Напоминание

"Дружба-чудесное слово"


Автор: Андреева Олеся Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№115"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Классный час
Тема: "Дружба-чудесное слово"
Раздел: начальное образование





Назад





Классный час "Дружба – чудесное слово»

Урок составила:Андреева Олеся Викторовна МАОУ «СОШ №115»

Форма проведения
– деловая игра.
Цель:
ученики, которые познакомятся с понятием дружба и поймут важность истинных друзей в жизни человека.
Задачи:
 Дать понятие дружбы.  Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.  Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.  Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.  Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Планируемый результат:
- ученики, у которых сформируется понятие “дружба»; сформируются навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобретутся навыки работы в сотрудничестве, научатся обращаться за помощью к другу и доверять ему.
Оборудование:
Компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, в виде презентации ,компьютер, экран, клипы на песню“Дружба крепкая”, “О дружбе”. На столах у детей: Конверт №1 (в конверте лежит разрезанная пословица) Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).
Ход классного часа.

1.

ОРГ момент

-
Поговорим? - О чем? - О разном и о прочем. - О том, что хорошо. - И хорошо не очень - Поговорим? Не зря ведь здесь мы собрались все вместе. - Поговорим. Вдруг будет интересно. -Поговорим.

2.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
Слайд 2-3
(Звучит музыка, рассказывается сказка.) Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Хочу выбрать их всех. - Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Это возможно. Надо только угадать, в какой из них есть все остальные? Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. - Ребята, как вы думаете, кого она выбрала? Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. - Почему Любовь выбрала Дружбу? (В ней есть всё: и радость, и доброта, и печаль…).
Слайд-4
- Итак, тема нашего классного часа “Дружба – чудесное слово”
(Слайд -5)
- Какое прекрасное слово – “дружба”!
3.
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. При подготовке к классному часу вы:  Разучивали стихи и песни о дружбе.  Писали мини-сочинения на тему “Что такое дружба?”, “Мой лучший друг”.  Искали пословицы о дружбе.  Провели фото-конкурс “Мой друг”.  Объединились в дружные семейки, выполняя различные поручения, помогали друг другу. (ВЫСТАВКА).
Работа в паре. (Слайд-6)
Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.  Нет друга – ищи, а нашёл – береги.  Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.  Человек без друзей, что дерево без корней. Заслушивание ответов групп.( Прокомментировать пословицу.) - Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей)
(Слайд-7)
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что “дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь” .
4. Этап осмысления. Фронтальная работа

Что такое дружба?
-Ваши предположения? - Как вы, ребята, понимаете что такое дружба “ДРУЖБА” -Зачем она нужна людям?(высказывания детей). В Толковом словаре (В. Даля) приводится такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
(Слайд- 8 ).

У вас на партах есть это определение. (Слайд-9)
Найдите и подчеркните самое главное слово или словосочетание, объясните свой выбор. -
Составьте ряд однокоренных слов
: Дружба- друг,дружить,друзья,дружественный, дружелюбный, подружиться.
Слайд -10


5. - А что значит – настоящий друг? Каким он должен быть?
(выслушиваются ответы детей).
6. Проблемные ситуации.

-
Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать). - Или следующая ситуация. Ваш друг нагрубил товарищу, затеял драку, в которой получил синяк. Будете ему сочувствовать?
Другими словами вы будете сочувствовать своему другу?

(Кашеварова Л.)
Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. - Приведите примеры из жизни, когда вы кому-либо сочувствовали? - Как можно выразить сочувствие? (Словами, обнять, пожать руку…)
(Евстафьева С.)
Дружба – это если друг твой болен И не может в школу приходить, - Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год… Учитель: У вас на столе лежат ваши ладошки.
(Слайд-11)
- Выберите на доске или придумайте сами ,запишите на ладошках, самое важное слово, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (запишите одно качество). Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
Учитель: Итак ,
На доске:  добрый, вежливый, честный, щедрый,  сильный, внимательный, заботливый,  преданный, умеющий хранить секреты,  отзывчивый, трусливый, жадный,
 хорошо учится, любезный, терпеливый,  льстивый, богатый, доверчивый, веселый,  ленивый, строгий, общительный,  бескорыстный, трудолюбивый Дети пишут. (Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к
дереву

Дружбы
и называют качества необходимые для дружбы.)
(Слайд-12)
Слайд -13 - А сейчас вы будите зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву Дружбы. -
А какие качества есть в вас,
которыми вы можете охарактеризовать себя. - Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом?(Мама)
(Слайд-13)

-Почему? (
Мама идет с нами по жизни начиная с рождения…) Мама- самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не оставит в беде.
7.

Анализ текста.

-
Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.
Обсуждение рассказа.
(у каждой группы на столе рассказ)
(Слайд-14)
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки. - Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: - Да, ты стала хуже… - Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! - Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
 За что мама осудила Соню?  Что бы вы сказали Соне?  Как ей надо было поступить?
Я приглаша Старкову А. , которые прочитает стихотворение о настоящем друге. А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нету сил идти? Когда беда со всех сторон, Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет, есть и спать, Когда такое вдруг! Но… Если друга надо звать - То вряд ли это друг… Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
8.
Ребята, поднимите руку у кого есть друзья? -Кто считает себя хорошим другом?
Сейчас мы на вас посмотрим!!!

9. Фильм о детях.
Судя по фильму в классе царит дружба, но мне приходилось наблюдать и другое: в классе дразняться, обижают…
- Ребята, приятно будет человеку, когда его дразнят? Почему?

- Да, все ваши плохие поступки оставляют рану, следы…

10. Давайте посмотрим Фильм «Все оставляет свой след?»
-Какой урок для себя можно извлечь из этого фильма? Чему он учит? (Прежде чем, что-то сказать, сделать, обязательно подумай…) ________________________________________________________ Сейчас мы послушаем стихотворение, о том, как мы должны мириться. Стихотворение “Давай мириться”, читают Волков Г. и Мамедов И. Чем ругаться и дразниться,(Ильхам) Лучше нам с тобой мириться! Будем вместе улыбаться, Песни петь и танцевать, Летом в озере купаться И клубнику собирать.
На коньках зимой кататься,(Гера) Баб лепить, в снежки играть, На двоих делить конфеты, Все проблемы и секреты. Очень скучно в ссоре жить, Потому давай дружить! Чтобы солнце улыбалось, (Ильхам) Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей И мириться нам скорей! Хватит нам уже сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться: - Ты мне друг!(Гера) - И ты мне друг!(Ильхам) Мы обиды все забудем И дружить, как прежде, будем!(ВМЕСТЕ) Многие ребята нашего класса написали сочинение о своем друге. Давайте их послушаем (Евстафьева С.) _________________________________________
(Слайд -15)

10. Составление “Правил дружбы”.
- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать “Правила дружбы”, которые помогут вам построить отношения с вашим другом. - Какие правила? Предположите? (Ответы детей).
Правила Друзей.
(Памятка) 
Помогай другу в беде.

Не обманывай и не предавай друга.

Останови друга, если он делает что – то плохое.

Не смейся над неудачами друга.

Не ссорься с друзьями:

Умей помириться с другом.

Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

(Слайд -16)

Игра «Клубочек».
Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами:
«Я рад,

Женя, что ты рядом со мной».
Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг. - Теперь для наших гостей звучит песня
« Крепкая дружба» (Слайд-17).

Подведение итогов (рефлексия) (Слайд -18)
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. Спасибо за урок!!!
Если успеем.

Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружбе
.
(Слайд-8)
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова “Монолог о дружбе”. 1. (Краснова П.) Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?
2. (Евстафьева С.)- не читать
Дружба – это если друг твой болен И не может в школу приходить, - Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год…
3.(Кашеварова Л.)-не читать
Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза. Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. 4. (Козлова А.) Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не продаст. 5. (Бородина А.) Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на Земле объединяет Всех детей – и белых, и цветных. 6. (Борисова А.) Дружба - это теплый ветер, Дружба - это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души веселый пир. 7.(Денисова Е.) Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой жизнь веной полна. 8. (Чепец К.) Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба это ценный дар. Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами.


В раздел образования