Напоминание

Царство грибов


Автор: Цветкова Анна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКСКОУ СКОШ 7 вида №23
Населённый пункт: Удмуртия, г. Ижевск
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру
Тема: Царство грибов
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: Царство грибов.
Цели: 1) активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов; 2) развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся
;
3) воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.
План урока

1. Оргмомент. Упражнение на внимание (потянулись вверх, в стороны, по

диагонали)

-
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь. -Какое сегодня число? Месяц? День недели? Время года? Работа по карточкам.
2. Актуализация знаний
.
(1 слайд- лес, музыка)
Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес. Если внимательны будете, дети, Чудные тайны откроете эти. - Посмотрите на этот слайд, что здесь изображено? (природа) -Что такое природа? (Природа- это то что нас окружает и не создано руками человека) -Какая бывает природа? (живая и неживая) -Чем отличается живая природа от неживой? (дышит, питается, растет, размножается и умирает) -На какие царства делится живая природа? (царство растений, животных, бактерий и грибов) слайд.
3. Формулирование темы, постановка цели.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.
( слайд Царство грибов)
Землю пробуравил Грибницу оставил, На ножке явился, Шляпкой прикрылся. - О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите. А как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема нашего урока: Царство грибов
- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
-
Какое строение имеют грибы? - Какие они бывают? - Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? - Узнать, какие грибы нужно охранять - На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
4. Работа по теме урока.
- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.
а) Строение грибов. Слайд гриба. Составьте рассказ-описание.

-
Попробуйте найти части гриба. А сейчас работа в парах. На парте лежат части гриба и название частей. Обозначьте каждую часть. А теперь проверим.
( слайд - строение грибов)

-
А теперь давайте рассмотрим строение гриба - В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена. - Что находится ниже? (Ножка) - Шляпка и ножка называется плодовое тело. - Как называется подземная часть гриба? (грибница) Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. Откройте рабочие тетради, нарисуйте и подпишите части гриба. б)
Классификация грибов
- На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
( слайд съедобные и несъедобные грибы)
- Какие съедобные грибы вы знаете? - Какие несъедобные грибы вы знаете? - Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод. - Открыли учебники стр.114.
Слайд. Грибы - двойники (белый, желчный)
1) У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем) - Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по срезу) - Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда. - По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
Слайд. Грибы - двойники (опята - ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(читаем) - Чем они похожи? (формой) - Чем отличаются? ( по цвету, по запаху) Ложный опёнок - ядовитый гриб. - По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
Слайд. Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем) - Чем они похожи? (формой) - Чем отличаются? (по цвету, по строению) Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь) - По какому признаку нашли отличие? (по строению) - Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?
Слайд. Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах,

форма)

4.

Физкультминутка.
Звуки леса. - Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.
Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка,

груздь, волнушка, ложный опёнок.
- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком. Садитесь. - Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.
В

) Правила сбора грибов.

-
А кто из вас знает, как собирать грибы? - Найдите ответ в учебнике на стр. 115. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь? - Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох? - Почему нужно срезать грибы ножом?
-
Почему нельзя собирать большие старыегрибы? - Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?
Г) Грибы, занесённые в Красную книгу.
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять. Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды могут исчезнуть, поэтому они внесены в Красную книгу России.
Слайд. Красная книга
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.) - Эти грибы нуждаются в особой охране.
Д). Значение грибов

-
Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? ВыясниМ, что же связывает деревья и грибы друг с другом. - Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
- А теперь что же деревья получают от грибов? - А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается) - А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев. - Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?
Вывод:
Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов
.
- Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз. - Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки. Какой можно сделать вывод? - Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются) - В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.
5.Закрепление нового материала.
А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы.
Слайд-ВЫВОД
Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания. Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.
1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте, б) срезать и взять с собой, в) сбить ногой. - Какой правильный ответ?
2. Назовите самый ядовитый гриб.
а) желчный гриб, б) бледная поганка, в) ложный опёнок.
3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка, б) ножка, в) корень. - Что же у грибов вместо корня?
4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком, б) с деревьями, в) с животными.
5. Найди лишний гриб.
А) подосиновик, Б) боровик, В) мухомор
Проверка
А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.

6. Дополнительно
- Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб). Давайте рассмотрим под микроскопом плесень. Беседа.
6. Рефлексия деятельности.
- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?
- За активную работу на уроке получают оценки.

7. Включение нового в систему знаний.

Слайд
Запомни, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, ты наносишь вред другому.
Рекомендации по выполнению домашнего задания
1. Стр. 114-116, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.


В раздел образования