Автор: Афанасьев Игорь Вячеславович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДУМ "Смена"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: От пения к индивидуальности
Раздел: дополнительное образование
Афанасьев Игоря Вячеславович,
педагог дополнительного образования (вокальное искусство)
ГБУ ДО ДУМ «Смена», г. Челябинск
ОТ ПЕНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Ключевые слова: одаренность, вокал, индивидуальность, психическое
развитие, талант.
Аннотация: в статье рассмотрен актуальный вопрос развития детской
индивидуальности
в
условиях
дополнительного
образования.
Уделено
внимание компонентам вокальной одаренности, принципам и инструментам
ее развития.
Актуальной задачей современного дополнительного образования, на
мой взгляд, - является развитие именно индивидуальности ребенка. Само
понятие «дополнительное образование» говорит о том, что ребенок вне рамок
школы и дома получает дополнительные знания, умения, навыки, которые
трудно качественно развить в условиях массового коллективного обучения
(школа) или без создания специальных условий для развития (дома). Хотя,
конечно, нельзя отрицать методов группового обучения, поскольку они в
сильной степени определяют процесс социализации ребенка.
Пение – как совокупное восприятие всего объема музыкальных и, в
частности, вокально-исполнительских практик, в современном мире стало
доступным видом дополнительного образования. И роль процесса обучения
пению, на мой взгляд, неоценима с точки зрения его влияния на развитие
детской и, в первую очередь, художественно-творческой одаренности.
В
данном
докладе
мне
хотелось
бы
выделить
3
ключевые
мысли,
которые
приводят
к
логическому
заключению: пение
–
один
из
самых
доступных
в
мире
способов
развития
детской
одаренности
и,
как
следствие, его индивидуализации.
Немного о терминах.
Говоря
об
одаренности
ребенка
в
целом
или
о
музыкальной
одаренности, нужно понимать, что это понятие относительное равно как и
способы и критерии оценивания детской одаренности. Каждый родитель,
педагог воспринимают каждый конкретный пример одаренного ребенка по-
разному, опираясь на собственные суждения и представления, а также на
установленные в обществе нормы. Так или иначе, объективно все понимают,
что
одаренность
означает
обладание
ребенком
«сверхспособностями»,
такими задатками и особенностями психо-физического развития, которые
отличают
его
от
других.
Причем,
на
мой
взгляд,
отличают
резко.
Все
остальное можно назвать наличием более развитых способностей. Но при
этом я не соотношу понятия одаренности и таланта. На мой взгляд, талант –
это данность природная (физиологическая), которую однако можно развивать
с получением опыта, а одаренность – это наличие совокупности качеств и
характеристик, которые могут развить потенциально высокие способности
(талант).
Теперь, что касается индивидуальности. Я говорю об этом важнейшем
качестве
ребенка
и
в
целом
человека,
как
о
совокупности
личностно-
психологических характеристик, которые позволяют активно проявлять себя
в любом виде деятельности, быть уверенным в себе, самодостаточным и
достигать высоких результатов.
Высокая степень проявления индивидуальности достигается, на мой
взгляд, в том числе и на занятиях по вокалу. Теперь о том, как это работает.
Впервые, работая в высшей школе, столкнулся с двумя важнейшими
проблемами работы с одаренными людьми, у которых была необходимость
развития индивидуальности:
1)
Как выявить степень одаренности ученика?
2)
Как ее развивать?
Придя в дополнительное образование и набрав учеников еще более
младшего возраста, я столкнулся с третьей проблемой:
3)
Как развивать одаренность ребенка, если он этого не осознает?
Казалось бы, не такая уж это и проблема. Не понимает и ладно – лепи,
что хочешь. Однако, не все так просто. Объяснить это ребенку, значит дать
понять,
что
он
лучше
других,
а
это
может
негативно
сказаться
на
его
отношении к процессу обучения. Не говорить вовсе и уравнивать со всеми –
тоже не выход. Талант требует развития. Потому что объективно одаренный
ребенок должен развиваться по несколько другим принципам.
Так
вот
решая
эту
проблему,
я
и
воспользовался
своим
исследовательским
опытом,
построив
механизм
развития
детской
одаренности
и,
как
следствие,
индивидуальности.
Он
довольно
прост
и
основывается
на
совокупности
форм,
принципов
и
инструментов
музыкальной деятельности. Именно музыкальной, а не вокальной, так как
мои уроки сочетают в себе развитие не только вокально-исполнительских
навыков.
Подробно на формах музыкальной деятельности останавливаться не
буду, с этим все педагоги знакомы, а лучше поделюсь своими мыслями по
поводу
принципов
и
инст рументов
развития
одаренно сти
и
индивидуальности в пении.
Рассматривая виды вокальной одаренности, я пришел к интересному
выводу. Чтобы было доступней, продемонстрирую это наглядно. Вокально
одаренным
ребенка
можно
назвать
по
многим
причинам
и
критериям.
Укрупненно их можно представить в трех группах:
1)
Физиологическая
одаренность
(например,
широта
диапазона,
звучность тембра, подвижность голоса и т.д.);
2)
Интеллектуальная одаренность (массив знаний и умений, упорство и
желание
развиваться,
что
приводит
к
получению
высоких
результатов в пении);
3)
Эмоционально-психическая
одаренность
(устойчивость
психики,
гибкость, реалистичность суждений, общий эмоциональный фон,
чувственность и т.п.).
Если каждой группе присвоить индикатор, например, А, B и C, а
одаренность обозначить буквой О, можно получить следующую формулу:
А + В + С = О
И
я
думаю,
с
этим
вряд
ли
кто
поспорит.
Однако
дальше
будут
представлены
лишь
мои
субъективные
суждения,
которые
могут
и
не
совпадать с мнением окружающих.
А + В не равно О,
А + С = О,
В + С = О.
Таким образом, на мой взгляд, без компонента С, т.е. эмоционально-
психической
одаренности
процесса
развития
вокального
таланта
и
индивидуальности ребенка происходить не будет. Несмотря на то, что он
может
обладать
уникальным
голосом
и
будет
усиленно
заниматься
его
развитием.
Без
реально
осознанного
пения
и
наделения
его
духовным
богатством
индивидуальности
исполнения
будет
сложно
проявиться.
Это
понимает большинство педагогов. Но почему-то на своих занятиях не всегда
учитывают этот факт, оставляя время лишь на развитие физики звука.
Учитывая эти 3 компонента, я предложил инструменты и способы их
развития у детей:
Во-первых,
для
развития
физиологической
одаренности
необходимо
большое внимание уделять различным видам распевок, которые тренируют и
дыхание, и интонацию, и резонаторы и силу звука и т.д. Изучая вокально-
исполнительское искусство различных стран и жанров, столкнулся с тем, что
основной
задачей
в
пении
является
выработка
«правильной»
вокальной
позиции, на что влияет развитие артикуляции и фонации. Зачастую неудобная
позиция
формируется
из-за
неправильной
нагрузки
голосовых
мышц
и
неправильном произношении отдельных звуков, особенно в текстах не на
родном языке. Это приводит к расстройству голосового аппарата у учеников
и, как следствие, плохому настроению, нежеланию заниматься. Здесь речь о
развитии индивидуальности не идет.
Во-вторых,
для
развития
интеллектуальной
одаренности
у
детей
в
рамках
дополнительного
образования
является
дисциплина.
Которая
включает
в
себя
регулярность
и
систематичность
занятий,
постоянный
контроль
со
стороны
родителей
и
педагога,
получение
новых
знаний
о
вокальном и в целом о музыкальном искусстве, а также самодисциплину. А
самодисциплина
–
это
в
принципе
важнейших
признак
проявления
индивидуальности.
В-третьих,
для
развития
эмоционально-психического
компонента
необходим целый комплекс взаимосвязанных усилий, действий, приемов и
способов. Как-то: индивидуальный подход к ученикам, учет особенностей их
психо-физического развития, сочетание приемов и методов обучения вокалу с
другими
смежными
творческими
дисциплинами,
беседы
с
родителями
и
самое важное – мотивация педагога. Если хочешь – научишь! Это мой девиз,
именно поэтому я практически не отслушиваю учеников, которые приходят
ко мне заниматься. Есть вовсе не одаренные, но я считаю, научить можно
всегда. Если ты не сумеешь развить у ученика хороший голос, ты можешь
развить музыкальный слух, музыкально-эстетический вкус, а можешь быть
полезным даже как обычный человек советом, личным примером и т.д.
В соответствии с этим, я стал использовать на своих занятиях по вокалу
различные психотренинги, упражнения по сценической речи, сценическому
движению. Часто использую личные примеры. Даже если у вас нет подобной
истории из собственной жизни, заимствуйте ее из чужой или придумайте
сами. Главное – понять, что нужно ребенку в конкретный момент и чего он
желает больше всего именно сейчас.
Таким образом, психо-эмоциональное развитие раскрепощает детей,
повышает уровень доверия к педагогу, друг к другу, к делу, которым они
занимаются,
у
них
повышается
интерес
к
занятиям,
а,
следовательно,
улучшается и результат. Индивидуальность в такой ситуации проявится сама
собой и не заставит долго ждать. Таким образом, уроки вокала помогают
детям обрести творческую свободу. Находясь в таком состоянии, ребенок
открыт для всего нового и его одаренность обязательно перерастет в хорошо
развитый талант.
И
теперь
последнее,
развивать
одаренность
и
индивидуальность,
необходимо, обязательно придерживаясь следующих принципов:
1)
Использование
методов
и
инструментов
сообразных
времени,
в
котором мы живем и развиваемся;
2)
Использование
индивидуального
социально-психологического
подхода;
3)
Дифференциация методов и средств обучения, а также конкретных
видов взаимодействия с учеником;
4)
Жесткая
дисциплина.
Именно
она
воспитала
настоящих
гениев
искусства!
Список использованных источников:
1. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. – Белгород, 2016., с.
156.
2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. – Москва, 2011, с.
376.
3. Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса. –
Санкт-Петербург, 2014, с.87.
4. Кирюшин В.В. Эмоционально-образный анализ развивающих песен.
– Москва, 2016, с. 65.
5. Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. – Москва, 2015, с. 135.