Автор: Андреева Олеся Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ№115" Населённый пункт: Пермь Наименование материала: Классный час Тема: "Дружба-чудесное слово" Раздел: начальное образование
Форма проведения – деловая игра.
Цель: ученики, которые познакомятся с понятием дружба и поймут важность
истинных друзей в жизни человека.
Задачи:
Дать понятие дружбы.
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей
в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему
нужны верные друзья.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить
разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят
друг к другу.
Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Планируемый результат:
- ученики, у которых сформируется понятие “дружба»; сформируются
навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобретутся
навыки работы в сотрудничестве, научатся обращаться за помощью к другу
и доверять ему.
Оборудование: Компьютерные слайды, выполненные в программе Power
Point, в виде презентации ,компьютер, экран, клипы на песню“Дружба
крепкая”, “О дружбе”.
На столах у детей: Конверт №1 (в конверте лежит разрезанная пословица)
Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).
Ход классного часа.
1.
ОРГ момент
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень
- Поговорим? Не зря ведь здесь мы собрались все вместе.
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
-Поговорим.
2.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного
часа.
Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку.
Слайд 2-3 (Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на
свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто
лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю
отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не
просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой
краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта,
третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Хочу выбрать их всех.
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще
встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она
и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Это возможно. Надо только
угадать, в какой из них есть все остальные?
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.
Задумалась Любовь.
- Ребята, как вы думаете, кого она выбрала?
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (В ней есть всё: и радость, и доброта, и
печаль…).
Слайд-4
- Итак, тема нашего классного часа “Дружба – чудесное слово” (Слайд -5)
- Какое прекрасное слово – “дружба”!
3.
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали
свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и
дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение
между людьми невозможно без дружбы”.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть
настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
При подготовке к классному часу вы:
Разучивали стихи и песни о дружбе.
Писали мини-сочинения на тему “Что такое дружба?”, “Мой лучший
друг”.
Искали пословицы о дружбе.
Провели фото-конкурс “Мой друг”.
Объединились в дружные семейки, выполняя различные поручения,
помогали друг другу. (ВЫСТАВКА).
Работа в паре. (Слайд-6)
Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте
пословицу и объясните, как вы её понимаете.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Заслушивание ответов групп.( Прокомментировать пословицу.)
- Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (ответы детей) (Слайд-7)
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Человек
счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он
может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и
горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что “дружба, что
стекло, разобьёшь – не склеишь” .
4. Этап осмысления. Фронтальная работа
Что такое дружба?
-Ваши предположения?
- Как вы, ребята, понимаете что такое дружба “ДРУЖБА”
-Зачем она нужна людям?(высказывания детей).
В Толковом словаре (В. Даля) приводится такое определение дружбы: Дружба
- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов. (Слайд- 8 ).
У вас на партах есть это определение. (Слайд-9)
Найдите и подчеркните самое главное слово или словосочетание, объясните
свой выбор.
- Составьте ряд однокоренных слов : Дружба-
друг,дружить,друзья,дружественный, дружелюбный, подружиться.
Слайд -10
5. - А что значит – настоящий друг? Каким он должен быть?
(выслушиваются ответы детей).
6. Проблемные ситуации.
- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и
очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем
успокаивать, утешать).
- Или следующая ситуация. Ваш друг нагрубил товарищу, затеял драку, в
которой получил синяк. Будете ему сочувствовать?
Другими словами вы будете сочувствовать своему другу?
(Кашеварова Л.)
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
- Приведите примеры из жизни, когда вы кому-либо сочувствовали?
- Как можно выразить сочувствие? (Словами, обнять, пожать руку…)
(Евстафьева С.)
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Учитель: У вас на столе лежат ваши ладошки. (Слайд-11)
- Выберите на доске или придумайте сами ,запишите на ладошках, самое
важное слово, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.
(запишите одно качество).
Правило: записать одно самое необходимое качество для дружбы.
Учитель: Итак ,
На доске:
добрый, вежливый, честный, щедрый,
сильный, внимательный, заботливый,
преданный, умеющий хранить секреты,
отзывчивый, трусливый, жадный,
хорошо учится, любезный, терпеливый,
льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
ленивый, строгий, общительный,
бескорыстный, трудолюбивый
Дети пишут.
(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют свою ладошку к дереву
Дружбы и называют качества необходимые для дружбы.) (Слайд-12)
Слайд -13
- А сейчас вы будите зачитывать эти качества и прикреплять их к дереву
Дружбы.
- А какие качества есть в вас, которыми вы можете охарактеризовать себя.
- Ребята, а кто ещё может быт самым настоящим другом?(Мама) (Слайд-13)
-Почему? ( Мама идет с нами по жизни начиная с рождения…)
Мама- самый лучший и надежный друг, который никогда не придаст и не
оставит в беде.
7.
Анализ текста.
- Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.
Обсуждение рассказа. (у каждой группы на столе рассказ) (Слайд-14)
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих
мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и
похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не
одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты
обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
Я приглаша Старкову А. , которые прочитает стихотворение о настоящем
друге.
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет, есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… Если друга надо звать -
То вряд ли это друг…
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши
переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную
минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
8. Ребята, поднимите руку у кого есть друзья?
-Кто считает себя хорошим другом?
Сейчас мы на вас посмотрим!!!
9. Фильм о детях.
Судя по фильму в классе царит дружба, но мне приходилось наблюдать и
другое: в классе дразняться, обижают…
- Ребята, приятно будет человеку, когда его дразнят? Почему?
- Да, все ваши плохие поступки оставляют рану, следы…
10. Давайте посмотрим Фильм «Все оставляет свой след?»
-Какой урок для себя можно извлечь из этого фильма? Чему он учит?
(Прежде чем, что-то сказать, сделать, обязательно подумай…)
________________________________________________________
Сейчас мы послушаем стихотворение, о том, как мы должны мириться.
Стихотворение “Давай мириться”, читают Волков Г. и Мамедов И.
Чем ругаться и дразниться,(Ильхам)
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать.
На коньках зимой кататься,(Гера)
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Чтобы солнце улыбалось, (Ильхам)
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!(Гера)
- И ты мне друг!(Ильхам)
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде, будем!(ВМЕСТЕ)
Многие ребята нашего класса написали сочинение о своем друге. Давайте их
послушаем (Евстафьева С.)
_________________________________________
(Слайд -15)
10. Составление “Правил дружбы”.
- Мы с вами выяснили, что такое дружба и кого можно назвать настоящим
другом, обсудили пословицы, разобрали проблемную ситуацию, послушали
стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать “Правила дружбы”,
которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
- Какие правила? Предположите? (Ответы детей).
Правила Друзей. (Памятка)
Помогай другу в беде.
Не обманывай и не предавай друга.
Останови друга, если он делает что – то плохое.
Не смейся над неудачами друга.
Не ссорься с друзьями:
Умей помириться с другом.
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других
людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы
найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе,
но и перенесёте во взрослую жизнь.
(Слайд -16)
Игра «Клубочек».
Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад,
Женя, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и
отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх,
затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
- Теперь для наших гостей звучит песня « Крепкая дружба» (Слайд-17).
Подведение итогов (рефлексия) (Слайд -18)
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая
семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение,
любовь, взаимопонимание.
Спасибо за урок!!!
Если успеем.
Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружбе . (Слайд-8)
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова “Монолог о дружбе”.
1.
(Краснова П.)
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
2. (Евстафьева С.)- не читать
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
3.(Кашеварова Л.)-не читать
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
4. (Козлова А.)
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
5. (Бородина А.)
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
6. (Борисова А.)
Дружба - это теплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
7.(Денисова Е.)
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь веной полна.
8. (Чепец К.)
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар.
Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими
личными интересами.