Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа вокального ансамбля "ЛИРА"


Автор: Маркелова Светлана Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "Дворец творчества детей и молодёжи"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа вокального ансамбля "ЛИРА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и

молодежи»
Утверждена на педагогическом совете протокол № ______ от _____________ директор ____________Иванцова И.Е.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ЛИРА»
Возраст обучающихся -7-16 лет Срок реализации – 3 года Автор: педагог дополнительного образования Маркелова Светлана Сергеевна Саратов - 2015

I.

Пояснительная записка
. Вокальное искусство - исполнение музыки голосом; искусство передавать выразительными средствами певческого голоса идейно- образное содержание музыкального произведения. Пение может быть со словами и без слов. В вокале при помощи выразительных средств музыки раскрывается логическое и эмоциональное содержание образа. Истоки вокального искусства восходят к народному песенному творчеству. В характере вокального искусства различных народов получают отражения ладовые, интонационные и ритмические особенности народной музыки. На формирование специфических черт национального певческого искусства оказывает влияние фонетический состав языка, непосредственно воздействующий на певческое звукообразование. Профессиональное вокальное искусство возникло в глубокой древности. Оно было известно в странах Древнего Востока, античного мира. Со времен средневековья носителями профессионального народного вокального являлись странствующие музыканты. Искусство народных певцов, которые часто были и творцами песен, основывалось на определенных правилах устной традиции. Своим исполнением они предавали песне индивидуальную окраску, обогащали, шлифовали ее. Формирование национальных вокальных школ, связанное с развитием оперного искусства. Опиралось на достижения народного певческого творчества, эстетические принципы. Теоретические обобщения отдельных певцов, композиторов, ученых, основывалось на общем процессе развития национальных культур. Известное значение для развития вокала имело и культовое пение. В эпоху Возрождения в связи с подъемом светской культуры возникают новые, более сложные и развитые жанры вокальной и вокально-инструментальной музыки. Это обусловило интенсивное развитие профессионального певческого искусства. Суще ствуют следующие виды вокального п е н и я : (одноголосное), ансамблевое (на два голоса – дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и т.д.) и хоровое (с инструментальным сопровождением или без него).
Вокальная педагогика служит с давних пор предметом всестороннего научного исследования. Вокальному педагогу, кроме глубокого знания музыки и ее законов, необходимо изучить анатомию певческих органов, физиологию, психологию, педагогику. Профессиональный певец должен иметь певческий голос красивого тембра, достаточной силы, а также музыкальность и исполнительную одаренность. Путем специальных упражнений голос начинающего певца может быть значительно развит, увеличен диапазон, приобретена гибкость, пластичность, выработано свободное владение голосом. Среди теоретических исследований, посвященных вопросам вокала 19 века на Западе, для своего времени имели значение работы педагогов и певцов М. Гарсиа, Ж. Л. Дюпре, Л. Лаблаша, Ф Ламперти и др. Среди русских педагогов можно выделить А. Е. Варламова. И. П. Прянишникова, А. М Додонова и др. Проблемы русской вокальной школы получили глубокую разработку в настоящее время (Д. Л. Аспелунд, В. А Багадуров, Л. Д Работников и др.) Одним из разновидностей вокального искусства является ансамблевое пение.
Ансамбль
- э т о у р а в н о в е ш е н н о с т ь , с л и т н о с т ь и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания. Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания, а также работа непосредственно над репертуаром. Однако значительную часть занятия (30%) следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии, ощущали себя строителями музыкального произведения. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный, интересный репертуар. Р а з р а б о т а н н а я п р о г р а м м а и м е е т
художественную

направленность.
Восприятие искусства через пение – важный
элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека. Формируют его взгляды и чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры лично сти: р а з в и в а е т наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Актуальность программы
заключается в том, что в процессе обучения предполагается формирование коллектива с высоким уровнем взаимоотношений, создание теплой атмосферы для творческого раскрытия каждой личности. Кроме того, всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Большую роль в этом играют:  концертная деятельность;  участие в фестивалях и конкурсах.
Педагогическая

целесообразность

программы
состоит в том, чтобы показать, что пение в ансамбле – это не только обучение профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможность воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
Отличительная

особенность

программы
в том, ч то программа дает возможность развить певческий голос, овладеть навыками ансамблевого мастерства, овладеть навыками пения двух- и трехголосия, обучиться на практике работе с микрофоном, расширить общемузыкальный кругозор учащихся. Кроме того, программа базируется на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Цель

программы:
развить профессиональные вокальные данные при обучении пению в ансамбле и сольно.
Задачи:
Обучающие:
 сформировать у учащихся основные навыки академического пения;  обучить работать в ансамбле;  ознакомить с элементарной теорией музыки. Воспитательные:  воспитать уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности;  воспитать силу воли;  воспитать навыки самоорганизации и самоконтроля, умение концентрировать внимание, слух, память. Развивающие:  развить положительные качества личности;  максимально, в соответствии с возрастной физиологией, разить вокальные данные учащихся, слух, чувство ритма;  выявить и развить актерские данные;  развить умение держать себя на сцене. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа примерно раскрывает содержание занятий, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновлённый репертуар композиторов-песенников. Отбор произведений о суще ствляется с учётом д о с ту п н о с т и , необходимости и художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности; - принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному; - принцип успешности; - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья обучающихся; - принцип творческого развития; - принцип доступности; - принцип индивидуального подхода; - принцип практической направленности.
Возраст учащихся
Отбор упражнений, заданий определяется образовательными задачами с учетом возрастных особенностей учащихся (7-16 лет). Знание данных особенностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься ансамблевым пением. На начальном этапе реализации программы у учащихся закрепляется интерес к певческому исполнительскому творчеству. Основные образовательные задачи сконцентрированы на приобретении и закреплении основных навыков вокального искусства, ознакомление с ключевыми музыкальными понятиями. В работе педагог использует индивидуальные и групповые занятия, на которых стремится раскрыть творческую индивидуальность учащегося. Задача педагога не только обучить профессиональному владению голосом, но и подготовить в короткие сроки с учащимися первого года обучения концертное выступление на основе тематического песенного репертуара. Период становления у вокалистов является основным и поэтому самым продолжительным по времени и программе. На этом этапе происходит усложнение упражнений, идет работа над т е х н и ко й г о л о с о о б р а з о в а н и я и г о л о с о в е д е н и я , п о совершенствованию чистоты звучания. Расширяется репертуар, воспитывается чувство выразительности и понимания музыкального произведения. Здесь включается аналитическая работа над каждым концертным номером и публичным выступлением. Отбор упражнений, заданий определяется образовательными задачами с учетом возрастных особенностей учащихся.
Для учащихся 7-9 лет характерны любознательность, конкретность мышления, подражательность, подвижность, неумение концентрировать долго свое внимание на чем-либо одном. Начиная обучение, учащиеся этого возраста о собенно эмоционально относятся к новым требованиям. У них весьма высок авторитет старшего товарища или взрослого. Все предложения принимаются и воспринимаются очень охотно. В возрасте 9-13 лет учащиеся отличаются внутренней уравновешенно стью, жизнерадо стно стью, по с тоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их увлекает совместная коллективная деятельность. В 13 лет учащиеся менее уравновешены, бурно проявляют эмоции, среди них часто возникают конфликты. В их глазах резко возрастает значение коллектива, оценки товарищей его поступков и действий. Они стремятся завоевать авторитет среди сверстников. Для старшего возраста, 14-17 лет, характерна активизация собственной точки зрения, дальнейшее развитие самосознания, стремление к объединению в различные группы, к определению своего места в обществе. Углубляется интерес к науке, технике, искусству, важное место в самоопределении занимает выбор профессии. Набор учащихся в объединение производится на конкурсной основе. Критериями при отборе являются: хороший вокальный слух, чистое интонирование, приятный тембр голоса, хорошее чувства ритма и большое желание петь.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 3 года обучения. В учебном плане вокальной группы предусмотрено 144 часа учебных занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю
Предполагаемые результаты обучения:
Предметные: Предполагается, что в конце 1 года обучения учащиеся должны:  чисто интонировать, петь на дыхании;  петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением фонограммы;
 должен быть развит гармониче ский и мелодический слух;  должны знать строение голосового аппарата и правила соблюдения его гигиены; В конце второго года:  знать типы певческого дыхания, типы тембров голоса;  знать певческую установку;  петь чистым естественным звуком, легко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные;  петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;  понимать дирижерские жесты и следовать им;  знать средства музыкальной выразительности;  понимать смысл разучиваемых произведений. В конце третьего года обучения учащиеся должны:  знать основы вокальной методики;  знать поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;  уметь петь на цепном дыхании;  уметь брать быстрый вдох;  иметь развитый вокальный слух;  уметь чисто и слаженно петь двухголосные произведения с сопровождением и без;  уметь обосновывать сценический образ и доносить до слушателя смысл произведения. Метапредметные:  уметь оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения ;  уметь организовывать сотрудничество и совместную а р т и с т и ч е с к у ю д е я т е л ь н о с т ь с у ч а щ и м и с я ; работать индивидуально и в группе;  соотносить свои практические действия с планируемыми результатами, корректировать свои д е й с т в и я в с о о т в е т с т в и и с и з м е н я ю щ е й с я образовательной или концертной ситуацией;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в образовательной деятельности. Личностные:  способность к самоопределению с целью дальнейшего выбора профессиональной деятельности ;  способность к саморазвитию и личностному росту;  уважительное отношение к труду музыканта, развития опыта участия в концертной деятельности;  готовность и способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями и достигать в нем взаимопонимания;  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе музыкальной творческой деятельности.
Способы проверки результатов освоения образовательной

программы:
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением, участие в конкурсах, фестивалях, концертных программах.
II. Учебно-тематический план.
1-й год обучения


Наим.

разделов

и тем

Общ. кол-

во час.

В том числе

теор.
1. Вводное занятие. 1 1
2. И з у ч е н и е с т р о е н и я голосового аппарата и дыхательной с и с т е м ы человека. 2 2 3. Беседы о гигиене голоса 2 2 4. Развитие слуха 10 2 5. Р а з в и т и е п е в ч е с ко г о диапазона 15 2 6. Р а з в и т и е г о л о с а с помощью специальных упражнений 20 2 7. Развитие артикуляции 10 3 8. Выравнивание головного и грудного регистров голоса 10 2 9. Р а з в и т и е п е в ч е с ко г о дыхания 15 3 10. Развитие певческого слуха в ансамбле. 10 3 11. Разучивание произведений р у с с к и х и з а п а д н ы х композиторов 30 2 12. О с в о е н и е п е н и я двухголосия. 5 0 13. И з у ч е н и е п е с е н и з кинофильмов и мюзиклов 7 0 14. Изучение дуэтов их опер и оперетт 7 0 ИТОГО: 144 24 120 2-й год обучения


Наим.

разделов

и тем

Общ. кол-

во час.

В том числе

теор.
1. Вводное занятие. 3 3 2. Координация воспроизведения звука. Чистота интонирования. Самоконтроль. 35 6 3. Строение голосового аппарата. Виды атаки звука, их 15 5
назначение. 4. Певческое дыхание. «Опора» звука. Включение работы диафрагмы в певческий процесс. 40 7 5. Развитие вокального слуха. 30 3 6. Работа артикуляционного аппарата в пении. Выравнивание гласных звуков. 20 3 7. Развитие вокальной техники. Изучение произведений русских и зарубежных композиторов 40 0 8. Гигиена и режим певца. 4 4 9. Основные недостатки голоса, как результаты неправильного звукообразования. 4 4 10. Расстройства голосового аппарата и их причины. 4 4 11. Вокально-исполнительская практика. 21 0 ИТОГО: 216 39 177 3-й год обучения


Наим

.

разде

лов и

тем

Общ.

кол-

во

час.

В том числе

теор.
1. Вводное занятие. 3 3 2. Развити е физиоло гии взаимод ействия голосов о г о и 21 6
дыхател ьного механиз ма. 3. Строени е голосов ого аппарат а. Различн ые регистр ы. 7 4 4. Певческ ое дыхание . «Опора » звука. Активиз ация работы диафраг мы. 21 9 5. Развити е вокальн ого слуха. Пение в ансамбл е (дуэты). 7 3 6. Работа артикул яционно го аппарат а в пении. 7 3
Закрепл ение навыков . 7. Развити е вокальн ой техники . 15 0 8. Гигиена и режим певца. Закалив ание и предупр еждение простуд ных заболев аний. 4 4 9. Основн ые недоста тки голоса. Причин ы возникн овения. 4 4 10. Расстро йства голосов ого аппарат а и их причин ы. 4 4 11. Вокальн о- исполни 15 0
тельская практик а. ИТОГ О: 144 36 72
III. Содержание программы.
В первый год обучения по всем темам раздела осуществляется освоение приёмов и методов постановки голоса и первичная актуализация знаний, умений и навыков. Второй год обучения – закрепление приёмов и методов постановки голоса, изученных в первый год обучения, первичная автоматизация знаний, умений и навыков. Третий год обучения – систематизация знаний, умений и навыков, полученных за два года обучения, творческий этап с использованием вокально-исполнительской практики.
1-ый год обучения.

1.Вводное занятие.
Теория. Объяснение цели обучения ансамблевому пению. Прослушивание ансамблевых коллективов и разъяснение задач каждого исполнителя в ансамбле.
2.Изучение строения голосового аппарата и дыхательной

системы человека.
Теория. Полости носа. Полость рта. Гортань. Её строение и принцип работы. Твердое и мягкое небо. Язык, губы. Глотка и ее особенности. Голосовые складки. Их расположение и особенность работы .
3. Беседы о гигиене голоса.
Теория. Основы экологии голоса.
4. Развитие слуха.
Теория. «Вокальный слух». Чувствительность слуха. Восприятие слухом высоты и силы звука. Восприятие различной окраски звука и анализ причин данных различий. Практика. Упражнения на развитие вокального слуха.

5.

Развитие певческого диапазона.
Теория. Певческий диапазон и его зависимость от тембра голоса. Практика. Упражнения и вокализы для развития певческого диапазона.
6.

Развитие голоса с помощью специальных упражнений.
Теория. Основные навыки формирования вокальной техники. Практика. Упражнения на развития вокальной техники.
7. Развитие артикуляции.
Теория. Работа губ, языка, глотки при пении. Практика. Упражнение на выравнивание гласных звуков в пении.
8. Выравнивание головного и грудного регистров голоса.
Теория. Понятия головного и грудного регистров в голосе. Понятие резонанса в пении. Влияние высокой позиции звука на выравнивание регистров. Практика. Упражнения на смешение головного и грудного регистров, на развитие высокой позиции звука.
9. Развитие певческого дыхания.
Теория. Дыхательная система. Строение. Роль работы диафрагмы во время пения. Практика. Упражнения и вокализы на развитие певческого дыхания. Физические упражнения на развитие дыхания.
10. Развитие певческого слуха в ансамбле.
Теория. Принципы работы в ансамбле, формирование ансамблевого слуха. Практика. Пение упражнений дуэтом, трио и т.д.
11.

Разучивание

произведений

русских

и

западных

композиторов
Теория. Знакомство с творчеством русских и западных композиторов. (Р. Паулс, А. Пахмутова, Н. Добронравов, Г. Гладков и т.д.) Практика. Разучивание произведений данных композиторов.
12. Освоение пения двухголосия
.
Практика. Упражнения и вокализы на закрепление двухголосного пения.
13. Изучение песен из кинофильмов и мюзиклов.
Практика. Изучение песен русских и зарубежных композиторов из кинофильмов, мультфильмов и мюзиклов ( «Золушка», «Юнона и Авось», «Трям,здравствуйте», « «Мэри Поппинс,до свидания!» и т.д.)
14. Изучение дуэтов их опер и оперетт.
Практика. Разучивание дуэтов из опер и оперетт.(Г. Гладков «Бременские музыканты»).
Репертуар:
Вокализы: Ваккаи (1 том), Дж. Конконе (1 том), Г.Зейдлера ( 1 том) и др. «33 коровы» cл. Н.Олева, муз. М.Дунаевского - к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!" «Голубой вагон» сл. Успенского, муз. В.Шаинского - м/ф "Старуха Шапокляк" «Добрый жук» сл. Е.Шварца - к/ф "Золушка" Дуэт Золушки и Принца - м/ф "Золушка» - муз.Игорь Цветков, сл.Генрих Сапгир Дуэт Трубадура и Принцессы- сл.Ю. Энтина, муз. Ген. Гладкова - м/ф "Бременские музыканты" «Алеллуйя» - мюзикл «Юнона и Авось»,сл. А Вознесенского. муз. А. Рыбникова «Облака» - сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского - м/ф "Трям! Здравствуйте!" Песенка Мамонтёнка - муз. В.Шаинского, сл. Д. Непомнящего - м/ф "Мама для мамонтенка" «Золотая свадьба» - муз. Р Паулса, сл. И. Резника
2-ой год обучения.

1.Вводное занятие.
Теория. Особенности практических занятий по ансамблевому пению .
2.Координация

воспроизведения

звука.

Чистота

интонирования. Самоконтроль.

Теория. Роль интонации в ансамблевом пении. Влияние высокой позиции звука на интонирование. Практика. Тщательное заучивание точного мелодического текста и вырабатывание высокой позиции звучания. Обучение самостоятельным занятиям.
3.Строение голосового аппарата. Виды атаки звука, их

назначение.
Теория. Выработка ощущения различных видов атаки звука (жесткой, мягкой, придыхательной). Назначение различных атак звука. Практика. Регистры голоса. Переходные ноты.
4. Певческое дыхание. «Опора» звука. Включение работы

диафрагмы в певческий процесс.
Теория. Формирование диафрагмальной «опоры» звука. Практика. Работа над певческим звуком. Равномерное, свободное, способствующее естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Создание условий для «опёртого» звука.
5. Развитие вокального слуха.
Теория. Проблемы развития слуха. Практика. Работа в ансамбле (дуэты, трио и др. )
6.

Работа

артикуляционного

аппарата

в

пении.

Выравнивание гласных звуков.
Теория. Различие гласных и согласных звуков при исполнении произведения. Практика. Постепенное выравнивание гласных и чёткое произношение согласных звуков с помощью определенных упражнений, сохраняющих высокую позицию звука и , одновременно, формирующих звуковую «опору» дыхания.
7.

Развитие вокальной техники. Изучение произведений

русских и зарубежных композиторов.
Практика. Пение вокализов Ваккаи, Мирзоевой, Конконе, Зейдлера. Упражнения с использованием legato, staccato.
8. Гигиена и режим певца

.
Теория. Концертная деятельность как нервно-психическая нагрузка. Приёмы профилактики простудных заболеваний.

9.Основные

недостатки

голоса,

как

результаты

неправильного звукообразования.
Теория. Неправильная постановка голоса; отсутствие навыка певческого дыхания; постоянное форсирование звука. Методы исправления недостатков.
10.

Расстройства голосового аппарата и их причины.
Теория. Певческие узелки (как правило, находящиеся на переходных нотах), кровоизлияния в связки, параличи голосовых связок и др.
11.

Вокально-исполнительская практика.
Практика.Участие в мероприятиях дворца. Выступление на конкурсах и фестивалях.
Репертуар:
Вокализы: Ваккаи (2 том), Дж. Конконе (2 том), Г.Зейдлера ( 2 том), М. Мирзоевой (1 том) и др. «Родина моя» муз. Д. Тухманова,сл. Р. Рождественского «Песня о снежинке» - сл. Л Дербенёва, муз. Е Крылатова из к/ф «Чародеи» «Алеллуйя» - мюзикл «Юнона и Авось»,сл. А Вознесенского. муз. А. Рыбникова «Во французской стороне» — муз. Д. Тухманова,сл. Л. Гинзбурга «Жаворонок» муз. М. И. Глинки,сл. Н. Кукольника «Ангел-хранитель» муз. И. Крутого. сл. И Николаева
3-ий год обучения.

1. Вводное занятие.
Теория. Особенности третьего года обучения ансамблевому пению.
2.Развитие

физиологии

взаимодействия

голосового

и

дыхательного механизма.
Теория. Повторение теоретических знаний. Практика. Упражнения на развитие вокальной техники.
3. Строение голосового аппарата. Различные регистры.
Теория. Строение мышц грудной клетки, работа диафрагмы. Практика. Положение гортани в покое и во время фонации. Вибрато.

4. Певческое дыхание. «Опора» звука. Активизация работы

диафрагмы.
Теория. Певческий вдох и выдох. Практика. Упражнения для развития диафрагмы.
5.

Развитие вокального слуха. Пение в ансамбле (дуэты).
Теория. Основные принципы пения многоголосия. Практика. Использование совместного с педагогом анализа работы других учеников для формирования вокального слуха и умения определять и устранять недостатки в своей работе.
6. Работа артикуляционного аппарата в пении.

Закрепление навыков.
Теория. Правильная артикуляция. Практика. Закрепление навыков чёткого произношения звуков.
7. Развитие вокальной техники.
Практика. Исполнение сложных произведений с использованием элементов вокальной техники.
8.

Гигиена и режим певца. Закаливание и предупреждение

простудных заболеваний.
Теория. Значение положительных эмоций во время занятий с педагогом и в процессе пения. Приёмы профилактики простудных заболеваний.
9.

Основные недостатки голоса. Причины возникновения.
Теория. Неправильная постановка голоса; отсутствие навыка певческого дыхания; постоянное форсирование звука.
10. Расстройства голосового аппарата и их причины.
Теория. Профессиональные заболевания певца.
11.

Вокально-исполнительская практика.
Практика.Участие в мероприятиях Дворца. Выступление на конкурсах и фестивалях.
Репертуар:
Вокализы: Г.Зейдлера ( 2 том), М. Мирзоевой (2том), Г. Панофки (1 и 2 том) «Ангел-хранитель» муз. И. Крутого. сл. И. Николаева «Птица счастья» - из к/ф„О спорт, ты — мир". Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Вот и стали мы на год взрослей» -из к/ф «Прощайте,голуби» муз. М Фрадкина,сл. М. Матусовского
«Журавли» - муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова «Желаю тебе,Земля моя» - муз. Ю. Саульский, сл. Л. Завальнюк «Здравствуй,мир!» - муз. Л Квинт, сл. В Кострова.
IV. Методическое обеспечение программы

Методы и формы
. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведения. Творческий подход используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель её практического воплощения. Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - её тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Метод импровизации и сценического движения – один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это даёт нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации. Движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень. При организации учебно-воспитательного процесса в объединении вокала используются следующие принципы:  принцип систематичности проведения занятий;  последовательное ознакомление учащихся с азами вокальной грамоты;  воспитание в учащихся осознанного стремления к самореализации в подготовке концертных номеров;
 воспитание у детей чувства коллективизма: совместная творческая деятельность для успешного выступления ансамбля. В работе чаще всего используются объяснительно- иллюстративный, практический, игровой методы проведения занятий. На занятиях в объединении «Лира» используется стилевой и системный подходы при освоении вокального искусства. Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – тематики, вокального материала, видов концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Особое внимание при обучении вокалу уделяется импровизации и сценическому движению. Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями – требование времени. Важно, чтобы учащиеся умели правильно вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. В учебно-образовательном процессе по данной программе используются следующие виды занятий:  индивидуальные практические занятия в классе с педагогом по вокалу;  самостоятельное занятие по заданию педагога;  вокально-исполнительская практика;  занятие вокальной группы. Для усвоения теоретических знаний и практических навыков и умений используются следующие дидактические материалы:  методическая литература по постановке голоса ведущих российских и зарубежных педагогов по вокалу (Н.Гонтаренко, Л.Дмитриев, А.Карягина, В.Коробко);  ф о н от е ка ( р е п е ртуа р н ы е м у з ы к а л ь н ы е произведения);  видеотека (видео-уроки по вокалу, мюзиклы, концерты вокальных ансамблей).
Для успешной реализации дополнительной образовательной программы необходимо наличие звукоусилительной аппаратуры: микрофонов, усилителя, колонок. Необходимо наличие фортепиано для проведения распевок и упражнений. Аудитория для занятий должна быть оснащена необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей известных исполнителей и коллективов, творческих встреч, концертов, с целью анализа собственных выступлений учащихся, воспитания нравственно- духовных чувств. Желательно иметь компьютер с программным обеспечением по работе со звуковыми файлами, мультимедийный проектор.
V.Список использованной литературы.
1. Аникеева З. И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов. Кишинев, 1985. 2. Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Вып. 1- 3.М., 1929-1937. 3. Вербов А. Техника постановки голоса. М., 1963. 4. Гарсиа М. Школа пения. М., 1957. 5. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., 1963.
6. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. М., 1962. 7. Дмитриев Л. Рентгенологические исследования строения и приспособления голосового аппарата у певцов. М., 1957. 8. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 2000. 9. Дюпре Ж. Школа пения. М., 1955. 10. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. М., 1962. 11. Злобин К.В. Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата. М.-Л., 1958. 12. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели, Музыка, Ленинград, 1979г. 13. Левидов И.И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата. М., 1938. 14. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л.-М., 1939. 15. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. Л., 1977г. 16. Луканин В. Мой метод работы с певцами. Л., 1972г. 17. Малышева Н.М. О пении, М., 1992г. 18. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению, М., 1987г. 19. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965. 20. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л., 1967. 21. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л., 1965. 22. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М., 2002. 23. Назаренко И.К. Искусство пения. М., 1963. 24. Панофка Г. Искусство belcanto, M., 1969г. 25. Петрова Е. О динамике звука певческого голоса. М., 1963. 26. Томассин Д. М. Атлас по оториноларингологии, Т 2. 27. Тронина. Из опыта педагога - певца, М., Музыка, 1969г. 28. Работнов Л. Физиология певческого дыхания. М., 1938. 29. Работнов Л. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.- Л., 1932. 30. Руководство по фониатрии. Л., 1970. 31. Шейко Р. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. М.,1984. 32. Юдин С.П. Формирование голоса певца. М., 1932. 33. Юдин С.П. Певец и голос М.-Л., 1947. 34. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.
35. Яковлева А.С. Вокальная школа Московской консерватории: Первое пятидесятилетие (1866-1916). М., 1999.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники