Напоминание

От пения к индивидуальности


Автор: Афанасьев Игорь Вячеславович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДУМ "Смена"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: От пения к индивидуальности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Афанасьев Игоря Вячеславович,

педагог дополнительного образования (вокальное искусство)

ГБУ ДО ДУМ «Смена», г. Челябинск

ОТ ПЕНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: одаренность, вокал, индивидуальность, психическое

развитие, талант.

Аннотация: в статье рассмотрен актуальный вопрос развития детской

индивидуальности

в

условиях

дополнительного

образования.

Уделено

внимание компонентам вокальной одаренности, принципам и инструментам

ее развития.

Актуальной задачей современного дополнительного образования, на

мой взгляд, - является развитие именно индивидуальности ребенка. Само

понятие «дополнительное образование» говорит о том, что ребенок вне рамок

школы и дома получает дополнительные знания, умения, навыки, которые

трудно качественно развить в условиях массового коллективного обучения

(школа) или без создания специальных условий для развития (дома). Хотя,

конечно, нельзя отрицать методов группового обучения, поскольку они в

сильной степени определяют процесс социализации ребенка.

Пение – как совокупное восприятие всего объема музыкальных и, в

частности, вокально-исполнительских практик, в современном мире стало

доступным видом дополнительного образования. И роль процесса обучения

пению, на мой взгляд, неоценима с точки зрения его влияния на развитие

детской и, в первую очередь, художественно-творческой одаренности.

В

данном

докладе

мне

хотелось

бы

выделить

3

ключевые

мысли,

которые

приводят

к

логическому

заключению: пение

один

из

самых

доступных

в

мире

способов

развития

детской

одаренности

и,

как

следствие, его индивидуализации.

Немного о терминах.

Говоря

об

одаренности

ребенка

в

целом

или

о

музыкальной

одаренности, нужно понимать, что это понятие относительное равно как и

способы и критерии оценивания детской одаренности. Каждый родитель,

педагог воспринимают каждый конкретный пример одаренного ребенка по-

разному, опираясь на собственные суждения и представления, а также на

установленные в обществе нормы. Так или иначе, объективно все понимают,

что

одаренность

означает

обладание

ребенком

«сверхспособностями»,

такими задатками и особенностями психо-физического развития, которые

отличают

его

от

других.

Причем,

на

мой

взгляд,

отличают

резко.

Все

остальное можно назвать наличием более развитых способностей. Но при

этом я не соотношу понятия одаренности и таланта. На мой взгляд, талант –

это данность природная (физиологическая), которую однако можно развивать

с получением опыта, а одаренность – это наличие совокупности качеств и

характеристик, которые могут развить потенциально высокие способности

(талант).

Теперь, что касается индивидуальности. Я говорю об этом важнейшем

качестве

ребенка

и

в

целом

человека,

как

о

совокупности

личностно-

психологических характеристик, которые позволяют активно проявлять себя

в любом виде деятельности, быть уверенным в себе, самодостаточным и

достигать высоких результатов.

Высокая степень проявления индивидуальности достигается, на мой

взгляд, в том числе и на занятиях по вокалу. Теперь о том, как это работает.

Впервые, работая в высшей школе, столкнулся с двумя важнейшими

проблемами работы с одаренными людьми, у которых была необходимость

развития индивидуальности:

1)

Как выявить степень одаренности ученика?

2)

Как ее развивать?

Придя в дополнительное образование и набрав учеников еще более

младшего возраста, я столкнулся с третьей проблемой:

3)

Как развивать одаренность ребенка, если он этого не осознает?

Казалось бы, не такая уж это и проблема. Не понимает и ладно – лепи,

что хочешь. Однако, не все так просто. Объяснить это ребенку, значит дать

понять,

что

он

лучше

других,

а

это

может

негативно

сказаться

на

его

отношении к процессу обучения. Не говорить вовсе и уравнивать со всеми –

тоже не выход. Талант требует развития. Потому что объективно одаренный

ребенок должен развиваться по несколько другим принципам.

Так

вот

решая

эту

проблему,

я

и

воспользовался

своим

исследовательским

опытом,

построив

механизм

развития

детской

одаренности

и,

как

следствие,

индивидуальности.

Он

довольно

прост

и

основывается

на

совокупности

форм,

принципов

и

инструментов

музыкальной деятельности. Именно музыкальной, а не вокальной, так как

мои уроки сочетают в себе развитие не только вокально-исполнительских

навыков.

Подробно на формах музыкальной деятельности останавливаться не

буду, с этим все педагоги знакомы, а лучше поделюсь своими мыслями по

поводу

принципов

и

инст рументов

развития

одаренно сти

и

индивидуальности в пении.

Рассматривая виды вокальной одаренности, я пришел к интересному

выводу. Чтобы было доступней, продемонстрирую это наглядно. Вокально

одаренным

ребенка

можно

назвать

по

многим

причинам

и

критериям.

Укрупненно их можно представить в трех группах:

1)

Физиологическая

одаренность

(например,

широта

диапазона,

звучность тембра, подвижность голоса и т.д.);

2)

Интеллектуальная одаренность (массив знаний и умений, упорство и

желание

развиваться,

что

приводит

к

получению

высоких

результатов в пении);

3)

Эмоционально-психическая

одаренность

(устойчивость

психики,

гибкость, реалистичность суждений, общий эмоциональный фон,

чувственность и т.п.).

Если каждой группе присвоить индикатор, например, А, B и C, а

одаренность обозначить буквой О, можно получить следующую формулу:

А + В + С = О

И

я

думаю,

с

этим

вряд

ли

кто

поспорит.

Однако

дальше

будут

представлены

лишь

мои

субъективные

суждения,

которые

могут

и

не

совпадать с мнением окружающих.

А + В не равно О,

А + С = О,

В + С = О.

Таким образом, на мой взгляд, без компонента С, т.е. эмоционально-

психической

одаренности

процесса

развития

вокального

таланта

и

индивидуальности ребенка происходить не будет. Несмотря на то, что он

может

обладать

уникальным

голосом

и

будет

усиленно

заниматься

его

развитием.

Без

реально

осознанного

пения

и

наделения

его

духовным

богатством

индивидуальности

исполнения

будет

сложно

проявиться.

Это

понимает большинство педагогов. Но почему-то на своих занятиях не всегда

учитывают этот факт, оставляя время лишь на развитие физики звука.

Учитывая эти 3 компонента, я предложил инструменты и способы их

развития у детей:

Во-первых,

для

развития

физиологической

одаренности

необходимо

большое внимание уделять различным видам распевок, которые тренируют и

дыхание, и интонацию, и резонаторы и силу звука и т.д. Изучая вокально-

исполнительское искусство различных стран и жанров, столкнулся с тем, что

основной

задачей

в

пении

является

выработка

«правильной»

вокальной

позиции, на что влияет развитие артикуляции и фонации. Зачастую неудобная

позиция

формируется

из-за

неправильной

нагрузки

голосовых

мышц

и

неправильном произношении отдельных звуков, особенно в текстах не на

родном языке. Это приводит к расстройству голосового аппарата у учеников

и, как следствие, плохому настроению, нежеланию заниматься. Здесь речь о

развитии индивидуальности не идет.

Во-вторых,

для

развития

интеллектуальной

одаренности

у

детей

в

рамках

дополнительного

образования

является

дисциплина.

Которая

включает

в

себя

регулярность

и

систематичность

занятий,

постоянный

контроль

со

стороны

родителей

и

педагога,

получение

новых

знаний

о

вокальном и в целом о музыкальном искусстве, а также самодисциплину. А

самодисциплина

это

в

принципе

важнейших

признак

проявления

индивидуальности.

В-третьих,

для

развития

эмоционально-психического

компонента

необходим целый комплекс взаимосвязанных усилий, действий, приемов и

способов. Как-то: индивидуальный подход к ученикам, учет особенностей их

психо-физического развития, сочетание приемов и методов обучения вокалу с

другими

смежными

творческими

дисциплинами,

беседы

с

родителями

и

самое важное – мотивация педагога. Если хочешь – научишь! Это мой девиз,

именно поэтому я практически не отслушиваю учеников, которые приходят

ко мне заниматься. Есть вовсе не одаренные, но я считаю, научить можно

всегда. Если ты не сумеешь развить у ученика хороший голос, ты можешь

развить музыкальный слух, музыкально-эстетический вкус, а можешь быть

полезным даже как обычный человек советом, личным примером и т.д.

В соответствии с этим, я стал использовать на своих занятиях по вокалу

различные психотренинги, упражнения по сценической речи, сценическому

движению. Часто использую личные примеры. Даже если у вас нет подобной

истории из собственной жизни, заимствуйте ее из чужой или придумайте

сами. Главное – понять, что нужно ребенку в конкретный момент и чего он

желает больше всего именно сейчас.

Таким образом, психо-эмоциональное развитие раскрепощает детей,

повышает уровень доверия к педагогу, друг к другу, к делу, которым они

занимаются,

у

них

повышается

интерес

к

занятиям,

а,

следовательно,

улучшается и результат. Индивидуальность в такой ситуации проявится сама

собой и не заставит долго ждать. Таким образом, уроки вокала помогают

детям обрести творческую свободу. Находясь в таком состоянии, ребенок

открыт для всего нового и его одаренность обязательно перерастет в хорошо

развитый талант.

И

теперь

последнее,

развивать

одаренность

и

индивидуальность,

необходимо, обязательно придерживаясь следующих принципов:

1)

Использование

методов

и

инструментов

сообразных

времени,

в

котором мы живем и развиваемся;

2)

Использование

индивидуального

социально-психологического

подхода;

3)

Дифференциация методов и средств обучения, а также конкретных

видов взаимодействия с учеником;

4)

Жесткая

дисциплина.

Именно

она

воспитала

настоящих

гениев

искусства!

Список использованных источников:

1. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. – Белгород, 2016., с.

156.

2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. – Москва, 2011, с.

376.

3. Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса. –

Санкт-Петербург, 2014, с.87.

4. Кирюшин В.В. Эмоционально-образный анализ развивающих песен.

– Москва, 2016, с. 65.

5. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. – Москва, 2015, с. 135.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники