Автор: Цветкова Анна Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКСКОУ СКОШ 7 вида №23 Населённый пункт: Удмуртия, г. Ижевск Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру Тема: Царство грибов Раздел: начальное образование
Тема: Царство грибов.
Цели:
1)
активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию,
значение и правила сбора грибов;
2) развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение);
расширять кругозор учащихся ;
3) воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.
План урока
1. Оргмомент. Упражнение на внимание (потянулись вверх, в стороны, по
диагонали)
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг
другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.
-Какое сегодня число? Месяц? День недели? Время года?
Работа по карточкам.
2. Актуализация знаний . (1 слайд- лес, музыка)
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
- Посмотрите на этот слайд, что здесь изображено? (природа)
-Что такое природа? (Природа- это то что нас окружает и не создано руками человека)
-Какая бывает природа? (живая и неживая)
-Чем отличается живая природа от неживой? (дышит, питается, растет, размножается и
умирает)
-На какие царства делится живая природа? (царство растений, животных, бактерий и
грибов) слайд.
3. Формулирование темы, постановка цели.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством.
Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству
растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить,
нужно отгадать загадку.
( слайд Царство грибов)
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
- О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
А как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: Царство грибов
- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
- Какое строение имеют грибы? - Какие они бывают?
- Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? - Узнать, какие
грибы нужно охранять
- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
4. Работа по теме урока.
- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только
чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные
экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое
место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные,
которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых
организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений,
четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не
сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.
а) Строение грибов. Слайд гриба. Составьте рассказ-описание.
- Попробуйте найти части гриба. А сейчас работа в парах. На парте лежат части гриба
и название частей. Обозначьте каждую часть. А теперь проверим.
( слайд - строение грибов)
- А теперь давайте рассмотрим строение гриба
- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена.
- Что находится ниже? (Ножка)
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают
корни деревьев и срастаются с ними.
Откройте рабочие тетради, нарисуйте и подпишите части гриба.
б) Классификация грибов
- На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
( слайд съедобные и несъедобные грибы)
- Какие съедобные грибы вы знаете?
- Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому
очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных. Давайте попробуем сравнить
их и сделать вывод.
- Открыли учебники стр.114.
Слайд. Грибы - двойники (белый, желчный)
1) У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
- По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
Слайд. Грибы - двойники (опята - ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок - ядовитый гриб.
- По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
Слайд. Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по строению)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни
при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране
погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если
после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)
- По какому признаку нашли отличие? (по строению)
- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?
Слайд. Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах,
форма)
4.
Физкультминутка.
Звуки леса.
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости,
осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все
встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я
называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если
несъёдобный гриб, проходим мимо.
Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка,
груздь, волнушка, ложный опёнок.
- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с
корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.
Садитесь.
- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.
В
) Правила сбора грибов.
- А кто из вас знает, как собирать грибы?
- Найдите ответ в учебнике на стр. 115. Внимательно прочитайте, как правильно
собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старыегрибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?
Г) Грибы, занесённые в Красную книгу.
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды могут исчезнуть,
поэтому они внесены в Красную книгу России.
Слайд. Красная книга
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось
видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик
пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)
- Эти грибы нуждаются в особой охране.
Д). Значение грибов
- Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? ВыясниМ, что же связывает
деревья и грибы друг с другом.
- Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
- А теперь что же деревья получают от грибов?
- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)
- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает
деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как
вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень
нужный для деревьев.
- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают
остатки живых организмов .
- Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.
- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки,
лоси, кабаны, глухари, тетерева).
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами
лечатся лось, сороки.
Какой можно сделать вывод?
- Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)
- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо - необходимые человеку. Недаром
грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята,
подосиновики, белые.
5.Закрепление нового материала.
А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы.
Слайд-ВЫВОД
Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали.
А теперь давайте проверим новые знания.
Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте,
б) срезать и взять с собой,
в) сбить ногой.
- Какой правильный ответ?
2. Назовите самый ядовитый гриб.
а) желчный гриб,
б) бледная поганка,
в) ложный опёнок.
3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка,
б) ножка,
в) корень.
- Что же у грибов вместо корня?
4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком,
б) с деревьями,
в) с животными.
5. Найди лишний гриб.
А) подосиновик,
Б) боровик,
В) мухомор
Проверка
А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4,
две ошибки -3.
6. Дополнительно
- Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки.
Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи
применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят
из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в
шкафу куске хлеба - гриб - плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома
(домовой гриб).
Давайте рассмотрим под микроскопом плесень. Беседа.
6. Рефлексия деятельности.
- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?
- За активную работу на уроке получают оценки.
7. Включение нового в систему знаний.
Слайд
Запомни, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, ты наносишь вред
другому.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
1. Стр. 114-116, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных
источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.