Авторы: Котова Наталья Николаевна, Аксенова Марина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Кораблинская средняя школа №2"
Населённый пункт: город Кораблино Рязанской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Сумма углов многоугольника"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРАБЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок открытия новых знаний
«Сумма углов многоугольника»
Котова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Аксенова Марина Ивановна
учитель математики
высшей квалификационной категории
Тема: «Сумма углов многоугольников»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Присутствуют: ученики 4 и 6 классов, учитель начальных классов и учитель математики.
Основные цели:
1) познакомить со свойствами углов многоугольников;
2) тренировать умение находить суммы углов многоугольников;
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: классификация,
анализ, обобщение.
Демонстрационный материал:
набор разноцветных многоугольников, таблица для выведения формулы, презентация,
тренажер.
Ход урока.
1.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения
уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: выведение формулы нахождения суммы углов
многоугольника;
3) мотивировать к учебной деятельности.
4) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в
исследовательский процесс.
Учитель начальных классов: -Добрый день, уважаемые ученики и гости! У нас сегодня
необычный урок: на нем присутствуют ученики 4 и 6 классов и 2 учителя. Давайте начнем
урок с минутки знакомства.
Думаю, что вам
очень хочется познакомиться. Первыми
представятся ученики 4 класса. После слов « Меня зовут» каждый скажет свое имя, не
забудьте
при
этом
посмотреть
на
своих
новых
товарищей.
Итак,
меня
зовут…(дети
знакомятся). Прекрасно, знакомство состоялось.
Начинаем работать.
Я предлагаю прочитать девиз нашего урока:
К уроку приступим с особою важностью,
Поделимся с другом открытия радостью.
Выделите ключевые слова в девизе (урок, важность, друг, открытие). Предположите, чем
будем заниматься. (Открытие новых знаний). Как вы будете открывать новое знание?
(Сначала повторим изученное).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель: 1) актуализировать знания о многоугольниках, видах треугольников;
2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
3)
мотивировать
к
пробному
действию
и
его
самостоятельному
выполнению
и
обоснованию;
4)
предъявить
индивидуальное
задание
для
пробного
действия
(определить
верность
высказывания);
5)
организовать
выполнение
пробного
действия
и
фиксацию
затруднение
в
учебной
деятельности;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения
в обосновании выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Актуализация знаний о многоугольниках.
Перед учащимися на партах разноцветные многоугольники.
- Посмотрите на фигуры на ваших столах и на слайде. Назовите одним словом, что это за
фигуры? (Это многоугольники). Какая фигура называется многоугольник?
Выделите
в
отдельную
группу
фигуры,
у
которых
наименьшее
количество
углов.
Назовите эту группу (Треугольники). Дайте определение треугольника (Слушаем 4 класс,
потом 6 класс.)
Что вы можете рассказать о видах треугольников.
Охарактеризуйте каждый треугольник (прямоугольный, равносторонний, равнобедренный
и т.д.). Что мы умеем делать с треугольниками? (для 4, 6 класса). Прекрасно, вы очень
много знаете об этих фигурах. Все треугольники разные, но какое общее свойство их
объединяет? (Сумма углов любого треугольника равна 180 градусов).
-
Дайте
названия
многоугольникам
из
2
группы,
исходя
из
количества
углов
(четырехугольник,
пятиугольник,
если
7
углов
–
семиугольник,
если
п
углов
–
п-
угольник.).
- Молодцы!
- Чтобы вам выяснить чего вы не знаете, какое задание вы должны выполнить? (Задание с
затруднением.)
3. Индивидуальное задание.
- Найдите сумму углов четырехугольника и пятиугольника.
Учащиеся работают.
-Что нового в задании?
- В чём у вас затруднение? (Мы не можем найти сумму углов. У нас нет эталона.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1)
организовать
восстановление
выполненных
операций
и
фиксацию
(вербальную
и
знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом,
понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней
речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых
недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных
действий:
1. уточнение цели проекта ( найти сумму углов многоугольника);
2. уточнить тему урока;
3. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
Этап 4
4. построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель урока? (Узнать алгоритм нахождения суммы углов многоугольника
или в математике говорят «вывести формулу нахождения суммы углов многоугольника»)
-
Исходя
из
поставленной
цели
сформулируйте
тему
урока?
(Сумма
углов
многоугольника.)
- Вспомните, что вы делали в начале урока, что из этого вы сможете использовать для
достижения цели?
Дети работают в группах.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1)
организовать
коммуникативное
взаимодействие
с
целью
реализации
построенного
проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: нахождение суммы углов
многогольника;
2) создать условия для проведения доказательных рассуждений, зафиксировать в речи,
графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать
умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Отчет групп.
Заполнение таблицы.
Выведение формулы нахождения суммы многоугольников.
- Что вы можете сказать о вашем затруднении? (Мы справились с ним.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении,
новых правил при выполнении задания.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Решение задачи, предложенной учителем 6 класса (презентация)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
2)
организовать
самооценку
детьми
правильность
выполнения
задания
(при
необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Какой следующий шаг необходимо сделать? (Надо проверит свои знания.)
Учащимся предлагается тренажер на компьютере.
- Молодцы! – Вы хорошо поработали.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения
требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления
будущей учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Какое знание получили сегодня на уроке?
-
Сделайте
вывод
о
своей
работе. Помогать
вам
в
работе
будут
разноцветные
многоугольники.
Каждый
цвет
имеет
своё
значение:
красный
–
у
меня
остались
затруднения, жёлтый – были затруднения, но я с ними справился, зелёный – мне всё
понятно, я могу помочь тем, у кого есть затруднения.
Продолжите высказывания:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Выслушиваются ответы нескольких учеников.