Проблема преемственности образовательного процесса в школе и психологические трудности перехода с одной ступени образования на другую.
Автор: Филимонова Александра Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Узморье" Населённый пункт: Саратовская обл., Энгельсский р-он., с.Узморье Наименование материала: статья Тема: Проблема преемственности образовательного процесса в школе и психологические трудности перехода с одной ступени образования на другую. Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов: Филимонова А.Г.
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ
ПЕРЕХОДА С ОДНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ДРУГУЮ.
Проблема преемственности в образовательном пространстве средней
общеобразовательной
школы
актуальна
всегда.
Переход
детей
из
одних
педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются,
во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а
самое,
на
наш
взгляд,
главное
изменение
–
учителя
как
субъекты
образовательного
процесса
со
своими
общими
и
индивидуальными
особенностями.
В
течение
нескольких
лет
педагогический
коллектив
нашей
школы
работает
над
проблемой
преемственности
между
начальной
и
основной
школой.
Целью моего
выступления
является
анализ
методических
условий,
реализующих преемственность между образовательными ступенями.
Задачи:
1.
Представить
краткий
теоретический
материал
по
проблеме
преемственности в обучении.
2.
Сформировать основные проблемы преемственности начальной и
основной школы.
3.
Рассмотреть методическое обеспечение модели преемственности.
Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой, но
на разных этапах решалась по-разному.
В
первые
проблема
преемственности остро
встала
в
50-е
гг.
в
прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное
значение
для
обучающихся.
Осуществлялся
переход
от
обязательного
начального образования к обязательному семилетнему. Несогласованность
между
четвертым
и
пятыми
классами
выражалась
главным
образом
в
различии методов обучения. Довольно значительными были расхождения в
преподнесении
теоретических
вопросов.
В
учебниках
начальной
школы
почти не было обоснований правил, дети учились в основном на задачах, а в
5
и
6
классах
удельный
вес
теоретических
знаний
резко
увеличивался.
Сильно
отличались
и
формы
записей
в
тетрадях,
требования
к
степени
подробности в изложении решений текстовых задач.
Во
второй
раз
проблему
преемственности пришлось
особенно
внимательно
решать
в
начале
70-х
гг.,
когда
была
введена
трехлетняя
начальная школа. В учебниках и методических руководствах была достигнута
известная согласованность, начальная школа перестала быть обособленным
звеном. Однако в формулировках требований к математической подготовке
учащихся,
оканчивающих
начальную
школу,
и
требований
к
знаниям,
умениям и навыкам ребят, приступающих к учебе в 4 классе, были допущены
расхождения, которые оказывали негативное влияние в течение длительного
времени.
В процессе реформы общеобразовательной и профессиональной школы
проблема преемственности встаёт третий раз 80-е гг. Всеобщей становится
одиннадцатилетняя средняя школа, обучение начинается с 6 лет, а начальная
школа снова оказывается четырехлетней.
На
современном
этапе для
успешного
решения
проблемы
преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно
раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном
школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни
школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности
ответственности
учащихся,
возрастающая
сложность
предметного
содержания
обучения.
При
переходе
из
начальной
школы
в
среднюю
учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со
многими
причинами:
вместо
одного
учителя
–
сразу
много,
больше
предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и
смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша
задача.
Чтобы
помочь
ученику,
пришедшему
из
начальной
школы,
чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности
педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа:
1.
Подготовительный.
2.
Адаптационный.
3.
Стабилизационный.
Каждый
этап
включает
систему
учебно-педагогических
действий,
позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и
основной школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном
итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей
и педагогов.
Основные задачи на подготовительном этапе:
1.
Выработка согласованных действий педагогов начальной школы
и II ступени.
2.
Эмоциональная
подготовка
педагогов
II
ступени
к
работе
с
детьми младшего подросткового возраста.
3.
Подготовка
учащихся
и
родителей
выпускных
классов
к
продолжению образования в школе II ступени.
4.
Психологическое сопровождение.
Одним
из
эффективных
мероприятий
мы
считаем
проведение
совместных
диагностических
работ
по
определению
уровня
готовности
выпускников начальной школы к продолжению образования.
Подготовительный этап включает:
1.
Создание информационных карт.
2.
Проведение подготовительных организационных мероприятий.
Создание информационных карт начинается с дошкольного периода и
продолжаем накапливать информацию за период его обучения в начальной
школе,
а
в
ходе
его
взросления
накапливается
информация
о
развитии,
качестве знаний, умений и навыков, особенности его характера.
Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе,
знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым
работает начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя
начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Учителя
начальной
школы
и
учителя
предметники,
принимающие
новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого
учителя старшего звена регулярно посещают уроки в выпускных классах
начальной школы, проводят пробные уроки, ведут факультативные занятия
начиная
со
второго
полугодия
4
класса,
присматриваются
к
будущим
ученикам.
В
свою
очередь,
учителя
начальных
классов
узнают
характер
учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами
и
приёмами
их
работы.
Происходит
корректировка
учебных
программ
и
учебных планов.
Формируются временные творческие группы. В состав ВТГ входят
учителя
начальной
школы,
будущий
классный
руководитель,
учителя
предметники
основной
школы,
психологи,
логопеды.
Планируемое
время
работы – 2 года (4 и 5 класс).
Основные направления и формы работы ВТГ:
1.
Психолого-педагогическое
сопровождение:
педагогическая
диагностика, психологическая диагностика, проведение психолого-медико-
педагогических
консилиумов,
консультаций
(при
необходимости),
коррекционно-развевающей работы.
2.
Аналитическая работа.
3.
Организационная и методическая работа: совещание по работы и
принятие
программы
преемственности,
методические
консультации
по
проблеме, тематические заседания ВТГ, методические оперативки, семинары
для классных руководителей и учителей предметников, круглые столы для
выработки общих требований к учащимся 4-5-х классов.
Учителя
математики
выработали
рекомендации
учителям
начальных классов:
1.
Уменьшить
долю
фундаментальных
бе сед
и
д ру г и х
малоэффективных
методов
работы
на
уроках,
использовать
раздаточный
материал, уменьшить паузы в работе с учениками.
2.
Приучать
школьников
начинать
работать
на
уроке
по
звонку,
быстро включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам
дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ,
заканчивать урок также со звонком.
3.
Использовать формы и методы организации занятий, требующие
от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и
групповой работы.
4.
постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и
понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов,
читать вслух и анализировать условия задач.
5.
Предлагать
учащимся
задания
по
работе
со
справочниками
и
словарями,
поручать
готовить
сообщения,
рассказы,
сочинения
по
дополнительным материалам.
6.
Уделить
особое
внимание
формированию
навыка
табличного
сложения
и
умножения,
систематически
проводить
содержательный
и
напряженный устный счет.
7.
Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления,
систематически включать в устную работу задания на табличное умножение
и деление, сложение и вычитание.
8.
После
записи
примера
в
несколько
действий
начинать
с
выделения отдельных блоков, из которых он состоит. Обращать внимание на
знаки
арифметических
действий.
А
затем
на
порядок
выполнения
арифметических действий.
9.
Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет
речь в задаче, а затем попробовать изобразить её на рисунке или схеме. При
обсуждении решения задавать вопросы вида: как догадались, что первое
(второе и т.д.) действие именно такое?
10.
Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку с подсчетом
числа клеток(например: начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной
точки отступить вниз на 4 клетки), так и на нелинованной бумаге.
Адаптационный период.
Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой,
чем
образование,
–
сфере
социализации
личности.
А
это
значит,
что,
обеспечивая
эффективное
психолого-педагогическое
сопровождение
учащихся
в
период
адаптации,
мы
создаём
условия
для
успешной
социализации ребенка в обществе.
В
5
классе
перенимающие
учителя
стараются
не
разрушить,
а
сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.
Задачи:
1.
Формирование адаптационно-развивающей среды в параллели 5-
х классов.
2.
Организация
психолого-педагогического
сопровождения
учащихся в период адаптации.
3.
Формирование системы дифференцированной и индивидуальной
работы
учителей-предметников,
классных
руководителей
(по
устранению
факторов, препятствующих успешной адаптации).
4.
Координация
действий
педагогического
коллектива
по
формированию
общеучебных
навыков,
использованию
технологий
в
образовательном процессе.
5.
Осуществление промежуточного анализа успешности учащихся в
адаптационный период.
Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в
среднюю,
является
переход
от
одного
учителя
ко
многим
учителям-
предметникам.
Вместо
одного
учителя
начальной
школы,
который
один
строил
с
каждым
ребенком
и
с
его
семьей
разносторонние
отношения,
появляются
много
предметников,
отношения
которых
с
учеником
и
его
родителями
становится
ситуативными
и
касаются
в
основном
вопросов
успешности
и
поведения
на
уроках.
Вместо
одного
своего
кабинета
появляется кабинетная система. Распространяется явление «беспризорности»
Это непреходящая проблема. Каждый учитель по-своему видит свой предмет,
например
каждый
учитель
математике
преподаёт
«свою»
математику.
Преподавание индивидуально, хотя учебники и программы одни для всех.
Что бы выполнить все задачи стоящие перед учителями предметниками
мы выработали план действий по решению проблемы.
План действий по решению проблем адаптационного периода:
1.
Совещание
учителей
4-5
классов
с
целью
определения
путей
взаимодействия и взаимопомощи.
2.
Вводные контрольные работы, позволяющие определить уровень
подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе.
3.
Анализ результатов обучения пятиклассников русскому языку и
математике за первое полугодие текущего учебного года.
4.
Психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося 5
классов.
Одна
из
основных
проблем,
с
которыми
сталкиваются
учащиеся
5
классов в период адаптации, – это тревожность.
Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на
все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в
том
числе
и
за
пределами
школы,
на
здоровье
и
общий
уровень
психологического благополучия.
В
течение
адаптационного
периода
в
нашей
школе
проводится
мониторинг
уровня
тревожности
школьников,
включающий
троекратное
диагностическое обследование учащихся:
I этап – стартовая диагностика, подготовительный этап.
II этап – диагностика на начало адаптационного периода.
III этап – итоговая диагностика.
Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет
прогнозировать,
своевременно
дополнять
и
корректировать
деятельность
всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.
В средних классах нашей школы обучение ведется по традиционной
системе,
но
сохраняется
основной
принцип
образовательной
системе
–
развитие учащихся. Учителя приветствуют стремление детей самостоятельно
мыслить,
дают
возможность
отстаивать
свою
точку
зрения,
развивают
способность к поисковым видам деятельности исследовательского характера.
Предметники корректируют учебную программу с учетом опережающего
обучения,
заложенного
в
учебниках
начальных
классов,
исключают
дублирование
программ,
начиная
сразу
с
изучения
нового
материала.
Несмотря
на
большую
работу,
которая
ведется
в
школе,
существуют
сложности психологического характера. Это взаимодействие детей с разными
по эмоциональному складу учителями. Даже для опытных, любящих детей
педагогов
камнем
преткновения
является
незнание
индивидуальных
особенностей
пятиклассников.
Чтобы
сгладить
все
трудности,
в
школе
проведен
психолого-педагогический
консилиум,
в
котором
принимают
участие
педагоги
начальных
классов,
все
предметники,
работающие
в
5
классах.
В
течение
сентября
проходит
комплексное
разностороннее
наблюдение
и
диагностика
учащихся
5
классов.
Педагоги
дают
характеристику
каждому
ученику
с
точки
зрения
его
эмоционального
состояния,
общей
работоспособности,
самооценки,
характера
мышления,
развития
внимания,
охарактеризовали
интеллектуальные
способности
и
личностные особенности ученика. Это позволяет выделить в каждом классе
группы детей:
1.
По
ведущему
анализатору
(зрительному,
с л у хо вом у,
кинестетическому).
2.
Темпу
включенности
в
урок
и
скорости
утомления,
а
также
охарактеризовать
учеников,
нуждающихся
в
д о п ол н и т е л ь н ом
инструктировании.
Сопоставление
практических
наблюдений
учителей,
психологов
а
особенно
классных
руководителей,
которые
ближе
других
предметников
познакомились
с
пятиклассниками
позволяет
выйти
на
объективные
результаты.
Информация
об
индивидуальных
особенностях
каждого
учащегося была систематизирована и сведена в общую таблицу, которая
стала инструментом в руках каждого учителя предметника. Таким образом,
наши
наблюдения
и
беседы
с
учениками
показывают,
что
трудности
с
адаптацией
в
5
классах
связаны
не
только
с
усложнением
материала
и
появлением
новых
предметов. Основная
трудность
–
взаимодействие
с
новыми учителями, нарушение обычного эмоционального контакта.
Анализ результативности за 3 года позволяет сделать вывод о том, что
работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этот этап без
болезненно сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не
становится ниже.
В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало
стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную
школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и
успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.
Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень
важно
учителю
начать
обучение
предмету
с
использованием
тех
методических
приёмов,
которыми
пользуются
учителя
начальной
школы.
Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то
видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми
учащиеся пришли из начальной школы. Постепенно расширяются знания о
числах: дети знакомятся с новыми классами, затем получают понятия об
обыкновенных и десятичных дробях, а затем, в шестом классе, знакомятся с
отрицательными числами. При этом те знания, умения и навыки, которыми
они овладели при работе с числами, являются базовыми и находят своё
дальнейшее применение.