
1.ИЛЬЯ МУРОМЕЦ!
Как завидел его и Соловей – разбойничек,
Засвистел тут Соловей по – соловьиному,
Закричал, собака, и по- звериному.
Зашипел, проклятый, по- змеиному,-
Так все травушки – муравы уплеталися,
Все лазоревы цветочки осыпалися,
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.
А у старого казака Ильи Муромца
Ай конь на корни спотыкается,
А у старого казака Ильи Муромца
Его и сердце богатырское не сдрогнуло,
А берет он в руки плеточку шелковую,
А удары давает все тяжелые…
Да берет он свою стрелочку каленую,
Да и спустил тетивочку шелковую,
Его тую ль стрелочку каленую,
А попало в Соловья – разбойника,
А попало ему да во правый висок;
Она сбила Соловья да из сыра дуба.
2.ДОБРЫНЯ НИКИТЫЧ!
Увидал только молоденький Добрынюшка,
Увидал он на крутом берегу –
Тут лежит колпак да земли греческой.
Он берет тот колпак до во белы ручки,
Он с той ли со досадушки великой-
Да ударил он Змеища Горынища:
Еще пал – то Змей да на сыру землю,
На сыру – то землю пал – во ковыль траву!
Молодой Добрынюшка Никитич,
Он ведь смелый был и сноровистый.
3: АЛЁША ПОПОВИЧ!
Да едет Тугарин по чисту полю,
Кричит он, рычит во всю глотку – то:
“Да хочешь ли, Алеша, я конем стопчу?
Да хочешь ли, Алеша, я копьем сколю?
Да хочешь ли, Алеша, я живьем сглону?”
На то да Алешенька ведь верток был –
Подвернулся под гриву лошадиную,
Смотрит собака по чисту полю:
“Да где же Алеша стоптан лежит?”
Да вдруг Алешенька Попович млад,
Ох как выскочит из-под гривы лошадиной,
Он махнул шалыгой подорожною -
Покатилась голова с плеч, как пуговица
,
Свалился змей да на сыру землю!
Вот они какие, богатыри! Любая опасность им по плечу, любое препятствие по
силам. И лишь одна задача порой ставит их в тупик – это камень со странными
надписями.
Что это за камень?
Ну, как положено во всех сказках, это камень, где написано: «Направо пойдешь...,
налево пойдёшь…И выбор за тобой…»
ІІІ. Практическая работа «Богатырь, какой он?» (20 мин.)
Э-ге-гей, честной народ! Наш девиз: «Всегда вперед!»
Верим мы в победу, как и наши деды.
Богатырский дух отцов мы впитали с детства.
Потому и от врагов всегда найдём мы средство.
Острый меч, да быстрый конь, лук и стрелы.
По дороге скачем мы – воины смелые.
Перед нами целый мир, путь единый.
Настоящий богатырь – очень сильный.
И не славы мы хотим – нам другое важно:
Мамы, бабушки, девчонки под защитой нашей .
Оглашение условия задания.
Под музыку А.П. Бородина «Богатырская симфония» дети выполняют практическое
задание .
Контрольно – корректирующий этап практической работы.
Дети выставляют работы на доске.
ІV. Итог урока (подведение итогов, демонстрация работ)